Одевать или надевать?

Отрывок из повести-сказки "Врата-2"

Сегодня первым уроком у нас был русский язык. Когда Александра Николаевна вошла в класс, Никита Бойко как раз зачитывал новый анекдот из газеты:
- «Папа, пусть слоники побегают! – Доченька, они устали. – Ну и что? Я хочу, чтобы слоники побегали! – Ну, хорошо. Рота, одеть противогазы!»
Засмеялись не все. Тем временем Александра Николаевна прошла к своему столу, поздоровалась и спросила Никиту:
- Тебе это кажется смешным?
- А чего? – вскинулся Никита, - конечно, смешно.
- Во-первых, не чего, а что, - поправила Александра Николаевна. – А, во-вторых, ты сам мальчик. Значит, не исключено, что после школы ты пойдёшь служить в армию. Как ты думаешь, тебе понравится такое отношение командира к тебе? Если солдаты уже устали, то этот приказ будет просто издевательством. Командир не должен заставлять их снова бегать в противогазах.
- В данном случае они и не должны бегать в противогазах, - внезапно сказала Ан-жела.
- Правильно, - довольно улыбнулась Александра Николаевна. – Я рада, что ты это заметила.
Анжела расцвела. На прошлом уроке её очень задело, что среди тех, кто получил пятёрки за перечень глаголов, она оказалась на третьем месте, после меня и Дины. Меня она ещё согласна была терпеть, но то, что Лескова начала учиться лучше её, Анжелу очень задевало. Теперь она считала, что взяла реванш.
- А чего она заметила? – растерянно спросил Лёва Тыртов. – Почему они не обяза-ны? Если командир приказывает, нужно выполнять, - рассудительно добавил он.
- А что приказал командир? – с лукавинкой спросила Александра Николаевна.
- Как что? – сказал Никита, - вот тут написано: «Одеть противогазы!»
- Объясни, Анжела, - поощрила учительница.
- Получается, - назидательно сказала Анжела, - что или командир или составитель анекдота малограмотный. Если бы командир сказал «Надеть противогазы», солдатам пришлось бы их надеть. А была команда «Одеть», это совсем другой глагол. Надевают что-то, обычно на себя, но одевают кого-то или что-то. Получается, что солдатам дана команда одеть противогазы во что-то.
Пока Анжела объясняла, я мысленно послала Дине образ, как солдаты одевают в противогазы командира и его доченьку и гоняют их по плацу.
- Женя, - обратилась ко мне Александра Николаевна, - не поделишься с нами, что тебя так развеселило, о чём ты думаешь?
Я не стала скрывать и рассказала о том, что бы я сделала с таким командиром и его доченькой. Теперь смеялся уже весь класс. Да и разницу в употреблении глаголов «одевать» и «надевать», я надеюсь, запомнили многие.
На перемене Никита спросил Анжелу:
- А откуда ты про эти «надеть» и «одеть» знаешь? Я в учебнике смотрел, там этого нет.
- Мама недавно читала книгу, вроде бы называется «Точки над ё» (автор Наталья Нестерова – прим.авт.), название забавное, вот я и запомнила. И про эти глаголы мама мне объясняла.
- Это книга по грамматике? – уточнил Никита.
Дело в том, что Никита собирается быть журналистом, поэтому старается всё выяс-нять досконально.
- Вроде бы нет, - неуверенно сказала Анжела. – Я сейчас маме позвоню, спрошу.
Поговорив с мамой, она пояснила для Никиты:
- Книга художественная, просто там такие примеры были.

;


Рецензии
Русский язык, это океан правил!
Иногда слышу по радио Маяк, как "училка" критикует ведущих радио. Они тоже делают ошибки.
Спасибо за интересные и полезные рассказы!
Всего Вам доброго, удачи и хорошего настроения!

Михаил Захарович Шаповалов   13.09.2019 11:18     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемый Михаил Захарович!
Мы с Вами земляки, я родилась в Краснотуранске. Радуюсь, когда встречаю талантливых земляков! У Вас замечательное направление в творчестве, детям очень нужны добрые сказки! Всего Вам самого хорошего в жизни, счастья, радости и вдохновения!
С уважением

Вера Забелина   13.09.2019 16:09   Заявить о нарушении