Осе Минде - Фрида Калло
Перевод с норвежского Элеоноры Панкратовой
Из предисловия автора:
В течении многих лет меня занимали размышления о целительной силе искусства и особенно о том, как удаётся творческим личностям в период душевного кризиса обращать негативное в позитивное.
При написании данной книги я ставила перед собой задачу изучить тот потенциал выздоровления которым обладают творческие личности. Питаю надежду внести свой вклад в осознание того факта, что искусство способно помочь обрести здоровье.
Очень надеюсь , что в своей книге смогла преодолеть отвратительную черту, присущую всем психиатрам – видеть во всем патологию. Для меня главным было показать многообразие человеческой натуры и способность творчески личностей передавать это многообразие самыми неожиданными способами. Почти каждый из нас рано или поздно в течении жизни переживают душевный кризис. И некоторые из нас переживают более глубокий и серьезный кризис нежели остальные, погружаясь в депрессивное состояние. Искусство способно помочь нам начать воспринимать жизнь с разных углов зрения и научить нас видеть то многообразие оттенков цвета в жизни, которых мы ранее не замечали…
Мексиканская художница Фрида Калло изображала страдания так, как будто бы на холст с ее кисти капали капли ее собственной крови . Фрида Калло родилась в 1907 году. Когда ей было двадцать два года она вышла замуж за всемирно известного художника, прославленного автора фресок Диего Риверу, который был ровно в два раза старше нее. Позади у него уже было два брака. Фрида Калло была изящная и красивая женщина. Он была одновременно деятельной яркой, интеллектуальной и чувственной. Диего Ривера был грузный и довольно некрасивый мужчина, но его личность обладала почти магической притягательностью для женщин Он был интеллектуальным, обаятельным, обладал чувством юмора. В нем было также нечто глубоко чувственное, и он был прекрасный рассказчик. У них были общие взгляды на жизнь, оба были жизнерадостные люди, чувство иронии и юмор сопровождало их общую семейную жизнь.
Фрида Калло и Диего Ривера оба были членами коммунистической партии. Именно их политические взгляды и свели их вместе, за их встречей последовал бурный роман, который длился всю жизнь. У того и у другого было множество любовников и любовниц и огромное количество друзей, среди которых было много выдающихся личностей. В 1925 году с Фридой случилось несчастье : она попала в дорожную аварию, которая внезапно изменила ее жизнь. Однажды она ехала на автобусе вместе с одним своим приятелем из Художественной школы, где они учились Автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Трамвай проехал сквозь автобус прямо посредине и почти полностью смял его. Фрида получила очень тяжелую травму. У нее была сломана ключица и несколько рёбер, сустав правой ступни оказался совершенно вывихнутым и раздробленным. Одновременно было еще одиннадцать переломов по всей длине ноги. Кроме того было и была раздроблена тазобедренная кость. «Сломанный железный прут токоприемника трамвая буквально проткнул ее насквозь», пишет американский искусствовед Хайден Герера в биографическом исследовании «ФРИДА ». Этот железный прут прошел насквозь тело Фриды. За свою жизнь она перенесла тридцать две операции, большей части на позвоночнике и правой ноге. Ей приходилось подолгу лежать в больнице, у сохраняя неподвижное положение, находясь в гипсовом корсете. Фрида могла бы назвать несколько причин, почему она начала заниматься живописью. В связи с открытием ее? выставки в Нью –Йорке в 1938 она написала :« До 1926 года я никогда не думала о живописи. Все началось с того времени, когда я оказалась в больнице после транспортной катастрофы. Я так страдала, меня так угнетало неподвижное лежание в гипсе, что я поняла : надо мне найти себе какое-то занятие. Отец обеспечил меня красками , а моя мать заказала для меня специальный подрамник, ведь сидеть я не могла и я начала рисовать »
Боль, физическая и психическая стала главной темой творчества Фриды Калло. Свои ощущения, связанные с болью, она трансформировала в живописные полотна, но при этом в ее картинах присутствует любовь к жизни, юмор и фантазия. Она не осмеливалась изобразить само произошедшее несчастье, которое вероятно было еще слишком близко стояло рядом, от которого она еще никак не отошла- сама она говорила, что не вставить такое событие в рамки живописного полотна. Как считает Хайден Герера «именно несчастье и его последствия сделали ее зрелым художником, способного изобразить нюансы собственной душевной жизни … Ее лицо часто похоже на маску, тело предстает обнаженным , оно изранено так же как и ее чувства. Она как бы выворачивает внутренности из своего тела наизнанку, изображает свое сердце снаружи, рядом с грудью, рисует искалеченный позвоночник так, как будто ее фантазия сродни рентгеновскому аппарату или ножу хирурга ….Он предстает как некий психологический хирург.»( Хайден Герера , 1994 стр 68).
Фриде всегда очень хотелось иметь ребенка, Мечта о ребёнке и горе в связи с тем, что она не может иметь детей никогда не покидали ее. Она писала \ говорила: «Живопись наполняет мою жизнь смыслом . Я потеряла трёх детей... Для меня главное – работать.» Для большинство Картин Фриды Калло характерна раздвоенность. Они демонстрируют ее восприятие реальности как изнутри, так и снаружи, как изнутри, так и с внешней стороны, как, например, в ее полотне «Две Фриды» .
Несмотря на то, что жизнь Фриды в была переполнена болью, Фрида была способна радоваться жизни, ее картины, наряды и разного рода аксессуары всегда свидетельствовали о ее хорошем вкусе. У нее было особое чувство цвета, она умела одеваться и создавать свой имидж в соответствии с своими психическими состояниями.
Прямо перед своей смертью Фрида Калло записала:» Когда я вглядываюсь в свою фотографию 1932 года, отец сфотографировал меня после произошедшего несчастья, то вижу в моих глазах поле моей борьбы со страданием .С того момента я начала смотреть прямо, не моргая, не улыбаясь, демонстрируя своим видом, что я буду стоять до конца «. За несколько дней о смерти она сделала следующую запись « Надеюсь мой уход будет радостным, и я никогда сюда не вернусь».
И действительно Фрида боролась до конца. Карандаш и краски держали ее в этой жизни и помогли обрести новый смысл существования после того ужасного несчастья, когда ее тело оказалось буквально разорванным на куски.
Рассматривая картины Калло мы ощущаем и физическое и психическое присутствие в них самого автора. Фрида Калло сумела преобразовать свою душевную боль, воплотив ее в произведениях искусства
Свидетельство о публикации №218110301293
Вы сумели передать её боль.
УСПЕХОВ ВАМ В ТВОРЧЕСТВЕ, ДОРОГАЯ ФРИДА!
С большим уважением,
Татьяна.
Татьяна Шмидт 26.11.2018 18:42 Заявить о нарушении