Блок. Я недаром боялся открыть... Прочтение
Я недаром боялся открыть
В непогодную полночь окно.
Как и встарь, привелось отравить,
Что надеждою было полно.
Буду прежнею думой болеть
В непогодной полуночной мгле,
Но молитвенным миром гореть
И таиться на этой земле.
В непрестанной молитве моей,
Под враждующей силой твоей,
Я хранилище мысли моей
Утаю от людей и зверей.
1 апреля 1901
Как неожиданно: твоя сила – враждующая… Не отсюда ли взрастет его стихотворение 907-ого года:
«…И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...»
И возвращаясь из романтики осени 907-ого года в мистику весны 901-ого…
Эйфория свидетельства чуда прошла. Праздник кончился. И приходится возвращаться к ежедневному труду, ежедневному подвигу, к «непрестанной молитве», то есть – «в непогодной полуночной мгле» «молитвенным миром гореть» . И он – один. Хуже: он – против всего мира, против всех «народов» и «зверей» – против всех, кто «за окном». Еще хуже: даже «ты» – среди тех, кто против.
Ал. Блок. Из дневника 18-ого года:
«…Я покорился неведенью и боли (психологически — всегдашней суровости Л. Д. Менделеевой)»
«МАРТ 1901:
Ее образ… вызвал во мне, вероятно, не только торжество пророчественное, но и человеческую влюбленность, которую я, может быть, проявил в каком-нибудь слове или взгляде, очевидно вызвавшем новое проявление ее суровости…
«АПРЕЛЬ 1901:
Следствием этого было то, что я вновь решил таить на земле от людей и зверей (Крабб) хранилище моей мысли, болея прежней думой и горя молитвенным миром под ее враждующей силой»
То есть "ты" в стихотворении - это к земной женщине обращено, к той, к кому он будет "приходить" летом, "околдован огнями любви, а "ты гадаешь", а поэт будет надеяться: "Только скоро ль погаснут огни/Заколдованной темной любви?" "Гадалка" это!
(«Одинокий, к тебе прихожу…» от 1 июня 1901. С. Шахматово)
"ты" - та, которая только что(в предыдущем стихотворении) влекла его "изгибами сокровенными" в Темный храм;
"ты" - та которая, напишет ему, не прочитав его не отосланное письмо, словно в ответ напишет ему:
Блок. Из неотправленного письма:
"...меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)"...
Л.Д. Из неотправленного письма:
"...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и ... скучно!"
Русской Венерой она была!
(Л.Д.М., вспоминая себя в отражениях зеркал:
"Я не была ни спортсменкой, ни деловой женщиной; я была нежной, холеной старинной девушкой. Белизна кожи, не спаленная никаким загаром, сохраняла бархатистость и матовость. Нетренированные мускулы были нежны и гибки. Течение своих линий я находила впоследствии отчасти у Джорджоне, особенно гибкость длинных ног, короткую талию и маленькие, еле расцветающие груди... Мое тело было как-то более пронизано духом, тонким укрытым огнем белого, тепличного, дурманного цветка. Я была очень хороша, я помню, несмотря на далеко не выполненный "канон" античного сложения...)
Была она актором - действующим лицом, аватарой,"темно-лилового сумрака"(термин из статьи Блока "О современном состоянии русского символизма"), чьей кармической задачей был - Александр Блок. Она и умерла, когда пришли забрать проданную ею Литературному музею её переписку с Блоком. Продала. Всё исполнила, и больше её держать на Земле не стали.
Возвращаясь к записи из дневника Блока: "Крабб" - это такса, покупать которую ездил Блок, когда встретился с Менделеевой, и которую – таксу, конечно же, а не Менделееву– «…привез в башлыке, будучи в исключительном состоянии, которого не знала мама». В общем, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи…».
И уж кстати о стихах и о молодых поэтах: если рифма «моей-твоей» – плохая, то «моей-моей» – и вовсе не рифма. :)
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Публикации: I5. [I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922] С. 60. В другие издания не входило.
»
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот краткая сводка содержания книги по разделам:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они обе – «в облике одном». Но, скорее всего, это появляется «гадалка» из Тёмного храма .
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Л. Д. его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм. Он запутался на своих "каменных дорогах".
Всю осень Л.Д.: «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна».
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.
*
Данное стихотворение относится к четвертой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».
К сцене данного стихотворения относятся ДВА произведения:
1. «Я недаром боялся открыть…» (http://proza.ru/2017/11/06/1079 )
«Непогодная полночь». Солнца нет. Он «недаром боялся открыть… окно» – там люди, звери, земля и там, на равных с ними, в одном ряду с ними «твоя враждующая сила».
2. «Ночью сумрачной и дикой…» (http://proza.ru/2017/11/12/711 )
Ночь. Появляется «призрак бледноликий».
*
**
предыдущее стихотворение — http://proza.ru/2017/10/30/651
следующее стихотворение — http://proza.ru/2017/11/12/711
Свидетельство о публикации №218110601808