Взгляд на идеологию романа Мастер и Маргарита

Взгляд на идеологию романа «Мастер и Маргарита»
(набросок статьи)


Вчера подумал, пришел к выводу, что «МиМ» текст не просто антисоветский, а реально КОНЦЕНТРИРОВАННО антисоветский и содержит в себе код разрушения СССР.
Причем конструкцию Булгакова сложной назвать нельзя.
Первое это то, что он писался действительно в стране атеистической, причем атеизм был частью советской идеологии (тут не поспоришь!). Атеизм (научный атеизм) – это один из духовных базисов «строителя коммунизма». Светломыслящий атеист, верящий в науку противопоставлялся «дремучему и отсталому» верующему в мракобесие.
В первой сцене некто, представленный как «иностранец» дискутирует с двумя советскими философами, находящимися на атеистической позиции. При этом иностранец довольно злобно (и убедительно для невнимательного читателя!) ломает этих атеистов в полемике (доказывая и существование Бога и существование Христа и существование дьявола). Выигрывает спор.
Затем этот главарь банды «иностранцев» (враг, интервент и прочее), с такими же мерзкими подручными на протяжении 20 глав не раскрываясь еще пока, издеваются над советскими гражданами, четко показывая всю гнилость советского строя и идеологии (делается сие виртуозно!) Перед нами такие советские граждане как: алкоголики (Бездомный), идиоты (он же), подхалимы (Лиходеев), приспособленцы (Берлиоз), хамы (Рюмин), сволочи (Латунский), взяточники (Никанор Иваныч), подлецы (Варенуха), Римскому можете сами поставить диагноз (у него целый комплекс болячек!), гуляющие на стороне (Семплеяров), чиновники-идиоты (история с пустым костюмом). Положительных персонажей среди советских граждан нет ни одного. НОЛЬ! Воланд говорит «люди как люди, квартирный вопрос только испортил их» (90% советских граждан жило либо в бараках, либо в коммуналках – удар ниже пояса!). Положительный персонаж в первой части один – Мастер, который выглядит как… диссидент! Человек неспособный реализоваться у себя на родине и обреченный несмотря на талант тихо помирать в психушке. Человек четко либеральных взглядов, пишущий… антисоветский роман, про Пилата. Еще «упорно положительными» на общем фоне ходячих карикатур на людей выглядят конечно члены «шайки Воланда». Они симпатичны, циничны, легки в общении, не задумываются о том, подслушивает их кто-то и как отреагируют на их слова. Кем они показаны? Правильно! Иностранцами. Теми, кем и представились в самом начале. Точка симпатий читателя направлена на Воланда и его шайку, вектор антипатии идет к советскому обществу, четкий и безупречный на протяжении всей первой части. Придраться невозможно.
Попутно идет рассказ про «историю Пилата и Иешуа Га Ноцри». Иешуа Га Ноцри говорит не то, что говорил исторический Христос и не ведет себя идентичным способом, но пилит… правильно! Антисоветскую пропаганду, которой пытается аргументировано противостоять Пилат. Причем в отличие от советских граждан библейский Пилат показан умным человеком и с положительным вектором.
Вот цитаты Иешуа Га Ноцри: https://citaty.info/character/ieshua-ga-notsri - почти все его цитаты. Кем он показан в этих цитатах? Правильно! Блаженным «представителем мракобесия», человечком с крестиком на шее. А перед ним тогда кто? НКВДешник, представитель советской власти, побывавший на войне, свято верующий в силу кесаря (генсека) и разбирающим дело «антисоветчика», на которого написали «расстрельную» статью, типа «враг народа». И человечек с крестиком уделывает этого НКВДешника! Громит его в полемике и по существу перепрограммирует.
Мракобесы-атеисты – 2/0.
Это все первая часть.


Смотрим вторую!
Во второй части Воланд наконец полностью раскрывается и его шайка-лейка аналогично! Теперь это типа «дьявол и его окружение». Но на дьявола и демонов они при этом ни капельки не похожи! Раскрывшись они остаются приятными, добрыми ироничными и непринужденными жителями западного общества, и также неистово противопоставляются советским гражданам, как и ранее.
Добавляется Маргарита, которая, изменив мужу летит на Адский шабаш, чтобы спасти своего Мастера (того что диссидент!).
Адский шабаш (бал королей) выглядит весьма странно, он более похож не на адскую оргию, а скорее на церемонию вручения Оскара с последовательным выходом звезд. Мир в нем четко Западный: блестящий, сияющий и грандиозный! На нем, к слову, Воланд убивает пытавшегося внедриться агента НКВД (барона Майгеля) и завершает спор с Берлиозом (который к слову точно приводит аргументацию Е. Ярославского – главного советского атеиста на протяжении всего романа.) отправив того в «небытие».
Мракобесы-атеисты 3/0 дополнительное время не требуется. Матч закончен!


Маргарита показана сначала неистовой «женой декабриста», готовой любой ценой вытащить своего Мастера, написавшего в прошлой части антисоветский роман и вытащить его с помощью «иностранца» Воланда. При этом СССР ее не волнует совершенно! Советская мораль и идеология – идентично! Воланд вытаскивает из психушки Мастера и отправляет к бегающей всю вторую часть полностью голой Маргарите, к слову одевается Маргарита только уже после «смерти». Тут, кстати, тоже интересная тема: настоящая оргия происходит не на адском шабаше, а в голове у Маргариты, в ее неистовом и непрерывном обнажении всю вторую часть. Маргарита показана, ко всему прочему, как человек утративший связь с реальностью, полностью погрузившаяся в хаос: "Вас не смущает, что я голая?", "Прощай дорогой, я стала ведьмой". Маргарита по существу генерирует и передает в массового читателя тот хаос, который у нее в голове и этот хаос аккуратно отправляется туда с тем же с положительным вектором, что и "мракобесие" из первой части. Читатель даже не задумывается о том, что Маргарита (четко по сюжету!) просто продает душу Дьяволу и получает за это немедленно проклятие. Все наслаждаются потоком ее трансформаций и нулевой ответственностью перед кем-либо. Как она показана в итоге? Правильно, как либералка. Бесконечная в своем падении творческая личность. Валерия Ильинична Новодворская. А еще правильней будет сказать, что все либералы женского пола брали пример и старались походить в дальнейшем именно на Маргариту: неистовую "революционерку либерализма". Точно также как все либералы мужского пола брали своим примером образ Мастера. Мастер и его Маргарита - это точно безукоризненно исполненные внедренные в массовое сознание образцы (иконы) для подражания, формирующие в советском обществе антисоветских людей. Это антиГарибальди и антиЖаннаДарк.

Теперь финал. Натворив делов и получив за это ноль наказания, вся шайка-лейка сваливает… куда? Туда где Мастер сможет найти успокоение с Маргаритой! Это не «сделка с дьяволом», это резидент западных спецслужб вывозит из страны диссидента с его женой. Вот и всё! Они покидают мерзкий советский мир и получают «успокоение» в условной «загранице». При этом Мастер еще успевает встретиться с «перепрограммированным» НКВДешником Пилатом, видимо также сбежавшим и «получившим успокоение».

Он кричит ему там: правильно «Свободен!» Свободный человек в свободной стране. Может не беспокоиться о прошлых грехах.
Занавес!
Стоп!!!

В романе есть еще один перепрограммированный, это тупой алкоголик из первой части, беззаветно верующий в советскую систему и идеологию поэт Бездомный! В финале он точно такой же диссидент, как и Мастер. По существу Мастер ему передает эстафетную палочку. Типа я улетаю, а ты тут учи и переводи всех в мою веру. Веди всех из этого мрака.
Вот теперь точно Занавес!

Вот такой взгляд на гениальное творение М. Булгакова.
Это эскиз статьи, подробней будет чуть позже.


Рецензии
Удивил, Лёва! Разбор с железобетонных позиций современного человека. Так же оцениваются все герои романа. Многое подмеченно верно, но кто эти люди? Родившиеся, учащиеся в царской России, которых срочно заставили окунуться в новый мир, где всё по другому, всё не так, зачастую по идиотски, потому что Мастер- Сталин со товарищами понятия не имеют что и как строить. ЧеКистие методы доказали свою эффективность, но до массовых репрессий ещё далеко. Верность супружеская отменена как и остальные привычные "незыбленные" идеалы. Остаётся голышом пытаться найти своё счастье. Одиночество в России дружит с водочкой и безумием.
Булгаков вскрывает проблемы общества и Сталин, ещё не великий, а один из вождей это оценил. Впрочем это только мой взгляд и от этого ни кому не холодно не опасно
Приятно было встретится, хотя и виртуально.
что посоветуешь почитать?

Евгений Колобов   30.09.2020 15:09     Заявить о нарушении
Согласен... Михаил Булгаков — признанный всеми гениальный советский писатель и драматург, чьи произведения “Иван Васильевич меняет профессию”, “Собачье сердце”, “Бег”, “Дни Турбиных”, “Мастер и Маргарита” чрезвычайно часто воспроизводятся по телевидению РФ и просматривается в сети. Булгаков — бывший белогвардеец, воевавший в Чечне, тяжело переживающий революционный крах империи, мало того, что не эмигрировал в 20-е годы за рубеж, хотя имел профессию врача и мог прекрасно устроиться везде, а активно сотрудничал с советским журналами и театрами, с надежной наблюдая великий сталинский рывок вдогонку Западу, после широких социальных исследований в своих произведениях однозначно пришёл к заключению о невозможности ставить знак равенства между советской властью и массой всевозможного быдла и хамья, издревле рассевшегося повсюду и портящих жизнь талантливым и порядочным людям, самим себе и стране, что весьма актуально и в XXI веке. Действительно, сегодня во всех сферах российской жизни видны персонажи из произведений писателя “Собачье сердце”, “Бег”, “Мастер и Маргарита” — воров, жуликов, проходимцев и подонков, доносчиков, палачей, интриганов, алчных и кичливых, прелюбодеев, шкурников, приспособленцев, завистников, дураков, тунеядцев, алкашей и прочей мрази. Словно Дьявол Воланд среди них действует в Москве и живёт среди них, словно это настоящие собаки Шариковы заняли чиновничьи кресла в России после новой “социальной революции” 1985 и так далее годов. И такому сброду, висящему на шее здорового трудового народа, создающему новую жизнь, как ни парадоксально звучит в романах бывшего белогвардейца, противостоит НКВД и советская власть вообще. Именно к советской власти обращается профессор Преображенский в “Собачьем сердце” для защиты от Швондера, именно в НКВД участники всяческих коллизий “Мастера и Маргариты” сбрасывают все свои проблемы любого характера — от бытовых до дьявольщины, ярко иллюстрируя, как работал механизм массовых репрессий в 30-е годы — все доносили на всех по любому поводу — а НКВД разбирайся! И именно донос завистника погубил жизнь Мастера и Маргариты, а не коммунисты и не Сталин. В “Иван Васильевич меняет профессию” жена сдаёт мужа в милицию и сумасшедший дом вместо того, чтобы самой разбираться! Белогвардейцы в “Беге” Булгаковым показаны как изверги, а в “Днях Турбиных” как потерявшие берега люди. Вот что увидел гениальный Михаил Булгаков в народе, с которым большевикам пришлось строить новую жизнь. Сталин очень высоко ценил пьесу “Дни Турбиных”, а когда Швондеры начали травлю таланта, Сталин лично вступился за писателя. Булгаков написал пьесу о молодом Сталине “Батум”, но уже готовую к постановке пьесу вождь пролетариата из личной скромности счёл неуместной. “Мастер и Маргарита”... Как говориться: каков поп, таков приход — какой народ, так он и социализм построил, пока Сталин был жив, а потом настало время новых вариаций на тему “Иван Васильевич меняет профессию”, “Собачье сердце”, “Бег”, “Дни Турбиных” и “Мастер и Маргарита”.

Андрей Геннадиевич Демидов   30.09.2020 15:40   Заявить о нарушении
Да, уж! Знтропия наступает

Евгений Колобов   30.09.2020 16:14   Заявить о нарушении
На счет "заступничества" Сталина, у одного моего знакомого есть версия:-)
Там не все так просто.

Лев Вишня   01.10.2020 21:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.