Дневник прадеда. Часть первая

Татьяна Федоровцева

Дневник прадеда
Часть первая.
ПОСВЯЩАЕТСЯ столетию окончания Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.).
От автора

Этот уникальный ДОКУМЕНТ – живые страницы нашей ИСТОРИИ,  свидетельствующий о реально происходивших событиях…
  Истинный его автор   – мой прадед, Михаил Антонович Алексеев. Долгие годы записи заботливо хранились его младшей дочерью, Музой Михайловной Алексеевой. Никто из родственников не проявлял к ним особого интереса. «Выбраться на Свет Божий» им помог Н. В. Куклев, писатель, публицист, автор Доктрины КВАНТО-СПИРАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА МИРА, основатель ИНТЕРНЕТ-АКАДЕМИИ ФИЛОСОФИЙСКИХ НАУК и ФилосоФийского Союза. Следуя его Наставлениям, я стала работать над своим РОДОСЛОВИЕМ. ( К слову, почерк Николая Васильевича изумительно похож на почерк моего прадеда).
Знаний на эту тему не хватало, и я собирала необходимый мне материал «по крупицам», расспрашивая обо всём родственников, а более всех – Музу Михайловну. Она и отдала мне старый, потрёпанный «амбарный» журнал, в котором её отец, Михаил Антонович, описал самый тяжёлый период своей жизни – начало войны и время пребывания в германском плену в годы ПЕРВОЙ МИРОВОЙ. Я прочитала этот рассказ с огромным интересом, восхитившись силой ДУХА и мастерством владения словом своего прадеда.  Памяти прадеда я посвятила свою первую книгу – «РАЗГОВОР С ДУШОЙ ПО ДУШАМ», опубликовав в ней фрагменты его ДНЕВНИКА. Все имеющиеся у меня сведения об этом удивительном человеке, и частичные о его семье приведены ниже.  Рукопись и два документа я решила распечатать, чтобы  было легче читать.

О прадеде Михаиле

Он рассказал о себе сам – в своих Записях и в  Автобиографии, доставшимися мне вместе с другими документами в «наследство» от его дочери, Музы Михайловны Алексеевой:

Автобиография Алексеева Михаила Антоновича


Родился я в 1888 году, в с. Устье-Мешково Вяземского района Смоленской области.
Родители мои -  крестьяне, занимались сельским хозяйством. Последние 10 лет перед своей смертью отец  состоял на службе Юхновского уездного земства в качестве заведующего земским сельхоз. складом.
В этот период я окончил  2-х классное училище с 5-ти летним курсом обучения.
После смерти отца мать продолжала заниматься сельским хозяйством.
Уездное земство назначило мне стипендию, и я поступил в сельское училище, которое окончил в 1908 году.
По окончании школы в течение 2-х лет я работал участковым агрономом и заведовал опытным  полем сельхоз. общества.
В 1910 году начал учиться на Высших Каменостровских сельхоз. курсах в С.- Петербурге и окончил их в 1914 году со званием агронома - полевода.
В этом же, 1914 году я был мобилизован как запасной чин в ряды старой армии и отправлен на Германский фронт. После одного из боёв в 1915 году я попал в плен. Был в плену до 1916 года и бежал в Голландию, где оставался до 1919 года.
В Голландии я поступил в качестве секретаря в Русскую Секцию Красного Креста, а затем был переведён в Русский Комитет по делам бежавших из плена в Роттердаме. К этому времени /1917/ в Голландии скопилось свыше 2000 (или 8000, сложно разобраться, – авт.) бежавших из плена солдат, которым не представлялось возможности возвратиться домой, т. к. границы в Советскую Россию были закрыты.
Администрация Комитета и Солдатский Комитет поручили мне организовать ремесленное училище и назначили меня его директором, где я и сам был преподавателем сельхоз. предметов на сельхоз. отделении.
В 1919 году Голландское правительство Русский Комитет закрыло и прекратило субсидировать его содержание. В этом же году мне удалось через Германию возвратиться на Родину.
По возвращении из-за границы Юхновский уездный Отдел Народного Образования поручил мне организовать школу-коммуну с сельхоз. уклоном. После организации школы, вследствие продовольственных трудностей  семьи,  я переселился в Алтайский край в гор. Змеиногорск. Там я  был  приглашён преподавателем сельхоз. предметов в педагогический техникум, и преподавателем в школу II ступени.
В 1921 году Нар. Ком. Просвещения перевёл меня по моей просьбе преподавателем по специальности в Туапсинский сельхоз. техникум, где я проработал в течение 10 лет преподавателем и зав. учебной частью.
В 1930 году Туапсинский техникум был переведён в Анапу, а его садовое отделение в ст. Славянскую, я же переехал в Среднюю Азию и поступил на службу в Ашхабадский хлопковый техникум, а затем  в 1932 году был переведён Нар. Ком. земледелия Туркменской ССР и. о. доцента в хлопковый Институт, находившийся в то время в гор. Байрам-Али.
Вследствие тяжёлых климатических условий Средней Азии я переехал в г. Сухуми, где был принят на службу в качестве лектора Сухумского института субтропических культур. После перевода этого института в Тбилиси я поступил на службу в Абхазскую Зон. Табачную Станцию в качестве научного сотрудника, в каковой должности и состою с 1933 года по настоящее время.
16/XII  -1945 г.        /М. Алексеев/.



Из воспоминаний родственников

Со слов Музы Михайловны, её отец был вторым (или третьим) ребёнком в семье. Всего детей было четверо – три брата и сестра.
Мой прадед был неординарным человеком.  Он хорошо владел  несколькими славянскими языками: болгарским, польским, чехословацким, венгерским, белорусским, украинским; а также немецким. Английский учил для защиты кандидатской диссертации по специальности «Агрономия».
Учёная степень кандидата сельскохозяйственных наук  была присвоена ему решением  Совета Краснодарского Института Пищевой Промышленности от 9 апреля 1947 г. 
  Последние годы жизни Михаил Антонович работал научным сотрудником Абхазской зональной табачной станции в г. Сухуми.
Умер он 28 сентября 1950 г. в 5 часов утра, в возрасте 62 лет, спустя 3 месяца после операции резекции желудка (рак IV стадии).


Из воспоминаний моей матери, Маракулиной Елены Фёдоровны, внучки Михаила Антоновича:

Она в свои школьные годы  проживала вместе с тётушками  на самой окраине  города  Сухуми. Держали коров, птицу. В обязанности мамы входило разносить молоко по дворам на продажу. Однажды она потеряла весь дневной заработок – 50 рублей. В те времена это были деньги немалые, а корова считалась кормилицей для большой семьи. Поэтому мама очень боялась рассказать о пропаже тёткам.
Михаил Антонович в ту пору лежал дома после операции. Мама пришла к нему, чтобы хоть как-то успокоиться. Несмотря на тяжёлую болезнь, он всегда сохранял  удивительную способность ободрить человека, поднять ему настроение.  Мама ничего не говорила ему про пропажу. Зашли тётушки,  стали требовать деньги. Мама растерялась из-за страха сказать правду. А Михаил Антонович, сразу же это заметив, достал из своей постели 50 рублей, и сказал, что внучка их случайно обронила. Это случилось незадолго до его смерти…
В честь прадеда был назван мой брат, Михаил Юрьевич Маракулин.


Копия одного из документов Алексеева Михаила Антоновича


М.И.Д.
РОССИЙСКОЕ ГЕНЕРАЛЬНОЕ
КОНСУЛЬСТВО в НИДЕРЛАНДАХ
Г. ГААГА Июня 12 дня 1917 г.
Г. Алексееву М.А. для    представления
В Русский Комитет по делам бежавших из плена в Роттердам.

На отношение Комитета  за № 376 от сего июня Российское Генеральное Консульство имеет честь сообщить нижеследующее:
Из хранящихся в Консульстве документов Г. АЛЕКСЕЕВА Михаила Антоновича явствует, что он происходит из крестьян Смоленской губ. Юхновского уезда, родился в 1888 году 9 июня /док. № 624/. Окончил Высшие С. Петербургские сельскохозяйственные курсы /док. № 1506/. Проработал 1 год 9 месяцев в Амстердамской национальной сельхоз. Академии на отделении фитотехнии /сер.№1987/; до 1914 года состоял на службе в Юхновском уездном Земстве Смоленской губ. /док. № 505/.-
С своей стороны, Генеральное Консульство знает г. АЛЕКСЕЕВА по работе его в Русской Секции Красного Креста как честного, энергичного и исполнительного человека, и считает его вполне достойным кандидатом на намеченную Комитетом должность директора политехнической школы Комитета.




О семье  прадеда Михаила


Жена Михаила Антоновича – Алексеева (Афанасьева в девичестве) Елена Сергеевна, родилась 10 мая 1888г. в селе Новоселки Переяславского  р-на Владимирской обл. В семье, кроме неё, было ещё пять сыновей и столько же дочерей.  Работала она учительницей Глуховского начального училища Юхновского уезда Смоленской губернии. По характеру была доброй и отзывчивой, но в меру строгой. Ученики ее всегда любили и уважали.
Умерла  Елена Сергеевна 7.09.77г. от ишемической болезни сердца, не дожив до своего 90-летия несколько месяцев.


Дети Михаила Антоновича и Елены Сергеевны, кроме самой младшей дочери, родились в вышеупомянутой деревне Глухово:

1. Алексеев А.М. 3.03. 1911г.р.
2. Алексеева С.М. 04.06. 1912 г.р.
3. Алексеева А.М. 03.06. 1914 г.р.
4. Алексеева М.М. 22.11. 1923 г.р.


Сын Алексеевых -  Александр Михайлович, инженер – электрик, погиб 27.01.1945 г.  на полях  Великой Отечественной войны. Детей двое – Аскольд 1939 г.р. и Валерий 1941 г.р.

Старшая дочь – Алексеева Серафима Михайловна, работала   инженером-конструктором на одном из московских заводов, где пользовалась большим уважением как высококлассный специалист. По характеру  была строгой и бескомпромиссной. Вела здоровый образ жизни, много путешествовала и читала. Детей у неё не было. Умерла  22.11.1988 г. от инфаркта миокарда.


Вторая дочь  Алексеевых, Алевтина Михайловна, – моя родная бабушка по материнской линии.
Родила троих детей -  Викторию  1935 г.р., Ольгу  1937 г.р. и Елену 1938 г. р. (мою маму).
 Она была мягкой по характеру и приветливой, за что окружающие её очень любили. Работала   бухгалтером. Была больна туберкулёзом.  Умерла  в 1947 г.


Алексеева Муза Михайловна –  младшая из детей прадеда Михаила. Родилась 22.11. 1923 г. в городе Туапсе Краснодарского края. По специальности – инженер-метеоролог. Вырастила и воспитала приёмных дочерей – Ольгу и Лидию, а также дочь Лидии, Тамару, оставшуюся сиротой с пяти лет.
На работе Музу Михайловну всегда ценили и уважали за добросовестность, компетентность и ответственность, и любили за добрый и жизнерадостный нрав. К числу её хобби  относилось рукоделие, чтение, путешествия и работа на земле. Но главным в своей жизни она считала воспитание детей, семью.
Умерла 6.02. 2009 года на 86 году жизни, в реанимационном отделении больницы, после операции по поводу дивертикулёза кишечника.


Сам Документ – записи участника Первой мировой опубликован в рассказе «Дневник прадеда», часть вторая.

Фотографии Алексеева Михаила Антоновича и всех членов его семьи, а также ксерокопии документов доступны по ссылкам:
https://yadi.sk/d/FlvT-hlO3VZD2z
https://budupomnit.ru/groups/1511


Рецензии
Правильно делаете, что так тщательно, по крохам собираете историю своего рода. Мне на много легче . Потому что до меня уже мои родственники собирали все что знали. И у них до недавнего времени издавались книги с воспоминаниями родных. Вот поэтому я и знаю свой род до восьмого колена со стороны отца и его матери. Со стороны своей мамы узнать по трудней, но и то знаю до прадеда.

Леонард Ремпель   11.11.2018 21:25     Заявить о нарушении
Да,Леонард,это замечательно - знать историю своего рода так глубоко! Повезло потомкам Вашим. Желаю Успехов!

Татьяна Федоровцева   28.12.2018 20:38   Заявить о нарушении