Битва за тормозок

Снежное - город шахтеров, об их героическом труде знают все, почти в каждой семье есть горняк, а во многих уже целые шахтерские династии: деды, отцы и внуки. Когда друзья собираются за праздничным столом, то на какую бы тему не завязался разговор, услышишь обязательно и шахтерскую историю. На этот раз говорили о проблемах труда горняков, а потом пошли беседы о шахтерских тормозках.
-У нас из-за тормозка,- вспоминает Людвиг Даманский, - человек в беду попал. Пришли мы в ночную смену, а началась она очень тяжело: прорвала вода, давление горное было очень сильным, рушилась кровля, перебило сигнализацию. Делали все для поддержания кровли: бурили, крепили, анкеровали. Когда, наконец, преодолели нахлынувшее бедствие, устроили передышку и решили подкрепиться. Я присел с тормозком недалеко от конвейера, а Миша говорит: «Что-то мне не хочется есть, я попозже перекушу», и, опершись о конвейер, пытается повыше повесить свой «обед», надо понимать спасает от крыс. Но, в это же самое время на другом его конце моторист конвейера включает его. А сигнализация - то перебита! Конечно, он не знал об этом, конвейер пошел, не дав сигнала, зацепил скребком Мишу и потянул... Я все это увидел, рванулся к нему, одним броском оказался у кнопки, выключил конвейер и сразу к Мише. На мой зов мгновенно среагировали ребята и вместе мы вытащили Мишу. Живой! Слава Богу! Но травмирован он был тяжело: ему помяло таз. Он сразу же начал просить пить, ему не дали - нельзя при внутренних травмах. «Потерпи, браток», - успокаивали товарищи.
Лечение было долгим, но через год Миша был на прежнем рабочем месте, а мы все были рады возвращению своего товарища.
- Почему люди после травм не боятся опять спускаться в шахту? - спрашиваем у Людвига. Он улыбается, и, немного помолчав, говорит:
- Так меня тоже столько раз травмировало за тридцать лет, а ничего, опять возвращался в строй. Прикипаешь душой к шахте, как второй твой дом она, а ребята становятся как одна шахтерская семья, без нее и жизнь сразу тускнеет, ведь мы дело делаем важное, а значит, и сами становимся выше.
Следующую историю рассказал Володя:
-А у нас в смене с тормозком произошел курьезный случай. Помню, в ту смену мы с бригадой отлично поработали, настроение было ударное, сели передохнуть, достали тормозки, а один новичок, молодой парнишка, и говорит:
-Ребята, я тут передохну немного, а вы закончите обед, и позовете, хорошо?
Нам все понятно, сами молодыми были, поздно ложились, рано вставали, а в первую смену всегда тяжеловато подниматься, да и с непривычки парень устал - шахтерский труд нелегкий. Улегся он недалеко от нас. Не успели мы как надо подкрепиться, как услышали его истошный крик. Мы к нему, а он выскакивает из своего укрытия, прикрыл рукой окровавленное ухо и мычит от боли.
-Что случилось, Витек?
-Породой что ли?
-Чего молчишь?
Осмотрели ухо - небольшая рваная рана, перевязали. Бригадир говорит:
-Надо в травмпункт, видать, зашивать придется. Как же это тебя так шибануло?
Парень успокоился и грустно так говорит:
-Какой там шибануло! Тормозок я под голову положил, прилег, расслабился, устал очень. И вдруг слышу такую адскую боль в ухе, я в крик, а крыса тянет тормозок, а заодно и ухо прихватила. Я отбился, вскочил - ни ее, ни тормозка! Уперла таки зара...
Он еще не окончил рассказ, как поднялся такой хохот. Ребята просто корчились от смеха. Видя такую неожиданную для него реакцию, Витек обиженно замолчал и отвернулся. До слез насмеявшись, ребята объяснили ему этот срыв:
- Ты, парень, привыкай и не сердись. Когда ты закричал, мы бросили тормозки, а в голове у нас самое страшное: «Авария!». Увидели ухо, подумали - породой шибануло, но после твоего рассказа у нас прямо таки от души отлегло, весь рабочий напряг ушел. Самый ненадежный способ прятать тормозок - под себя. Убедился? Крысы не любят жадных, что ж ты «сам не гам, и ей недам?». Развеселил поневоле нас. А мужик постарше мудро рассудил:
- Крыса обнаглела, но она не виновата. Эта тварь целую смену ждала еду, а ты ее припрятал. Что ж ей теперь еще одну смену ждать? Она и пошла в атаку на твой тормозок. Да ничего, заживет твое ухо до свадьбы.
А один «грамотей» произнес:
- Акт надо составить: «Нанесены легкие телесные повреждения неизвестным животным во время работы...»
- Так тут крокодилы не водятся, стало быть, крыса - известное животное,- уточнил кго-то.
«Битва за тормозок» не прошла даром: от легких телесных ухо распухло и неделю служило предметом насмешек, все поучали Витька:
-Ты бери тормозок пообъемней, она покуда доберется до уха, ты и услышишь,- рассуждает один.
-Нет, я думаю класть надо не под ухо, а под брюхо,- добавляет второй, - так надежней.-
И тут по этому заключению такие шуточки посыпались, хоть уши затыкай!
- Наш Витек, - заключает третий, - теперь укротителем может работать, нос к носу с таким хищником сражался. Ты, Витя, боец что надо.
И пострадавший парень улыбается: сделал глупость - терпи. Шахтеры умеют здорово работать, но и посмеяться любят  и умеют по-доброму.


Рецензии
Хорошо, что хорошо закончилось))
А написано интересно, живо

Леонид Померанец   05.03.2021 11:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.