Молодость как образ жизни

Сегодня люди очень рано начинают задумываться о возрасте.
 Однажды подруга дочери воскликнула: « боже, мне уже 25, так ведь и до старости недалеко».
 Мне самой в 17 лет 38-летняя  женщина казалось старой. Работала у нас на кафедре гистологии такая миловидная женщина, похожая на Ирину Купченко.  Одногрупник мой, грузин,  за ней ухаживал.  Мне это было странно.
Жила она в нашем дворе.  Я слышала, что у неё трагически погиб муж.
Она всегда была печальна. У неё было двое сыновей  подростков, которые всегда помогали ей. А потом она вышла замуж и уехала из нашего двора. Я помню своё удивление по этому поводу; «Замуж?  Кто выходит замуж в таком возрасте?»
 Вот сейчас пишу и мне самой удивительно, что такие мысли были в моей голове. Но они реально были!
Теперь прожив в два с половиной раза больше, чем 25, понимаю, что всё относительно. Отметила, что наилучший мой возраст   35 40 лет. Период расцвета всех сил и возможностей, при уже имеющемся опыте и знании  в жизни и профессии. Известная фраза: « Если бы молодость знала, если бы старость могла».  А ведь хочется, чтобы молодость знала и старость могла! И это возможно! Я знаю это! И я знаю, как обратить время вспять. Как сделать так, чтобы достигнув  расцвета зрелости, остаться в нём так долго, как хочется, не уходя на десятилетия в горы или пещеры.
 В молодости есть ощущение бесконечности будущего, а после 45 начинаешь понимать конечность жизни и кажется, что всё лучшее позади.
 Я думаю, что из детства надо взять ощущение бесконечности жизни, ощущение всемогущества( то есть  «всё могу»), и божественного восприятия себя,  из зрелости- понимание прожитого.
Из молодости-силу тела, из зрелости- мудрость тела.
 Из юности  неуемность  желаний,  игру, любопытство.  Из зрелости  знания,  умение их извлекать отовсюду. 
Любой, прочитавший эти строки спросит меня;  « ну и как же это сделать?» Как в обычной жизни создать такие условия, чтобы эти процессы происходили?
Прежде чем ответить на вопрос как, нужно поразмышлять и точно понять зачем? Зачем мне нужно жить долго и счастливо и быть здоровым?.
Скептики могут осмеять это утверждение и сказать, что это и так понятно!
Я в ответ спрашиваю; « Кому понятно?» Это не такой простой вопрос, как кажется. Жить долго, это значит видеть все мерзости, которые совершаются на Земле, это значит переживать все потери близких и любимых людей и это неизбежно.
 И главный вопрос; « а что я буду делать, живя долго?»
Большая часть людей боится старости, немощности,  одиночества,  болезней,   бессмысленности  существования вместо жизни. Думая, что в молодости-это жизнь, а в старости это существование. 
Мне мама  часто повторяла, что старость не радость!
 И это тоже важно. Кажется, что в молодости есть радость, а в старости нет.
 А если представить, что старости нет! Что это наше привычное представление о том, что старость есть и мы её начинаем бояться  с  разного возраста.
А если предположить( только предположить, как гипотезу), что молодость это не возраст, а состояние!!!
Состояние не только души, а и тела, и сознания и духа!
 Карлос Кастанеда  писал, что у человека четыре врага: страх, сила, ясность и старость! Трёх врагов за свою жизнь он может победить, а четвёртого нет.
Я подумала, что это лишь его точка  зрения и она может быть ошибочной. Я подумала, что это может быть вызов для меня?
И тогда я вспомнила как примерно в 1987-88годах я прочитала в  «Науке и жизни» статью,точнее сообщение о жанщине (по-моему из Англии), которая в свои 93 года выглядит моложе своей 35-летней внучки. В статье говорилось о том, что до определенного возраста она развивалась как все, а потом начала молодеть. Учёных заинтересовал этот вопрос (ведь тема молодости волнует человечество давно, на эти разработки тратятся огромные деньги, но эликсир молодости до сих пор не найден). Её обследовали и не нашли никакой патологии. Я помню как меня впечатлила эта статья и я её притащила на работу и прочитала.
Я сказала: « Девочки, у нас есть шанс!» Посмеялись и забыли.
Это расцвет жизни, кто всерьёз думает о старости?
Но в пятьдесят, я стала задумываться об этом, приглядываться к своему лицу, фигуре. Я вспомнила про эту статью. Никто из моих ровесников в отделении этого даже не помнит и тогда я поняла, что это сообщение было для меня и только для меня.
Потом мне попался проект В.Яковлева «Возраст счастья». Я стала собирать материал про долгожителей, интересные истории  людей без возраста.
Я вспомнила высказывание Коко Шанель, что в 25 лицо нам рисует природа, в 40 это уже труд(не берусь за точность передачи).
Я продолжила эту линейку и сказала , что в 60-это искусство, а в 80-это магия. Меня как-то спросили: « А 100?» Я не заглядывала так далеко и ответила, что пока не знаю ответа на этот вопрос.  Сегодня могу ответить на этот вопрос-  в 100,это чудо!! 
Вспомнился юбилей моего  папы. Ему тогда исполнилось 80 лет.
И вот смотрю я на него и  понимаю, что его нельзя назвать стариком. Он молод! Красив! Подтянут!( выправка военная), глаза блестят, зубы все свои. Именно молод, вот что  я увидела и осознала тогда!!!
Тут моя двоюродная сестра спрашивает его,  как бы подслушав мой вопрос: « Дядя Лёша, ну как так? Вам 80, а вы  так молоды и  выглядите лучше чем мы,хотя мы намного моложе? Расскажите секрет вашей молодости!»
Папа улыбнулся и начал говорить, подбоченясь: « Во-первых, заведите себе такую хозяйку, как моя Анна Михайловна. Она из топора сварит суп. ( в одном пункте папа рассказал два важнейших постулата молодости  для   мужчины - женщина и еда. Мама готовила отменно и всегда свежее.  Никогда не перекармливала. В семье никогда не было культа еды. С высоты прожитых лет, я понимаю, что мама  кормила нас очень правильно);  Во-вторых,  продолжил папа, надо двигаться; и в третьих- состояние души. Если ты утром встал и  на душе пасмурно, сделай всё, чтобы стало светло.» Я была потрясена. Папа никогда не говорил ничего подобного. А я всё задавалась вопросом: " В кого я стала психотерапевтом?  Оказывается в папу. Хотя и мама, будучи руководителем крупного предприятия, была управленцем высшего класса! 
Папе всегда была интересна жизнь во всех ее проявлениях.
Он говорил мне как то:" если ты что то делаешь,люби это.  Если не любишь,не делай. Дело загубишь и настроение испортишь". Сегодня об этом много написано книг.  Папа это знал из жизни. 
Можно сказать, что жизнь мудрее любого мудреца и она лучший учитель, если у нее учиться. У каждого секрет свой. И  каждый готовит  эликсир по своему рецепту. Но там обязательно должна быть забота: !.о своем теле,
2.о своей душе.
3.о своем сознании,
4о своем окружении
и пятым элементом обязательно должна быть любовь, как высочайшая ценность.


Рецензии
Уважаю психотерапевтов. Однажды была на приёме. В 60 лет ушла с работы. Поурочные планы уже не писала в уме. Уснуть долго не могла. Она посоветовала мне после беседы написать роман"Пишите мемуары!" Помогло. Вспоминаю с благодарностью о ней.

Алифтина Павловна Попова   07.02.2019 17:44     Заявить о нарушении
Спасибо,Алифтина Павловна. Я тоже многим людям советую писать. Это и творчество и самотерапия, и возможность детям помнить своих родителей. Не просто помнить, а именно истории, в которых и стратегии жизни. и ценность отношений и многое другое.

Оля Лой   08.02.2019 20:51   Заявить о нарушении