Винил с пророчеством

    Фрагмент из главы 1.9 повести "Первая любовь"  http://proza.ru/2020/12/21/372   

(Третья декада июня 1972 года. Я перешёл в девятый класс).
 
    Вышел во двор. Сел на скамейку напротив Олиного балкона. Балкон открыт. Из квартиры слышится пиликание скрипки. Ольга свою «скрипу» настраивает. Вот делать-то нечего девке. Каникулы, а она на скрипке с утра пилит. Ей год ещё в музыкалке учиться. Поздновато её туда отправили.

    Я, когда выпросил у мамы гитару в начале шестого класса, купил и самоучитель. Но ничего не понял. Нет, конечно, я был в курсе, что есть семь нот и знал их на память. Знал и про октавы, диезы и бемоли. Эти скудные познания я получил на уроках пения, которые ненавидел.
    Названия этих нот были написаны краской на клавишах первой октавы расстроенного и раздолбанного пианино, стоящего в кабинете пения. А к пианино нас не подпускали. Какой-то идиот, должно быть завхоз, по просьбе учителя пения навесил на крышку клавиатуры замочек. Ладно, хоть почтовый, а не амбарный. А когда преподаватель по плану урока должна была нам что-нибудь сыграть, то всегда подолгу искали ключ от этого замка. С музыкой в начальной школе я не дружил совсем.
    Но любил слушать пластинки. Я заканчивал четвёртый класс, значит, это был 1968 год. Был у тётки в гостях. В тот день она принесла долгоиграющую пластинку.
    — Виталь, на-ка, заводи музыку, — попросила Рита.
    Я включил радиолу «Рекорд», поставил пластинку. Когда сам слушал песни, то делал так: не нравится мелодия или слова, или не понимаю смысла, что там всё стонут про любовь, я перемещал головку звукоснимателя рукой на следующую песню. И так обследовал пластинку.
    И вот на этой пластинке наткнулся на красивую грустную мелодию, и инструментальное исполнение было оригинальное. А пели на иностранном языке. Запала мне в памяти эта мелодия. Слух и музыкальная память с детства прекрасные, но в силу причин, никто не способствовал их развитию.
    В начале  рассказа "пятак" (иногда называли - "яблоко") той виниловой пластинки,которая познакомила меня с творчеством «The Beatles».
 
    Весной 1969 года в нашем дворе того элитного посёлка пришёл из армии парень. По вечерам он играл на гитаре со своими дружками. Как-то раз они заиграли песню в две гитары. Валерка, так звали того парня, запел:
    — Я хочу вам рассказать, как я любил когда-то, правда, это было так давно….
    Мелодия была та же, что и у запавшей в памяти песенки с пластинки. Я сразу же захотел играть на гитаре. И к осени выклянчил у матери желанный инструмент.
    Ничего не говоря родителям, я пошёл в музыкалку. Разумеется, что в элитном посёлке таковая была.
    — Я хочу играть на гитаре, — да, так и сказал.
Две тётеньки посмеялись и сказали, что мне поздно поступать в музыкалку, что в этом возрасте дети уже заканчивают её. И посоветовали пойти в кружок гитаристов во дворец культуры: там всех берут.
    Так и сделал, и уже через месяц, я освоил азы, и мне не составило больших трудов продолжить самообразование и заниматься им по самоучителю самостоятельно. Разумеется, изъян был. Без подсказок учителей-музыкантов трудно. Но был Валерка. Да ещё один парень, с которым они часто играли в две гитары.

    Дворовое обучение идёт быстрее, ибо оно основано на непреклонном желании знать и уметь! А не из-под родительского ремня, когда знания вколачивают в твою голову, как железнодорожный костыль в шпалу.
    И уже не болели кончики пальцев. Теперь мягкие подушечки стали твёрдыми, как молоточки. По существу — это такие особенные мозоли на кончиках пальцев. Их и нащупала Таня на моей левой руке.
    А дальше всё зависит от желания. Ну, и всё же, немного природных способностей, хотя бы слух, и, если он есть, хоть толика, его можно развивать. Вполне, в формате «для дома-для семьи», радовать себя, близких и друзей. Это поможет и в жизни быть «душой компании», и будешь иметь преимущество перед соперниками за женскую половину! Это шутка! А может и не шутка. Играя позавчера битловскую «Девушку», я привлёк к себе внимание очень красивой девушки. Теперь она моя соседка. Она запала в мою душу, и я, кажется, влюбился в неё.

    Из Ольгиной квартиры донеслись мелодичные звуки. Оля начала «гонять» гаммы, для разогрева пальчиков. У Оли хороший слух. Потому она играет на скрипке. У скрипки нет ладов, как у гитары и многих других струнных инструментов. Потому, поначалу, она немного трудна в освоении. Но потом про это и не вспоминает никто. Пальцы сами находят точное место для извлечения нужного звука. Хоть по нотам, хоть на слух.
    Полилась знакомая мелодия. Ольга заиграла битловскую «Девушку». Далась всем эта песня! Конечно, у неё всё получалось. Память музыкальная отменная.
    Я подошёл поближе и позвал её. Музыка прервалась. Появилась Оля. Обрадовалась. Сказала, что сейчас спустится.
    В светло-розовом сарафанчике, ладненько сидящем на хрупкой фигурке, она выбежала из подъезда и подсела рядом со мной.
    — Ну, здравствуй, Виталик, — Оля взяла меня за руку и заглянула в глаза, — а я тебя вчера ждала весь день, а зайти не решилась. А ты где вчера весь день был?
    Будто тисками у меня сжало сердце.
    — Картошку окучивал, вернулся поздно и устал, — я сделал паузу, раздумывая о том, рассказать или нет про вчерашний переполох.
    — Вчера скорая к кому-то в наш подъезд приезжала, — задумчиво произнесла Оля, — наверно, в одиннадцатую квартиру.
    А я всё же не решался сказать, что меня солнышко вчера приголубило. И будто током меня ударило — если бы Оля зашла и увидела, как за мной ухаживает соседка. Мне стало не по себе. Я вчера забыл об Оле. Я ехал ради встречи с ней, а теперь в мыслях появилась красавица Таня. Но зачем мне Таня, она не доступна для меня. Я полгода жил с мыслями об Оле, хотел встречи с ней, но постеснялся зайти. Оля тоже не решилась.
 
   Оля молча смотрела мне в глаза, и вдруг хитренькая улыбка на красивом личике, блеснули глазки озорными искрами, ещё крепче сжала мне руку:
   — Виталька, давай дуэтом играть. Ты так здорово за год натаскался. Ноты знаешь?
   — Каким ещё дуэтом? А ноты знаю только в скрипичном ключе. Не уверенно, путаюсь ещё, а с листа только аккордами играю, и то, если мелодия знакомая, — ответил я.
   — Это не беда, научу-натренирую быстро. А тебе басовый ключ зачем? Ты на пианино собрался играть? А… поняла — на бас-гитаре.
   — Что за дуэт ты придумала? Олька, ты на гитаре стала играть?
   — Гитара со скрипкой! Что дурачком-то прикидываешься.
   — Олька ты в своём уме? Я чё-то не видел таких дуэтов. Разве только у цыган. Солягу, что ли на скрипке лабать будешь?
   Я иногда называл Олю — Олька. И она уже знала, что сейчас будет подвергнута критике за нереальные мечты и фантазию.
   — Виталь, ну, давай попробуем. Всё равно делать нечего. Жалко тебе, что ли, — заканючила Оля, — ноты «Девушки» битловской есть? Дашь мне?
   — Есть. Зачем они тебе? Ты и так всё правильно на слух играла. А играешь ты здорово. Тебе ноты сейчас отдать?
Мне Лёня, бывший сосед бабушки, оставил небольшой сборник популярных песен «The Beatles» с нотами для голоса и для фортепиано, а над нотоносцами расставлено буквенно-цифровое обозначение аккордов. Сборник был издан за границей.
   — Не, мне не до этого сейчас будет. Я вечерком забегу к тебе. Мне мама квартиру прибрать велела. И обед сварить.
   — А тебя что на битлов-то потянуло? Баха играй, — съязвил я!
   — Ты заразил позавчера! Классики уже поперёк горла. Давай эту, твою «Girl», попробуем. Я утром попыталась сыграть. Ты же слышал.
   Знала бы моя любимая подружка, что я тоже «заразился» в тот вечер. И мне срочно нужно противоядие. И я его нашёл — согласился попробовать играть дуэтом. Это даст мне возможность чаще бывать рядом с этой девочкой. Скрипка и гитара — смешно, наверно, будет. А о вчерашнем переполохе я так ни слова и не сказал Оле.
   Оля упрыгала домой, чуть не выпав из босоножек, видимо, наспех надетых.

   Раньше Оля часто бывала у меня, а я у неё. Детство.
   Сейчас она ростом выше своих сверстниц. Светло-русая. Стройная фигурка. Немного хрупка. Но были бы кости, как говорится. Ещё в прошлое лето я заметил обозначившуюся грудь, теперь уже хорошо различимую. В сочетании с высоким ростом и юношеской хрупкостью и отчётливо обозначившейся грудью, да ещё с прекрасной осанкой смотрелась очень привлекательно. Она по одно время в секцию художественной гимнастики ходила.
   Это я сейчас так пишу. А тогда, в юности, и не сформулировал бы её описания, попроси кто-нибудь это сделать.
   Красивая девчонка. Очень гармоничная. С очень хорошим чувством юмора, общительна, умна. При этом добрая душа. Чем не невеста! Ровесники. Препятствий нет.
   Было одно «но» — я вдруг не взлюбил имя Ольга! Кто виноват? Догадались? Конечно, он — Александр Сергеевич Пушкин. В том же «Евгении Онегине». При всей симпатии к этой героине, про Ольгу он напишет так:

     Кругла, красна лицом она,
     Как эта глупая луна
     На этом глупом небосклоне.
К моей школьной подружке, подружке детства все эти эпитеты вовсе не подходят, кроме утверждения, что она красива. Этот «сукин сын» на всю жизнь привил мне негативное отношение к самому имени Оля, а не к человеку, носящему имя.
     Оля должна стать «громоотводом». И сегодня же начнём принимать «противоядие». Я должен вернуться мыслями к Оле. И никто мне больше не нужен, кроме этой девочки.
     Таковы были стратегические планы.

     Заканчивался июнь. Солнце повернуло на зиму. Ещё только единицами секунд в сутки начал укорачиваться день. День за днём уходило в прошлое беззаботное предпоследнее лето, едва начавшейся юности. Время творило свой обряд.
     В то лето больше ничего особенного не произошло. В памяти стёрлось почти все, что было тогда. Но стёрлось только у меня. И Оля, хоть и помнит многое, да так же, как и я, многого не знали и не подозревали.
     Все мои воспоминания уложатся в три-четыре предложения. За исключением небольших событий, которые, так или иначе, но повлияли на весь дальнейший ход моей жизни.

   Ещё тогда, осенью 1969 года, когда я впервые взял гитару в руки, мог ли я предвидеть, что "The Beatles" и их шлягер "Girl" сыграют огромное значение в моей судьбе.
   
 Об этом подробно в Повести "Первая любовь":
http://proza.ru/2020/12/21/372
    


Рецензии
Спасибо, Виталий за воспоминания. Вспомнились отношения между одноклассниками после восьми классов. Мальчишки были стеснительные, робко приглашали девочек на танец. Почти у всех дома были радиолы "Рекорд" и пластинки, под которые мы танцевали. Пластинки привозили из города наши старшие сестры, а в клубе танцевали под баян. Потом появились проигрыватели, до сих пор сохранился и уже мои дети собирали пластинки. Высоцкого я оставила, а остальные соседка унесла в детский сад на поделки.
С уважением,

Любовь Голосуева   14.03.2024 07:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба. Я в целом тоже чувствовал себя робким с девочками. Только вот две были как сестрёнки. Люда и Оля. Но знакомство с Людой с раннего детства, с Олей - с 1 сентября в первом классе. С ней посадили уже на втором уроке за одну парту. Не понятно до сих пор, что-же нас так сразу притянуло друг к другу.

Виталий Сыров   14.03.2024 07:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.