Словесные игры. Часть 1
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ Часть 1.
Одна из бед наших школ состоит в том, что обучение
происходит катастрофически серьёзно, чтобы не сказать
занудливо. А не забываете ли вы, родитель, играть с
собственным ребёнком?.. Если угодно, для взрослого
человека – это проверка на то, сумел ли он сохранить в
себе Божественные качества, данные Природой: умение
фантазировать, азарт, умение сосредоточиться и так
далее.
Андрей Максимов. Из книги «Дети как зеркало»
Дети – особая нация. Работая всю жизнь с детьми разного возраста, я не могла не прийти к выводу, что даже в преподавании такого серьёзного предмета, как русский язык, очень нужны (и важны!) игровые приёмы. Они могут спасти сухую теорию и заинтересовать как малышей, так и подростков.
И в чём я ещё абсолютно уверена: эти игры заинтересуют и многих взрослых, ибо в глубине души умного человека всегда остаётся жив ребёнок, его любопытство и любознательность.
К тому же, если у вас в семье есть дети, эти игры - полезнейшее совместное времяпрепровождение. И работа здесь не только для пап и мам, но ОБЯЗАТЕЛЬНО для бабушек и дедушек! Когда-то в русских семьях, именно старшее поколение было главным воспитателем. Не зря на Прозе в мемуарах так много слов благодарности именно им, СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ.
Вообще хочу подчеркнуть (или выделить маркером, или напечатать жирным шрифтом), а на Прозе использую заглавные буквы: ВСЁ ЛУЧШЕЕ (и ХУДШЕЕ, увы, тоже) НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ! Чтобы худшего всё же избежать, прочитайте для начала три замечательные книги наверняка знакомых вам и (обратите внимание!) УМНЕЙШИХ авторов.
1.Симон Соловейчик «ПЕДАГОГИКА ДЛЯ ВСЕХ». Даже разделы глав, уверена, привлекут внимание: «ВОСПИТАНИЕ СЕРДЦА»
«ВОСПИТАНИЕ ДУХА»,
«ВОСПИТАНИЕ УМА».
2.Андрей Максимов «ДЕТИ КАК ЗЕРКАЛО» с подзаголовком
«Как подружиться с собственным ребёнком, меняясь самому»
Потрясающе мудрая, скажу я вам, друзья, книга! Её бы надо КАЖДОМУ родителю иметь не просто на полке, а всегда под рукой. И перечитывать по несколько раз в день, а лучше – ВЫУЧИТЬ, как в прошлые века истинно верующие учили Катехизис!
Самое главное достоинство книги – она учит ПРАВИЛЬНО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ! Ибо без любви нет никакого воспитания!
Она учит УВАЖАТЬ детей, какими бы они ни казались непонятными, упрямыми или невоспитуемыми!
Она учит ЗАЩИЩАТЬ ДЕТЕЙ – и особенно от школы, как бы странно это ни звучало (особенно для меня, педагога)! Но, внимательно прочитав, я СОГЛАСИЛАСЬ с автором!
Помните, друзья, слова Андрея Максимова:
«ДЕТИ ДАНЫ, ЧТОБЫ ВЗРОСЛЫЕ НЕ ПОЗАБЫЛИ В СЕБЕ БОГА».
Ещё об одной замечательной книге не могу не сказать. Уверена, что любознательным и ищущим знания читателям она неминуемо понравится!
3.Лев Васильевич Успенский «СЛОВО О СЛОВАХ»
Вот заголовки некоторых глав:
«Слово, которому 2000 лет»
«Самая дорогая буква в мире»
«В погоне за живым словом»…
Конечно, эти названия - лишь малая толика из статей уникального произведения, которое с полным правом можно назвать «авантюрно-приключенческим романом», главные герои которого СЛОВА нашей речи!
Посоветую читателям и авторов сайта «Проза.ру», пишущих на эту тему.
1.ЕЛЕНА ГВОЗДЕНКО, автор книги «Гениальный дошкольник». Книгу можно найти на Ридеро. А на странице Елены прочитать интересные статьи в сборнике «КЛУБ МУДРЫХ МАМ».
2.ЕЛЕНА ПЛЮСНИНА, профессиональный педагог-психолог. Интересны её статьи в сборниках «Педагогика и психология», а также
«О РОДНОМ ЯЗЫКЕ».
Интересующиеся могут на Ридеро скачать или купить её книгу:
«ЗАКОН ВЗАИМОРАЗВИТИЯ. ДЕТИ СПАСУТ МИР?»
Есть и на телевидении полезные передачи. Вот недавно на канале "Культура" возродили интеллектуально-развлекательную программу "ГРАМОТЕЙ", где свои знания в русском языке могут показать школьники, а зрители могут проверить СВОИ ЗНАНИЯ и заодно что-то почерпнуть новое. А это всегда полезно!!! Не пренебрегайте этой передачей! Надеюсь, вам будет приятно посмотреть на умных детей.
А теперь пора переходить к практике! Для начала несколько
МЕТАГРАММ.
Со звуком «С» я невкусна,
Но в пище каждому нужна.
С «М» берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
***
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени –
Я по болоту зашагаю.
***
Я цвет одинаковый часто имею,
Но с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слёз довести, и убить.
***
С П я в доме, с В я в поле,
С М я в море, с Г в футболе,
С К вбивают, с Т взрывают,
С Д долину называют.
***
ЛОГОГРИФЫ (Из заданного слова, добавляя, отбрасывая или вставляя новый звук или слог, получаем новое слово)
Я смерть и разрушенье сею,
Несу я гибель в дни войны.
Но О прибавь – и я повею
Покоем мирной тишины.
***
Несёт меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить - вмиг
К нему придёт на помощь тот,
Кто без труда меня несёт!
***
Припишу игре предлог -
Превращу игру в цветок.
Превращу в любой момент
И в столярный инструмент:
Впереди подставлю ноту -
И бери его, работай! (А.Тараскин)
АНАГРАММЫ (из одного и того же слова можно, переставляя слоги или буквы, а также при обратном чтении (справа налево) получить совершенно новые слова).
***
Меня найдёшь на корабле,
Я слово издавна знакомое.
Но буквы переставь во мне –
И ты получишь насекомое. (Корма – комар)
***
В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтёшь,
То озером в горах Армении найдёшь.
***
Задачу ты решишь свободно:
Я небольшая часть лица.
Но если ты прочтёшь меня с конца –
Во мне увидеть можно что угодно.
***
Уверена, что вы всё уже отгадали!
А другие виды игр и словесных загадок – в следующей части главы.
Продолжение на http://www.proza.ru/2018/10/27/1876
Свидетельство о публикации №218102701844
Вы верно заметили: надо предоставлять ученикам некоторую свободу, играть с ними. Это здорово помогает!
Вспомнил незабвенные строки А.С
Вся наша жизнь - игра,
игра судьбы, игра природы,
друзей, врагов игра,
игра рождения и рода.
Но управлять не можем мы судьбой,
как и самой природой.
Хороших выходных и весеннего настроения!
Александр Грунский 28.03.2025 11:22 Заявить о нарушении
С благодарностью за понимание,
Элла Лякишева 29.03.2025 22:33 Заявить о нарушении