352 Ах! Аполлон в День ВМФ 29 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

352. Ах! Аполлон в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

Уже на полпути нашего корабельного катера к танкеру СМТ "Шексна", стоящему в нескольких кабельтовых от места якорной стоянки БПК "Свирепый", после успешной съёмки на фотоаппарат нашего корабля в профиль, настроение у меня и у экипажа катера резко изменилось. Задача была выполнена и теперь мы фотографировались в своё удовольствие на фоне удаляющегося от нас корабля и окружающего моря. Море, вернее акватория обширного пролива Каттегат, было прекрасным.

Вода была прозрачной, как зеленоватое хрустальное стекло. Поверхность моря была гладкой. Ветерок еле-еле освежал кожу лица. Мы были по пояс голые, но по правилам команда катера была одета в спасательные жилеты. Я тоже сфотографировался в облике и виде полуобнажённого Аполлона. Так меня назвал боцман-плотник матрос Володя Баранов и с этого момента он стал моим другом...

Как возникает дружба на флоте? Да также, как на гражданке! Неизвестно как... Возникает и всё!

Радость от исполнения желания, удачный случай, небольшая сплочённая компания в условиях повышенной тревожности и объективной опасности, принципиальное братское флотское единство и фактическая общность единой команды и единого экипажа корабля в условиях боевого похода и боевой службы, - вот, вероятно, факторы подталкивающие моряков друг к другу, вызывающие дружбу между моряками. Хотя, вероятнее всего, первый мотив для дружбы - это получение удовольствие от общения...

За время учёбы в школе, начала самостоятельной жизни и работы на гражданке после окончания средней школы, во время учёбы в севастопольской Морской школе ДОСААФ на рулевого-сигнальщика, а также начальной флотской службы в 9-м Флотском экипаже ДКБФ в посёлке Пионерское Калининградской области я имел возможность множество раз подружиться с моими сверстниками, со взрослыми, с наставниками, с с учителями и командирами. Всегда и везде я с желанием; открыто и честно старался дружить, быть в хороших отношениях со всеми, с кем приходилось общаться. При этом я пытался понять феномен дружбы, её мотивы, двигательные причины, механизм дружбы, законы дружбы.

Первые уроки настоящей, то есть глубокой, верной, постоянной дружбы, я получил в общении с моим школьным другом, товарищем и братом Славкой Юнициным. Увы, сильной, братской, всеохватывающей дружбы с моим старшим братом Юрой, о которой я мечтал с детства, у нас не получилось... Юра был старше меня на 6 лет, а это в скоростной детской и отроческой жизни - огромный срок, поэтому Юра в силу своего характера и темперамента "нёсся на всех парах, взрослея не по дням, а по часам" по принципу: "Вперёд, а там будь, что будет!", а я вдумчиво и с интересом двигался про жизни по принципу: "Всему своё место и время". Так что к 20-ти годам своей жизни я уже видел и знал, что такое дружба и какой она бывает.., а бывает она разной.

Вот и сейчас в воскресенье 29 июля 1973 года в праздник День ВМФ в кокпите (кокпит - открытое или полузакрытое помещение в средней или кормовой части корпуса катера-баркаса для рулевого, моториста и пассажиров), стоя на решетчатых рыбинах рядом с боцманом-плотником матросом Володей Барановым, я почувствовал какую-то тягу к нему, доверие, расположение, желание говорить, восхищаться окружающим миром, довериться. Вероятно, он также ощущал такую же потребность, потому что мы, не сговариваясь, вдруг начали слаженно делать то, что требовалось от нас, как моряков и членов команды нашего большого корабельного рабочего катера РБК-30(?) пр.337.

Я помог Володе Баранову прибраться в трюме и в рундуках катера, чем заслужил одобрительный кивок лейтенанта Валерия Бочковского (годок и моторист катера Виктор Фёдоров меня "не замечал" и "не видел в упор"), а Володя Баранов сфотографировал меня в минуту полного морального удовлетворения. Увы, как все фотографы, я часто фотографировал всех и всё вокруг, но очень редко фотографировали меня...

Володя Баранов был очень небольшого роста, но обладал очень красивой и гармонично сложенной фигурой циркового артиста - гимнаста или акробата. У него была рельефная мускулатура, сильные мышцы, тонкая светлая кожа, красивое мужественное лицо. Он знал о своей мужской красоте, понимал её, холил, тренировал своё тело, мускулы, цепкость пальцев, силу рук. Володя Баранов не обладал силой наших корабельных борцов-тяжеловесов и культуристов, например, как матрос с необычной фамилией Рис, но зато умел "крутить солнышко" на перекладине, отжиматься на руках бесчётное количество раз, делать все мыслимые и немыслимые упражнения на кольцах, брусьях и перекладине. Володя Баранов был истинно поход телом на древнегреческого бога Аполлона, каким его изображали древние скульпторы.

- Стать как Ахаполлон, - сказал мне Володя Баранов и приготовился фотографировать. Я не был Аполлоном, но очень хотел иметь такую же развитую рельефную и красивую мускулатуру, как у многих моряков БПК "Свирепый". Однако похвастаться бицепсами, трицепсами и плоским животом "шашечками" я не мог, несмотря на усиленные занятия силовой гимнастикой. Вероятно, наследственная фактура, доставшаяся мне от мамы и папы, не позволяла мне быть "Ах! Аполлоном"... Тогда почему мой старший брат был точно "Аполлоном"?

В 1972-1973 года на флотской службе я отличался худобой и стройностью, малым весом и "хилой" мускулатурой при росте 182 см. Единственное, что я мог противопоставить тяжеловесным и мускулистым годкам, подгодкам, молодым матросам и даже салагам на БПК "Свирепый", - это был мой характер, воля, стойкий, мужественный, насмешливый и хладнокровный взгляд, вид, поза, манера поведения. Так я и встал перед фотообъективом моего фотоаппарата "ФЭД" - с нахмуренными бровями, с приподнятой левой бровью, в независимой уверенной позе со скрещёнными на груди руками, с ироничной улыбкой, прежде всего, к самому себе. Я не стал втягивать в себя живот и расправлять нарочно плечи, не стал кулачком подпирать себе бицепс на правой руке, я встал таким, каким был тогда - худым, молодым, стройным, с оттопыренными ушами и даже ещё не совсем волосатой грудью...

Главное было в другом. В этот момент воскресенья 29 июля 1973 года, находясь в шатком катере с открытым трюмом и кокпитом между БПК "Свирепый" и танкером СМТ "Шексна", составляя единое целое с командой нашего корабельного большого рабочего катера РБК-30, я чувствовал себя настоящим "Аполлоном" - героем-демиургом, которому любые задачи "по плечу"...

Ах, молодость, молодость!

Если б молодость знала,
Если б старость могла...
Эх, прожить бы сначала,
То, что было "вчера"...
Но лихие метели
Непогодой метут
И пустые недели
Одиночеством жгут.
В безотрадных скитаньях
Горьким эхом беда.
Разбежались в незнанье,
Не нашлись никогда.
Юность долго искала,
Зрелость молча ждала...
Если б молодость знала,
Если б старость смогла...

Эхо (Александр Дагай)
© Copyright: Дух Хайяма, 2010
Свидетельство о публикации №110052501103


Справка: Выражение: "Если бы молодость знала, если бы старость могла". С французского: Sijeunesse savait, si vieillesse pouvait. Из эпиграммы (№ 191) французского писателя и филолога-полиглота Анри Этьена (1531 — 1598), которая была опубликована в его сборнике «Первые шаги» («Les Premices», 1594).
Иносказательно: сожаление о невозможности совместить энергию молодых и опыт пожилых, о пренебрежительном отношении молодежи к советам старших. Известна стихотворная версия этого выражения, принадлежащая дагестанскому поэту Расулу Гамзатову (р. 1923);
Ах, если б нам, как юным, мочь,
Ах, если б им, как старым, знать.


Рецензии