Блок. Я недаром боялся открыть... Прочтение

10*. «Я недаром боялся открыть…»





                Я недаром боялся открыть
                В непогодную полночь окно.
                Как и встарь, привелось отравить,
                Что надеждою было полно.

                Буду прежнею думой болеть
                В непогодной полуночной мгле,
                Но молитвенным миром гореть
                И таиться на этой земле.

                В непрестанной молитве моей,
                Под враждующей силой твоей,
                Я хранилище мысли моей
                Утаю от людей и зверей.
                1 апреля 1901
 





     Как неожиданно: твоя сила – враждующая… Не отсюда  ли взрастет его стихотворение 907-ого года:

                «…И встречаю тебя у порога -
                С буйным ветром в змеиных кудрях,
                С неразгаданным именем бога
                На холодных и сжатых губах...

                Перед этой враждующей встречей
                Никогда я не брошу щита...
                Никогда не откроешь ты плечи...»

     И возвращаясь из романтики осени 907-ого года в  мистику весны 901-ого…
Эйфория свидетельства чуда прошла. Праздник кончился.  И приходится возвращаться к ежедневному труду,  ежедневному подвигу,  к «непрестанной молитве», то есть  – «в непогодной полуночной мгле» «молитвенным миром гореть» .  И он – один. Хуже:  он –  против  всего мира, против всех «народов» и «зверей» – против  всех, кто «за окном». Еще хуже:  даже «ты» – среди тех,  кто против.

Ал. Блок. Из дневника 18-ого года:
     «…Я покорился неведенью и боли (психологически — всегдашней суровости Л. Д. Менделеевой)»

     «МАРТ 1901:
     Ее образ…  вызвал во мне, вероятно, не только торжество пророчественное,  но и человеческую влюбленность, которую я, может быть, проявил в каком-нибудь слове или взгляде, очевидно вызвавшем новое проявление ее суровости…

     «АПРЕЛЬ 1901:
     Следствием этого было то, что я вновь решил таить на земле от людей и зверей  (Крабб) хранилище моей мысли, болея прежней думой  и горя молитвенным миром  под ее враждующей силой»

     То есть "ты" в стихотворении - это к земной женщине обращено, к той, к кому он будет "приходить" летом, "околдован огнями любви, а "ты гадаешь", а поэт будет надеяться: "Только скоро ль погаснут огни/Заколдованной темной любви?" "Гадалка" это!
 («Одинокий, к тебе прихожу…» от 1 июня 1901. С. Шахматово)
      
      "ты" - та, которая только что(в предыдущем стихотворении) влекла  его "изгибами сокровенными" в Темный храм;
      "ты" - та которая, напишет ему, не прочитав его не отосланное письмо, словно в ответ напишет ему:

Блок. Из неотправленного письма:
       "...меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)"...
Л.Д. Из неотправленного письма:
       "...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!"

      Русской Венерой она была!
      (Л.Д.М., вспоминая себя в отражениях зеркал:
       "Я не была ни спортсменкой, ни деловой женщиной; я была нежной, холеной старинной девушкой. Белизна кожи, не спаленная никаким загаром, сохраняла бархатистость и матовость. Нетренированные мускулы были нежны и гибки. Течение своих линий я находила впоследствии отчасти у Джорджоне, особенно гибкость длинных ног, короткую талию и маленькие, еле расцветающие груди... Мое тело было как-то более пронизано духом, тонким укрытым огнем белого, тепличного, дурманного цветка. Я была очень хороша, я помню, несмотря на далеко не выполненный "канон" античного сложения...)

     Была она актором - действующим лицом, аватарой,"темно-лилового сумрака"(термин из статьи Блока "О современном состоянии русского символизма"), чьей кармической задачей  был - Александр Блок. Она и умерла, когда пришли забрать проданную ею Литературному музею её переписку с Блоком. Продала. Всё исполнила, и больше её держать на Земле не стали.


     Возвращаясь к записи из дневника Блока: "Крабб" - это  такса, покупать которую ездил Блок, когда встретился с Менделеевой,  и которую – таксу,  конечно же, а не Менделееву– «…привез в башлыке, будучи в исключительном состоянии, которого     не знала мама». В общем, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи…».
      И уж кстати о стихах и о молодых поэтах:  если рифма «моей-твоей» – плохая, то «моей-моей» –  и вовсе не рифма. :)

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     Публикации: I5. [I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922] С. 60. В другие издания не входило.
     »


*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".


     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.” 
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

 

     Вот краткая сводка содержания книги по разделам:

                I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
                "В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
                Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
     II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
     III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам».  Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»?  И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
     V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
     Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
     VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался  на своих "каменных дорогах".
     Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
     7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.


*

     Данное стихотворение относится к четвертой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
     1.Юный теург  обретает свет.
     2.И понимает: «Ты» есть  солнце!
     3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
                4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
     5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
     6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

     К  сцене данного стихотворения относятся ДВА произведения:

                1. «Я недаром боялся открыть…»  (http://proza.ru/2017/11/06/1079 )
                «Непогодная полночь». Солнца нет.  Он  «недаром боялся открыть… окно» – там люди, звери, земля и там, на равных с ними, в одном ряду с ними «твоя враждующая сила».
    2. «Ночью сумрачной и дикой…» (http://proza.ru/2017/11/12/711 )
Ночь. Появляется «призрак бледноликий».
*
**

    
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/651
следующее стихотворение —  http://proza.ru/2017/11/12/711 


Рецензии