Горячая путевка

Монопьеса

Кабинет психолога. На стене большой экран. На экране слайды: беженцы, боевые действия в Ираке, Сирии, Палестине ...Свет направлен на Машу К.

МАША К. Зачем вы опять меня пригласили? Поговорить хотите? Любопытство замучило? Помочь хотите? Но я не нуждаюсь в вашей помощи! А вы лезете со своими вопросами... Беспокоитесь о моем самочувствии? А какое оно может быть - моё самочувствие? Когда вы каждый день задаете мне одни и те же вопросы. Какой же вы после это психолог? Вот, сидите в своем кабинете и пишите свои эпикризы, беседуйте с домохозяйками, страдающими от лени. А меня пощадите!

(Пауза.)

Ну, что я должна сделать, чтобы вы отстали от меня? Картинки вам нарисовать? Анкету заполнить? Сны рассказать? Но мне больно! Понимаете? (Стучит себя в грудь.) У меня вот здесь болит!

(Пауза.)

Что я должна сделать? Помочь вам составить отчет?! Нет, ну вы странный человек...Ну, напишите там, что считаете нужным...Обязательно надо ответить на вопросы? Ну да, конечно, иначе как же? Вам же за это деньги платят...У вас совесть есть? Я не обязана отвечать , и психолог мне не нужен. А вы считаете, что нужен? Вот даже как? А мне все равно, что вы там считаете. Я не хочу с вами разговаривать!

(Слайды: пустыня.)

Зачем вы мне это показываете? Уберите эти слайды! Хотите понять, что я чувствую, когда вижу пустыню? А вы что чувствуете, когда видите пустыню? Покой? Умиротворение? (Смеется.) Нет, мне не смешно. Мне совсем не смешно. Я устала думать про это.

Что вы сказали? Повторите вопрос. (Кричит.) Говорите четко! А вы мямлите что-то нечленораздельное, бубните всё время: бу-бу-бу- бла-бла-бла!

О чем я думаю, когда вижу пустыню? Ни о чем не думаю. Уже сказала вам - хочу забыть! А мне это снится. Каждую ночь снится! Понимаете?

Рассказать вам мои сны? Мне станет легче, когда я расскажу?
Вы жестокий человек! И совсем не похож на психолога. Психолог должен понимать, когда можно задавать вопросы, а когда нужно промолчать.
Знаете что? Поезжайте ТУДА, и вам все станет ясно, вы перестанете задавать свои дурацкие вопросы. Почему вы меня мучаете? Может, вы маньяк -любитель поиздеваться?

(Пауза.)

Не оскорблять вас? Тогда не мучайте меня.(Смеется.) Что меня так развеселило? Просто интересно за вами наблюдать. Вы пытаетесь решить какую-то проблему, а у вас не получается. Но при чем тут я? Не хотите оставлять меня наедине с моими мыслями? Беспокоитесь за меня? Но кто так беспокоится, а? Благодетель!

(Пауза.)

Что я делала на базе террористов? Бог забросил меня туда по ошибке. А потом вернул обратно. А надо было, чтобы я там осталась? А я вернулась! А вы и обрадовались - у вас работа появилась!
А я похожа на террористку? Вы с ума сошли?! Вполне адекватен? Зачем тогда спрашиваете, что я там делала?

( Слайды.)

Я вам уже говорила, счастье мне такое привалило, почти бесплатную путевку купила на Обетованную Землю. Вот и поехала! А здесь дом, работа, проблемы, суета. Экстрима захотела? (Смеется.) Да не смеюсь я вовсе. Поезжайте вы туда! Прямо сейчас поезжайте! (Кричит.) По самое горло экстрима получите!

Да, я смотрю новости по телевидению, каждый день ужасы показывают, но я и предположить не могла, что это случится со мной. Думала, такое только в кино показывают, и меня это никогда и никак не коснется... Но это случилось со мной, понимаете? Там дома взлетали на воздух, и всё горело, и гибли люди!

(Пауза)

Мы не знали, куда бежать. Кто-то сказал, в пустыне есть оазис, и там можно спрятаться. Мы ринулись туда. Теперь этот оазис снится мне каждую ночь. Снится во всех подробностях, и тогда я просыпаюсь и кричу от ужаса, но кричу беззвучно. Кричит только мое тело, моя душа, но сама я не в состоянии произнести ни слова, и не понимаю , где нахожусь, здесь, или все еще там?

Согласна с вами, так подсознание сбрасывает негатив... Но как от него избавиться, от этого негатива? Рассказать вам все подробно, и избавлюсь? А я не хочу снова и снова в это погружаться. Вы ничего не понимаете! Наверное, учились на двойки в вашем университете. Или вас учили такие же, как вы.

(Слайды: база террористов.)

Да, это та самая база. Я попала туда случайно. Мы были на пляже, когда началась бомбежка. Мои деньги и документы остались в гостинице. А гостиницу разбомбили. Где я могла найти документы? Разобрать завалы по кирпичику? В посольство обратиться? Какое посольство, когда не знаешь, куда бежать?
Все бежали в пустыню. Потому что с той стороны не стреляли. Кто-то дышал мне в затылок и толкал в спину, чтобы бежала быстрее, а рядом падали убитые и раненые, но никто не останавливался им помочь. Почему не помогали раненым? А вы думаете, бомбежка - это дождик грибной?

Идите вы, знаете куда, со своей психологической помощью!

(Пауза.)

Я должна подробно рассказать вам мои сны? Ничего я не должна! Это мои сны, они сидят в моем мозгу, вот здесь в подкорке сидят! И все равно рассказать, что я вижу во сне? Глаза, бегущих людей, а в них вопрос : почему всё это происходит с ними? За какие грехи?

А еще мне снятся богатые и сытые люди, чистенькие и напомаженные, любопытные. Такие, как вы. Им важно знать, откуда мы все бежим? И почему нас так много? Разве мы все поместимся в их уютной гавани? Мы ведь для них просто биомасса, ресурс! И зачем мы все прёмся к ним? Мы не вписываемся в их дресс-код. Мы не их масти. Мы лишние на Земле.

Мне снится, как они жрут газеты, заталкивают себе в рот и срыгивают, так торопятся переварить новости, узнать, кто проиграл сегодня на поле сражения? Сколько сегодня стоит евро, доллар, сколько врагов убито? Сколько еще убьют? Кто отступает? Кто наступает? И куда сбагрить новое оружие?

С этого места подробнее? Я вообще-то по профессии биолог и оружием не торгую. Не отвлекаться от темы? А какая тема вас больше всего интересует? Местный колорит интересует? (Смеется.) Да не смеюсь я вовсе. Обратитесь в турбюро "Светлячок", вам там подробно расскажут про местный колорит и путевку горящую подсунут, и билеты на рок-концерт.

(Пауза.)

Помню звук дутара и чайханщика, он добавлял в чай куркуму и повторял монотонно, как в рекламном ролике: "Куркума, куркума , куркума, полезна для здоровья. Используйте куркуму в косметических целях. Куркума освежат цвет лица! Пейте чай с куркумой! Куркума с медом - великолепный рецепт для похудения! Куркума усиливает мужскую потенцию! "

(Смотрит в пространство.)

Мы стоим у чайханы. Нас слишком много, одежда и тела наши грязные, от нас дурно пахнет, у нас нет денег, и потому двери для нас закрыты. А так хочется пить!

(Хватает чашку со стола, пьет.)

Оазис заполнен венными. Они заталкивают в грузовики беженцев, увозят в пустыню, и оттуда потом доносятся  выстрелы и крики...А хозяин оазиса пьет в чайхане чай с куркумой и смотрит на девочек, прыгающих через скакалку. Подолы форменных платьиц поднимаются, приоткрывая нежные попки. Одна из девочек приглянулась хозяину. Пухленькая такая, с розовой ленточкой в косе. Он облизывает свои жирные от плова пальцы, причмокивает: "Ох, какой пэрсик! Пэрсик!"

(Зло.) Местный колорит.   

(Пауза.)

Помню рынок... всюду гомон, дым от мангалов, горы пахучих дынь и арбузов. Торговец арбузами расхваливает товар, чумазые мальчишки клянчат у прохожих деньги, кричат мне вслед: "Эй, девка, где платок потеряла?" - бросаются камнями.

Я подбежала от них к дому на обочине, стучалась в ворота: "Спасите! Спасите меня!"

Скрип ворот, протяжный и тонкий. Во дворе летняя кухня. Тетка в шелковой тунике и шароварах печет лепешки. Пахнет жареным мясом. Хозяин дома на вертеле поворачивает барашка. Мужчины пьют вино и смеются. Один из них, распахнув  руки, идет мне навстречу. "Сейчас спасем!"
Да, не нужна мне ваша вода! (Отталкивает стакан с водой.)Они издевались, били, плевали мне в лицо...

Я очнулась в сарае. Там были пленные мужчины-европейцы.  Они молчали, и только один повторял  "ХрИстос, ХрИстос, ХрИстос...".  На рассвете нас вывели во двор.  Мужчин поставили на колени с требованием зачитать на камеру ультиматум их правителям и отречься от их Веры. Мужчина, звавший всю ночь Христа, крикнул "Будьте вы прокляты! Прокляты! " -  хозяин дома подбежал к нему, схватил за волосы и запрокинув ему голову, рубанул по горлу тальваром. Отсеченная голова покатилась мячиком в песок, глаза наполнились кровью и вращались, а взгляд остановился на мне... Я закричала, бросилась к воротам, а бандиты хохотали и палили по пленным из автоматов.

За воротами по дороге люди в черном несли на деревянной лестнице покойника. Покойник был завернут в серую ткань. Прохожие шарахались в стороны. Нельзя стоять на пути - убьют. Полоснут тальваром по горлу, но лучше бы полоснули.

Местная женщина отвела меня в отель для европейцев. Сказала, там помогут.

Да, там были европейцы... С надменными взглядами, смешками, как плевками и безразличием ко всему, что происходит в этой стране. А в холле на стене висели  старинные часы с кукушкой. Кукушка выскакивала из гнезда и хрипло так куковала: Ку-ку-ку-ку… словно насмехалсь над уходящей жизнью.

(Пауза.)

В отеле я увидела хозяина оазиса. Просила о помощи. Твердила заученно, ах, какой вы благородный, умный, справедливый.  Ах, как вы любите людей. Сила духа и мужество - главные ваши достоинства! Вы настоящий защитник обездоленных. Вы самый лучший в мире правитель! Вы- герой!

Чтоб он сдох, эта гадина!

Где была моя гордость? Почему я так унижалась?

(Кричит). А вам непонятно? Тогда пусть вам башку отрубят за вашу гордость. И орден выдадут! А мы потом будем вами гордиться! Вы тоже хотели гордиться мной? А я вот испугалась, что облепят меня взрывчаткой и посадят в самолет с пассажирами!

Ему понравилось изображать из себя милосердного - хоть какое-то разнообразие в его жуткой от крови и смертей жизни. Он приказал: "Эту к беженцам!" - а девочка-смертница осталась в том гадюшнике...Сколько их еще там таких смертниц?

Что я делала в лагере для беженцев?

Спрашивала себя, где искать защиту? И есть ли на Земле такое место, где человек кому-то нужен? Там я познакомилась со стариком-шамесом.  Он постоянно благодарил Всевышнего за смерть внучки. За то, что ушла на небеса невинной, и никто не надругался над ней, не мучил. Умерла мгновенно, от шальной пули, не сообразив, что происходит. Старик говорил, как ей повезло.

Да, ей повезло.

Жили мы в лачугах. Спали на полу. Кормили нас хлебом и водой. Иногда давали рис. Ночью все проснулись от грохота, выбежали во двор. А там снова всё вокруг взрывалось. Пахло гарью и кровью. Песок от взрывов поднимался к небу и падал на тела убитых и раненых.
Я видела, как  беженцы вдруг все разом упали на колени и  молили Господа о спасении, каждый на своем языке. Я запомнила их молитву. Слова врезалась в мой мозг. Я и теперь их повторяю, хожу по улицам и повторяю, и люди оглядываются на меня, думают, я сумасшедшая. А может, они правы?

"Аллахумма, Рабба-с-самаввати-с-саб;и ва Рабба-ль-;арши-ль-;азыми, кун ли джаран
О Аллах, Господь семи небес и Господь великого трона, будь для меня защитником от смерти , голода, холода, воды и огня, от злых и нечестных людей, от тех кто убивает, гонит мой народ по дорогам войны...
Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salve me...
пАтер ИмОн, о эн дис уранИс, айасфИто то ОномА Су...
Господи, Иисусе Христе, помилуй нас, рабов твоих грешных...
Я молилась вместе со всеми. Отче наш, да светится имя твое, да приидет царствие твое, как на Небе, так и на Земле...Аллахумма, Рабба-с-самаввати. Отче наш..."

В том аду мне казалось,  я оглохла , ослепла. Оглядывалась по сторонам, пытаясь что-то рассмотреть, но вдруг увидела, так явно увидела дом свой и речку, крылечко и детские качели, ситцевые занавески на окнах, и маму. Она несла в бидоне парное молоко: "Пей, доченька, пей". Я пила молоко, и было мне так хорошо и спокойно, как в детстве...

Но это был старик-шамес, а не мама, он тряс меня за плечи и плакал: " Очнись! Очнись! Всевышний услышал тебя! Он дарует тебе свободу! Миротворцы пришли! Миротворцы!"

Странный этот старик-шамес... Когда все просили Бога о пощаде, он молился за бандитов, убивших его внучку. Называл их несчастными, потерявшими разум и душу, плакал от жалости к ним, просил и нас молиться за них... Все говорили, он чокнутый. Но, наверное, святой?

(Слайды. Пустыня, ящерица. Иссохший саксаул. Ветер гонит мячиками колючки по песку.)
 
Знаете, этой ночью ветер сломал старую березу, что росла под окном. А могла еще шуметь листвой. А теперь так тихо стало. Оглохнуть можно от такой тишины. Я, когда ветер форточкой хлопает, пугаюсь, думаю, опять стреляют. А сегодня, кажется, весь мир замер. Скажите, чего он ждет?

(Пауза.)

Хочу забыть всё, и вас в том числе. Психолог мне не поможет. Нужно время. А вы сочиняйте свои эпикризы, прописывайте пациентам рецепты - сколько часов спать, какой диеты придерживаться, сколько раз посещать бассейн, когда ходить на фитнес...Это же ваша работа. Я вас понимаю. Но сегодня давайте просто помолчим? А?

(Слайды: беженцы. Война.)


Рецензии