Глава 13

(на фотографии - 3"Б" 122 мужской школы, январь 1954 г. На первой парте слева в очках Коля Кузин, рядом Булкин)

        Начался новый учебный год. Я пошёл в третий класс. Все делись впечатлениями как они провели лето, но больше рассказывали о сегодняшних  событиях. И настоящим чудом был фильм «Тарзан». Нина и Миша, отстояв несколько часов в огромной очереди в кинотеатр «Москва», что на площади Маяковского, купили на всю семью билеты на этот фильм. Билеты нам достались только на последний ряд. Это было страшно неудобно, если я сидел, то мой взгляд упирался в спину впереди сидящего, если просто встать на пол, то тоже ничего не видно, так как я был маленького роста. Я залез на сиденье, где сидел отец, и держась за его плечи в какой-то скрюченной позе простоял весь сеанс. Сначала, пока шёл киножурнал, я никак не мог принять удобное положение, но как только начался фильм, я уже обо всём забыл и очнулся только тогда, когда кончился сеанс. Фильм чудесный. Какой-то калейдоскоп невероятных приключений. Джунгли, дикари, борьба со львом, слоны, обезьяны, укравшие девушку Джейн, люди, падающие в пропасть. И, конечно, главный герой – Тарзан. Красивый двухметровый атлет, побеждающей львов, спасающий Джейн, и помогающей всей экспедиции выбраться из джунглей. Фильм разительно отличался от всего того, что я смотрел до него, да и после.

                Только сейчас начинаешь понимать для чего этот фильм был закуплен и  показан по всей стране. Только что закончилась война, с её лишениями, потерей родных и близких,  отменили карточки, кончился голод, продукты появились. Нельзя же жить всё время таком напряжении. И вот этот фильм – хоть на полтора часа забыть обо всём и окунуться в чудесный иной мир. Во всех дворах ребята стали делать «тарзанки», верёвки, привязанные к деревьям, и раскачиваться на них и издавая  «тарзаний»  крик. Вайсмюллер, актёр игравший Тарзана, участник и победитель трёх олимпиад, установивший 26 мировых рекордов по плаванию, но не обладавший музыкальным слухом,  не сразу освоивший этот крик. Но после выхода этого фильма на экраны всего мира этот крик Тарзана  стал известен и популярен везде. Рассказывают такой случай, что когда Джонни Вайсмюллер в конце пятидесятых годов был на Кубе, где то в горах  патруль партизан Фиделя Кастро, боровшийся с диктатором Батистой, задержал его машину , всё могло кончится очень плохо. Вайсмюллер - американец, «гринго», - значит враг. Тут Вайсмюллер закричал тарзаньим голосом. И все его узнали и стали ему вторить и кричать: «Тарзан, Тарзан!! К нам приехал Тарзан!». Партизаны выделили Вайсмюллеру охрану и его больше никто не задерживал.
 
                Но всё это было потом, а сейчас все наслаждались просмотром этого фильма (вернее у нас в стране было показаны три серии из 12), и по ночам во дворе раздавались крики ребят по «тарзаньи». Видно, некоторые взрослые, подвыпив, тоже пытались кричать как Тарзан. Это были дворники нашего дома, муж и жена. Так их и прозвали «Тарзан» и «Чита», и самое интересное, они откликались на эти прозвища. В начале 1954 года в подвале нашего дома бал создан «красный уголок», помещение, в котором проводили собрания жильцов. В этом «красном уголке» был установлен самый большой, по  тем временам, телевизор  - «Темп-1», экран его был немного больше чем у «КВН». Жильцы дома с удовольствием ходили в этот подвал, так как телевизор был редкой роскошью, и смотрели фильмы и спортивные соревнования. Ключи от этого клуба были у наших дворников и приходилось их упрашивать открыть «красный уголок». «Тарзан» говорил: «У меня нет ключей. Наверное, они у «Читы». И все шли к «Чите» и её  упрашивали. Наконец, жильцам это надоело, ключи у «Тарзана» и «Читы» отобрали и передали в домоуправление.
               
              Нужно отметить, что наша власть закупала за границей кинопродукцию высокого качества, да и наше кино, не смотря на, а может быть, и благодаря цензуре тоже было отменного качества. Я вспоминаю иностранные фильмы, которые я смотрел в этот период со своей старшей сестрой Ниной, пока она не была замужем: «Приключения Робин Гуда, «Королеские пираты» (фильм о капитане Бладе), «Пармская обитель», «Красноеи чёрное», «Багдадский вор»,  «Белоснежка и семь гномов», наши  - «Подвиг разведчика, «Звезда», «Георгий Саакадзе» и много, много других. Я бы сейчас посмотрел их с удовольствием. Конечно, теперь восприятие, в связи с возрастом, совсем другое. А тогда, в этом огромном кинозале, до отказа набитом людьми, когда гас свет и все замирали в ожидании чуда, и это чудо свершалось, и после полутора часов жизни в другом мире, в другой эпохе, в другой стране ты выходишь из зала ошарашенный, тебе ещё слышатся голоса из другого мира и перед глазами стоят герои этих картин. Теперь утеряно то эмоциональное воздействие просмотра кино в кинозале от просмотра в домашних условия перед телевизором или перед экраном компьютера. В зале ты становишься частицей этого огромного организма под названием «зрительный зал»  Погружённые в темноту кинозала все живут той жизнью, что происходит на экране, становятся соучастниками событий. Зал плакал или смеялся, сочувствовал или ненавидел глядя на этот экран. В домашних условиях этого трудно добиться, да и качество кинопродукции стало намного хуже.
 
            Учебный 1953 – 1954 год прошёл без особых событий. К школе и школьным товарищам я уже привык. Мы сидели на первой парте у окна с Булкиным. Он был весёлый  и добрый парень.    У нас была такая забава - пока учительница , что-то нам читает и на нас не смотрит, мы , сидя за партой, начинаем двигать её вперёд и подъезжаем почти к доске. Все это видят и тихо смеются. Но однажды увидела и учительница. «Кузин и Булкин немедленно возвратитесь на место», - грозно сказала она. Мы больше на парте не путешествовали.  Учительницу звали Клавдия Ивановна. Была она женщина добрая и в меру строгая. 

                Однажды зимой мы с Булкиным решили возвращаться из школы домой не обычным путём по Большому Палашёвскому пер, а проходными дворами, и выйти прямо на Момоновский пер. Наша школа граничила с Музеем Революции и мы со школьного двора сразу попали в задний двор музея. Там стояли, никем не охраняемые два броневика времён революции и пушка. Мы, конечно, залезли в один из броневиков. Сидений и пулемётов в нём не было, но мы пытались что-то там покрутить и с интересом и восторгом смотрели через щели в башне броневика на воображаемых врагов. Булкин предложил в следующий раз позвать ребят и поиграть в войну. Но, к сожалению, следующего раза не было - лаз в заборе между школой и музеи заделали.
Ныне этот броневик стоит у фасада Музея революции. Современное название музея – Музей современной истории.


Рецензии