353 Штиль в День ВМФ 29 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

353. Штиль в День ВМФ. 29 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Воскресенье, 29 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 12.0°C, средняя: плюс 18.0°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:06, заход солнца – 20:41 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 85%, Давление 754 мм. рт. ст. Скорость ветра - 2 м/с.

В полдень 29 июля 1973 года на всей акватории пролива Каттегат, особенно, на южной якорной стоянке у мыса Скаген (Дания), установился полный штиль. Гладь моря рябили только мелкие, как рыбёшка, волны, даже не волны, а ветровая рябь. Правда море "дышало" длинными пологими волнами зыби, вероятно, отражёнными от берегов волнами Северного моря, которое начиналось в акватории пролива Скагеррак на северной стороне от мыса Скаген.

Штиль - это 0 баллов по шкале Бофорта (шкала волнения и силы ветра на море), это зеркально гладкое море, практически неподвижный воздух, отсутствие ветра. Волны при штиле практически не набегают на берег. Вода больше похожа на тихую заводь озера нежели на морское безбрежье. Над поверхностью воды стоит марево из горячего неподвижного воздуха и испарения морской воды - дымка. Край моря на горизонте сливается с небом так, что границы почти не видно. Скорость ветра 0-0,2 м/с. Жарко, парко, ослепительно солнечно...

Наш большой корабельный рабочий катер РБК-30 медленно подходил к БПК "Свирепый" я ещё раз сфотографировал его из положения "три четверти" вид с кормы. Команда спасательной шлюпки отрабатывала упражнение "подъём на борт корабля по штормтрапу". За тренировкой мичманов  и матросов следили "зрители" - свободные от вахт и дежурств моряки. На крыше ангара БУГАС "Вега", расслабленно опираясь на стойки и леера установленного ограждения, стояли и беседовали - командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, старший помощник командира корабля капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и ещё какой-то старший офицер. На корме у флагштока стоял вахтенный ПДСС. На обрезе кормы левого борта стоял, "руки в боки", сердитый заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и знаками показывал нам, чтобы мы быстрее пришвартовывались к большим сходням-трапу левого борта. На правой стороне за ангаром буксируемой гидроакустической станции "Вега" у обреза кормы толпились мичманы и матросы, которые ловили самодельными снастями рыбу (за этим занятием пристально следил вахтенный ПДСС, так как корабельным уставом ловить рыбу с борта корабля запрещено). Остальные моряки БПК "Свирепый" гуляли группками по 2-3 человека по кораблю, загорали, разговаривали или просто задумчиво смотрели в зелёные воды или вдаль...

Тренировка моряков в спасательной шлюпке затягивалась. Наш катер дрейфовал неподалёку и ждал, когда освободится подход к сходням-трапу. Замполит нервничал. Командир корабля и старпом были увлечены беседой, а мне совсем не хотелось возвращаться на корабль, потому что к нашем катере, несмотря на то, что двигатель чадил солярным дымом, который никуда не девался, а клубился вокруг нас, было уютно и хорошо. Наш дружеский "контакт" с матросом катера Володей Барановым наладился и крепчал, он даже дал мне подержать тяжёлый и неудобный длинный багор с закруглённым крюком на конце, которым я немедленно потряс в воздухе, приветствуя моряков на корабле...

После этого замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин не на шутку рассердился и приказами разогнал "публику" от трапа, заставил гребцов шлюпки отогнать их "скорлупу" вдоль борта за корму, а нам приказал немедленно пришвартоваться к кораблю. Что мы и сделали.

Командир катера лейтенант Валерий Геннадьевич Бочковский, матрос Володя Баранов и даже годок моторист Виктор Фёдоров с сочувствием проводили меня, я спрыгнул с палубы катера на нижнюю решетчатую площадку трапа, замочил немного ботинки в морской воде (корабль на зыби опустился немного в воду) и резво ("Бегом по трапу!" - орали весело моряки на борту корабля) взбежал по сходням прямо лицом к лицу к замполиту.

- Где вас носит?! - недовольно спросил Дмитрий Васильевич Бородавкин. - Немедленно приступайте к исполнению своих прямых обязанностей!
- Каких? - машинально с недоумением спросил я.
- Как каких?! - ещё более грозно и недовольно воскликнул замполит. - Вы же сами предлагали мероприятия по празднованию Дня Военно-Морского Флота! Где они? Почему не видно веселья? Праздника?
- Так ведь старший помощник командира корабля всё взял на себя, сказал, что он организует праздник...
- Он и организовал... Тренировки и учения, а нам нужен праздник! Вы понимаете?
- Точно так, товарищ капи...
- Короче, - обрубил разговор замполит. - Берите своих членов комитета комсомола и чтобы через 5 минут были спортивные игры, состязания, пение песен и что у вас там ещё задумано...

Этот разговор слышали все моряки, офицеры и мичманы, толпившиеся в районе бокового трапа-сходней левого борта. Они и я восприняли эти слова замполита как приказ и как мои полномочия для организации им праздника, поэтому все воззрились на меня в ожидании чего-то интересного... Что я им мог предложить сейчас, если они уже настроились на "ничегонеделанье"? Я решил пройтись по кораблю и разведать обстановку...

Сославшись на то, что промочил на трапе ботинки, я испросил разрешения сбегать в ленкаюту, поменять одежду и обувь, взять свой сценарий праздника "День ВМФ" и вернуться "во всеоружии". Замполит разрешил и я помчался по верхней палубе к себе в ленкаюту. Был полдень, 12:00, самое "пекло"...

Фотоиллюстрация. 29 июля 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген. БПК "Свирепый". День ВМФ СССР. Полдень, 12:00. Жара. Штиль. Солнце сильно печёт. Пекло. Воздух неподвижный. Выхлопы солярного дыма от работающих дизель-генераторов окутывают шкафут корабля сизой удушливой дымкой. Внутри корабля на боевых постах очень жарко и парко. Моряки БПК "Свирепый" одеты по форме одежды "с голым торсом". На спасательной шлюпке команда гребцов отрабатывает упражнение "подъём на борт корабля по шторм-трапу). Наш катер РБК-30 в дрейфе недалеко от корабля, так как путь к сходням занят. Тихо. Мирно. Спокойно. Только на обрезе кормы левого борта стоит недовольный заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин (руки в боки) и знаками нетерпеливо и сердито зовёт наш катер и меня к себе. Зовёт... Манит...


Рецензии