392 Районы БС пларб и рпксн 8 августа 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

392. Районы БС ПЛАРБ и РПКСН. 8 августа 1973 года.

Сводка погоды: Норвежское море. БПК "Свирепый". Среда 8 августа 1973 года. Дневная температура: мин.: 2.0°C, средняя: плюс 3.0°C тепла, макс.: плюс 5.0°C тепла, без осадков, на ветру температура воздуха минус 1.7°C. Восход солнца – 03:26, заход солнца – 23:45 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Ян-Майен (Остров Ян-Майен, Норвегия). Скорость ветра - 5 м/с. Волнение моря - 3 балла. Длинная пологая океанская зыбь.

В 23:47:35 8 августа 1973 года визуальный разведчик старшина 2 статьи А.С. Суворов одетый по форме летней рабочей одежды: берет синий, рабочее платье (рубаха с форменным воротником и брюки), тельняшка (зимняя), чёрные юфтевые ботинки, поясной ремень чёрного цвета на брюках, оставив в штурманской рубке в уголке старый походный матерчатый чехол с шапкой-ушанкой и бушлатом с форменным галстуком ("слюнявчик") и кожаные (осенние) перчатки; с полным комплектом своего вооружения (оснащения): морской бинокль, фотоаппарат "Зенит-ЕМ", специальный автоматический фотоаппарат с телеобъективом, портативный кассетный магнитофон "Десна" с микрофоном, сумка-планшет с альбомом для рисования, блокнот для записей, набор цветных карандашей, набор фломастеров, ручки шариковые и наручные часы на широком ремешке-напульснике, по приказанию вахтенного офицера прибыл на ходовой мостик БПК "Свирепый".

ГКП и ходовой мостик были в полной темноте, которую нарушали только свет экранов репитеров навигационных РЛС, свет небольших настольных ламп над рабочими столиками и картами вахтенного офицера и командира корабля, лампочки, шкалы и светящиеся в темноте циферблаты приборов, картушки магнитного компаса и гирокомпаса. БПК "Свирепый" равномерно урчал турбинами, изредка подрабатывал винтами, потому что находился в дрейфе на одном месте, перемещаясь только под действием слабого ветра (до 5 м/с), лёгкого 3-х балльного волнения и морских течений, вызванных пологими огромными водяными возвышенностями океанской зыби - отголосками далёких и давних штормов и ураганов. Норвежское море как бы заснула под "одеялом" из плотных кучевых и дождевых облаков.

Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов, штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров и вахтенный офицер (по-моему в этот раз это был командир БЧ-3 старший лейтенант О.А. Белонин) о чём-то совещались, поэтому я никому ничего не докладывал, а тихо и незаметно занял своё место за левым (левого борта) корабельным бинокулярным перископическим визиром ВБП-451М. Офицеры разговаривали очень тихо и я, как ни напрягал свой слух, ничего не мог разобрать и понять. Мешать им и спрашивать их о чём-либо было нельзя - заняты, сами позовут, когда надо будет, но было обидно, если я не успею подготовиться и пропущу старт баллистической ракеты нашей новейшей ПЛАРБ из-под воды.

Врем шло и ничего не происходило. Рулевой БЧ-1 сонно стоял на руле и ничего не делал, кроме слежения за картушкой компаса. На ГКП было слышно как равномерно и глухо гудят вентиляторы и оттуда густо пахло электричеством, разрядами электроннолучевых трубок, жарким человеческим потом. Все молчали, не слышно было команд и докладов. Только одни радисты и радиотелеграфисты БЧ-4 усиленно работали и даже в ходовой рубке в ночной тишине иногда были слышны писки, трески и стук морзянки в эфире. Рядом с креслом командира корабля был водружён какой-то новый прибор связи, потому что я видел в руках Евгения Петровича спиральный чёрный кабель и продолговатый пластмассовый микрофон. Все чего-то ждали...

Несмотря на облачность Норвежское море всё же было освещено рассеянным светом с неба, звёздами и лунным светом в разрывы облаков и по всей водной поверхности были видны светлые всполохи белых барашков на гребнях волн. Горизонт тоже просматривался, хотя и не так отчётливо, как днём или ясной ночью. Усиленная вахта сигнальщиков-наблюдателей (по два человека на каждый борт) курсировала по галерее сигнального мостика справа и слева по борту, и ещё трое сигнальщиков во главе с командиром отделения сигнальщиков БЧ-4 старшиной 2 статьи Владимиром Григорьевичем Тимошенко (призыв 19.05.1971) дежурили на центральном посту сигнального мостика.

Кто-то коснулся рукой моей спины, я обернулся и увидел матроса-рулевого, который кивком головы показал мне на вахтенного офицера. Олег Анатольевич Белонин тоже молча кивком головы приказал мне перейти на правый борт и показал пальцем на правый корабельный бинокулярный перископический визир ВБП-451М. Я немедленно быстро и тихо перебрался со всем своим имуществом к нему и опять начал обозревать горизонт в поисках признаков всплытия атомной подводной лодки. Здесь я уже мог слышать о чём говорили и беседовали старшие офицеры БПК "Свирепый". Оказалось, что они ждали сообщения командира ПЛАРБ из-под воды посредством станции звукоподводной связи МГ-26 «Хоста».

На БПК "Свирепый" основными средствами обнаружения подводных лодок были гидроакустические станции: подкильная ГАС освещения подводной обстановки МГ-332 «Титан-2» с генераторами на полупроводниковой базе и буксируемая БУГАС МГ-325 «Вега». Эти гидроакустические станции позволяли обнаружить ПЛ (подводные лодки), определить координаты их координаты и выдать целеуказание в посты управления противолодочном оружием нашего корабля. Подкильная антенна станции МГ-332 «Титан-2» в носовом бульбе работала на частоте 18 кГц в круговом и секторном режимах; ее излучающая мощность была до 100 кВт. Посты ГАС МГ-332 «Титан-2» располагались в 4-м отсеке, выгородка антенны в носовом бульбе была заполнена пресной водой (45 т). При благоприятных условиях дальность обнаружения ПЛ ГАС МГ-332 «Титан-2» - до 20 км (10,8 морских миль), мины или торпеды эта станция могла обнаружить на дистанции до 2-3-х км (1,05 - 1,62 м. мили). Буксируемая ГАС МГ-325 «Вега» была предназначена для поиска подводных лодок при неблагоприятных гидроакустических условиях, то есть под слоем так называемого "скачка скорости звука". БУГАС МГ-325 «Вега» могла обнаружить ПЛ на дистанции до 15 км или 8,1 морских миль. Однако сейчас эти ГАС не использовались... В данное ночное время 8 августа 1973 года использовалась только ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста», которая обеспечивала опознавание с подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах. Её сигнала и ожидал командир корабля и все присутствующие...

Ожидание затягивалось и старшие офицеры продолжили негромкий разговор о боевой службе наших советских ПЛАРБ (подводных лодок атомных с баллистическими ракетами) и РПКСН (ракетных подводных крейсеров стратегического назначения)...

- Дело в том, - продолжал свой рассказ командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров, - что до появления межконтинентальных баллистических ракет, ракетные подводные лодки могли атаковать цели только на относительно небольшом удалении от побережья страны-противника, поэтому наши РПЛ (ракетные подводные лодки) должны были либо находиться в районах боевых действий (боевой службы) либо совершать туда срочные боевые походы, выходы или заходы. Каждой РПЛ назначался основной и запасной районы БС, боевых действий или боевого патрулирования. В каждом из этих районов БЧ назначались районы огневых позиций и районы ожидания, из которых РПЛ должны были выходить на позицию и совершать пуски своих ракет.
- Тонкость подводной БС в том, что надо было совместить безопасность нахождения РПЛ в районе ожидания с переходом в район огневых (стартовых) позиций и своевременным пуском ракет по намеченным целям в кратчайшее время после получения боевого приказа атаковать. Районы ожидания должны были обеспечить длительное маневрирование РПЛ при максимальной скрытности, а огневые позиции назначались так, чтобы обеспечить эффективное использование ракетного оружия.
- Кроме этого РПЛ иногда назначают специальный замкнутый маршрут патрулирования, на котором она должна совершать переходы из района ожидания в район огневой позиции и эта цепочка районов БС всегда находится в пределах дальности действия ракет РПЛ. Вот почему мы, БПК "Свирепый", получили приказ перейти в определённую точку моря и встретить там нашу ПЛАРБ.

- Первые наши ракетные ПЛ имели районы патрулирования в Атлантическом океане и Северном море на дальности несколько сотен километров от целей. Только после создания ракетного комплекса Д-4 районы патрулирования РПЛ отдалились от побережья США и стран-государств НАТО на 1400 км, - сказал в ночную темноту за иллюминаторами Евгений Петрович Назаров, потом немного посопел носом и не выдержал, продолжил говорить почти шёпотом...
- Дальность ракет, которыми вооружена наша визави (визави - собеседник, кто в положении напротив, друг против друга - автор), - это новейшая атомная подводная лодка нового проекта, которая теперь не просто РПЛ с баллистическими ракетами, то есть ПЛАРБ, а настоящий ракетный крейсер, вооружённый баллистическими ракетами нового поколения - стратегического назначения. Теперь эти подводные ракетоносцы могут нести БС (боевую службу) за 2,5 тысячи, а то и за 3 тысячи километров от цели, то есть практически из-под вод Северного Ледовитого океана, отсюда из Северного моря, из Северной Атлантики.
- Если всё будет нормально и наша визави отстреляется на "отлично", то это будет полная революция в организации боевой службы нашего флота, - командир корабля с усилием подавил желание говорить более развёрнуто, ему очень хотелось погордиться тем, что он знал, но не имел права говорить даже нам, даже сейчас, когда мы с минуты на минуту должны были быть свидетелями пуска новейшей межконтинентальной баллистической ракеты с новейшего РПКСН...

Только сейчас, через 45 лет, используя открытые данные из многочисленных официальных источников, справочников, энциклопедий и мемуаров, автор имеет возможность поведать о том, что же было в основе события, которые происходили в начале августа 1973 года, в день рождения командира БПК "Свирепый" капитана 3 ранга Евгений Петровича Назарова, который выполнил приказ, привёл свой боевой корабль в назначенный район, вышел на связь с нашим советским стратегическим ракетоносцем и сейчас терпеливо ждал от своего визави - командира ПЛАРБ или РПКСН. Евгений Петрович Назаров был очень рад, что он выполнил приказ, расценивал это событие, как самый дорогой подарок ко дню своего рождения, гордился и был доволен собой, кораблём, экипажем корабля.

Командир БПК "Свирепый" терпеливо ждал сигнала с подводной лодки, сигнала-сообщения о пуске ракеты и мы тоже с нетерпением, но с выдержкой ждали. Подождём этого сигнала и мы с вами, но пока мы ждём, автор поведает вам о районах БС (боевой службы) советских ПЛАРБ и РПКСН, о ТВД (театре военных действий) в Атлантическом океане, о самих подводных ракетоносцах, о тех проектах подводных ракетных крейсеров, которые создавались нашими советскими учёными, конструкторами, инженерами, рабочими в 70-е годы XX века. Наконец, автор поведает вам о том, почему именно в июле-августе 1973 года были назначены государственные испытания нового стратегического оружия ВС СССР, в которых приняли участие и мы, БПК "Свирепый".

Так сложилось, что Россия, имея прямой выход к двум океанам: Северному Ледовитому океану и Тихому океану, всегда была вынуждена бороться за выход к самому важному для мировой торговли Атлантическому океану. С юга через Чёрное море нужно было пройти проливы Дарданеллы и Босфор, Средиземное море и Гибралтар, с запада - Балтийское море, Датские проливы, проливы Каттегат и Скагеррак и Северное море. Только с севера из Архангельска или Мурманска Россия и СССР могли выйти беспрепятственно в Атлантический океан, но после Второй Мировой войны в Атлантике господствовали ВМС США и НАТО. С возникновением в 50-60-х годах XX века тактического ракетного оружия малой и средней дальности ракетные подводные лодки первого поколения получили возможность скрытно подобраться к военно-морским базам прибрежных государств, практически беспрепятственно влиять (угрожать) мировым транспортным торговым путям, грузопассажирским и рыболовным флотам. Особенно преуспели в развитии подводного военного флота ВМС США.

Вся акватория Атлантического океана между восточной частью США и Западной Европой превратилась в зону исключительных интересов и господства ВМС США, так как здесь пролегают все основные воздушные и морские торговые пути между Новым и Старым Светом. Вот почему практически «все имеющиеся в наличии вооружённых сил США средства вооружённой борьбы, в том числе авианосцы и атомные ракетные подводные лодки (ПЛАРБ)» сконцентрированы в этой зоне ответственности Атлантического флота (CINCLANTFLT) ВМС США. История этого флота начинается с 1906 года после Испано-Американской войны. В 1923 году появился первый Главнокомандующий "Атлантик Флот", а 1 февраля 1941 года контр-адмирал Эрнест Дж.Пуэрто-Рико был повышен в звании до полного адмирала как Главнокомандующий Атлантическим флотом США. 5 апреля 1948 года штаб Атлантического флота США разместился в крупнейшей военно-морской базе Норфолк (штат Вирджиния, США). Здесь же с 1 декабря 1947 года располагается единое с НАТО Атлантическое командование США. Главнокомандующий Атлантическим Флотом США адмирал Уильям Х.П. Бланди стал первым главнокомандующим Атлантического командования США. Дальнейшая реорганизация командования будет в 1985 году, затем в 1991 году, 2002 и т.д.

Глобальная военная, в частности ядерная, концепция США всегда и во все времена и периоды современной истории была одной - "в любое время в любой стране военным воздействием (провокацией, нападением, ударом, агрессией, войной) решить проблему обеспечения интересов США". Вот и сейчас ядерная концепция США - это "возможность нанесения ядерного удара по любой стране, если руководство США решит, что безопасности страны и её интересам что-то угрожает" (тактика превентивного, то есть упреждающего удара в самый выгодный момент). Так было 28 лет назад 6 и 9 августа 1945 года, когда американцы осуществили боевое применение ядерного оружие, сбросив не по боевой необходимости, а из-за выгоды две атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки.

Естественно и несомненно, ВМФ СССР и стран-государств Варшавского договора должны были также обеспечить безопасность своих коммуникаций в Балтийском и Северном морях, свободу своего судоходства в Мировом океане, защиту своих экономических, политических и государственных интересов. Кроме этого нарастающая опасность и угроза применения обычных и ядерных вооружений "вероятным противником" вынуждала Советский Союз создавать адекватные военно-морские силы, конструировать конкурентоспособные боевые корабли различных видов, типов и проектов. С конца 50-х годов XX века в боевой состав ВМФ СССР вступили и совершили дальние испытательные походы советские ракетные дизельные ПЛ, которые сразу же начали выходить на БС (боевую службу). До 1963 г. было выполнено только несколько отдельных боевых походов советских ракетных дизельных ПЛ к берегам США. Начиная с 1963 года, "началось систематическое несение боевой службы в удаленных от территории СССР районах Мирового океана, а с сентября 1966 г. ракетные подводные лодки, как дизельные, так и атомные, стали нести боевую службу (в том числе и у берегов США) непрерывно" (здесь и далее излагаются данные из статьи " Организация боевого патрулирования стратегических ракетоносцев" и статьи "Подводные лодки с баллистическими ракетами. Проекты 667А, 667АУ (Yankee I), 667AM (Yankee II)", Военное обозрение. Armsdata).

В 1958 году в ЦКБ-18 началось проектирование нового атомного подводного ракетоносца проекта 667 (главный конструктор А.С. Кассациер). После появления у американцев новых ракет и ракетных АПЛ, в процессе проектирования изменилась конструкция пусковых установок и в 1962 году был разработан и утверждён проект ПЛАРБ 667А (главный конструктор С.Н. Ковалев). Сегодня 8 августа 1973 года рядом с БПК "Свирепый" завершала государственные испытания новейшая усовершенствованная советская атомная подводная лодка РПКСН проекта 667АУ с новейшим ракетным комплексом Д-5У с ракетами Р-27У дальностью полёта до 3000 км и разделяющимися боеголовками в головной части, правда, не имевшими пока индивидуального наведения.

Первая боевая служба РПКСН проекта 667А в Атлантике началась в июне 1969 году. С этого момента за советским ВМФ прочно закрепилась северо-восточная зона Северной Атлантики, в которой господствовали наши боевые корабли и подводные лодки. Здесь же, на границе Баренцева моря, Гренландского моря и Норвежского моря, расположились силы и средства ПЛО (противолодочной обороны) ВМФ СССР (противолодочные боевые корабли и специальные средства ПЛО). В Северно-Восточной Атлантике на линии Гренландия - Норвегия (перед островом Исландия) расположились противолодочные средства и силы Исландского сектора ПЛО ВМС США-НАТО (боевые корабли и АПЛ, патрульные самолёты, суда ГАР). Слева и справа от острова Исландия по линии Гренландия - Исландия - Шетландские острова (Великобритания) разместились различные средства Исландского сектора ПЛО ВМС США-НАТО (стационарные и плавучие ГАС, патрульные самолёты, боевые корабли и АПЛ). Норвежское и Северное моря - это сектор ПЛО ВМС Норвегии. За островом Исландия по линии Юг Гренландии - Ирландия располагается обширная зона боевого патрулирования стратегических АПЛ ВМС США-НАТО.

Лабрадорское море и зона острова Ньюфаундленд входит в сектор ПЛО ВМС Канады и США. Восточное побережье Атлантического океана - это сектор ПЛО Брансвик ВМС США. Саргассово море и побережье Флориды - это сектор ПЛО Джексонвилл ВМС США. Бермудские острова и знаменитый район Атлантического океана "Бермудский треугольник" - это Бермудский сектор ПЛО ВМС США. Обширный район Атлантического океана напротив побережья Юго-Западной Европы, вокруг Азорских островов и северо-западного побережья Северной Африки - это Азорский сектор ПЛО ВМС США и НАТО. Так вот, несмотря на наличие американских и натовских патрульных противолодочных кораблей, самолётов и АПЛ в указанных районах и секторах Атлантического океана постоянно и регулярно несли боевую службу наши советские ударные подводные ракетоносцы (смотрите карту-схему противолодочных рубежей и районов Атлантического ТВД).

В 1969-1970 годах в секторе ПЛО ВМС Канады и США, в секторе ПЛО Брансвик ВМС США и секторе ПЛО Джексонвилл ВМС США, то есть в районах боевой службы регулярно находилось три советских ПЛАРБ проекта 667А с баллистическими ракетами средней дальности (1500-2000 км), а сразу после государственных испытаний в августе 1973 года - одна РПКСН проекта 667А или 667АУ. На Северном флоте периодичность выхода стратегических ПЛАРБ и РПКСН пр.667А (667АУ), как правило, составляет 26 суток, при этом цикл несения БС в Атлантическом океане длится 77-78 суток, включая время перехода в районы огневых позиций и районы ожидания, боевого патрулирования. В районах боевой службы в Атлантическом океане советские ПЛАРБ или РПКСН пр.667А (667АУ) находились, как правило, в течение 53 суток, поэтому время БС (боевой службы) БПК "Свирепый" в Северной Атлантике в июле-октябре 1973 года распределилось точно также.

Несомненно, ВМС США был, есть и остаётся самым многочисленным и мощным в мире (по ТТД, тактико-техническим данным), но с середины 70-х годов XX века, когда были созданы межконтинентальные баллистические ракеты подводного применения (БРПЛ) "появилась возможность осуществлять запуск ракет из мест базирования АПЛ", то есть на дальности 5000 км и более до целей. Таким образом, ВМФ СССР могли иметь до 20-22 ракетоносцев в высокой степени боеготовности к пуску ракет на боевом патрулировании в прилегающих к Атлантике морях (Балтийское море, Баренцево море) и даже на боевом дежурстве в военно-морских базах. Кроме этого, создание совершенных малошумных и малозаметных ПЛАРБ и РПКСН пр.667А (667АУ) позволило постоянно выводить на БС в моря-океаны 12-15 стратегических ракетоносцев и это было лишь 15-25% советских РПКСН (остальные находились в разной степени оперативной готовности к боевому применению).

По оперативным планам ВМФ СССР в угрожаемый период в море должны были выйти все, без исключения, работоспособные АПЛ и противолодочные боевые корабли. Если подводные лодки и боевые корабли были без оружия, то погрузка оружия должна была осуществляться в море. Стратегические подводные лодки, которые не могли по разным причинам выйти в море, должны были нести БС с оружием в базах и местах пребывания. Однако в любое время на боевом патрулировании в море-океане находилось от 4 до 6 РПКСН.

Этапы БС (боевой службы) и боевого патрулирования АПЛ почти точно такие же, как этапы БС надводного боевого корабля, в том числе противолодочного корабля пр.1135 типа "Буревестник", как наш БПК "Свирепый". В целом БС - это выход из базы, переход в район боевой службы, боевая служба, то есть выполнение боевых заданий и приказов командования ВМФ СССР по предназначению, боевое патрулирование в назначенном районе и возвращение в базу. Маршрут следования боевых кораблей, в том числе ПЛАРБ и РПКСН, разрабатывается оперативным управлением конкретного флота (для БПК "Свирепый" - Балтийского флота, ДКБФ) по согласованию с Главным штабом ВМФ СССР. Разработка маршрутов боевого патрулирования, огневых позиций и районов ожидания РПКСН ведётся в соответствии с оперативными планами Генерального штаба Вооруженных сил СССР, в которых определяется "количество РПКСН, находящихся на боевом патрулировании и на боевом дежурстве в базах", их боевые задачи.

Выход из базы АПЛ и надводного корабля отличаются, так как ПЛАРБ или РПКСН могут выйти в море в подводном положении, а выход надводного корабля в любом случае может быть замечен. Вот почему основные спутники-шпионы следят, прежде всего, за военно-морскими базами. РПКСН имеют значительные габаритные размеры, поэтому хорошо различимы на спутниковых снимках, "оснащённых аппаратурой видимого и инфракрасного диапазонов и радиолокаторами с синтезированной апертурой". Как правило, периодичность пролёта американских шпионских спутников над ВМБ (военно-морскими базами) составляет 1-3 суток, поэтому выйти АПЛ незаметно из базы практически не получится...

В радиусе нескольких десятков миль, то есть на ближних подступах от ВМБ, где находятся пункты базирования РПКСН, как правило, в море находятся одна или две подводные лодки США, боевая задача которых - установить факт прохождения мимо советского подводного ракетоносца. Для этого ВМС США и НАТО постоянно ведут исследование и разведку морских районов, прилегающих в ВМБ ПЛАРБ и РПКСН, морских районов боевого патрулирования советскими АПЛ. Зависшая в режиме "полного молчания" на определённой глубине или лежащая на грунте ПЛ при благоприятных условиях может "засечь" прохождение подводного ракетоносца и вовремя сообщить об этом. Вот почему выход ПЛАРБ и РПКСН осуществляется максимально скрытно, вот для чего нужны такие корабли, как БПК "Свирепый"...

Нас сняли с якоря и торопили в район испытательных стрельб для того, чтобы мы провели поиск вражеских подводных лодок до прибытия нашей новейшей ПЛАРБ или РПКСН пр.667АУ, чтобы мы провели поиск и вытеснение из назначенного района вражеских подводных лодок путём их обнаружения и угрозы применения противолодочного оружия. Напомню, что обнаружить чужую ПЛ мы могли ГАС МГ-332 «Титан-2» - за 20 км или 10,8 морских миль, а буксируемой ГАС МГ-325 «Вега» на дистанции до 15 км или 8,1 морских миль. Кроме этого БПК "Свирепый" был в боевом охранении и мог уничтожить любую вражескую АПЛ на расстоянии более 50 км или 27 морских миль.

(Далее цитаты из указанных выше статей - автор). В Атлантическом океане, как правило, маршруты перехода подводных ракетоносцев к районам боевого патрулирования пролегали через рубежи: мыс Нордкап - остров Медвежий и Исландия - Фарерские острова. Иногда переход советских ПЛ совершался через рубеж Шетландские - Фарерские острова или Датские проливы. Скорость движения ПЛ во время перехода выбиралась исходя из того, что переход должен был совершаться скрытно, но в минимальные сроки. В Атлантике средняя скорость РПКСН проекта 667А на переходе составляла 10-12 узлов или 18,52 - 22,22 км/ч, так что в район несения боевой службы РПКСН приходил через 11-13 суток, преодолевая от мест базирования расстояние 5000-6500 км или 3106,86 - 4038,91 морских миль.

Во время перехода сектора ПЛО ВМС США и НАТО в Атлантическом океане, советские подводные стратегические ракетоносцы преодолевали "позиционные антенны гидроакустических приёмников типа SOSUS, которые были развернуты на рубежах мыс Нордкап - остров Медвежий, Гренландия - Исландия - Фарерские острова - Великобритания". Интегрированная система освещения подводной обстановки IUSS (Integrated Undersea Surveillance System) ВМС США объединяет стационарные и мобильные комплексы дальнего гидроакустического наблюдения, боевого управления и связи, информацию о подводной обстановке, образует единую сеть обмена данными. Пройти такую систему-сеть элементов систем дальнего гидроакустического наблюдения SOSUS (SOund Surveillance System), FDS (Fixed Distribution System), ADS (Advanced Deployable System) и буксируемых корабельных SURTASS (SURveillance Towed Array Sonar System) очень трудно...

Стационарная система дальнего гидроакустического наблюдения SOSUS ВМС США (10 береговых постов с антенными системами) была создана в начале 70-х годов XX века в Атлантическом океане на контролируемой площади до 15 000 000 кв. км. Позиционно-маневренная система дальнего гидроакустического наблюдения SURTASS состоит из кораблей гидроакустической разведки, оборудованных активно-пассивными гидроакустическими комплексами с гибкими протяженными буксируемыми антеннами ГАС AN/UQQ-2, способными обнаружить ПЛ на расстоянии, якобы, 150 миль (278 км). Один такой гидроакустический корабль (ГАК) ВМС США БПК "Свирепый" встретит сразу же после ухода нашей новейшей ПЛАРБ из района испытательного пуска новейшей баллистической ракеты...

- Вот так всё время охотятся друг за другом в Атлантическом океане корабли и подводные лодки "вероятных противников", состязаются стационарные и мобильные системы дальнего и ближнего обнаружения атомных подводных ракетоносцев, потому что тот, кто получит в этой сфере военной деятельности преимущество, тот получит превосходство на Атлантическом ТВД (театре военных действий), а значит, активизирует свою внешнюю политику, агрессию, напор санкций, доминирование и господство везде и во всём, - говорил вполголоса, как бы размышляя, заместитель командира корабля по политической части капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин и командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров согласно кивал головой.
- Да, - согласился с замполитом командир корабля. - Эта американская система дальнего обнаружения ПЛ иногда срабатывала, особенно, если американцы оперативно узнавали когда и какая наша АПЛ вышла из базы. Как правило, после того, как факт наличия АПЛ в каком-либо районе подтверждался антеннами системы SOSUS, в сектор обнаружения сигнала вылетал патрульный самолёт ПЛО и направлялись противолодочные корабли и торпедные подводные лодки (на перехват).
- Поэтому удивительно, что мы пока здесь одни, - поделился своим мнением замполит. - Может быть, погода мешает?
- Может быть, - с сомнением отозвался Евгений Петрович Назаров. - Но, скорее всего, наша АПЛ хитрит. Наши же тоже следят за американскими силами ПЛО, поэтому маневрируют, когда надо молчат и дрейфуют, а когда можно, дают ход, например, рядом с торговыми или грузовыми судами. Управлять АПЛ в походе - это уже не мастерство, а искусство...

- Что-то наша лодка молчит, - с досадой проговорил командир БПК "Свирепый" и заёрзал на своём командирском кресле. В этот момент коммутатор станции звукоподводной связи МГ-26 «Хоста» щёлкнул, в абсолютной ночной тишине ходового мостика раздался короткий сигнал зуммера, Евгений Петрович схватил обычную телефонную трубку, несколько секунд слушал, а потом с выдохом приказал вахтенному офицеру: "Боевая тревога! РТС, БЧ-2, сигнальщики - усиленное наблюдение за обстановкой на море! Суворов, смотреть по правому борту на два часа! Готовность 1 минута!".

Молча, не репетуя от волнения приказ командира корабля (не повторяя вслух), я схватил футляр с автоматическим фотоаппаратом с телеобъективом, свои принадлежности визуального разведчика и выскочил на площадку открытого крыла ходового мостика по правому борту. Здесь стоял, укутанный в шинель поверх бушлата, в зимней шапке и вооружённый большим морским биноклем старший матрос-сигнальщик БЧ-4 Иван Крючков. Я ужом проскочил мимо него и быстро начал водружать свой секретный разведывательный фотоаппарат на карданное устройство пелоруса 20М (аналог пелоруса ПО-7).

Тубус телеобъектива этого фотоаппарата имел обычное "прицельное" устройство для грубой наводки на объект съёмки - прицельную рамку и "мушку". Корпус фотоаппарата крепился "барашками" к карданной подставке репитера гирокомпаса на пелорусе, который позволял плавно и легко поддерживать фотоаппарат во время качки в строго вертикальном положении. На корпусе фотоаппарата открывались вверх защитная крышка-шторка и по экрану видоискателя можно было видеть всё, что "видел" телеобъектив фотоаппарата. Я должен был включить внутреннее питание фотоаппарата, навести телеобъектив в нужную сторону (на 2 часа по воображаемому циферблату часов) и точку моря (дистанцию до точки пуска ракеты мне ещё не сообщили), навести на резкость по качеству изображения на экране-видоискателе и вовремя нажать на спуск. При этом фотоаппарат сам выставлял выдержку и диафрагму по сигналу встроенного фотоэкспонометра. Широкоформатная фотоплёнка повышенной светочувствительности была заряжена в фотоаппарат ещё в ВМБ Балтийск в разведотделе штаба 128-й БРК 12-й ДиНК ДКБФ.

- Примерно 10 кабельтовых, - услышал я над ухом голос командира корабля. - Сейчас!
- Примерно миля, 1852 метра, - успел мысленно сказать я, бросил взгляд на риски тубуса телеобъектива, указывающие на расстояние, мягко подправил положение фотоаппарата на карданном подвесе, машинально подправил тубусом телеобъектива резкость изображения еле видимых в темноте барашков на гребнях волн на экране видоискателя и, подстёгнутый окриком командира "Сейчас!", нажал на спуск фотоаппарата...

Фотоиллюстрация: 8 августа 1973 года. Северо-Восточная Атлантика. Норвежское море. БПК "Свирепый". Карта-схема районов боевого патрулирования советских ПЛАРБ и РПКСН и противодействующих им сил и средств ПЛО (противолодочной обороны) ВМС США и НАТО. На карте-схеме обозначены сектора и зоны ПЛО (противолодочной обороны) ВМС США и НАТО. Красными силуэтами ПЛ обозначены советские и российские ПЛАРБ (подводные лодки атомные с баллистическими ракетами) и РПКСН (ракетные подводные крейсера стратегического назначения). Синими силуэтами обозначены противолодочные АПЛ ВМС США. Синими контурами самолётов-бомбардировщиков обозначены патрульные противолодочные самолёты ВВС США и НАТО. Синие кружки с белой вертикальной полосой (ВПП) обозначены аэродромы ПЛО ВВС США и НАТО. Синими "звёздочками" обозначены стационарные гидроакустические комплексы (ГАК) и станции (ГАС) системы дальнего обнаружения ПЛ - SOSUS ВМС США. Синий силуэт корабля около острова Исландия (ГАР) - это район патрулирования кораблей гидроакустической разведки ВМС США. Здесь мы, БПК "Свирепый", и встретили один такой корабль... Красный силуэт большого противолодочного корабля, ракетного крейсера - это район патрулирования надводных и подводных сил ПЛО Северного флота СССР и России. Красный флажок - пункт базирования советских и российских ПЛАРБ и РПКСН СФ.


Рецензии