Лес подсознания Ольги Маркеловой

         
 
 ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР ОЛЬГИ МАРКЕЛОВОЙ
         Сборник « ЛЕС ПОДСОЗНАНИЯ»    
Этот   мой текст можно было бы, наверное   поместить и в раздел  ироническая проза, не знаю...

                Разрушенье , распад , могильная мгла ,
                черви , сырость , мать- сыра земля….
                (  эпиграф собственного сочинения ЭП.
                то ли к сборнику  Ольги, то ли к cвоей  рецензии)

    В жизни не собиралась писать о чьих-то стихах. Я, лично, – отнюдь   не поэтическая душа. В том смысле , что пишу прозу, хотя она не обязательно бывает или должна быть прозаичной. Стихов не пишу. И можно сказать их не люблю, особенно современных. А разве обязана любить ?
Мне казалось, что лучшее  уже написано , особенно  про любовь,
 Например :
Пестрым троном  славная Афродита
 Зевса дочь  искусная в хитрых ковах
Я молю тебя Не круши  мне сердце горем благая…
Сафо
 Или её же:
 Луна и плеяды скрылись
 Давно наступила полночь
 Проходит, проходит время
 А я все одна в постели … 
А уж  великий наш и родной  Александр Сергеевич Пушкин  никому не оставляет шансов, даже переводное , поразившее еще в школьные годы:
 ( Перевод Пушкина из Анакреона )
 Узнают  коней ретивых по их выжженным таврам
…………………………………………………………
Я любовников счастливых узнаю по их глазам:
В них сияет пламень томный-
Наслажденья знак нескромный.
 
И на другие темы.C детства любимые строчки :
 Как ныне сбирается  вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам:
Их сёла и нивы за буйный набег
 Обрёк он мечам и пожарам.
 Или
Прибежали в избу дети ,
Второпях зовут отца:
Тятя! тятя! Наши сети
Притащили мертвеца.

 Ну конечно же  были и  есть Ахматова и Цветаева и Есенин, и Маяковский  Бродский ….

Читаю, порой,  стихи  современников, особенно если приятные люди , друзья, знакомые, коллеги  дарят свои книжки …  да разные поэты есть и талантливые , но найти среди их стихов что-то стоящее их стихи – это как найти жемчужное зерно в навозе.
Надоели откровения вроде того, что :
 
1)кругом купола и березки....
Неожиданное просветление: 
Нет ничего лучше   моей родной деревни. А разве можно возразить  что-то на это? 
2)Либо кругом нувориши а я –бедный/ая, но духовный/ ая,
-Ну что ж и так бывает 
 3)Еще вариант ,   я его любила , а он меня нет В том есть высокий смысл и мое особенное счастье и особенное  мое жизненное предназначение.
А почему бы и нет
4)Эпатажный вариант - кругом зло ,но и я наплевал/а на всех.
Ну вот это уже свинство.
И это поэзия?
А вот перед нами   программные / мб пророческие  строки Ольги:

ЖДУ

Черепная коробка пуста, темна и сыра.
 Или
Да я не знаю, для кого пишу,
мешая, словно вина, языки...
И дотлевают костяки систем,
закутавшись в нечистый дым и вонь...
Считаю , что сказано просто замечательно.

А вот обобщенное описание собственного  творчества:
На деревьях золотые листья.
На деревьях куски сырого мяса.
На деревьях железные колеса.
Этот лес ненормален.
В нем живут и умирают мысли,
( Да, вырвано мною из контекста- ЭП )
Подкупает  ироничное ,несерьёзное отношение к всевозможным откровениям , декадентским истинам,например, вот такой заголовок СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИШОК О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ
Это у Ольги уместно. Хотя я цинизма не люблю. Я - за этику  и  стремлюсь быть  «правильным  человеком » По мне ,имморализм порой хуже аморализма
 
Стихи Ольги трудно  объять  умом  или охватить единым взглядом.
Психопатия  , психопатология , Босх и Дали – «в одном флаконе.» Гениальность и  безумие( душевная болезнь или иная  )  всегда рядом…..  Ван Гог , Достоевский ,Эдвард Мунк, Фрида Калло , Марсель Пруст – этот ряд можно продолжать и продолжать.  Собственно  мб творчество – это  проявление болезни?( «нормальные»  люди лишь обеспечивают себе удовлетворение первичных потребностей, то есть так или иначе лишь добывают хлеб насущный и редко вглядываются в небо ).
Мб наоборот психотерапия ?Тоже очевидно. Творчество может оказывается смыслом жизни, порой, единственным, и если  не оно , то досрочный уход ( знаю таких людей, к счастью разменявших седьмой, а то и восьмой десяток)
 Это те раздумья(  только часть их) на которые наводит творчество Ольги Маркеловой 
Ольга часто пишет о себе в мужском роде. Это потому что она как личность  - вне  пресловутых гендерных  категорий( пол ,мол, особенно женский – это судьба ), автор мыслит о себе порой как  о мужчине потому что  мужчина – это , так сказать человек. Как по -английски  man , one – человеческое существо , личность ( а женщина по прежнему для многих  – «друг человека, как говорил один мой одноклассник , по поводу дня 8 марта .)
 Никаких таких любовных/ лирических стихов у Ольги нет.
Да ,ее творчество для интеллектуалов..А а что у них должно быть меньше прав меньше  чем у других людей?
Вороны и волк\и – любимые образы , а еще рыбы. Восхищает  ее упомянутый  выше СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИШОК О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ:

По проспектам движутся рыбы
……………………………..
А далее длинный многообразный перечень  рыб  С восхищением цитирую:
 
 статные зеленые рыбы
государственные важные рыбы
рассыпчатые перинные рыбы
крысоподобные тусклые рыбы
сухие бумажные квадратные рыбы
слоями разместились во мглистой душе
веером кружатся в безмолвном сознанье
неизвестные привычные пугающие рыбы
вновь текут сквозь нас
удивленно подбирая вокруг обрывки сновидений.
24 мая 2001
Ольга сама - человек интеллектуальный , тут тебе и Ибсен с Великой кривой , Гамсун  вернувшийся из Америки   и романом «Круг замкнулся»:
Бетонная Америка меня поломала.
Багровое молчание меня опалило.
 
ОЛЬГА ЛЮБИТ СЛОВО. Еще она любит  язычество  во всех его видах и формах
Ее апокалиптические  стихи (  с  экологически уклоном )  - сказать,  что   задели меня , произвели впечатление  - ничего не сказать. Они ПОРАЗИЛИ.

Вот оно  грядущее наследство в наследство от нашей эпохи:
 
Раздавленный стакан из-под «Фанты».
Грязный шприц.
Рваный пакет.
Использованный презерватив.



Фрейд , Юнг , Дали и Босх, Поль Верлен , Анри Бретон  – все  ей   родные .Она  продолжают традицию эпатировать буржуа /обывателя с точки зрения леваков. Для меня лично обыватель/ обитатель / житель, жилец и есть «нормальный», обычный   человек  достойный любви и уважения. А не унижения за  что любит свою норку / квартирку / домик  и своих детишек  и/ или своих котиков /  собачек. Сытый голодного не разумеет и соответственно голодный - сытого. (Если речь идет по-настоящему голодных как герой Гамсуна или  что,  в тысячу раз хуже, жертвы ленинградской блокады ). А ,так, сытость ( в которой ,порой , упрекают  кого-то), а  не голод  - нормальное состояние человека …

Восхищает  меня  образ  дурака, созданный автором сборника:

*** Показали дураку столицу,
башни и дворцы, и колокольни,
где рассвет на витражах искрится...
Он пробормотал: «Ага, прикольно!»
Прочитали дураку поэму
о героях и богах могучих.
Он промямлил: «Да, я въехал в тему!» -
и уш;л к себе, мрачнее тучи.
Рассказали дураку о войнах,
о пожарах, взрывах и несчастьях.
«Это жесть!» - сказал он недовольно
и уш;л, вс; так же безучастен.
Показали дураку рекламу.
Шла она всего одну минуту.
Думали, он выключит программу...
А дурак воскликнул: «Это круто!»

Да уж,стихи для снобов
 Стихи для высоколобых 
………………………………………………
Никакого Вам реализма
Никакого вам оптимизма

А почему бы и нет ?

Разве кто-то(в данном случае Ольга ) обязался/ давал клятву писать   для «пролетариев» / «простого человека», заядлых спортсменов , для людей переполненных положительными эмоциями или , скажем, сторонников ЗЖ.
Подкупает то, что Ольга  не использует здесь псевдоним,  выступает  под подлинной фамилией.
Стихи Ольги аполитичны, вернее скорее патриотичны, что-то вроде что-то померещилось- пригрезилось  в адрес родины – ан нет. Это там «у них» или , собственно, везде, все не так …
 Вспоминается давний анекдот советский , правда не очень вразумительный .
 А я знаю кто в правительстве свинья…
Эйзенхауэр !
А Вы что подумали?

А вот и положительная программа:

 «Исландия – доисторическая рыба, плывущая на восток. Внутри нее жемчужно, прозрачно и спокойно. Но это не «полный гордого доверия покой» сытых углов и не тишина после взрыва, это высокий и , если угодно, деятельный покой, сметающий с первого плана жирный призрак бытовухи и устремляющий к творческим порывам. Здесь овцы лишены страха.
Молитесь за эту доисторическую рыбу, плывущую через огненное море нашего времени! Она – единственный экземпляр своего вида, уцелевший в нашей цивилизации"

Хорошо сказал  один  литературовед критик  филолог, наш   собрат по перу (  увы, лично с ним не знакома ):
 «Как ни странно, неплохие поэты получаются и из выпускников разных там словесных отделений и прочих филологических факультетов» Словом (кроме шуток) хотелось бы заметить, что и филологи писать стихи умеют.
По стихам Ольги не догадаешься, что они «женские» и «молодежные». Но это стихи, и стихи филолога, т.е. того, кто любит слово (и Слово)». Е.Ю. Полтавец
 
Нельзя не согласиться.

Ольга Мы Вами восхищаемся !
                Элеонора Панкратова


Рецензии
Спасибо за прекрасный текст! Подсознание (во всяком случае, моё собственное) - это действительно дремучий лес, в котором много страшного (а как же иначе, если много страшного есть в объективной реальности?), но в этом лесу, если приглядеться, есть и прекрасное. В том-то всё и дело, что прекрасное и мерзкое существуют в мире (и в сознании тож) одновременно, и чтобы прорваться к первому, надо пересечь огромное поле второго...

Работник Неба   19.01.2019 02:46     Заявить о нарушении
Рада Вашему отклику , Ольга!
Согласна, что «прекрасное и мерзкое существуют в мире (и в сознании тож) одновременно». Это относится ко всем нам …(За редчайшим исключением)
Всю жизнь с наивных упорством стремлюсь к «хорошему»… ( стараюсь быть справедливой насколько это возможно…)

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   19.01.2019 11:58   Заявить о нарушении