Послание из сказки

Двадцатый век в литературе стал веком фэнтези, и в нашем время продолжается тенденция к поддержанию его популярности.

Такие произведения, как «Властелин колец» и «Гарри Поттер» побили по популярности многие великие романы прошлого и современности.  Авторы данных сочинений обращаются через свои тексты к детям и «большим детям», которым пришлось пережить страшные войны и «смутные времена», а на детство и серьезную литературу просто не было времени и буквально сил.

Толкин творил в первую очередь для «потерянного поколения», проживших послевоенное скудное детство и трудную юность и, соответственно, подсознательно желающими вернуться и пережить интересное и красочное детство.

У Толкина и Роулинг добро и зло чётко определены, от главного героя зависит многое,а важность персонажей определяют по их личным качествам, а, не по их званиям или социальному положению.
 
Многие истины, наблюдения и открытия авторы вложили в свои произведения жанра фэнтези.

Толкин в яркой форме показал, что спасение мира лежит на плечах хоббитов под которыми, несомненно, подразумеваются обычные люди, или, так называемые «обыватели».

Ни великие мира сего, ни отважные воины, ни мудрецы не смогли взять на себя такую тяжелую ношу, как уничтожение Кольца всевластья. Эту мегамиссию поручили маленьким хоббитам, для которых самое важное значение имеет уютный домик, семья, урожай, своевременный сытный обед и никаких тебе приключений и подвигов. Однако, когда беда постучалась, враг уже у ворот и все надежды только на «маленького человека», они и собираются в путь.

И если завтра повторится ситуация с тем, что Зло подвергло мир сомнению, «великие чародеи» опять окажутся у дверей простого человека и вырвут их из уютного мирка и попросят свершать подвиги во имя спасения мира.

Толкин абсолютно точно уловил главную силу по борьбе со злом, в лице обывателя, который способен дойти до победы своим терпением и скромностью, т.е. теми качествами, которые напрочь отсутствуют у жаждущих власти и денег «персонажей».

Можно много интересного рассказывать о главной саге 20 века, но остановимся на второй важном наблюдение, которое дарят нам авторы.

В заключительной части "Властелина колец" есть эпизод когда приходит время «добивать» Зло, и Фродо переживает неимоверную по силе борьбу, когда попадает под власть Кольца и объявляет, что не будет уничтожать его, а желает сам быть его Властелином. И тут несознательно на помощь ему приходит абсолютный жалкий раб Зла и Кольца Голлум и нападает на Фродо, откусывает ему палец и завладевает Кольцом, но по неосторожности падает в жерло вулкана вместе с «прелестью», тем самым невольно уничтожив её.

Получается, что даже «хоббит» не смог полностью побороть жажду власти и завершить миссию. Трудно, на грани невозможного, отказаться от живущей в каждом человеке, жажды власти. Она присуще всем и выражается в разных проявлениях. Но зло по своей природе самоуничижительное явление и в решающий момент само поможет себе унизиться и повергнуться.

У Роулинг есть подобный по смыслу эпизод, когда Гарри в заключительной части «Даров смерти» перед решающей битвой с Волан-де-Мортом оказывается в некоем пространстве между мирами, где встречается с Дамлдором и видит сжавшееся в комок существо, похожее на маленького голого ребенка, но с грубой, шершавой, как будто ободранной кожей; дрожа, оно лежит под стулом, куда его затолкали, как ненужную вещь, чтобы убрать с глаз долой, и тяжело дышит. Существо нуждалось в утешении… Этот был сам, обреченный на поражение, Волан-де Морт и он находился внутри сознания Гарри, как его часть.

У Гарри появляется желание помочь ему, но "подмога" в лице профессора Дамлдора резко останавливает его, утверждая, что ему уже не помочь.

Здесь, как и в случае с Голлумом, мы видим, как, так называемое «великое зло», пытается вызвать к себе жалость.  Уже осознавая поражение, оно пытается применить свой главный трюк и вызвать сожаление, потребность в утешении, притвориться наивным, ободранным и ненужным. 

Дамлдор объясняет, что до такого состояния Волан-де Морт дошел благодаря своему невежеству, алчности и жестокости.

Это огромное по значению наблюдение, которое дарит нам автор и предупреждает не вступать в контакт ни с "внутренним" ни с "внешним" злом, и никогда не пытаться его жалеть, потому как таким образом вы просто встанете на его сторону.

Добро остается добром, Зло остается злом.

Обе эти "стороны" всегда находятся внутри нас и ведут регулярую борьбу за главенсто. Наверняка вы сможете припомнить, что временами были Фродо, а иногда становились Голлумом или даже Волан-де Мортом.

Каждый в своей жизни встречал ситуации, когда внутренее «зло» пыталось выпросить у него прощение и жалость, и тут надо помнить послание из сказки.

Потребность в прекрасном неистребима в человеке, и через сказки к нам обращаются великие авторы прошлого и современности, рассчитывая на восприимчивость читателя с «живой душой», который любит чудесные истории.

Разговор прямым текстом с нравоучениями не оказывает того воспитательного эффекта, которую дают сказки, и по этой причине все больше хороших авторов будут пытаться писать фэнтези, которое обладает огромной армией благодарных читателей.


Рецензии
Хорошо и умно написано, почти со всеми рассуждениями автора согласна.
Спасибо! Было приятно познакомиться!
Удачи в творчестве!

Афанасьева Ольга Ильинична   30.04.2019 23:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.