372 Накаркал Haakon VII 30 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

372. Накаркал "Haakon VII". 30 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Каттегат. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник 30 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 13.0°C, средняя: плюс 17.4°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:08, заход солнца – 20:39 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 753 мм. рт. ст. Скорость ветра - 6 м/с.

Сразу после обеда в понедельник 30 июля 1973 года, как только на БПК "Свирепый" сменилась 2 смена и на ходовую вахту заступила смена №3, к нам пожаловал новый гость - учебный корабль (Skoleskip) ВМС Норвегии - Haakon VII (1945/1958/1965) или "Хокон VII", бортовой номер или вымпел "А 537". Haakon VII - был построен американцами как плавучая база гидроавиации типа АУР (Озеро Вашингтон-Хоутон, США), спущен на воду в марте 1944 года и 2 декабря 1944 года введен в эксплуатацию в Пьюджет-Саунд на военно-морской верфи в Бремертоне (шт. Вашингтон, США). 11 февраля 1945 года на корабль, который имел другое имя (USS Gardiners Bay AVP-39 или "Гардинеров залив"), заселилась команда во главе с командиром Карлтоном С. Лукасом и этот корабль успел принять участие в окончании Второй Мировой войны (1945). Затем USS Gardiners Bay AVP-39 участвовал в Корейской войне (1950-1953).

17 мая 1958 года ВМС Норвегии взяли этот корабль "взаймы"у ВМС США, то есть в кредит. После перестройки и перевооружения USS Gardiners Bay AVP-39 превратился в учебное судно HNoMS Хокон VII (A537) (в Норвегии, КНМ Хокон VII (A537) Королевского норвежского военно-морского флота (ВМС Норвегии). Позже Норвегия выкупила это судно и за 16 лет службы оно осуществило круизы практически во все порты западного мира. В 1973 году КНМ Хокон VII (A537) закончит свою активную морскую жизнь. Вероятно, этот выход к БПК "Свирепый" был крайним учебно-боевым походом учебного корабля КНМ Хокон VII (A537), потому что после этого вся команда была списана с корабля на другие суда, а Haakon VII был в 1974 году исключён из состава ВМС Норвегии и продан в Голландию на слом в 1975 году.

А537 КНМ Haakon VII ВМС Норвегии имел следующие ТТХ:
Водоизмещение стандарт, т 1766
Водоизмещение полное, т 2800
Длина, м 91 (макс. габаритная 94,7)
Ширина, м 12.5
Осадка, м 3 (макс. при нагрузке 4,14)
Винтов, шт 2
Машина (ГЭУ):  электрический двигатели, 4 дизельных генераторов
Мощность, л.с. 6080
Рабочая скорость, уз 18,5
Максимальная скорость, уз  20
Топливо дизельное, т 260 (макс. 400)
Дальность плавания, м  6000
Вооружение: 1 x 1-127/38 МК 30 (универсальное орудие главного калибра), 1 х 4 - 40/60 Мк 2, 2 х 2 - 40/60 МК 1, 4 х 1 - 20/70 МК 10, 2 ДКП, 2 ПКТ, обслуживание 12 гидросамолетов
Аппаратура наблюдения: (предположительно) радары SA, SF или SL или SU, сонар (эхолот)
Экипаж, чл:  215 + 86 кадетов (курсантов).

Это учебное судно ВМС Норвегии А 537 КНМ Haakon VII практически без каких-либо предупреждений и знаков-сигналов тихо подкралось к БПК "Свирепый", стоящему на якоре, и сходу, плавно и не торопясь начало проходить мимо нашего корабля вдоль борта. Корабль-судно Haakon VII был, конечно, старый, очень старый и не представлял нам никакой угрозы, потому что мы его разгадали ещё на подходе по характерному и хорошо известному силуэту. Все его орудия и зенитные автоматы, конечно, были боевыми и могли стрелять, но составить конкуренцию нашей артустановке АК-726 не могли - мы бы уничтожили этот корабль-судно издалека.

Все орудия и зенитные автоматы учебного судна А 537 КНМ Haakon VII были демонстративно зачехлены брезентом и обвязаны концами. При этом вся верхняя палуба, все открытые мостики и площадки были заполнены офицерами, матросами экипажа судна и курсантами, они отличались формой одежды. Все норвежские военные моряки открыто глазели на наш корабль и откровенно показывали нам жестами своё восхищением нашим БПК "Свирепый". Судно А 537 КНМ Haakon VII проходило вдоль нашего корабля сначала по левому борту (смотри фотоиллюстрацию), затем, развернувшись в отдалении, прошло по правому борту. Всё это время норвежские курсанты ликовали, чуть ли не танцевали, глядя на наш корабль. Сдержанно вели себя только офицеры в чёрных мундирах на крыльях ходового и сигнального мостиков.

Это учебное судно А 537 КНМ Haakon VII было хорошо известно и полностью было описано в секретном справочнике самолётов и кораблей США и НАТО, поэтому я, с разрешения командира корабля капитана 3 ранга Е.П. Назарова, даже не стал оформлять отчёт визуального разведчика, потому что мы ограничились только записями в вахтенном журнале о начале и окончании визита дружелюбных натовских норвежских военных моряков.

Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин предложил командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову выйти на правое крыло ходового мостика и ответить на приветствия норвежских моряков, но Евгений Петрович Назаров отказался и предложил сделать это вахтенному офицеру. Появление советского вахтенного офицера на открытом мостике было встречено норвежцами громким дружным ором и ликованием, особенно после того, как наш лейтенант строго и чётко отдал честь командиру и экипажу учебного судна ВМС Норвегии А 537 КНМ Haakon VII. Норвежцы хотели общаться, что-то нам кричали, даже притащили мегафон, но я через корабельный перископический визир ВБП-451М заметил за спинами норвежских офицеров какого-то гражданского мужика с большой видеокамерой на плече. Он несколько раз появлялся из ходовой рубки, украдкой нас снимал, а потом исчезал. Я доложил о "мужике с видеокамерой" командиру корабля и он резко приказал вахтенному офицеру вернуться в ходовую рубку.

Около часа норвежский учебный корабль А 537 КНМ Haakon VII крутился вокруг БПК "Свирепый", но никто из моряков нашего экипажа, кроме сигнальщиков-наблюдателей, на верхнюю палубу не вышел. День 30 июля 1973 года был чудесный, всё ещё праздничный, но в атмосфере пролива Каттегат уже сгущалась какая-то мгла, то ли море парило, то ли с севера потянуло холодным ветром, но погода явно менялась. Вскоре норвежской учебное судно А 537 КНМ Haakon VII отвернуло прочь от БПК "Свирепый", пошло к нашему танкеру СМТ "Шексна", прошло мимо него и растворилось в далёкой дымке на горизонте.

Фотоиллюстрация: 30 июля 1973 года. 09:45 (местное время, GMT+1). Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Из всех фотографий, которые я сделал, снимая А 537 КНМ Haakon VII, остался только этот снимок, на котором на спардеке (вторая палуба-надстройка над основной верхней палубой судна) над цифрой "7" видны трое членов команды судна, а справа от них тот самый мужик с видеокамерой на левом плече... Увы, сфотографировать его через окуляры корабельного перископического визира ВБП-451М обычным фотоаппаратом "Зоркий-3М" не удалось из-за небольшого, но ощутимого волнения и среднего хода норвежского учебного судна. А 537 КНМ Haakon VII проходил мимо нас на расстоянии 1-2 кбт со скоростью 10-12 узлов, то есть не быстро, но и не медленно... Видимо, командование ВМС Норвегии не хотело рисковать своими курсантами (кадетами), будущими офицерами Королевского норвежского военно-морского флота (ВМС Норвегии).


Рецензии