367 Первая драконовская ласточка 30 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

367. Первая "драконовская ласточка". 30 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник 30 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 13.0°C, средняя: плюс 17.4°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:08, заход солнца – 20:39 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 753 мм. рт. ст. Скорость ветра - 6 м/с.

Утро понедельника 30 июля 1973 года в районе мыса Скаген (Дания) началось с восхода солнца в 04 часа 08 минут. Утро началось так же, как вчера и позавчера, то есть в праздничные выходные дни в субботу и воскресенье 28-29 июля 1973 года и, казалось, тоже самое будет и сегодня, в понедельник. Однако после обычного подъёма экипажа БПК "Свирепый" в 06:00, когда утренняя заря осветила берег, море пролива Каттегат и наш корабль, после краткой физзарядки на палубе, умывания опреснённой водой, утренней приборки и короткого обычного корабельного завтрака и смены вахты в 08:00, вдруг, вместо команды начать утренние работы службе корабельного наряда и традиционные политзанятия, прозвучал сигнал боевой тревоги. В небе над БПК "Свирепый" появилась настоящая боевая цель - натовский самолёт типа "Дракен" (Дракон)...

Натовские самолёты не раз пролетали и облетали наш корабль со дня постановки на якорь у мыса Скаген 22 июля 1973 года, но, как правило, на низкой высоте пролетали только патрульные самолёты "Нептун" и "Атлантик". Теперь впервые мимо нас на высоте 50-100 метров над уровнем моря с оглушающим рёвом реактивных двигателей летал настоящий боевой датский истребитель-бомбардировщик «Saab F-35» типа «Дракен». Это была первая "драконовская ласточка" ВВС НАТО с реальным боевым противокорабельным вооружением, это был первый наш реальный противник - реальная цель для нашего корабельного зенитного ракетного комплекса ЗРК "Оса-М".

В этот день с утра была чудесная солнечная и тёплая погода с приятным слабым ветерком (3,5-5,5 м/с). Такой ветерок обычно заставляет колебаться тонкие ветки деревьев и трепетать листву, такой ветер "лениво" колышет военно-морской флаг на мачте и хорошо отгоняет от нашей корабельной "дымовой трубы" угарные газы и дымы перегоревшего в дизельных генераторах топлива. На поверхности моря пролива Каттегат по ветру бежали короткие, хорошо видневшиеся небольшие волны. Некоторые гребни этих волн опрокидывались, образовывали стекловидную пену, изредка в гуще волн возникали маленькие "белые барашки". Волнение моря было лёгкое, не больше 3 баллов и волны были до 60 см в высоту, а их длина не превышала 6 м. БПК "Свирепый" слегка покачивался на волне, вздрагивал, колебался, но не раскачивался и не кланялся этим волнам.

БПК "Свирепый" стоял на якорной стоянке с южной стороны датского мыса Скаген не "просто так", чтобы стоять и наслаждаться курортной погодой и штилем на море, он дежурил, нёс боевую вахту у входа в Балтийские проливы со стороны Северного моря и просвечивал, прослушивал и просматривал всё пространство в воздухе, на воде и под водой этого морского района. Вот почему командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров выбрал такое место отдачи якоря и длинного участка якорной цепи, которое с учётом течения и господствующих ветров развернуло наш корабль носом на север (Nord), то есть ко входу в пролив Каттегат со стороны Северного моря.

В понедельник 30 июля 1970 года облёт натовского самолёта "Дракен" начался примерно в 08:55. Я получил по телефону приказ вахтенного офицера немедленно явиться в ходовую рубку в полном вооружении визуального разведчика, но сначала выскочил из носового тамбура на бак, потому что услышал в тамбуре рёв пролетающего реактивного самолёта... Натовский "Дракен" ещё относительно высоко стремительно пролетел вдоль борта нашего корабля и сделал широкую дугу влево, облетая нас по кругу. В тот момент, когда "Дракен" пролетал вдали за кормой БПК "Свирепый" на высоте клотика нашей мачты, я его сфотографировал. На фотоиллюстрации тот самый первый кадр начала реальных "боевых действий" ВВС и ВМС НАТО против нашего корабля.

Так случилось, что этот первый кадр 30 июля 1973 года оказался очень информативным. На переднем плане круглые крышки контейнеров четырёх противолодочных управляемых ракето-торпед ПЛУР 85Р пусковой установки ПУ КТ-М-1135 управляемого реактивного противолодочного комплекса УРПК-4 «Метель» (главное корабельное вооружение БПК пр.1135 типа "Буревестник). Над гребнем пусковой установки видны широкие прямоугольные иллюминаторы ходовой рубки. На крыше ходовой рубки посередине антенный пост навигационной РЛС "Дон" (или "Тесла"?). По бокам на турелях видны два корабельных прожектора МСП-л45/2 (МСПЛ-45) предназначенных для навигационного освещения и световой сигнализации.

Структура условного обозначения судового прожектора МСП-л45/2 (МСПЛ-45):
М - морской;
С - сигнально-осветительный;
П - прожектор;
Л - лучевой;
45 - диаметр выходного отверстия, см;
2 - исполнение.

Морской прожектор МСП-л45/2 (МСПЛ-45) состоит из фонаря, который изготовлен из стального сварного корпуса, опоры, тумбы и органов управления: выключателя и рычага управления створками жалюзи. В корпусе фонаря прожектора закреплены: стеклянный отражатель, патрон с лампой (ПЖ127-1000-1 или ПЖ220-1000-5) и жалюзи, с помощью которых осуществляется световая сигнализация путём открытия и закрытия створок жалюзи. Рядом с рычагом жалюзи установлен фиксатор, который входя в вырез рычага рукоятки, закрепляет жалюзи в открытом положении.. С помощью болтов-барашков к корпусу фонаря, прожектора МСП-л45/2 (МСПл-45), крепятся рама с защитным стеклом или рассеиватель. К сети судовой прожектор МСП-л45/2 (МСПл-45) подсоединяется двужильным кабелем. Судовой прожектор МСП-л45/2 (МСПл-45) рассчитан на напряжение сети 127В и 220В переменного тока частоты 50Гц. Этот прожектор, который слева на снимке на фоне брезентовой палатки с параболической антенной, спасёт мне жизнь...

Слева над динамиком КГС (корабельной громкой связи) видна "голова" корабельного бинокулярного перископического визира ВБП-451, которым я пользовался для поиска и наблюдения за объектами и фотографирования их через окуляры. За левым прожектором видна невзрачная прямоугольная брезентовая палатка, из которой "торчит" на тонкой стойке узконаправленная "тарелка" антенны РЛС группы ОСНАЗ. Это боевой пост группы сверхсекретной службы военной разведки и о неё рассказ ещё впереди...

Над "палкой" антенны навигационной РЛС "Дон-2" (или "Тесла"?) антенный пост системы управления или АП СУ 4Р-33 ЗРК "Оса-М", Над ним две круглые антенны системы управления УРПК-4 «Метель» - СУ-85КС-I «Муссон», а над ними широкая сплошная антенна навигационной РЛС "Волга" (МР-310У). Ещё выше перекрестились две параболические антенны РЛС общего обнаружения «Ангара-А» (МР-310А). На белом фоне неба остроносый самолёт с высоким килем - датский истребитель-бомбардировщик «Saab F-35» типа «Дракен».

С непривычки было несколько удивительно и обидно - мы демонстрировали натовцам и датчанам свои самые мирные дела и намерения, а они прислали нам боевой истребитель, который теперь не просто облетал нас по кругу, а взмывал горкой вверх, переворачивался на крыло и стремительно пикировал на нас, имитируя ракетно-бомбовую атаку. Я побежал на ходовой мостик…

Фотоиллюстрация: 30 июля 1973 года. 09:00 (местное время, GMT+1). Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Визит первого натовского боевого реактивного самолёта истребителя-бомбардировщика «Saab F-35» типа «Дракен» ВВС Дании. С этого момента ежедневно БПК "Свирепый" начали облетать натовские боевые самолёты и приходить шпионские патрульные суда "Самсё", "Мамсё" и "Рамсё". Ночью 29 июля 1973 я записал в  свой дневник-ежедневник: "День Военно-Морского флота! Поздравляю всех моряков всех флотов, а также запасных с этим торжественным днём. Попутного ветра всем и 7 футов под килем! Всё утро снимал ребят. Купались в Северном море. Неописуемое удовольствие! Праздник!". Праздник День ВМФ кончился. Начались боевые будни.


Рецензии