Александр Хлопонин

Видит Бог, совершенно не знаю: ни где он сейчас, ни того, чем он ныне занимается. Поэтому искать какой-то корысти в моих воспоминаниях не имеет никакого смысла, ибо её нет. Это просто воспоминания о человеке, которого я видел и с которым общался.
Можно вкладывать разный смысл в одно и то же слово. Например, в такое, как слово «родина». Иногда пишется с большой буквы, иногда - с маленькой. Все прекрасно понимают (и я тоже, не сомневайтесь), что слово Родина с большой буквы означает (или должно означать) очень много для каждого человека: это и история народа, и культура, и общность, и местность, и государство - всё в совокупности. Произносится оно в таких случаях с пафосом, нежностью, трепетом. У этого же слова, но с маленькой буквы, может быть более частный смысл - «малая родина», то есть, та местность, в которой родился и вырос данный конкретный человек.
Но по моей версии помимо этих двух великих понятий, ни одно из которых я ни в коем случае не хочу умалить, у слова «родина» был, есть и всегда будет ещё один смысл, изначальный смысл, не затронутый нашими дальнейшими эмоциями и возгласами с закатыванием глаз и размахиванием флагом: родина - то конкретное место на земном шаре,  где родился конкретный человек. Не вырос. Не воспитывался. Не что-то ещё, а именно - место (и/или страна) его рождения. Не более того и не менее. Именно по этой причине в любых паспортах любых стран и народов на любых языках существует такая строчка - «место рождения»: то есть, абсолютно конкретное место на Земле, где родился именно этот, а не какой-то другой человек.
Мы имеем право не называть свою национальность, если не хотим этого, или называть её всюду, если нам так хочется, мы имеем право любить любую страну мира и служить ей верой и правдой всю жизнь. Мы имеем право на любое своё мнение о ком и о чём угодно. Но мы лишены возможности родиться второй раз в другом месте, даже если нам очень не нравится то место, где мы родились, даже если оно было совсем случайным и так далее, и тому подобное. И ничего в этом пафосного или постыдного, на мой взгляд, не может быть. Да, каждый житель Земли имеет право стать гражданином той страны, которая ему нравится или в которой жили его предки, это его безусловное право. Но, мне кажется, что в первую очередь он имеет право, конечно, если сам желает того, стать гражданином страны, в которой находится то село или город, где он когда-то родился. Если же в паспорте указывать страну рождения, то, на мой взгляд, логично было бы вписывать её название таким, каким оно было в момент рождения. Например, у тех жителей России, кому теперь более ста одного года, следовало бы писать «Российская империя», у меня - «СССР», а у рождённых после 1991 года - «Российская Федерация» или просто «Россия». То есть, даже если данного государства на сей момент не существует, оно не перестаёт быть местом рождения.
К чему я обо всём этом упомянул в рассказе, посвящённом, Александру Геннадьевичу Хлопонину? Потому что в данном случае его рождение является наглядным примером моим размышлениям по поводу значения слова «родина». Ибо его родиной в том изначальном смысле слова, о котором я упомянул, является город Коломбо, в котором 6 марта 1965 года родился будущий губернатор Красноярского края, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе и заместитель председателя правительства Российской Федерации (до 18 мая сего года). На момент рождения Хлопонина и вплоть до 1972 года город Коломбо был столицей доминиона Британской империи под наименованием Цейлон. Официальной формой правления доминиона являлась конституционная монархия, правящей династией - Виндзорская, а правящей королевой и ныне здравствующая британская королева Елизавета II. Он родился не в России, не в СССР и не в Шри Ланке, он родился на земле подданных британской королевы… Кстати, Цейлон не всегда был островом. До 1481 года он соединялся с Индией перешейком, распавшимся на острова после землетрясения.
Я встретился с Хлопониным за 43 дня до завершения его губернаторства в Красноярском крае - 7 декабря 2009 года. Поводом для встречи стало издание литературно-художественного пособия для школьников «Путешествие по Красноярскому краю», одним из соавторов которого я являлся, а следствием встречи - рождение моей новой сказки «Мальчик и аккордеон», навеянной впечатлениями от общения с губернатором.
Рассказы для книги «Путешествие по Красноярскому краю» писали наши талантливые красноярские литераторы - Дарья Мосунова, Юлия Лебедева, Елена Тимченко. Ну, и я приложил там руку. Кроме наших писаний в книгу были включены фрагменты сочинений, написанных школьниками края в рамках конкурса «Я приглашаю в гости», приуроченного к 75-летию Красноярского края. Идея  такого проекта в целом  принадлежала  Фонду имени Виктора Петровича Астафьева, а претворение идеи в жизнь - заслуга работников издательства «Поликор», в частности, составителя книги - Татьяны Николаевны Елинской.
Во время беседы с Александром Геннадьевичем мне лично понравилась его непринуждённая манера общения, направленная на то, чтобы снять то психологическое напряжение, ту скованность, которые естественным образом первоначально присутствовали у участников встречи с первым лицом краевой власти. Понемногу все присутствующие раскрепостились.
В какой-то момент разговора Хлопонин припомнил случай из своего детства, когда родители купили для него аккордеон и отправили сына учиться  в музыкальную школу. По воспоминаниям Александра Геннадьевича аккордеон был таким огромным, а он сам таким маленьким, что педагогам порой казалось, что на занятия приходит один аккордеон - без мальчика, но с маленькими детскими ножками.  Так длилось довольно долго, пока однажды маленький Саша не встретил по дороге в музыкальную школу другого мальчика, у которого был настоящий живой котёнок. Тогда-то и состоялась первая в жизни Хлопонина бартерная сделка: он обменял свой аккордеон на настоящего живого котёнка и до возвращения домой был совершенно счастлив… Мне эта история так понравилась, что я пообещал губернатору написать на её основе небольшую сказку. Обещание своё я сдержал.
Хотя Хлопонин музыкантом так и не стал, но его любовь к классической музыке в дальнейшем отразилась на многолетнем увлечении: публике известна страсть Александра Геннадьевича к собирательству записей Лондонского симфонического оркестра. На прощание все участники встречи сфотографировались с губернатором Хлопониным на фоне государственного флага России. Правда, у меня нет такого снимка, никто не передал.


Рецензии