371 Отчёт визуального разведчика 30 июля 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

371. Отчёт визуального разведчика. 30 июля 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Понедельник 30 июля 1973 года, Дневная температура: мин.: 13.0°C, средняя: плюс 17.4°C тепла, макс.: плюс 22.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:08, заход солнца – 20:39 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 753 мм. рт. ст. Скорость ветра - 6 м/с.

Не успел я вернутся на ГКП, как мне опять пришлось срочно выбегать на сигнальный мостик и теперь уже открыто фотографировать нашего назойливого визитёра - натовский разведывательный вертолёт Bell ОН-58 Kiowa (Белл ОН-58 «Кайова») Королевских ВМС Дании. Дело в том, что с этим вертолётом что-то случилось... Изменился звук работающего двигателя вертолёта, сменился ритм, тон, характер ревущего звука. Вертолёт вдруг резко просел к поверхности моря, закачался, забеспокоился и тут же, развернувшись, улетел в сторону мыса Скаген. Этот момент "проседания" вертолёта почти до самой поверхности моря я успел сфотографировать.

Срочное исчезновение разведывательного натовского вертолёта принесло всем освобождение от нахлынувшего напряжения, когда на ГКП появился мичман БЧ-2, вооружённый ручным гранатомётом РПГ-7. Конечно, никто не верил    в то,ч то командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров отдаст приказ сбить этот вертолёт, но чёрт его знает, что могло бы быть, если события развивались бы не так, как случилось...

Капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров делал вид, что ничего такого сверх ординарного не произошло, так - обыденная ситуация, но я видел и примечал, как изменилось поведение матросов, старшин, мичманов и офицеров на ГКП и ходовом мостике. Все были свободнее в движениях, без застывших физиономий, переглядывались, шептались, говорили естественно, громкой, раскованно. Старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов уже обычным своим голосом командовал и отдавал распоряжения службе корабельного наряда, куда-то кого-то посылал, распекал, привычно сердился и строго кому-то что-то внушал...

Я, немного замкнувшись в свои собственные ощущения и впечатления, решил испросить разрешения уединиться (уйти с ходового мостика), чтобы составить отчёт об увиденном. Вахтенный офицер не возражал, а командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров спросил меня, фотографировал ли я этот вертолёт...

- Точно так! - ответил я ещё очень напряжённым голосом. - Во всех видах и даже на просвет.
- Это как же так? - заинтересовался командир корабля.
- Это когда вертолёт развернулся и солнце осветило его внутренности, - сказал я. - По-моему, удалось сфотографировать тарелку его радара на месте пилота-наблюдателя.
- Да? - сказал рассеянно Евгений Петрович Назаров. - Прояви-ка эту плёнку и покажи снимки начальнику РТС. Пусть он их посмотрит. И напиши-ка отчёт к этим снимкам: что, как, когда, кто, каким образом. Отчёт покажи мне, я его кой-кому тоже покажу, а потом скажу, что дальше делать...
- Есть составить отчёт и передать его вам, - браво ответил я, развернулся на каблуках и побежал в ленкаюту.

День понедельника после визита натовского разведывательного вертолёта развивался как обычно по понедельникам. Сыграли "Отбой боевой тревоги". Заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин упрямо поспешил объявить по КГС (корабельной громкоговорящей связи) о "продолжении" политзанятий по группам, но, по-моему, никто нигде не собирался и Дмитрий Васильевич отчаянно пытался хоть как-то восстановить порядок совей части рабочего дня понедельника.

Все, кто нёс обычную 2-ю смену вахты, остался на боевых постах, остальные, кто по боевой тревоге "воевал" с натовским вертолётом, теперь откровенно отдыхали, расслаблялись, занимались кто чем. Начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев доложил на ГКП и ходовой мостик, что кроме обычных постоянных целей (стоящих на якоре гражданских судов) на море, под водой и в воздухе объектов, достойных внимания БПК "Свирепый" не наблюдается. Вертолёт улетел и мы его больше не видели...

В ленкаюте я быстренько разоружил фотоаппарат "Зоркий-3М", отрезал нужный участок отснятой фотоплёнки, проявил её, промыл в чистой пресной воде, закрепил в фиксаже, снова тщательно промыл и повесил на прищепке сушиться. Потом я вооружил своё рабочее место фотомастера, то есть установил большой настольный фотоувеличитель «Нева», фоторамку с прижимными линейками, ванночки с проявителем, промывочной водой и закрепителем, красный фонарь, фоторезак для нарезки фотобумаги и электрический глянцеватель для сушки и разглаживания фотоснимков. Никто меня не тревожил, поэтому, ожидая, когда высохнет плёнка, я начал писать свой отчёт визуального разведчика.

Отчёт визуального разведчика составляется по определённой форме, схеме и бланках строгоё отчётности в кратком виде. Сначала составляется схема обстановки по форме: условное изображение корабля в центре схемы на крестообразной "розе ветров" (направление на стороны света: N, S,O,W); объекты ближней зоны (1-2 кбт или 185,2 - 370,4 м); объекты средней зоны (1-2 морские мили или 1852 - 3704 м); объекты дальней зоны (10-20 миль или 18,5 - 37 км). В ближней зоне на схеме указываются места участников событий, в средней зоне - свидетелей событий и ориентиров для определения места развития событий, а в дальней зоне - ориентиры для определения координат района событий. По "розе ветров", в центре которой находится корабль, легко и удобно определять направления на всех участников событий.

Все изображения на схеме отчёта визуального разведчика наносятся в виде условных значков и отметок. Развитие событий изображается в виде линий перемещения по местам в зонах с указанием порядкового номера события и времени начала перемещения. Все пояснения к схеме оформляются в виде сносок на самой схеме (если места хватает), а также на прилагаемом бланке отчёта, который имеет вид табличной хронологической записи событий. Точно по такой же форме оформляются записи визуального разведчика в "рабочей тетради" или в журнале наблюдений.

Схема отчёта визуального разведчика - это простейшиё чертёж места события с видом "сверху" и предназначен для того, чтобы увидеть всю картину событий, расположение участников событий, динамику развития событий. Вот почему для данной схемы достаточно указать место корабля (место визуального разведчика), места участников событий (в том числе отдалённых свидетелей событий), сектор окружающего пространства (в котором происходили события), ориентиры (для определения координат места события), важные параметры обстановки района события (погодные условия, параметры видимости, волнения моря, характера и силы ветра и других важных особенностей обстановки).

Записи в бланке отчёта визуального разведчика оформляются максимально кратко и точно, просто и экономно, но по обязательной форме. Сначала записываются все доступные сведения о противнике (главном участнике события), в данном случае название и тип (модель) лёгкого многоцелевого разведывательного вертолёта второго поколения Bell ОН-58 Kiowa (Белл ОН-58 «Кайова») Королевских ВМС Дании со всеми точно установленными опознавательными знаками, номерами, значками и другими особенностями оформления фюзеляжа вертолёта. Затем описывается внешний вид противника (вертолёта) и характерные особенности внешнего вида (приметы, изменения в конструкции, навесное оборудование и т.д.).

После описания внешнего вида и ТТХ противника, записываются сведения о других участниках события, в том числе о "ключевых свидетелях", то есть о тех, кто может подтвердить или дополнить отчёт визуального разведчика. Например, я записал ФИО и должности командира корабля, вахтенного офицера, сигнальщиков-наблюдателей БЧ-4 (записываются не все участники или свидетели события, а только те, кто нужен для данного визуального отчёта).

Затем излагается фабула события, то есть краткая фактическая основа события в причинно-хронологической последовательности его развития от начала до завершения, которая компонуется визуальным разведчиком в целостном сюжете события в корреляции, то есть во взаимозависимости от действий всех факторов окружающей среды и мира и участников события, а также фактического развития изображаемого события. Например, о визите данного натовского разведывательного вертолёта я записал: "В понедельник 30 июля 1973 года с 09-00 до 10:30 вертолёт Bell ОН-58 Kiowa (Белл ОН-58 «Кайова») Королевских ВМС Дании (номер такой-то) завис на высоте 15-20 м над уровнем моря на траверзе БПК "Свирепый" напротив сигнального мостика правого борта на расстоянии 1-2 кбт в районе расположения БП гр. ОСНАЗ и вёл постоянное визуальное и радиолокационное наблюдение в положении, большей частью, "лицом" к кораблю, изредка разворачиваясь относительно корабля левым и правым боком. На месте второго пилота (слева от пилота) внутри вертолёта установлен небольшой радар. С заднего места (за пилотом) некто вёл фото- и видеосъёмку корабля. С левого борта вертолёта двери и окна не открывались. Вертолёт в контакт с БПК "Свирепый" не вступал, сигналов не подавал, враждебных или опасных действий не предпринимал. В конце визита изменился характер работы двигателя вертолёта, он несколько раз "проваливался" на несколько метров, "нервно" (суетливо) маневрировал, а затем быстро улетел в сторону города-порта Скаген и больше не возвращался".

Далее в бланке отчёта-журнала наблюдения я записал в хронологическом порядке все факты события и отметил, кому они были доложены. Форма записи в журнале такая: время наблюдения; где и что было замечено; кому и когда было доложено или что было сделано визуальным разведчиком. Пример записи:

30.07.1973 г. (местное время, GMT+1)
09:00. Средствами ПВО корабля замечена воздушная цель. Сигнальщиками-наблюдателями БЧ-4 замечен чужой вертолёт. По телефону получил приказ вахтенного офицера прибыть на ходовой мостик.
09:05. Приступил к наблюдению за вертолётом. Доложил о прибытии вахтенному офицеру (должность, ФИО).
09:07. Пролёт вертолёта левым боком вдоль корпуса корабля. Первое фото.
09:10. Вертолёт завис в профиль левым боком на высоте 10-15 м над уровнем моря на дистанции 1-2 кбт напротив сигнального мостика правого борта корабля. Сдвинулось окно и некто начал фото- и видеосъёмку корабля. Установить марку и тип фото и видеоаппаратуры не удалось.
09:15. Вертолёт перешёл в положение "анфас" (лицом к кораблю) и завис на прежней дистанции и высоте напротив боевого поста гр. ОСНАЗ, расположенной на крыше ГКП (передней надстройки).
09:16. Солнечное освещение позволило сделать фотоснимок "внутренностей" вертолёта, в том числе облик пилота и небольшого тарельчатого радара на месте второго пилота. Доложил о снимке вахтенному офицеру и командиру корабля (должность, ФИО). Второе фото.
09:20. По справочнику самолётов и кораблей США-НАТО определил тип, модель и ТТХ вертолёта (лёгкий многоцелевой разведывательный вертолёт второго поколения Bell ОН-58 Kiowa (Белл ОН-58 «Кайова») Королевских ВМС Дании с двойными шасси-поплавками). Сфотографировал вертолёт в профиль с его правого бока. Третье фото. Доложил вахтенному офицеру и командиру корабля (должность, ФИО).
09:25. Вертолёт продолжает в режиме зависания на одном месте барражировать напротив правого борта корабля на прежних дистанции и высоте. По приказу командира корабля на ГКП прибыл мичман БЧ-2, вооружённый ручным гранатомётом РПГ-7 с полным боекомплектом.
09:40. Изменился характер работы двигателя вертолёта, он несколько раз "просел" на несколько метров, начал суетно маневрировать. Свидетели: вахтенный офицер, командир корабля, сигнальщик-наблюдатель (должности, ФИО). Четвёртое фото.
09:45. Вертолёт короткой дугой в полёте развернулся в сторону берега и быстро улетел по направлению к городу-порту Скаген. Других воздушных или надводных целей нет. Доложил об окончании наблюдения вахтенному офицеру и командиру корабля (должности, ФИО).
09:50. Получил приказ командира корабля проявить фотоплёнку и оформить отчёт данного наблюдения.
10:00. Окончание вахты на ходовом мостике. Доложил вахтенному офицеру (должность, ФИО).
12:00. Завершение печати фотографий (прилагаются) и оформления данного отчёта. Доложил командиру корабля (должность, ФИО).

Я отдал свой отчёт и фотографии к нему командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову и побежал в столовую личного состава на обед. Я спешил, потому что после обеда, вероятно, ещё по инерции вчерашнего праздника "День ВМФ", почему-то было разрешено показать личному составу кинофильм. Возможно, те, кто не посмотрел вчера фильм "Два бойца", хотели его увидеть или вновь посмотреть, но я рассчитывал, что наш корабельный рабочий катер привёз с танкера СМТ "Шексна" какой-то новый фильм...

Я не знаю кому показывал мой отчёт Евгений Петрович Назаров, но после обеда и показа кинофильма ко мне в кинобудку прибежал вестовой и приказал срочно явиться к командиру корабля. Был "адмиральский час", все отдыхали, а я, потный от жары в кинобудке, спешно помчался по коридору офицеров к командиру корабля. Командир корабля был не в своей каюте, а на ходовом мостике. Я осмелился подняться по командирскому трапу и никто мне не сделал замечания...

- Скажите, - спросил меня Евгений Петрович Назаров. - Кто обучал вас такому оформлению отчёта визуальной разведки?
- Никто, - ответил я, ошарашенный неожиданным вопросом. Неужели я что-то напутал или ошибся?
- А кто учил вас так фотографировать? - в голосе командира корабля я не услышал раздражения или недовольства.
- Папа, - опять не по уставу ответил я. - Потом сам. Я любил фотографировать на гражданке.
- А писать отчёты вы тоже учились самостоятельно?
- Я что-то сделал не так? - устав от странных вопросов ответил я командиру корабля вопросом на вопрос.
- Да нет. Всё правильно, - сказал Евгений Петрович Назаров. - В том-то и дело, что всё правильно. Не добавить, не убавить. Всё точно, кратко, но ёмко. Как будто вы всю жизнь занимались составлением разведывательных данных или отчётов.
- Так ведь отчёт делается по форме, - сказал я. - Эту форму мне дали в разведотделе.
- Да, - согласился Евгений Петрович. - Всё по форме, но не все так её заполняют и оформляют. Фотографии очень удачные. И отчёт тоже... Благодарю за службу!
- Служу Советскому Союзу! - ответил я, искренне не понимая, за что же благодарит меня командир корабля.

Мне было неловко оттого, что я стоял сейчас перед вахтенным офицером и командиром корабля запыхавшийся, потный, мокрый, жаркий после работы в кинобудке и хотел только одного, побыстрее забрать у командира корабля мой отчёт и фотографии, вложить их в специальный пакет, спрятать пакет в сейф в ленкаюте и воспользоваться своим законным "адмиральским часом". Чёрт его знает, кого ещё может принести к БПК "Свирепый" в любую минуту?!

Фотоиллюстрация: 30 июля 1973 года. 09:45 (местное время, GMT+1). Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Момент, когда лёгкий многоцелевой разведывательный вертолёт второго поколения Bell ОН-58 Kiowa (Белл ОН-58 «Кайова») Королевских ВМС Дании вдруг резко просел к поверхности моря, закачался, забеспокоился и тут же, развернувшись, улетел в сторону мыса Скаген. Больше мы этот вертолёт не видели.


Рецензии