378 Немецкий F-104А Старфайтер 1 августа 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

378. Немецкий F-104А «Старфайтер». 1 августа 1973 года.

Сводка погоды: Граница Северного и Балтийского морей. Пролив Скагеррак. Якорная стоянка у мыса Скаген (Дания). БПК "Свирепый". Среда 1 августа 1973 года, Дневная температура: мин.: 15.0°C, средняя: плюс 17.0°C тепла, макс.: плюс 20.0°C тепла, без осадков. Восход солнца – 04:12, заход солнца – 20:35 (GMT+1), г. Скаген (Дания). Влажность 79%, Давление 759 мм. рт. ст. Скорость ветра - 9 м/с.

Как ни странно, но налёты и облёты натовских боевых самолётов помогли экипажу БПК "Свирепый" быстро собраться (мобилизоваться) после праздника День ВМФ и вернуть всё в своё привычное русло боевой работы всех боевых частей и служб корабля. Налёты на БПК «Свирепый» натовских самолётов «вероятного противника», которые начались ещё с утра понедельника 23 июля 1973 года, продолжились с немецкой аккуратностью во времени и по месту проведения с 1 августа 1973 года. С этого дня к нам начали прилетать истребители, штурмовики и истребители-бомбардировщики ВВС ФРГ. Над нами начали летать западногерманские «старфайтеры», «фантомы» и противолодочные самолёты «Атлантик» ВМС ФРГ.

Первым из «серьёзных» натовских боевых самолётов прилетел стремительный как ракета, западногерманский самолёт «Старфайтер». Секретный справочник-каталог самолётов и кораблей США и НАТО сообщил, что одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter) разработан фирмой «Локхид» с учётом опыта войны в между Северной и Южной Кореями (25 июня 1950 - 27 июля 1953 года). Эта до сих пор не прекращённая официально война, а также конфликт времён «холодной войны» на самом деле была конфликтом между США и их союзников с КНР и СССР.

Потери американских самолётов в Корейской войне подвигли конструкторов американской фирмы «Локхид» к созданию не самолёта, а «реактивного снаряда с человеком внутри». О спешке и о настроении создателей и заказчиков этого самолёта свидетельствуют факты: в 1951 году начались проектные работы, в 1953 году созданы первые два прототипа, а 7 февраля 1954 года первый из них взлетел в воздух. С января 1958 года «старфайтеры» F-104А стали поступать в ВВС США. Этими самолётами были укомплектованы всего две американские эскадрильи, остальные F-104А поставлялись в ВВС ФРГ , Тайваня и Пакистана. В частности, «старфайтеры» приняли участие в индо-пакистанских конфликтах 1965 года и 1971 года.

Отличительной внешней конструктивной чертой F-104А были короткие и тонкие консоли (плоскости) крыла. Их максимальная толщина была всего 10,16 см. При этом крылья были настолько острыми, что на них при стоянке надевали специальные защитные накладки, чтобы не порезаться. F-104 «Старфайтер» был «первым самолётом, скорость которого вдвое превышала скорость звука, а также первым самолётом, который в одно и то же время установил рекорды скорости и высоты полёта». В 1958 году F-104А поднялся на высоту 27 830 м и достиг скорости 2 259,3 км/час. 14 декабря 1959 года F-104С (скоростной) «побил мировой рекорд высоты в 31 534 м (103 389 футов) и стал первым в истории самолётом, поднявшимся выше 30 км».

Специально для западногерманских ВВС была создана модификация F-104G, который стал истребителем-бомбардировщиком. Этот самолёт сейчас с жутким рёвом проносился низко над БПК "Свирепый", стоящим на якорной стоянке возле мыса Скаген (Дания). Немецкие лётчики называли F-104 «Старфайтер» «Widowmaker» («Вдоводел») или «Flying Coffin» («летающий гроб»), потому что этот самолёт попадал во множество аварий и катастроф. ВВС ФРГ имело всего 916 самолётов F-104А, из которых 292 были потеряны в лётных происшествиях. При этом погибло 116 немецких пилотов. Остальные F-104А из всех выпущенных фирмой «Локхид» были поставлены США в военно-воздушных силы Канады, Италии, Японии, Бельгии, Дании, Греции, Норвегии, Испании, Тайваня, Иордании, Пакистана и Турции. При этом по статистике НАТО в 1970-х годах «разбилось около десятка самолётов F-104».

Советский Союз в противовес F-104А «Старфайтер» создал истребитель МиГ-21, который имел сопоставимые характеристики, в том числе, к сожалению, по уровню аварийности… Во время действующей Вьетнамской войны (март 1965 – 1973 гг.) США «потеряли» 14 самолётов F-104А  «Старфайтер». По признанию американских пилотов: «Этой машине недоставало всего, за исключением скорости». Действительно, F-104А «Старфайтер» летал стремительно… и с непривычки, было несколько боязно смотреть, как он молнией со свистом и страшным рёвом проносился на малой высоте (30-50 м над уровнем моря) то вдоль бортов БПК «Свирепый», то почти над кормой или перед форштевнем корабля. За F-104А «Старфайтер» трудно было уследить, поэтому командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров с удовольствием объявлял «боевую тревогу» и потребовал данных целеуказания по каждой цели вокруг нас.

Моряки из БЧ-2 сначала с трудом поспевали за «реактивными снарядами с человеком внутри», но потом быстро научились и даже с азартом ловили их в прицелы и отмечали цели на планшете БИП на ГКП (главном командном пункте). Натовские пилоты "старфайтеров" учились пикировать на нас, а мы – сбивать их ещё на подлёте…

Мне надо было во что бы то ни стало сфотографировать этот стремительный истребитель так, чтобы были видны его опознавательные знаки, надписи и цифры на фюзеляже и крыльях. Однако из-за того, что F-104 «Старфайтер» летал очень стремительно, мне никак не удавалось поймать его в видоискатель фотоаппарата, не говоря уже об окулярах корабельного перископического визира ВБП-451М. Я потратил уже пять кадров, но чувствовал, что снимки будут некачественными, смазанными, "дёрганными".

Вахтенный офицер и командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров видели, как я лихорадочно и суетливо рвался между открытым крылом ходового мостика и корабельным визиром, пытаясь уловить нужный момент и сфотографировать немецкий истребитель с максимально близкой и удобной позиции. Они даже начали надо мной откровенно улыбаться и насмехаться, а потом Евгений Петрович Назаров даже по отечески меня пожалел и сказал: "Да брось ты его! Кому он нужен этот вертихвост?!", но я продолжал охотиться за натовским истребителем.

Последний кадр я сделал наудачу зеркальным фотоаппаратом "Зенит-ЕМ", причём по классической технологии стрельбы охотников по движущей мишени, то есть я нацелился не на самолёт, а на ту точку пространства, в котором он должен был быть в момент спуска затвора аппарата. Я твёрдо установил фотоаппарат на диске площадки, к которой обычно крепился барашками сигнальный фонарь-прожектор сигнальщиков БЧ-4, ориентировочно установил дальность съёмки, выдержку и диафрагму, подождал пока истребитель не выйдет на прямой участок полёта вдоль борта нашего корабля и приготовился его снимать с упреждением.

Однако в этот раз натовский лётчик из ФРГ летел не просто по прямой и низко над поверхностью моря, а на пролёте мимо корабля вдруг включил форсаж, дико взревел и резко задрал свой нос вверх и пошёл "в горку". Это было неожиданно, но я инстинктивно дёрнулся вместе с фотоаппаратом тоже влево и вверх и нажал на спуск. Звуковой удар от внезапного включения реактивного двигателя в форсажном режиме оглушил меня, даже несколько отбросил назад к переборке ГКП, жа так, что у меня подогнулись ноги и я упал в галерее сигнального мостика БПК "Свирепый". Вахтенный сигнальщик (не помню кто) помог мне подняться и я заковылял обратно на ходовой мостик.

Вскоре слух о том, что "визуальный разведчик Суворов испугался звука форсажа немецкого истребителя и у него подкосились ноги, он упал, а потом ковылял с потяжелевшими вдруг штанами", разлетелся по всему кораблю и в столовой личного состава друзья-годки и некоторые офицеры-мичманы "заботливо" спрашивали меня о случившемся. Я уже знал о версии и оценке моего поведения и не старался оправдаться, - это бесполезно, но наоборот, старался всё новыми и новыми "откровенными подробностями" дополнить этот слух-байку, добавить "пахучих красок" и ещё больше рассмешить и довести эту историю до абсурда. Больше о моём падении не говорили, зато я оказался владельцем отличной фотографии немецкого истребителя-бомбардировщика со всеми опознавательными знаками, номерами и названиями на фюзеляже, крыльях и киле самолёта (Снимок фотоиллюстрации - это то, что мне осталось из всех кадров того дня - автор).

Позже, работая над отчётом визуального разведчика, я "перелопатил" все имевшиеся в корабельной библиотеке БПК "Свирепый" журналы "Зарубежное военное обозрение", чтобы дополнительно что-либо разузнать об истребителе Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter). Однако кроме справочных данных и ТТХ (тактико-технических характеристиках) самолёта в журналах и справочнике-каталоге самолётов и кораблей США и НАТО ничего не было. Только сейчас, работая над книгой "О службе на флоте. Легендарный БПК "Свирепый", я узнал с кем мы имели дело в июле-августе 1973 года в проливе Каттегат...

(Далее цитатное изложение данных из статьи " Starfighter with Germany"):
 
Luftwaffe ФРГ был основным пользователем американских истребителей Lockheed F-104 Starfighter (35% всех выпущенных самолётов F-104s). Немецкий Люфтваффе получил 915 "звездолётов" (30 ед. F-104Fs, 96 ед. F-104Gs и 136 ед. TF-104Gs от L Lockheed, 255 ед. F / RF-104Gs от Северной Группы Lockheed, 210 ед. F-104Gs из Южной группы Lockheed, 88 ед. F-104Gs с Западной Группы Lockheed, 50 ед. F / RF-104Gs от итальянской группы Lockheed, плюс были заменены 50 ед. F-104Gs от MBB, чтобы компенчировать потери в авариях). В середине 1970-х годов Люфтваффе ФРГ имели 5 истребителей F-104Gs, вооружённых тактическим ядерным оружием. Всего ВВС ФРГ имели эскадрилью бомбардировщиков F-104Gs, два "крыла" истребителей-перехватчиков F-104Gs  и два "разведывательных крыла" F-104Gs. ВМС ФРГ также имели на вооружении Starfighters F-104Gs . До начала 1980-х годов все немецкие F-104Gs начали замещать самолётами "Торнадо".

Таким образом, американский истребитель Lockheed F-104 Starfighter был одним из распространённых боевых самолётов США-НАТО с начала 1950-х годов. В дальнейшем он модернизировался, улучшался и выполнял функции перехватчика, истребителя-бомбардировщика, разведчика. F-104 выпускался в следующих модификациях:

F-104 A — дневной истребитель;
N-104 A — самолет-разведчик, для сверхвысотного полёта;
F-104 B — двухместный учебный;
F-104 C — истребитель-бомбардировщик;
F-104 D — двухместный тренировочный;
F-104 DJ — самолет японского производства («Мицубиси»);
F-104 F — улучшенный вариант F-104 D;
F-104 G — «Super Starfighter», многоцелевой боевой самолет, основной боевой самолёт ВВС ФРГ в 70-е годы XX века;
TF-104 G — двухместный тренировочный истребитель;
F-104 J — самолет F-104Q предназначенный для ВВС Японии, строился по лицензии;
F-104 N — использовался в NASA;
CF-104 — канадское производство боевого самолёта (лицензия) F-104G;
CF-104G — двухместный тренировочный самолет в канадских ВВС;
QF-104 — боевой истребитель ВВС США.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель General Electric ZTL «I 79-GE-11A» тягой 7170 кг с форсажной камерой и 4530 кг — без нее.

ТТХ Lockheed F-104 Starfighter : 
- Экипаж: 1 чел.
- Макс. скорость: 2556 км/ч.
- Боевой радиус: 1368 км.
- Дальность полёта: 2414 км.
- Практический потолок: 17700 м.
- Скороподъёмность: 16459 м/мин.
Размеры:
- Длина: 16,698 м.
- Размах крыла: 6,68 м.
- Площадь крыла: 18,22 кв.м.
Масса:
- Пустой: 5790 кг.
- Снаряжённый: 10 165 кг.
- Макс. взлётная: 12 634 кг.
Силовая установка:
- Двигатели: 1 ТРДФ General Electric J79-GE-7.
- Тяга (мощность): 1 х 4536 кгс.
Вооружение:
- Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 20мм, М61А-1 Vulcan.
- Боезапас: 750.
- Кол-во точек подвески: 5.
- Масса подвесных элементов: 907 кг.
Подвесные вооружения:
- 2 УР AIM-9;
- на концах крыльев можно подвешивать обычные и ядерную бомбы;
- УР класса воздух-воздух AIM-9 Сайдуиндер и воздух-поверхность AGM-12B Булпап;
- НАР, управляемые бомбы, бомбовые кассеты, мины, баки с напалмом.

Фотоиллюстрация: 01 августа 1973 года. Балтийское море. Пролив Каттегат. Мыс Скаген. БПК "Свирепый". Lockheed F-104 Gs Starfighter  ("Старфайтер") ВМС ФРГ. Этот "звездолёт" неоднократно пикировал на БПК "Свирепый", имитируя боевую ракетно-бомбовую атаку на наш корабль, за что был "удостоен чести" объявления "боевой тревоги" и отработки "по полной" систем целеуказаний ПВК БПК "Свирепый" - ЗРК "Оса-М". Единственно что мы не делали, - это не выдвигали из артпогреба наши пусковые установки ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М" вооружённые зенитными ракетами ЗУР 9М33. Однако немецкий лётчик, видимо, знал, что мы тоже тренируемся, чтобы его сбить в любой удобный момент, поэтому он на пролёте вдоль борта нашего корабля включил двигатель на форсаж и взрывным звуковым ударом сбил меня с ног на сигнальном мостике корабля. Однако я всё же успел его сфотографировать на взлёте в "горку".


Рецензии