Путь Гурджиева и Успенского

Все свои молодые годы Георгий Иванович Гурджиев провел в поиске истин, которые давали бы ответы на простые, но вечные вопросы.  А главный вопрос, который занимал его - что такое человек. Что он может и что должен. Ответы на эти вопросы, которые давала  обычное образование и  религия,  не устраивали его. Жажда познания своих скрытых возможностей и желание прикоснуться к вечным тайнам заставили идти его по трудному  пути . Иначе не отправился бы совсем молодой человек в поисках школ сохранявших в себе мудрость веков .

     Он мог бы стать просто зажиточным лавочником, что было пределом мечтаний  большинства бедных жителей тогдашней Армении . Или как его знакомый по семинарии Иосиф Джугашвили, в будущем «великий вождь» Иосиф Сталин, мог увлечься идеями революции как радикальным способом добиться огромной власти . Но влекло его другое. И он прошел по этому пути. И нашел на нем много чудесного. Многое, что казалось простым и привычным после общения  с мастерами у которых он учился в странах Азии наполнялось новым смыслом и приводило к настоящему источнику всех сил и энергий земли и космоса.

   Свои знания он принес сначала в Россию, где познакомился с Петром Демьяновичем Успенским- журналистом, писателем человеком горячо интересующегося нераскрытыми возможностями человека. Именно Петр Демьянович помог создать  Гурджиеву группу в Москве и  стал его учеником, который не только впитывал в себя уроки мастера, но и пытался подойти к его  идеям  творчески. Адаптируя  манеру учителя к восприятию слушателей  Успенский со временем  становится во многом  соавтором Гурджиева и  как мне кажется обогащает его методы сделав их более доступными для человека европейского склада ума. При этом идеи не теряли сути тех истин, которые были взяты от мудрости древних школ Азии.

  Еще раз скажу, что это мое мнение и, наверное, можно найти аргументы и подойти к работе Успенского по другому, но изучая работы Гурджиева и испытав   на себе подход Успенского к этим вопросам я могу сказать, что Успенский удачно переработал  Гурджиева.

    Изменение в начале своего разума, исправление своих ошибочных подходов к реальности вот отправная точка  развития. Увидеть реальность своими глазами без лжи в себе которая мешает это сделать . Именно разум должен помочь начать этот путь . Но для этого надо изменить его.
  В отличии от такого подхода некоторые другие интерпретаторы идей Гурджиева говорят, что надо начинать с отказа от собственной воли и подчинения воли учителя, который знает что делать, так как «проснулся» и уже видит все как надо. Здесь, как мне кажется, и кроется большая опасность возможности манипулирования людьми, что иногда и добиваются некоторые псевдо учителя.

   Вместо того, чтобы воспитывать разум и растить свою осознанность с помощью «самовоспоминания» людям предлагается отказаться от этой возможности. Вместо того, чтобы учиться  прилагать усилия их принуждают отказаться от собственной воли путая понятия воли и своеволия. Им предлагается отказаться от своеволия не с помощью разума, не с помощью трудного и долгого пути, а с помощью подчинения чужой воли.

  Определенное доверие и подчинение учителю конечно нужно. Но разум не должен замолчать, а  наоборот, он должен  улучшить самоанализ и понимание происходящего . Разум это то, что мы хоть как то можем изменить пытаясь контролировать его. Известна история,  которую рассказал Гурджиев Успенкому. Однажды применяя упражнения и методы школы они решили сделать осознанным барана. И им это вполне удалось. Но после этого они барана просто съели.

  А так как простой человек не имеет навыка прилагать нужные усилия нужным образом  такой простой способ увлекает его и не приносит в конце концов ни каких результатов, заставляя разуверится в идеях. А иногда он может поверить, что достиг того чего хотел, хотя и не приблизился к цели ни на сантиметр. Как мне кажется, работа Успенского это подробная инструкция по изменению чего то в себе, что даст возможность человеку, используя идеи Гурджиева, почувствовать осознанность и  бросить   ВЗГЛЯД ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА.

   И еще. С самого начала изучения этих идей я хотел относится к ним ни как к магическому туману, а как к прикладной системе, позволяющей увидеть  в себе те силы которые есть независимо знаем мы о них или нет  . И как говорил Гурджиев «изменить что-то в себе с помощью системы очень трудно, но без системы  это просто не возможно» .


Рецензии
Полное подчинение учителю - опасно. Психи-параноики активно лезут в учителя и без жизненного опыта отличить трудно. Энергетика и харизма у этих типов - ого-го. А потом, как Чарльз Мэнсон - ведут убивать - в том числе и беременную женщину. Или как актёра из "пиратов двадцатого века" Талгата Нигматуллина ученички такого же учителя забили. Он поручил им полечить его от гордыни.

Николай Попов 7   28.06.2019 01:12     Заявить о нарушении
Про Талгата там упоминается и это удивительная история то ли силы духа то ли слабости разума.

Иван Самгин   28.06.2019 07:36   Заявить о нарушении
Проблема не в учителях, а в учениках.
Учитель всего лишь перст указующий, не более того.
А ученик должен быть готов.
Не надо путать учеников с последователями.

Леонид Левитов   03.08.2019 07:06   Заявить о нарушении
Странное утверждение . Даже на примере Талгата Нигматулина с ним можно спорить.Человек называвший себя учителем приказал его бить. И били до смерти. А он не сопротивлялся потому что верил этому учителю. Так в чем прав учитель и не прав ученик . Ученик был верен до конца. И не прав только в том что разум его не позволил отличить ложь от истины. Его обманули. Так в чем он не прав.

Иван Самгин   03.08.2019 09:31   Заявить о нарушении
Он не прав, потому что не смог отличить лжеучителя от учителя, т.е. был не готов. Может быть, это пойдёт ему на пользу в следующей жизни, т.к. лжеучитель это тоже своего рода учитель. Это своего рода Мавроди, одни, раз и навсегда, запоминают преподанный урок, а другие, раз за разом, продолжают попадатся в тот же самый капкан. Ибо жадность их неистребима и заглушает голос разума.
Тоже относится и к жажде просветления т.к. мало тех, кто отдаёт себе отчёт, что это такое, воспринимая это, как увеличение силы и могущества личности. А это по сути та же жадность. А насчёт гордыни учитель был не так уж неправ, только выбивать её надо не силой, а воспитанием понимания. Этим Учитель и отличается от лжеучителя.

С уважением,

Леонид Левитов   03.08.2019 19:24   Заявить о нарушении
Его убили. А вы говорите что он не прав . Значит , что правы те кто убил его. Его убили ,а вы утверждаете что это урок за жадность . Жадность наказуема смертью.Он не смог отличить учителя от лже учителя , что это наказуемо с такой жестокостью. Он хотел узнать и проявил невероятную преданность этому своему желанию.Конечно, это уже просто фанатизм как с одной так и с другой стороны, но пытаться оправдать убийство это значит принять оправданность такого убийства, это значит встать с фанатиками рядом.

Иван Самгин   04.08.2019 08:18   Заявить о нарушении
Я не оправдываю убийство, а просто констатирую факт.
Не навязывайте свои эмоции другим, о которых вы ничего не знаете.
А придурки произрастают на любой почве, а на религиозной особенно.

Леонид Левитов   04.08.2019 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.