популизм

Нашей национальной идеей может быть принцип - жить по совести, который предполагает патриотизм, справедливость, милосердие, верность долгу, честь, достоинство, почитание традиций, трудолюбие и т.п.?
71.5%Да, считаю.

       «Попули;зм (от, populus — народ) — политика, апеллирующая к широким массам и обещающая им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.
В основе популизма лежит стремление той или иной политической силы завоевать доверие и поддержку масс, понравиться народу. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, обогащение и т. п.), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями.

 Многие исследователи популизма, начиная с 1980-х, рассматривали его как стиль риторики, который может служить не одной, а множеству идеологий.
В риторике популисты часто используют дихотомию (принцип «или-или», то есть «третьего не дано») и утверждают, что выражают интересы большинства населения». – Википедия.

Главная черта буржуазной власти, и российской, в частности, тоже, - ПОПУЛИЗМ.

«Справедли;вость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания...». – Википедия.

«Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний — чувства вины или «угрызений совести...». - Википедия.

«Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё». – Википедия.

«Верность долгу - это принцип, который лежит в основе общественных отношений». – Википедия.
 
«Верность — это стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга, согласно словарю Ожегова. Это качество человека как личности однажды принять решение и следовать своему выбору, отметая всякие сомнения. По сути, верность – это линия поведения, выбранная в соответствии с жизненными ценностями. Она не может возникнуть без объекта внимания внутреннего или внешнего. Эту душевную потребность порождает кто-то или что-то. Верность — положительное нравственное качество личности, характеризующее неизменяемое устойчивое отношение человека к кому либо или чему либо. Быть верным значит не предавать то, чему ты верен. Предательство - это нарушение верности...» – Википедия.

«Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы [1]. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности». – Википедия.

«Достоинство — уважение и самоуважение человеческой личности как морально-нравственная категория». – Википедия.

       Моя статья начинается словами, которыми был сформулирован один из ответов социального опросника. Ответ получил одобрение 71,5% людей, принимавших участие в исследовании. В самом деле, неужели можно ответить как-нибудь иначе? Можно ли отвергнуть этот вариант обозначенной национальной идеи? Самый первый душевный порыв однозначен: да, и я так считаю. Три четверти всех опрошенных людей, не задумываясь, ответили так же. Между тем, все эти замечательные слова всегда используются в популистской риторике. По-видимому, многие люди неправильно понимают (принимая на веру) и применяют слова, выражающие те или иные понятия, ориентируясь на их абстрактный и формально-логический смысл как в словарях, так и в повседневном общении.

       Вероятно, в школах недостаточно хорошо, или не обучают вовсе, логике движения сложных понятий. Понятие в совершенном сознании должно быть конкретным, то есть содержательным. Оно требует, чтобы с ним работали, синтезируя его. Понятие (в диалектике), выражаемое словом, подвергаясь анализу с одновременным синтезом, усложняется и становится предметным, оптимально отражая реальную действительность. Люди же, иной раз, понимают слова поверхностно, не постигая их истинной глубины. По этой причине популистская риторика рассчитана на чрезмерную доверчивость слушателей и ограниченную способность человека к критичному восприятию информации.
   
       Все перечисленные понятия со ссылкой на википедию выражают неоднозначный смысл, разъясняются пространно, что является верным признаком их сложности и всегда требует их дополнительного анализа, сопровождающегося синтезом. Помня о том, что все понятия являются абстрактными, то есть в той или иной степени отвлечёнными от конкретной жизни, необходимо перевести их в конкретную форму, используя очень важный принцип диалектической логики – «восхождение от абстрактного к конкретному».

        Без этого логического перехода все указанные понятия с расплывчатыми определениями создают иллюзию их абсолютной и исчерпывающей значимости. Их достоверность, по этой причине, не может быть подтверждена непосредственным практическим опытом здесь и сейчас. Это обстоятельство даёт возможность популисту применять гипнотическое (внушающее) воздействие на психологически незащищённую (знаниями) аудиторию техниками нейролингвистического программирования сознания (НЛП) с главной целью – манипулирования сознанием и поведением людей.

       Получается, что такого рода понятия, «болтаются» между философскими категориями «простое» и «сложное», «абстрактное» и «конкретное», «всеобщее» и «единичное», «субъективное» и «объективное». Они, понятия в такой форме (в популистской риторике), никогда не становятся простыми (всеобщими), то есть общими и доступными пониманию всех людей. В то же время, они не могут быть и достаточно сложными, чтобы в истинных категориях объективно отражать конкретную жизнь человека и общества. Оторванные (отвлечённые) от материальной сущности социального движения материи, эти понятия становятся пустыми и бессодержательными. Не надо подвергать свою психику разрушительному воздействию популистской риторики. Не нужно слушать этих болтунов, которых «пруд-пруди» на всех уровнях нынешней государственной власти.

       Итак, всякое понятие без материальной сущности – понятие пустое и бессодержательное. Возьмём, к примеру, верность долгу. В чём его материальная сущность? Во-первых, в том, что это понятие ЕСТЬ, следовательно, оно есть БЫТИЕ как материя (человек, общество - объединение множества людей) и её материальный феномен (сознание – жизнь со знанием, идея, одухотворённость, производственные отношения). В повседневно-обывательском смысле слово «долг» воспринимается как неисполненное обязательство за жизнь в кредит, который может быть выражен небескорыстной помощью: денежной субсидией, другими материальными благами и услугами, подлежщими непременной компенсации или, чаще, гиперкомпенсации.
 
       Надо ли говорить о том, что лучше не иметь такого долга и верности ему. В данном случае «верность долгу» следует считать издевательством над человеком, приговорённым к насилию и моральному страданию из-за отсутствия возможности вернуть долг. Мы с вами забыли о том, как ведут себя бандиты, банки – ростовщические конторы, микрофинансовые учреждения? Верность долгу для них – святое дело, высшая форма справедливости. Кто руководит нашим государством? – мошенники, бюрократы, чиновники-коррупционеры, жулики, воры и бандиты.  Их популистской справедливостью искусно маскируется беспредельная и немилосердная эксплуатация человека человеком.

       Долг и верность ему – «священная корова» капиталистического общества. Главная задача сделать должниками возможно большее количество людей и всех их загнать в «электронно-банковский концлагерь». С этой целью, якобы, для борьбы с инфляцией, центральным банком России проводится экономическая политика максимального сжатия свободной денежной массы, находящейся на руках населения. Искусственный дефицит наличных денежных средств множит бедность, нищету, и как следствие этого, увеличение количества долговых обязательств у жителей страны. Воры и бандиты, захватившие власть и сырьевые ресурсы России, умудряются получать сверхприбыли, разрушая, при этом промышленность и народное хозяйство нашего государства в целом.

       Рассмотрим это же понятие с позиции марксистко-ленинской философии, в которой долг есть должествование – способность ЧЕЛОВЕКА (бытия) быть тем, что он не ЕСТЬ. Каждый сознательный человек непрерывно стремится преодолеть предел своего развития, отодвинув его в бесконечность, то есть к самосовершенствованию и совершенствованию окружающего нас мира. Стремление это в качестве долженствования заложено в нём самом без насилия извне. Если оно станет жизненным принципом, то и будет называться верностью долгу. В таком случае «верность долгу» становится конкретным и истинным понятием, включающим в себя движение развития, в том числе как революционный процесс.

       Все милые сердцу определения перечисленных мною понятий субъективны, по-существу, поскольку рождаются в сознании субъекта (человека), интерпретируются им в полном соответствии с его мировоззренческой концепцией и его идеологией – стройной системой научных взглядов на мир, человека и общество. Рабочий и капиталист, эксплуатируемый и эксплуататор по-разному понимают справедливость, совесть, честь и достоинство. Долженствованием для капиталиста является самовозрастающая стоимость капитала, которая и определяет его критерии справедливости, совести и чести.
       
      
      
      
      
      


Рецензии