О Пургасовой Руси, эрзянском языке и вере предков

Честно говоря, я поражаюсь, сколько хороших произведений удалили на разных Интернет-ресурсах только за последние пять лет. Забанили Ефремова, автора «Новых русских сказок», почему-то. Почему – то не пишет больше Алексей Авардин, хотя опубликованная им в 2012 году повесть «Варнавинские девчонки» пока что доступна – http://www.proza.ru/2012/09/18/1900

А эрзянский язык – язык Пургасовой Руси. Была и такая, наряду с Киевской Русью, Белой Русью, Червоной Русью. В учебниках истории про неё ничего не говорится, равно как и об Алёне Арзамасской... Располагалась Пургасова Русь по нижнему течению Мокши, от Темниково-Вадских лесов до Оки, а город Арзамас (Эрзямас) был её политическим и экономическим центром.

До 3 апреля 1957 года существовала и Арзамасская область в составе РСФСР. Несмотря на большую численность, более миллиона человек, наследники Пургасовой Руси – эрзяне – не считались отдельным народом. Зато был создан якобы единый «мордовский» народ, объединивший практически русских (помнящих свой древний пра-арийский, гиперборейский язык, никогда не знавшим крепостного рабства, помнившего свою веру в единого Бога – Инешкипаза, принимавших старообрядчество, но противившегося насильственной «никонизации», т.е. признания реформ Патриарха Никона) и мокшан, имеющих генетически большее отношение к кочевым тюркоязычным народам, лексику и фонетику, более свойственные тюркским языкам, причём отличия между эрзянским и мокшанским языками не менее значительное, чем между русским и польским. Поскольку де-юре национальности «эрзя» не существовало, при массовой паспортизации сельского населения жителям бывшей Арзамасской области (а также нынешних Нижегородской, Самарской Ульчновской, Рязанской, Владимирской и Ивановской), им приходилось выбирать, какую национальность записать в документы – русский или мордвин. Так большинство эрзян – потомков Пургасовой Руси – стали русскими...

Образ Инязора (то есть, по-русски, князя) Пургаза (по-русски Пургаса) замечательно выведен в поэме «Возмездие» В.Ф. Егорова (1978) и в замечательном историческом романе «Пургаз» эрзянского народного писателя К.Г. Абрамова (1988), переведённого и на русский язык.

Эрзянская вера – это осознания себя свободной творящей личностью. Эрзянская древняя вера – это вера творения, свободы, осознания себя свободной творящей личностью. В ней можно выделить тридцать пять основных положений:

1. Всё, что есть на небе, в космосе и на Земле, – всё видимое и невидимое, всё что только ощущается, всё то, что рождается и растёт – всё это сотворено единым творцом Инешкипазом.

2. Творец сотворил в разных мирах предела, для всего живущего, как в физическом, так и в духовном плане, Духов-помощников – Держателей и хранителей стихий и стихиалий - для народов, живущих на земле, которые помогают и сохраняют великий принцип постоянного творения – движения, роста, самой жизни, самого бытия.

3. Хотя каждый народ по-своему, на своём языке называют имя единого Творца и созданных сотворенных им духов, держателей, все они, по сути – часть Творца и всего его творения, равно как каждый человек и народ в целом.

4. Всё Творение Инешкипаза свято и пребывает в Пазчанго(Оймеялтсо) – В Святом Духе.

5. Человек состоит из физического тела, души и Духа.

6. Вся Вселенная пребывает в постоянном Творении, жизнь сама по себе – это творение.

7. Жизнь человека связана с окружающей Природой, Космосом, Вселенной в единый стержень и подразделяется на четыре периода:
Рождение – Восход
Детство – Весна – стихия воды.
Рост – Отрочество и Юность – Лето-Юг – стихия огня.
Зрелость – рождение и воспитание детей,
Осень – запад, стихия земли.
Старость – уход в мир иной,
Зима, Север – стихия воздуха.

8. После смерти умирает только физическое тело человека, душа вечно живая, после некоторого отдыха душа снова вселяется в какое-нибудь творение Создателя.

9. Любое действие – это уже акт творения, сначала творение обдумывается воспринимается душой, затем только реализуется в делах и на физическом плане. Перед любым актом творения необходимо упомянуть имя Инешкипаза-Творца, тогда и ваше творение действие будет освящено силой святого духа.

10. Человек – частичка природы, окружающего мира. Природа – это общий дом людей. Каждый человек дитя природы давшей ему физическое тело это единая мать, а душа от Единого Творца – единого Отца. Поэтому человек должен бережно относиться к природе, беречь и лелеять её.

11. Люди должны жить в гармонии и почитать Духов-держателей, созданных Творцом, проводить в честь их Озксы-Моления, но в своих молитвах к ним сначала нужно упомянуть имя создателя, Инешкипаза, а затем уже обратиться к тому или иному конкретному держателю.

12. Родителям: Рождение и воспитание детей – это дар творца и является актом творения. Здоровые дети рождаются и растут только в тех семьях, где живут любовь и следование заветам Творца.
 
13. Даже у ребенка в утробе матери есть уже душа, он все чувствует слышит и понимает.

14. Детям необходимо уважительно и с почтением относиться родителям, старшим, к предкам.

15. Старшим необходимо не только учить молодое поколение, но и самим учиться у молодежи, и самим исправлять те ошибки которые сами совершили в своей жизни.

16. Грехи и ошибки, совершённые на жизненном пути, необходимо осознать, – и уже осознанно покаявшись, их исправлять, и учить других людей не совершать тех же ошибок.

17. Самый большой грех – это нарушения законов Творца.

18. Большим грехом является как самоубийство, так и лишение жизни другого человека. Помни, человек, иногда ты даже своими мыслями, словами и неблаговидными делами можешь уничтожать как себя, так и другого.

19. Лишение другого человека жизни является безгрешным лишь тогда, когда другой сам пытается убить тебя, захватить твою землю, богатство: это – враг.

20. Большой грех это воровство, захват чужого имущества.

21. Издевательство и надругательство над другим человеком – грех.

22. Предательство своего народа, неуважение и не почитание памяти предков, родного языка – тяжкий грех.

23. Неуважение других народов, их верований – грех, ибо все они как и ты и твой народ от одного Творца.

24. Развратная и распутная жизнь, пьянство – грех.

25. Не прислушиваться к мнению другого человека, считать себя умнее
его – это заблуждение и грех твой.

26. Безразличие и неоказание помощи человеку, попавшему в беду, больному человеку  – грех.

27. Зависть – это грех.

28. Не сыпь проклятия другому, не говори бранных слов: это – грех.

29. Хвастовство, мотовство – грех.

30. Обман других – грех, этим самым ты обманываешь себя.

31. Небрежное отношение к окружающей среде – это большой грех.

32. Инешкипаз создал каждого человека самым красивым, самым достойным, самым талантливым своим творением, – и, чтобы воистину быть таковым, необходимо вести себя достойно.

33. Всегда помни память предков, не оскверняй их могил, поминай их: в твоей крови течет их кровь, их мудрость и знания являются фундаментом для тебя твоего народа.

34. Береги свое здоровье: это – дар божий, только в здоровом теле будет здоровая душа.

35. Придерживайся и живи по этим законам – и ты воистину будешь творцом своей судьбы и жизни, настоящим чадом Отца небесного Инешкипаза и матери Земли – Человеком...

В дополнение к 34-й заповеди, считалось, что всё лето, с Од Толонь чи (Дня нового Огня, который ноступает полле полнолуния, предшествующего дню летнего солнцестояния) до Пурьгинепаз чи (день Бога грома и дождя – первого августовского полнолуния), для девушки носить обувь – страшный грех...


Рецензии
Сведения достойны внимания. И даны с любовью.

Правда, Пургасова Русь есть ни что иное, как выселение
словен из Ростова и Мурома в мордовскую землю.

Здравия и успехов.

Ведогонь   08.11.2018 23:23     Заявить о нарушении
Спасибо!
Здравия и успехов!
Ульть шумбра, уцяскав!

Надя Корнева   08.11.2018 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.