Конец света

Монопьеса

Действующие лица: Марта

В пьесе звучат стихи А.Блока и Б.Пастернака.

КАРТИНА 1

(В комнате темно. Где-то воет собака. Раздается звонок телефона.)

МАРТА (отвечает по телефону). Вы ошиблись номером. Сколько раз вам повторять? Вы ошиблись номером. Разве можно так часто ошибаться? Голос мой понравился? Если вам делать нечего, займитесь физкультурой. (Бросает трубку, включает свет. В квартире развал -ремонт.) Господи, когда это закончится? Этот развал в квартире, этот ремонт, эта побелка? Эта пыль строительная! Я устала, устала! А еще собака воет…Непонятно, где она воет? Кто ее запер и не кормит? Или скучает так по кому-то? Кто-то умер? Боже, как жалко мне эту собаку. Когда она начинает выть, я почему-то сравниваю себя с этой собакой, она воет, а ее никто не слышит! ( Звонит по телефону.) Это фирма «Домострой»? Ваши мастера опять не пришли! Вы уже полгода ремонт в моей квартире делаете! Авансик заплатить? Я уже заплатила вам авансик. А вы забыли? Вы каждый раз говорите: завтра, завтра! А сами загадили квартиру и исчезли! Не отвлекать по пустякам? Что? (Гудки.) Негодяй! (Бросает трубку.)Подлец! (Сдирает обои со стены. Кто-то стучит в стенку.)

ГОЛОС (за стеной). Эй, долго будете стенку царапать? С ума посходили там?

МАРТА (кричит.) Послушайте! У меня ремонт! Понимаете? Ремонт!

ГОЛОС. А я жить хочу! Посмотрите на часы!

МАРТА (кричит). Но я же вам в стенку не стучу! (Бросает шпатель в стенку.) Понимаете? У меня в запасе есть еще десять минут! Ремонт можно делать до семи вечера!

ГОЛОС. Я найду на вас управу! В милицию позвоню!

( Звонок телефона. )

МАРТА (сердито). Алло? Алло? А, это ты, сестричка. Привет, моя хорошая! Как вы там? Как мама? Не болеет? Как дети? Что-о-о? Конец света? По радио сообщили? В газетах пишут? Свечи покупать и воду? Послушай! Мою квартиру затопили! Полы вздулись, потолок закис, деньги у меня украли. Строители сбежали! Вот, где конец света! Буржуйку купить? Зачем? Газ отключат? Кто отключит? Нефть упала в цене? Доллар вырос? Спасибо за совет! Маму в санаторий отвезти? Но ты же с ней в одном подъезде живешь, а мне поездом до вас добираться. Только о себе и думаю? Я бессовестная? (Гудки.) Эх, сестра-сестра...

(Ходит по квартире. Останавливается, читает стихи.)

«В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе
Где и то, как убитые, спят снега, -

Постой в посаде, куда ни одна
Нога не ступала, лишь ворожеи
Да вьюги ступала нога, до окна
Дохлестнулся обрывок шальной шлеи.

Ни зги не видать, а ведь этот посад
Может быть в городе, в Замоскворечьи,
В Замостьи, и прочая (в полдень забредший
Гость от меня отшатнулся назад).

Послушай, в посаде. Куда ни одна
Нога не ступала, одни душегубы,
Твой вестник – осиновый лист. Он безгубый.
Без голоса. Вьюга бледней полотна!

Метался, стучался во все ворота,
Кругом озирался, смерчом с мостовой…
-Не тот это город, и полночь не та,
И ты заблудился, ее вестовой!

Но ты мне шепнул, вестовой, неспроста.
В посаде, куда ни один двуногий…
Я тоже какой-то…я сбился с дороги:
-Не тот это город, и полночь не та…»

(Кто-то бросает снежками в окно. )

ГОЛОС ЛЕРКИ (из-за окна). Марта! Марта!

МАРТА (выглядывает в окно, кричит). Лерка! Звони в домофон, я открою, не стой на морозе. Что? Дед Мороз повесился?! Вверх смотреть? (Сверху на веревках спускается игрушка Санта Клаус.) Какая прелесть! Санта Клаус! Какой же ты красавчик! Костюмчик новенький. Щечки красненькие. (Вздыхает.) Люди к Новому Году готовятся, а у меня ремонт. (Санта-Клаус снова поднимается вверх. Марта машет ему рукой.) Пока-пока, Санта! Приходи еще. Посекретничаем . (Смотрит вниз.) Лерка, я тебя жду. Что? Конец света скоро? Куда бежать? К испанцу на острова? Ну, не кричи так громко, соседи засмеют. Поднимайся, дома поговорим. Не можешь сейчас? В гадюшник идешь? Это ты так театр называешь? А ведь он тебя кормит, душу согревает. Спрашиваешь, где мои мозги были, когда я из театра ушла? Гордость у меня есть, потому и ушла. Куда её засунуть? Нет, деньги я не нашла, а что? Да не обвиняю я тебя! С чего ты взяла, что я тебя обвиняю? Ну вот, обиделась, убежала.... (Смотрит в окно.Читает стихи.)

«Пристал ко мне нищий дурак.
Идет по пятам, как знакомый.
«Где деньги твои? – «Снес в кабак».
«Где сердце твоё?» - «Закинуто в омут»

«Чего ж тебе надо?» - «Того,
Чтоб стал ты, как я откровенен,
Как я, в униженье, смиренен.
А больше, мой друг, ничего», -

«Что лезешь ты в сердце чужое?
Ступай, проходи, сторонись!»-
«Ты думаешь, милый, нас двое?
Напрасно: смотри, оглянись…»

И, правда, (ну задал задачу!),
Гляжу – близ меня - никого…
В карман посмотрел – ничего…
Взглянул в свое сердце…и плАчу…»

(Где-то воет собака. Кто-то стучит в стену.)

ГОЛОС (из-за стены). "Живодеры! Прекратите мучить собаку! Почему она воет? Живодеры! "

МАРТА. Нет у меня собаки! (Колотит ладонью в стенку.) Понимаете, нет у меня собаки!

(Кто-то работает дрелью.)

МАРТА. Кому-то можно и дрелью стены бомбить. А мне нельзя обои со стены содрать? Как же я устала от этого всего! Как же я устала! (Закрывает уши ладонями. Дрель замолкает. )

"Что же делать, надо жить!
И мы будем жить. Проживем длинный-длинный ряд дней, долгих вечеров; будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, мы покорно умрем и там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами, и мы увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой - и отдохнем. Я верую, я верую горячо, страстно... Мы отдохнем!
Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах, мы увидим, как все зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую... Мы отдохнем!"
(Смотрит в окно.) Всегда хотела сыграть эту роль. Но теперь уже никаких ролей не будет…Никогда.

(Кто-то настойчиво стучит в дверь ногой.)

МАРТА. Сейчас! Открою! Ну, иду уже, иду! (Открывает.) Зачем вы ногами в дверь колотите? Звонок есть. Вот , видите? (Звонит себе в дверь.) Кто живодер? Я? Нет у меня собаки, я вам уже говорила! Ищите собаку в другом месте, выше, или ниже этажом.
Что-о? Только артистки способны издеваться так над собаками? Да! Правильно! Только артисты такие психи! Если вы сейчас же не уйдете, я спущу на вас всех моих собак! Слышите вы? Уберите ногу! Ну? (Захлопывает дверь.) Испугался! Помчался на цырлочках своих, аж через две ступеньки. До конца света осталось две недели, а он уже с ума сошел...Все ждут конца света, а я жду чуда. Даже во сне летаю, а еще хочу, чтобы все увидели, как я летаю. Увидели и удивились! И сказали, смотрите, вот она летает! Значит, и мы тоже можем летать! Но люди почему-то смотрят только себе под ноги, и никто не хочет поднять голову вверх, чтобы увидеть небо. У них позитив раз в году бывает. Вот и ждут конца света, как ждут чуда.

(Телефонный звонок)

МАРТА (отвечает по телефону). Алло…Опять вы? Опять ошиблись номером? Нет, я не плачу… Просто ремонт в квартире затянулся. Кем я работаю? Полы в подъезде мою! А куда еще может устроиться немолодая актриса "с завышенными требованиями к искусству"?! Что? Послать режиссера, который так говорит подальше? Уже послала. И не звоните мне больше! Никогда не звоните!

(Плачет. Телефонный звонок.)

МАРТА (отвечает по телефону). Да, плачу! Не ваше дело. Тоже плачете? Потеряли друга? Что же вы за человек такой? От вас даже друг сбежал! А кто виноват? Зачем вам мой адрес? Может, еще и ключи от квартиры отдать, где деньги лежат? Откуда вы знаете, что у меня деньги украли? Да, украли, и что дальше? Чем я сейчас занята? Готовлюсь к вечеру поэзии. Вечер будет городском музее. Почему в музее? Да, потому что только там можно увидеть настоящих любителей поэзии. И что такого смешного я сказала? Ах, как смешно! Вы прямо умираете от смеха? Ну, знаете, вы просто хам какой-то! Хам! (Бросает трубку)

(С шумом распахивается окно. В окне - Санта Клаус.)

МАРТА. Ой, как же ты меня напугал! Ворвался так неожиданно...Зачем? (Подходит к окну.) Бедненький…запутался в веревках... (Распутывает.) Вот, теперь ты свободен! Не хочешь уходить? Понравилось здесь? Оставайся. А почему ты всегда один? У каждого Деда Мороза есть своя Снегурочка, а у тебя даже внучки нет. Стать твоей Снегурочкой? (Смеется.) Шутник ты, Санта Клаус...

(Звонок в дверь.)

Прости, милый, кто-то звонит в дверь.

(Санта Клаус поднимается вверх.)

МАРТА (машет ему рукой). Пока-пока. (Открывает дверь). Здравствуйте. Я не вызывала полицию. Протокол хотите составить на меня? От соседей заявление поступило? Я покой нарушаю? Но не могу же я все время на цыпочках ходить?! Возраст уже не тот – на цыпочках ходить. Нет у меня никакой собаки. Да, приходил сосед, ногами в дверь стучал. Вот следы на дверях оставил. Живодеркой меня называл. Воет собака где-то этажом выше, или ниже. Вот, послушайте, понятно же, что воет не в моей квартире. Да, странная здесь акустика, не поймешь, откуда звук идет. Да, живу одна. Нет, я сейчас не работаю. Встать на учет по безработице? Хорошо, встану. Пригласить на чашечку чая? Извините, у меня чай закончился. Где расписаться? Здесь? (Расписывается.) До свидания. Всего хорошего.

(Закрывает дверь. Звонит телефон.)

МАРТА (отвечает по телефону). Лерка? Ну что опять случилось? Прекрати рыдать! Говори членораздельно! Сказал, что ты уродина? Кто сказал? Ну, это же не режиссер сказал, и не на худсовете, а какой-то псих в автобусе сказал. Сколько ему лет? Может, ты ему понравилась? Ты красавица. Правда-правда, красавица...А ко мне участковый приходил, протокол составил, сказал, я собак мучаю…Куда ты сейчас? На кастинг? Кино в нашем городе снимают? Режиссер из Питера приехал? Но кто проводит кастинг ночью? Не перебегать тебе дорожку? Лерка! (Гудки.) Странная какая...Опять обиделась...

(Смотрит в окно. В окне показывается Санта Клаус.)

МАРТА. Привет, Санта Клаус! А где твой друг Дед Мороз? Простудился? Ну, ничего, водочки попьет и пойдет веселиться! А у меня, видишь, что в квартире творится. Инструменты мастера украли, даже щетки из пылесоса уволокли…Эх, Санта Клаус, Санта-Клаус... всю страну развалили, а теперь ремонтируют-ремонтируют, и крадут все, что можно украсть…О чем я мечтаю? Мечтаю встретить Новый год на берегу моря…мечтаю о близком, родном человеке, которому можно уткнуться в плечо и выплакать все свои печали...Нет у меня такого друга...Одна я. Вот и ты уходишь, торопишься, а я так хотела с тобой поговорить...(Читает стихи.)

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих.

Плывет в тоске необъяснимой
пчелиный хор сомнамбул, пьяниц.
В ночной столице фотоснимок
печально сделал иностранец,
и выезжает на Ордынку
такси с больными седоками,
и мертвецы стоят в обнимку
с особняками.

Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной,
и от любви до невеселья
под Новый Год, под воскресенье,
плывет красотка записная,
своей тоски не объясняя.

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.

Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

(Звонит телефон.)

МАРТА (отвечает по телефону). Ты? (Смеется.) Привет! А я забыла, как тебя зовут. Десять лет прошло, а ты решил вдруг позвонить. Надо же, какой заботливый? Снова сойтись с тобой? Зачем? Продать квартиру и приехать в Москву? Ты открываешь частный театр? Не хватает для начала денег? Продай ты свою квартиру. И не звони мне больше.

(Снова звонок телефона).

МАРТА (отвечает по телефону). Прекрати мне звонить! И с чего ты взял, что я хочу жить с тобой? Ты хоть раз спросил за эти десять лет, как я живу? Спросил, где твой сын? Хорошо ему, плохо? Здоров? Нуждается в чем? Твой сын уже в армии служит! Охраняет рубежи нашей Родины! А ты уехал в Москву за перспективами и даже записки не оставил! А теперь решил присоседиться? Но я не хочу жить с соседом!
(Изумленно.) Что-о-о?! Ой! Это вы? Надоедливый незнакомец.  Почему вы сразу не сказали, что это вы? Почему звоните невпопад? Никого не слышу, кроме себя? Похожа на вашу собаку в гневе? А вы похожи на овна, которого просят не звонить, а он все равно звонит! От такого слышу! (Бросает трубку.)

( Телефонный звонок.)

МАРТА(отвечает по телефону). Почему вы мне звоните? Почему? Вы знаете, который сейчас час? Не сплю, потому что собака воет. Да не у меня собака воет, а у кого-то в квартире воет. Вам грустно, вы тоже потеряли собаку? А вы в командировку с собаками ездите? Голос у меня красивый? Голос как голос. Почитать вам стихи? Хорошо! Почитаю! (Читает стихи.)

«Их было много, ехавших на встречу.
Опустим планы, сборы, переезд.
О личностях не может быть и речи.
На них поставим лучше тут же крест.

Знаком ли вам сумбур таких компаний?
Благоприятный бурной тайне двух?
Кругом галдят, как бубенцы в тюльпане,
От сердцевины отвлекая слух.

Счесть невозможно, сколько новогодних
Встреч было ими вспрыснуто в пути.
Они нуждались в фонарях и сходнях,
Чтоб на рассвете с поезда сойти…»

Что? Поехать вместе с вами на Новый Год в Ялту? Нас будет трое в лодке, не считая собаки? А третий кто? Нет, адрес я вам свой не оставлю. Прощайте.(Бросает трубку.)

(Воет собака.)

МАРТА. Собака, ну почему ты воешь? Кто тебя обидел? Сердце за тебя болит. Я весь подъезд уже обошла. Не могу понять, где ты прячешься? Может, ты на чердаке? Но туда и человеку трудно забраться, не то что собаке… Пойду посмотрю, что на чердаке делается. Нет! Не пойду! Страшно ночью на чердак лезть. Утром пойду. Нет, сейчас пойду! Жалко собаку. Возьму фонарь. (Смеется.) Совсем с ума сошла! Ночью искать чужую собаку на чердаке. Но я только загляну на чердак, а вдруг она там?

(Берет фонарь. Раздается телефонный звонок.)

МАРТА (отвечает по телефону). Опять вы? Я вас уже на расстоянии чувствую! Нет, не в эротическом плане. Фу, какой вы… Как вы можете такое говорить? Что я о вас думаю? Думаю, что только маньяк способен звонить по сто раз на день незнакомой женщине! Ха-ха-ха! Вы беспокоитесь обо мне? Откуда вы знаете, что я сейчас пойду искать собаку? Не выходить из квартиры? Много хулиганов? Криминогенная обстановка? Надо же, какой заботливый! А кто мне звонками спать не дает? Оставьте свои советы при себе. Собака может умереть от голода и холода. Сказать вам мой адрес? Будем вместе искать собаку? Да никогда! Куда собираюсь сейчас идти? На чердак! Звезды наблюдать! Чао!

(Выходит из квартиры. В подъезде темно. )

Ой-ё-ёй, темно как - опять кто-то лампочку вывернул. (Громко.) Не надоело лампочки выкручивать? Хулиганье! (Светит фонариком. Поднимается по лестнице на чердак.) Собака...собака, ты здесь? Я постучу тебе в дверь, а ты отзовись? Собака...

(Лай собаки.)

МАРТА. Ой! Я нашла тебя! Ну не надо так громко лаять. Ты ведь не кусаешься? И почему я раньше не догадалась, что ты на чердаке? Собака, а , собака, кто тебя здесь запер? Пацаны? Бессовестные. Не пожалели... Хорошо, хоть, не сбросили, как кошку соседскую, с крыши… Бедная моя … Потерпи, я сейчас тебя выпущу…Открою замок и выпущу…Только ты…это…не кусайся...я собак боюсь...очень боюсь...

(Открывает дверь на чердак. Слышен лай собаки и крики Марты: «А-а-а-а-а! А-а-а-а-а!» Тишина. Слышно, как собака жалобно скулит. Стихотворение звучит в записи.)

«Миры летят. Года летят. Пустая
Вселенная глядит в нас мраком глаз.
А ты, душа, усталая, глухая,
О счастии твердишь, - в который раз?

Что счастие? Вечерние прохлады
В темнеющем саду, в лесной глуши?
Иль мрачные, порочные услады
Вина, страстей, погибели души?

Что счастие? Короткий миг и тесный.
Забвенье, сон и отдых от забот…
Очнешься – вновь бездумный, неизвестный
И за сердце хватающий полет…

Вздохнул, глядишь, опасность миновала…
Но в этот самый миг – опять толчок!
Запущенный куда-то, как попало.
Летит, жужжит, торопится волчок!

И, уцепясь, за край скользящий, острый,
И слушая всегда жужжащий звон, -
Не сходим ли с ума мы в смене пестрой
Придуманных причин. Пространств, времен…»

КАРТИНА 2

(Звонок в дверь. В коридоре темно. Марта открывает дверь. Лай собаки. Крики.)

МАРТА. Ой, Лерка! Не бойся, не укусит! Собака! Собака! Иди в спальню, сидеть там! Сидеть! (Включает свет.) Ну, что ты стоишь за дверью? Собака уже в спальне. Не бойся, она не кусается. Ни за что не войдешь в квартиру? Шубу новую тебе порвал? За премию купила? И где такие премии дают, чтобы на шубу хватило? Ну и стой в коридоре, если войти боишься. Давай сюда шубу, посмотрю, что он порвал.(Лерка через дверь протягивает Марте шубу. Марта рассматривает шубу. ) Не выдумывай. Ничего не порвал. Целехонькая! А можно я шубу твою примерю? Ну не кури ты на лестнице, соседей не зли! (Примеряет шубу. Находит кошелек в кармане.) Ой, это же мой кошелек...Вот и меточка моя. Лерка! (Выглядывает за дверь.)Лерка, откуда у тебя этот кошелек? Да, не вцепилась я в твою шубу. Просто примерила...Вот твоя шуба, забери! (Отдает через порог.) Кошелек отдать? Но это же мой... (Рука из-за двери выхватывает у Марты кошелек. Дверь перед носом Марты захлопывается. Марта открывает дверь, выглядывает в подъезд.)

ГОЛОС ЛЕРЫ (из-за двери) . Да пошла ты, знаешь куда?

МАРТА. Лерка...(Смотрит в окно. ) Да...вот так оно бывает. Главное, не отчаиваться. (Звонит по телефону). Здравствуйте. Да, это я. Узнали меня? Совесть у меня проснулась?! Перестаньте юродствовать! Зачем звоню? Вы говорили, что потеряли собаку? Я нашла чью-то собаку. Вдруг она ваша? Да, сейчас собака у меня. Очень хорошая собака, тапочки мне приносит...Немедленно вам ее вернуть? Ни за что не отдадите собаку какой-то злой тетке? Знаете что? Вы просто ...вы просто тип какой-то! Кто вам сказал, что я собираюсь присвоить себе чужую собаку? Я не мучаю собак! Да, я залезла на чердак. Да, в моем возрасте! Да, в два часа ночи! Нет, не покусал. Хороший пес. Радуется мне. Я в обморок упала,  он привел меня в чувство. Облизал лицо. Что написано на ошейнике? Написано «Собака». Да, так я его и зову. Просто Собака. Да ошейник из крокодиловой кожи. Целуете меня? Не надо меня целовать! Что?! Некогда разговаривать? Торопитесь? Перезвонить вам завтра? Так это ваша собака, или нет? Какой же вы все-таки, бессовестный! (Бросает трубку.) Псих!

(Звонок телефона.).

МАРТА (отвечает по телефону) Лерка? О ком ты говоришь? Перестань мычать! Говори членораздельно. Хватит реветь! Приехал в наш город режиссер кино снимать? Обещал тебе главную роль, и ты провела с ним вчера ночь? Шубу купила, чтобы ему понравиться? Деньги у меня украла, чтобы эту шубу купить? Ну, это я сразу поняла. Что дальше? Кредит в банке взяла? Зачем? На взятку. Режиссеру нужны деньги, чтобы пробить сценарий в министерстве культуры? Взял деньги, а теперь не хочет тебя видеть?  Мошенник! Подлец! Идем к нему! Да! Сейчас же! С собакой! Не бойся. Я намордник надену. Да не себе намордник. Собаке! (Одевается. Выключает свет.) Собака! За мной! (Слышен лай собаки.)

КАРТИНА 3

(В подъезде темно. Виден огонек сигареты.)

МАРТА . И здесь кто-то лампочку вывернул... Собака, стой тихо. (Стучит в дверь. Из-за двери доносится невнятный ответ.) Откройте, это почтальон. Вам срочная телеграмма. Не хотите открывать? Ну, тогда приходите завтра на почту. Я вам в дверях извещение оставлю.

(Лязгают замки. Дверь открывается.)

МАРТА. Собака! Фас! Держи его! ( Марта входит в квартиру. Дверь захлопывается. Голос Марты доносится из-за двери.)

МАРТА. Ага! Попался! Негодяй! Вор! Аферист! Держи его, собака! Что, страшно?! Отползите в сторону, мужчина! Собака вас не укусит! Она же в наморднике! Отпусти его, Собака! Да не дрожите вы так! Никто вас пока еще не покусал! Но может, покусать! Садитесь. Смирно сидите. Поговорить надо!

(В подъезде темно. Виден огонек от сигареты.)

(Стихи звучат в записи.)

Когда теряет равновесие
твоё сознание усталое,
когда ступеньки этой лестницы
уходят из-под ног,
как палуба,
когда плюёт на человечество
твоё ночное одиночество, —
ты можешь
размышлять о вечности
и сомневаться в непорочности
идей, гипотез, восприятия
произведения искусства,
и — кстати — самого зачатия
Мадонной сына Иисуса.
Но лучше поклоняться данности
с глубокими её могилами,
которые потом,
за давностью,
покажутся такими милыми.
Да.
Лучше поклоняться данности
с короткими её дорогами,
которые потом
до странности
покажутся тебе
широкими,
покажутся большими,
пыльными,
усеянными компромиссами,
покажутся большими крыльями,
покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности
с убогими её мерилами,
которые потом до крайности,
послужат для тебя перилами
(хотя и не особо чистыми),
удерживающими в равновесии
твои хромающие истины
на этой выщербленной лестнице.

(Дверь открывается. Выходит Марта. Дверь закрывается. Слышно, как лязгают замки.)

МАРТА. Лерка? Лерка? Ты где? Вот, глупая, сбежала. (Звонит Лерке.) Ну и куда ты сбежала? На такси уехала? Ну, в этом вся ты. Чем все закончилось? Струсил твой лже-режиссер и деньги отдал. Оказывается, он сценарий пишет и нигде не работает. А деньги с дурочек собирает. Но теперь я за тебя спокойна. Глупостей не натворишь. Я к маме еду. В санаторий отвезу её. Сестра не может. Я не думаю о ее совести. Думаю о своих обязанностях. (Пауза.) Что? Опять к нему пошла? Зачем? Он красивый, добрый, хороший? А я мегера? На людей с собаками бросаюсь? Поступай, как знаешь. Второй раз я тебя спасать не стану. Куда собаку дену? Сосед обещал присмотреть. Тот, что полицию на меня натравил. Он, когда узнал, что я собаку на чердаке ночью нашла, прослезился даже. Неплохой человек оказался. Хотя, мне кажется, что собаки лучше иных людей бывают. Ну вот, опять обиделась, телефон отключила...Я же не про тебя сказала, Лерка…


КАРТИНА 5

(Марта входит в квартиру. В квартире сделан ремонт. Марта ходит из комнаты в кухню и обратно.)

МАРТА. Надо же…какая красота… Вот Лерка молодец! Ремонт в моей квартире сделала! Всё в моем вкусе, всё как я мечтала. Молодец, Лерка! Настоящая подруга!

Гаснет свет.

Ой, опять свет отключили…( Звонит по мобильному.) Это электросети? Здравствуйте, почему опять света нет? Задолженность за свет? И правда, я забыла заплатить...Завтра заплачу. Завтра конец света? С чего вы взяли? Завтра двадцать второе декабря? (Смеется.) И сколько будет длиться теперь конец света? В пределах одного дня? Тогда я не буду платить за электроэнергию. Все равно конец света. (Кладет трубку.)
Надо же такое придумать - конец света в пределах одного дня. Прямо как в стихотворении про бабочку.

Сказать, что ты мертва?
Но ты жила лишь сутки.
Как много грусти в шутке
Творца! едва
могу произнести
"жила" — единство даты
рожденья и когда ты
в моей горсти
рассыпалась, меня
смущает вычесть
одно из двух количеств
в пределах дня...

(Зажигает свечи. Звонит телефон. Марта отвечает по телефону.)

Лерка! Привет! Я вернулась! Отвезла маму в санаторий и вернулась. А у меня опять свет отключили за неуплату. А мой сосед отдал мою собаку хозяину. У нее хозяин нашелся. Только как хозяин собаки моего соседа нашел? Но ведь нашел, и слава Богу! Спасибо тебе за шикарный подарок к Новому Году! Спасибо тебе, родная, за заботу. Рассчитаюсь с тобой обязательно. Не понимаешь, о чем говорю? Не делала мне никаких подарков? А кто в моей квартире сделал ремонт? Не ты? А кто? Считаешь, я сама наняла бригаду и уехала, пока ремонтировать будут? А теперь говорю, что кто-то сделал в моей квартире ремонт? Ой, Лерка, ну не шути так. Не пугай меня. Да, варенье твое любимое привезла. Конечно, приходи. Жду.

(Телефонный звонок.)

МАРТА (отвечает по телефону). Лерка, ну что опять случилось? Ах, это опять вы? Зачем вы звоните? Поблагодарить за собаку? Так это все-таки ваша собака? Рада за вас. Что?! Хотите встретить Новый год вместе со мной в Ялте? Заказали уже билеты? А с чего вы взяли, что я поеду с вами в Ялту? Потому что мечтаю встретить Новый год в Ялте у моря? Потомау что там звезд мириады? Потому что в Ялте живет ваш отец? Это замечательно, что вы о нём заботитесь. Но я тут при чем? И кто вы, собственно, такой, чтобы диктовать мне условия? Режиссер из Питера? Снимаете в нашем городе фильм? Решили дать мне главную роль? С чего бы это? Вы же меня никогда не видели! Знаете что? Один режиссер у нас тут уже снял фильм на кредит моей подруги ...Не занимайте, пожалуйста, линию, я жду звонка.

(За дверью слышен лай собаки.)

МАРТА (открывает дверь выходит в подъезд. Слышен только ее голдос). Ой, Собака...ты пришла ко мне , хорошая моя... хорошая...Дай я тебя поцелую…как же я скучала по тебе! Как же я тебя люблю! Ну куда же ты убегаешь? (В квартире звонит телефон. Возвращается в квартиру, отвечает по телефону). Да, ваша собака была только что у меня. Рада за вас. Ну, что сделаешь, такова жизнь - только встретишь настоящего друга, как сразу приходится расставаться. Больно терять тех, к кому привыкаешь и кого любишь. Что-о? Вы тоже меня любите? Но я о собаке говорю. Что-о-о? Вы были в моей квартире? Когда? Когда заставили аферистов ремонт закончить? А как вы без ключей в квартиру вошли? Гвоздиком открыли? А вы, оказывается, еще и вор-домушник. Я удивительно догадлива? Что? Собака опять от вас сбежала? Куда сбежала? А куда же вы смотрели?! Ну что же вы за человек такой?! Почему отпустили её? Где теперь её искать? Ну, вам нельзя доверять собаку! И поэтому я должна жить с вами и никогда уже не расставаться? Вы в своем уме?

(Слышно, как собака лает за дверью.)

Ой! Собака вернулась! Вернулась! Лает за дверью. (выглядывает за дверь) Но куда ты опять? ( Говорит по телефону.) Опять к вам убежала. Где мы с вами виделись? В музее на вечере поэзии? А… Это вы - тот самый простуженный тип в шарфике? Что? Увидела вас и сразу влюбилась? Читате мысли на расстоянии? Что вы себе позволяете? Сначала в голос мой влюбились, когда ошиблись номером?  Но это…невозможно. Что я о вас думаю? Думаю, что это вы заперли собаку на чердаке, чтобы не мешала вам в командировке. Никогда такого не сделаете? Потому что вы защитник животных и режиссер фильмов гуманистической направленности? Понятно. Моя подруга недавно с таким режиссером познакомилась...Мошенником оказался.
Если не доверяю вам, зачем разговариваю? А зачем вы мне звоните? Потому что у вас серьезные намерения? А я должна вам верить? Почему я должна вам верить? Просто поверить - и всё? Открыть дверь, протянуть навстречу руки и ... Даёте мне две секунды на размышление? А почему всего две секунды? С третьей начинается ложь? Время пошло?

Пауза. Тикают часы. Марта открывает дверь, мужские руки увлекают ее за собой. За дверью слышен её голос.

МАРТА. Нет, но это только потому, что мне понравилась ваша собака!

Стихи звучат в записи.

В гибельном фолианте
Нету соблазна для
Женщины.— Ars Armandi
Женщине — вся земля.

Сердце — любовных зелий
Зелье — вернее всех.
Женщина с колыбели
Чей-нибудь смертный грех.

Ах, далеко до неба!
Губы — близки во мгле...
— Бог, не суди!—Ты не был
Женщиной на земле!

Конец.


Рецензии