Страдалец за народ
Данный мой исторический очерк к 190-летию Николая Чернышевского был опубликован под тем же самым заголовком в газете «Вузовский вестник» № 20 (307) 16–31 октября 2018 г., С.15. Здесь на сайте я размещаю его в полном объеме вместе с новым графическим портретом юбиляра работы Аиды Лисенковой-Ханемайер, с ее разрешения.
В июле 2018 г. исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Чернышевского – известного российского философа-материалиста и революционера-демократа, ученого и сторонника утопического социализма, публициста, писателя, переводчика и литературного критика.
Родился он в Саратове 24 июля 1828 года в семье потомственных священнослужителей, происходивших из крестьянского сословия - протоиерея Гавриила и его жены Евгении Чернышевских. Семья была зажиточной, и в доме царила теплая религиозная атмосфера. До 14 лет юный Николай Чернышевский, заслуживший домашнее прозвище «библиофаг», набирался знаний под руководством всесторонне образованного отца, родственников и гувернера-француза.
С 1843 г. он три года отучился в Саратовской Духовной Семинарии, но, так и не закончив ее, поступил в 1846 г. в Петербургский Университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Получая в столице Российской Империи высшее образование, Николай Чернышевский настолько серьезно проникся идеями французских социалистов-утопистов, что именно это и сформировало в дальнейшем его характер революционера-демократа, социалиста и убежденного материалиста. В этот же студенческий период начинаются и литературные опыты Чернышевского, сочиняющего свои первые произведения.
В 1850 г. Чернышевский оканчивает университет, возвращается в Саратов, становится там учителем гимназии и пытается пропагандировать утопические идеи социалистов в школьной среде. Однако участь провинциального педагога его настолько не вдохновляет, что уже через три года Чернышевский решает вернуться обратно в столицу. Перед отъездом он успевает сделать предложение дочери саратовского врача Ольге Васильевой, мечтая забрать ее с собой в Санкт-Петербург, чтобы спасти девушку от власти деспотичных родителей.
Весной 1853 г. Николай Чернышевский появляется с молодой женой в Санкт-Петербурге, где вскоре начинает заниматься публицистикой и печататься в нескольких изданиях, а затем становится ведущим критиком в Некрасовском журнале «Современник». Причем, с 1857 г., Чернышевский вместо критики предпочитает заниматься в «Современнике» вопросами экономики и политики, теоретически обосновывая необходимость крестьянской социалистической революции в России. Продвигается он и в науке. К 1858 г. Чернышевскому удается защитить диссертацию по эстетике искусства и стать магистром русской словесности.
В середине 60-х годов, то есть, в период отмены крепостного права в России, Чернышевский становится одним из лидеров и вдохновителей нелегальной революционной организации "Земля и воля", привлекая усиленное внимание полиции.
В июле 1862 г. Николай Чернышевский попадает под арест и заключение в Петропавловскую крепость. Следствие по делу о его о связи с находящимися в Лондоне революционными пропагандистами-народниками Герценом и Огаревым, а также о его авторстве в революционных прокламациях, ввиду косвенности предъявляемых улик, тянется целых два года.
Находясь все это время в заточении в одиночной камере Алексеевского равелина, Николай Чернышевский трудится над своим первым большим романом «Что делать?». И в 1963 г. этот роман выходит в печать на страницах журнала «Современник» сразу же после окончания 8-месячного запрета на его функционирование властями. Реакция консервативной общественности и правоохранительных органов на выход в свет выражавшего революционные идеи Чернышевского романа «Что делать?» была такова, что возможности для дальнейших легальных публикаций его произведений отпали навсегда.
А в 1864 г. состоялась «гражданская казнь» Николая Чернышевского, после которой он был, как политический заключенный, отправлен по этапу на Нерчинскую каторгу в Сибирь сроком на 7 лет. По завершении тяжелейшей каторги его переводят в 1871 г. на ссылку и поселение в якутский Вилюйск. Все это время связь с семьей была для Чернышевского потеряна и трое его детей выросли без отца. С женой ему удалось увидеться всего лишь один раз, когда она его навестила в 1866 г. на каторге.
И только в 1883 г., после двух десятилетий каторги и ссылки в Сибири, Чернышевскому «милостиво разрешили» вернуться в европейскую часть России, но не на родину, а под строгий надзор полиции в Астрахань, жаркий степной климат которой губительно сказывался на здоровье писателя-революционера, привыкшего к холодам Якутии. Кстати говоря, и на каторге и в ссылке Чернышевский продолжал свои занятия публицистикой и литературой, работая над трилогией из романов «Старина», «Пролог» и Утопия». Однако лишь первый них первый был по-настоящему завершен (впоследствии уничтожен), поэтому до публикации этой трилогии дело так никогда и не дошло.
Вернуться же в родной Саратов постаревшему Николаю Чернышевскому удалось ценой больших хлопот лишь к осени 1889 г. Там он и скончался от кровоизлияния в мозг 20 октября того же года, и был похоронен на Воскресенском кладбище.
Николай Чернышевский оставил большое литературное наследие: роман «Что делать», незавершенные романы «Пролог», «Повести в повести», пять мемуаров, три повести, семь работ по философии и эстетике, пять переводов книг иностранных авторов, а также около четырех десятков критических и публицистических статей.
Память о российском философе и писателе-революционере увековечена в названиях площадей, улиц и переулков России и стран СНГ (Петербург, Саратов, Иркутск, Астрахань) там, где он жил или побывал. Его именем назван поселок Чернышевский на реке Вилюй в месте его якутской ссылки. Памятники Чернышевскому установлены в Москве, Петербурге, Саратове (на одноименной площади, а также на могиле писателя), Вилюйске.
В СССР в его честь были выпущены почтовые марки. Имя Чернышевского носят: в Петербурге – станция метро, проспект, площадь и сад; в Борисоглебске – драматический театр; в Саратове – госуниверситет; в Бишкеке - Государственная республиканская библиотека; в Забайкальске – госуниверситет. Музеи имени Чернышевского работают в Саратове, Вилюйске и селе Александровский завод.
К 190-летию Николая Чернышевского известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер передала нашей газете написанный ею графический портрет российского писателя-революционера (бумага, сангина черная, 45х30 см), публикующийся вместе с очерком о нем. Тут он предстает перед нами в пожилом возрасте и со следами невзгод, связанных с арестом, каторгой и ссылкой. Однако его ясный взгляд поверх «профессорских» очков говорит нам о том, что духовно Николай Чернышевский так никогда и не был сломлен, оставаясь верным раз и навсегда избранному им тернистому пути борьбы за счастье российского народа.
Рисунок - портрет юбиляра работы Аиды.
Другие мои произведения на сайте:
К 215-летию Владимира Даля - литературоведение (10)
http://www.proza.ru/2017/01/14/777
К 250-летию Карамзина - история и политика (10) http://www.proza.ru/2017/01/28/569
К 150-летию Константина Бальмонта - http://www.proza.ru/2017/07/15/640
Двойной портрет Пушкина и Натали - история и политика http://www.proza.ru/2014/06/09/1691
К 85-летию Василия Шукшина - публицистика http://www.proza.ru/2014/09/08/1803
Вхождение в образ Гоголя - публицистика http://www.proza.ru/2014/04/27/1783
К 170-летию Ильи Репина (9)- публицистика http://www.proza.ru/2014/09/12/83
Свидетельство о публикации №218111200569