А был ли единый праязык?

На днях мне попалась очень интересная и познавательная лекция Андрея Зализняка об исторической лингвистике: http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430714. Очень рекомендую почитать, не пожалеете!

При чтении статьи может сложиться впечатление, что в исторической лингвистике есть внутреннее противоречие.

С одной стороны, Андрей Анатольевич утверждает, что все языки ровесники. Нет более древних и более молодых языков. Вот отрывок из его лекции:

«…Откуда же тогда взялось множество языков? Ответ: ни в коем случае не за счет того, что какой-то язык вдруг произошел из ничего, а всегда как результат ветвления некоего единого старого языка. Чаще всего это происходит в результате того, что жители какой-то страны делятся: часть уходит на новые места, постепенно связь между двумя половинами народа ослабляется, иногда полностью теряется. Сперва они, конечно, говорят на одном и том же языке, но с течением веков в каждой из этих половин накапливаются какие-то свои изменения языка, и постепенно они перестают понимать друг друга. И тогда это уже два разных языка. Это основной источник того, что в мире много языков.

К чему я всё это говорю? К тому, что понятия древний язык, не древний язык только тогда были бы осмысленны, если бы языки в какой-то момент возникали, если б можно было сказать, что, допустим, армянский язык возник в таком-то веке, а до этого его не было. Но это бессмыслица. Как мы увидели, никакой язык одномоментно никогда не возникает. Следовательно, все языки, которые сейчас существуют, строго говоря, имеют один и тот же возраст».

С другой стороны, он говорит о происхождении одних языков от других – более древних:

«Переход p в f, переход t в th, переход k в h — это так называемое германское передвижение согласных. Этому изменению подверглись согласные праиндоевропейского языка при переходе в прагерманский язык, предок всех современных германских языков».

Возникает вопрос: а был ли на самом деле некий единый прагерманский или индоевропейский язык, на котором говорили люди того времени, и который пытаются реконструировать лингвисты?

Давайте попробуем в этом разобраться.

Андрей Анатольевич выделяет два основных принципа исторической лингвистики:

1. Живой язык всегда меняется, совершенствуется. Как объясняет это сам Зализняк, из стремления к «экономии» говорящего и слушающего. Иными словами, из стремления минимумом средств передать больше информации (смысла). Поэтому в разговорном языке часто «съедаются» окончания, происходят сокращения слов и их фонетические упрощения.

2. Принцип регулярности фонетических изменений. Зализняк называет его великим открытием лингвистики 19 века, началом научной лингвистики как таковой. Он заключается в фундаментальности, согласованности фонетических изменений.

Вот как иллюстрирует Андрей Анатольевич второй принцип:

«Это значит, что если у вас на каком-нибудь этапе развития, допустим, deit переходит в d;it, то и какой-нибудь reik непременно переходит в r;ik, peis переходит в p;is и т. д. Решительно во всех случаях, когда в слове имеется сочетание такого же типа, эффект будет такой же. Понятно, что на этом полностью отменяется наивное любительское представление, что любой звук в любом слове может случайно перейти в какой-то другой. Нет никакой случайности в языке.

…В любом слове, где имеется такая-то фонема или такое-то сочетание фонем, произойдет такое-то изменение, — и есть фундаментальный принцип исторической лингвистики. Его открытие было громадным скачком, примерно таким же по значимости, как открытие периодической системы элементов для химии, закона тяготения для физики и т. д. На этом принципе основаны все исследования предшествующих состояний языков».

И вот тут мы можем наблюдать тесную взаимосвязь между эволюцией языка (сознания) и биологической эволюцией человека.

Безусловно, фонетические закономерности обусловлены строением и эволюцией речевого аппарата и нервной системы человека. Когда некая часть общества выбирает свой эволюционный путь развития и осознает себя как единый народ с самобытной культурой, то начинает развивать свой язык, который с течением времени всё больше начинает отличаться от своего исходного состояния. И эти изменения обусловлены и сопровождаются физиологическими и социо-культурными процессами формирования этноса.

Но можно ли доверять реконструкциям лингвистов, которые утверждают, что тысячу лет назад этот язык звучал так-то? Это притом, что нет никаких достоверных фактов, письменных документов, а тем более – голосовых записей, ничего, кроме предположений лингвистов, основанных на вышеперечисленных двух принципах. Насколько вообще правомерна такая глубокая экстраполяция?

Я всё больше склоняюсь к тому, что нельзя рассматривать происхождение языков, народов и видов как сходящуюся последовательность. Это очень субъективно и необоснованно. И это приводит к тому, что у каждого народа и даже у каждого человека своё представление об истории, об эволюции, своё мировоззрение, и на этой почве возможны конфликты и непонимание.

Наверное, неправильно представлять, что некогда был один единый праязык, на котором люди реально общались между собой, живя одним племенем. И что все они были потомками Адама и Евы. Все наши представления об этом будут всегда субъективны и сильно искажены нашим несовершенным мировоззрением.

Нельзя забывать о том, что народы формируются и развиваются не только благодаря относительной изоляции от других народов, но и БЛАГОДАРЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДРУГ С ДРУГОМ, благодаря непрекращающемуся культурному, экономическому сотрудничеству, информационному и генетическому обмену.

Когда мы говорим, что некое слово произошло от иранского или латинского языка, например, это значит, что происходило взаимодействие между культурами, в ходе которого родился новый смысл, новая идея, закодированная в данном слове. Мы постоянно обмениваемся этими смыслами, идеями, с целью построить наиболее гармоничные, справедливые взаимоотношения, наиболее эффективную экономическую инфраструктуру, наиболее жизнеспособную и комфортную экосистему на Земле.

И нет ничего удивительного в том, что наиболее удачные замыслы получают самое широкое распространение и реализуются во многих языках и культурах, что позволяет нам потом говорить о РОДСТВЕ и единоначалии этих культур. И это уже вневременное, объективное понимание происхождения и эволюции жизни, основанное на целостном подходе к изучению мира.


Рецензии
Зализняк, ныне покинувший бренную Землю, конечно, много сделал в своей области, для своего времени. Но времена меняются и "фундаментальные принципы лингвистики" - это как представления древних, что Земля плоская, как и остальное на тему статьи.

Петрович Сергей   30.10.2018 16:23     Заявить о нарушении
А что, принципы лингвистики сильно изменились за это время? И каковы они теперь?

Гульмира Жамантикова   30.10.2018 16:45   Заявить о нарушении
Если детально разбираться в этих принципах. Но это никому не нужно, и так проблем хватает и не принципиально по сути, чтобы копья ломать.

Петрович Сергей   30.10.2018 16:54   Заявить о нарушении
То есть Вы не знаете. Ляпнули, не знамо что.

Гульмира Жамантикова   30.10.2018 17:48   Заявить о нарушении
А вот подумайте своей головой. Зачем мне писать на ваш текст коммент? Даже не на ваш, а на бывшего академика, признанного авторитета? Если мне эта тема незнакома - прошел бы мимо? Значит знакома и настолько, что могу так писать, и оценивать.

Но у меня нет цели ниспровергнуть авторитетное светило, покрасоваться, попинать мертвого льва. Потому что это серьезный разговор и вести его с кем попало неэтично. Поэтому я закинул удочку, чтобы узнать вашу подготовку, ваши способности и возможности. Не буду же я перед первым встречным выкладывать инфу? К сожалению, по вашему ответу, я сделал вывод, что поступил правильно.

Когда мне что-то нужно узнать от человека, я притворюсь кем угодно, чтобы вытянуть из него нужную мне инфу. И не раскрываю варежку прежде времени. Вот этому вам стоит поучиться, если хотите, че-нибудь достигнуть в жизни.

Петрович Сергей   30.10.2018 20:23   Заявить о нарушении
Столько букв набрали напрасно вместо того, чтобы ответить по существу и коротко.

Гульмира Жамантикова   30.10.2018 20:28   Заявить о нарушении
Кому отвечать коротко и по существу? Вам? Почему? Вы меня попросили об этом? Вы вели себя вежливо?
Зачем вы пишете, если несколько букв для вас так много. Для писателя средней руки несколько тысяч знаков в день - обычная разминка. Это литературный сайт (много букв), а не вацап или фейсбук (пара смайлов).

Петрович Сергей   30.10.2018 20:40   Заявить о нарушении
Вы стенографист? А при чем тут лингвистика?

Гульмира Жамантикова   30.10.2018 20:42   Заявить о нарушении
Стенографист - это тот кто записывает за другими.

Не будем ссориться. Возможно, я первый написал, что-то не так про Зализняка, и потому вы резко ответили, будто он ваш дядя. А там слово за слово. Из-за всякой ерунды. И ради чего? Вы - чтобы поспорить, вероятно, у вас такой характер, склочный, из-за дурного окружения. Я - по привычке, для меня это как дышать воздухом. Укусили по разу, и можем разойтись. Логично?

Петрович Сергей   30.10.2018 20:53   Заявить о нарушении
Я сторонник того, чтобы держать ответ за каждое свое слово и подкреплять его аргументами.

Гульмира Жамантикова   30.10.2018 20:56   Заявить о нарушении
Я тоже. Но кому нужна от меня информация должны постараться, чтобы я ее отдал. Лесть, хитрость, ловкость, умолять, просить, заискивать, почитать и прочие кульбиты. Потому что это мой кошелек, а не ваш, потому что это нужно не мне, а человеку. Мне не жалко, но надо быть достойным или притвориться таковым на время. А просто так, походя, на слабо, доказывать кому-то я не собираюсь, кем бы вы ни были. А может эта инфа вам и не нужна, ведь у вас уже есть авторитет, который отключил ваш критический анализ. Поэтому, как вам удобнее считать, так и считайте. Может быть в следующий раз, когда я забуду, что с вами общался.

Петрович Сергей   30.10.2018 21:07   Заявить о нарушении
*петрович прав.
ему не следовало писать ничего...
видимо, он прав, только в этом событии...)

интересно, зачем выкладывать то, чего не знаешь?..)
неестественно, как-то..)))

меня, в этом случае, гораздо проще читать и комментировать...)
бывает...)

Ирина Агриппина Талева   31.10.2018 03:49   Заявить о нарушении
Петрович, мне Ваша информация нужна, как собаке пятая нога.

Гульмира Жамантикова   31.10.2018 06:13   Заявить о нарушении
Гульмира, значит я оказался прав в своем первом комменте и не стал тратить время на пояснения. Хотя, возможно, не стоило вообще ничего писать, если сразу видишь, что за человек. Пройти мимо, про себя подумать, типа, "опять, ну сколько можно, пощадите мои уши". В тысяча случаях из тысяча одного я так и поступаю, но иногда думаю, а прав ли я, что прохожу мимо? А как же моя миссия? А если укусят? Они же по другому не умеют. И после долгих и мучительных размышлений принимаю непростое непопулярное решение - жрите, кусайте, это жизнь.

Петрович Сергей   31.10.2018 08:24   Заявить о нарушении
Ирина, если бы сейчас была дискуссия, я бы доказал что-нибудь.

Петрович Сергей   31.10.2018 08:26   Заявить о нарушении
Ну и шли бы мимо. А если уж начали критиковать, то давайте по теме, с аргументами.

Гульмира Жамантикова   31.10.2018 09:13   Заявить о нарушении
Разве я вас критиковал? Я высказал мнение об ошибочности принципов лингвистики Зализняка. А так как он умер, то не сможет мне возразить, и тогда какой смысл его критиковать?

Петрович Сергей   31.10.2018 09:39   Заявить о нарушении
Вы критиковали принципы лингвистики. А аргументов не привели, как и "новых принципов".

Гульмира Жамантикова   31.10.2018 09:53   Заявить о нарушении
А знаете сколько нужно написать текста про ошибочность одних принципов и правильность других? Зализняк был академиком - у него была мотивация и зарплата, а я должен сделать это "на спор"? Бесплатно? Вот тут на Прозе? В пяти строчках, где мне даже спасибо не скажут, и, чтобы не написал, либо стибрят, либо обзовут? Последнее наиболее вероятно. Поэтому я написал не в пяти, а в двух строчках всю концепцию, в сокращенном, сжатом варианте. Кому надо пусть расшифровывают, ищут, находят, прикладывают усилия, мучаются, страдают. Если учитель предлагает ученикам задачку, он ее вместо них не решает, а если решит, ученики не станут умнее. Да, согласен, что мои "две строчки" выглядят суперзашифрованно, как будто, человек сказал что-то, не подумав, лишь бы что-то сказать, как это делают тысячи людей, и как определить, где из тысячи одинаковых мимоходных реплик лишь одна скрывает бонус? - Не знаю, я не ученик. Я всего лишь учитель. Кто, когда, где и как клюнет - я не знаю, это вообще не важно, "чтобы копья ломать". Теперь понимаете суть расшифровки моей второй реплики? Это как у меня есть блок инфы, которой я даю название, допустим, "ерунда". Но когда я напишу "ерунда" собеседнику, тот или обидится или обзовет меня как-нибудь. Зачем тогда мне показывать сам блок инфы? А вот, если он подумает, то придет к тому же результату - ерунда. Почему тогда я все же написал вам (другим), если такой умный? Неужели я не могу отличить кто есть кто? Возможно, потому, что в вашем тексте уже есть ответы на вопросы, которые вы хотите от меня услышать. Иначе бы я пошел бы мимо. Но раз текст ваш, то и ответы (поиск) должны быть ваши, а не мои. Знаете, как много людей на самом деле богаты талантами, но они не видят, не чувстуют того, что они делают, потому что видят и слушают не то, не туда, не в ту степь. Даже дав им в руки то, что они сотворили, они не увидят, не поймут, отбросят как мусор, потому что у них в мозгах стоит другой датчик ценностей, чужой. С теми ценностями, которые манят, пахнут, ощущаются, но их не достать, не укусить. Вас много таких, "а я одна" и потому насколько тратить время и силы на таких как вы, все же решаю сам, потому что я отвечаю за всех вас, а вы только каждый за себя да и то, не можете ответить.

Петрович Сергей   31.10.2018 10:49   Заявить о нарушении
Принципы лингвистики, изложенные Зализняком, уложились в 2 строчки. А Вы уже 200 строк написали - ни о чем.

Гульмира Жамантикова   31.10.2018 10:59   Заявить о нарушении
Да, на тему лингвистики здесь я ничего больше не напишу. Это я решил сразу же после вашей первой реакции. Так что сейчас я просто заполняю пространство, пока вам не надоест.

Петрович Сергей   31.10.2018 12:33   Заявить о нарушении
Вы на эту тему и не начинали писать. Если не считать того, что "отменили" принципы лингвистики.

Гульмира Жамантикова   31.10.2018 12:36   Заявить о нарушении
Да, вы правы с самого начала. Хотелось поумничать, но не получилось. Был разоблачен и поставлен на место. Спасибо за критику, буду продолжать работать над собой, чтобы впредь не попадать в казусные ситуации. Приношу свои извинения.

Петрович Сергей   31.10.2018 13:25   Заявить о нарушении
*господин петрович, поразил меня лично, в самое сердце...)
слова, типа - бесплатно, бонус и другие, имеющие некоторое отношение к
купле-продаже, изобилуют, просто подминая собою лингвистические основы,
сделанные покойным господином зализняком...)
это - видимо, другая ветвь лингвистической науки, в основном базирующейся
на коммерческой основе малого бизнеса...)
я бы остановилась на обсуждении принципов господина зализняка, потому, что
именно это, требует популярного изложения, а не сленговая бонусность
петровича...)))

остаётся пожелать всего самого, господину петровичу и его лингвистическим
изысканиям...)

с уважением к участнику дискуссии.)


Ирина Агриппина Талева   31.10.2018 21:11   Заявить о нарушении
*м-да...
одно - сверлит душу: может, некоторые лингвисты, настолько хитры, что их, просто, трудно понять?..)
то, что Вы пишете, мне понятно. не так уж близко, но, по-человечески...)
остальное, мне кажется, можно домысливать сколько угодно, только, боюсь,
без фактов и практического опыта общения с различными формами вакуума, повышенного давления и других негативных ситуаций, что-то сказать, вообще,
невозможно.)

всегда с уважением к Автору.)

Ирина Агриппина Талева   01.11.2018 23:33   Заявить о нарушении