Записки линейного пилота. Моё самовоспитание

"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель", - Александр Сергеевич Пушкин.

Посвящаю этот рассказ моему другу и кровному брату Владимиру Дерюгину, очень рано ушедшему из жизни.
   
Грузовой состав.
Фото из интернета.
Спасибо автору.

«Все мы родом из детства», - 
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«Детству следует оказывать величайшее уважение».
Децим Юний Ювенал (родился около 60 г. — умер после 127 г.) — римский поэт-сатирик.

Стихи.ру Сергей Разживин 3

Я с детских лет мечтал о небе,
Наверно, был ему потребен.
Прошли года, я стал пилотом,
Врываюсь в небо самолётом.

Черчу крылом по небосводу
И ощущаю там свободу.
Лечу в восторге и без страха,
Я приближаюсь к числу Маха.

Не ощущаю расстояний
И небо - мир для созерцаний.
Любовь рождается в том мире,
Любовь желанна - мир обширен.

Земля меня в высь отпустила,
Добро дала, благословила
И небо приняло меня,
На много лет влюбив в себя.

Земля меня не призывает
И полетать мне разрешает,
И я, пока есть разрешенье,
Рвусь в небо, там моё спасенье!
20.02.18.

Уважаемый читатель, число Маха названо по имени австрийского учёного Эрнста Маха.

М - отношение локальной скорости потока к местной скорости звука.

М=v/a

Его часто используют для измерения скорости:

М=1 означает, что скорость объекта равна скорости звука;
v — локальная скорость потока,
a — местная скорость звука.

                                   Детство
   
Детство, увы, длится недолго.
Для многих оно счастливейший, невинный и самый чистый период в жизни.

Это пора развития человека, когда он познаёт окружающий мир, усваивает культуру своего общества.

В детстве закладывается характер, отношение к себе и окружающему миру, формируется личность.

Детское счастье, когда воспитывают в добре и любви.

Мой друг Вовка

С Вовкой мы были обречены подружиться, поскольку были ровесники и жили через дом друг от друга.

Это и произошло ещё в шестилетнем возрасте.

Вовка был высокий, худой мальчишка, почти на голову выше меня и очень предприимчивый.
 
Бывало, что мы с ним и дрались, выясняя кто из нас сильнее.
В наших драках отсутствовала агрессия.

Это был инстинкт, заложенный в нас природой.
Ритуал, присущий всем живым существам.

Вовка чаще оказывался сильнее, но, я никогда не сдавался, давал достойный отпор и Вовка уважал меня за это.
                     Безотцовщина

С шести лет я рос без отца, воевавшим во времена Великой Отечественной Войны в 347 Краснознамённом Радомском истребительном авиаполку.

Отец погиб уже в мирное время в авиакатастрофе на самолёте Ли-2.

Мне было шесть лет.
 
Когда был жив отец, мать была домохозяйкой и не работала, тем не менее, наша семья, состоящая из четырёх человек: отца, матери, старшей сестры и меня жила в достатке, поскольку отец зарабатывал хорошие деньги, летая на северах.

                    Первый в жизни полёт

В семилетнем возрасте, в августе, я гостил у родственников, живших на Украине в городе Запорожье

Мне уже пора было возвращаться домой в Куйбышев (Самару), дабы подготовится к поступлению в 1-й класс школы.

Моя тётушка Пана, младшая сестра моей матери, созвонилась с ней, чтобы отправить меня домой с куйбышевским экипажем, который будет выполнять грузовой рейс на самолёте Ли-2 по маршруту: Куйбышев (Самара) - Мячково - (Москва) -  Запорожье и обратно.
 
Телефонный разговор происходил при мне и я его запомнил во всех деталях и маршрут полёта тоже,
такая, вот, была у меня в детстве цепкая память.

Самолёт прилетел.
Родственники передали меня экипажу.
Все члены экипажа знали моего погибшего отца.

И вот, я впервые в жизни попал в кабину самолёта.

Командир посадил меня на колени и начал рассказывать о назначении штурвальной колонки, штурвала, педалей, о назначении множества приборов, тумблеров, рычагов управления двигателями, выпуском и уборкой шасси, выпуском и уборкой механизации...

Мне было необычайно интересно.
Я впитывал информацию как губка влагу.
Схватывал всё на лету и всё запоминал.

Мы приступили к запуску двигателей.
Командир показывал мне какой тумблер надо включить, на какую кнопку надо нажать.
Я с увлечением и вниманием выполнял указания командира.

Левый двигатель "почихав и покашляв" запустился, затем запустился и правый.

Трудно описать, какие чувства я испытывал. Эмоции перехлёстывали через край.
Здесь были и гордость, и радость, ведь, я сам запустил двигатели. 

Взлетели, набрали заданную высоту.
Командир посадил меня в своё кресло. Объяснил принцип управления штурвалом и педалями.

Через некоторое время, я вполне сносно выдерживал высоту, вот только до педалей мои ноги не доставали и курс выдерживал второй пилот.
 
Я был в восторге, у меня получалось.
Я испывал огромное счастье.   

Мы вошли в облака, началась довольно сильная болтанка.
Я немного испугался, но меня успокоили, объяснив, что это обычное атмосферное явление.

Во время нашего многочасового перелёта мой словарный запас пополнился авиационными и метеорологическими терминами, названиями приборов и частей самолёта, которые я запомнил на всю жизнь.

Полёт меня просто потряс!
Я стал часто бывать на аэродроме, и знакомые лётчики брали меня в полёт и на Ан-2, и на Ли-2, и на Ил-14.

                   Продолжение дела отца

В память об отце и под впечатлением от первого в жизни полёта, я твёрдо решил стать лётчиком.

Сейчас не каждый молодой человек может позволить себе стать пилотом гражданской авиации.
Дорогое это удовольствие.

Только юноша из обеспеченной семьи может себе это позволить, поскольку за обучение надо платить немалые деньги.
 
В авиацию молодёжь теперь идёт не столько из-за призвания, романтики и любви к лётной работе, сколько из-за денег, льгот, прихоти, понтов или капризной потребности.

                  Трудности

После гибели отца, наша семья жила трудно, но не бедствовала, помогало государство, выплачивая пенсию за потерю кормильца.

Меня приняли в детский садик. Воспоминания о нём и о пионерлагерях остались самые светлые и приятные. Там было интересно, весело и познавательно.

Питание для детей и в детсадах, и в школьных столовых было прекрасным, вкусным и полезным.

"Всё лучшее детям", - был тогда неформальный лозунг.

Всё было доступно и
бесплатно: детские сады, школы, среднее и высшее образование, лечение и отдых на курортах.

Мы жили с оптимизмом и твёрдой уверенности в будущем.
Чего сейчас нам крайне нехватает.
 
Дирекция школы и родительский комитет не раз пытались оказать нашей семье финансовую поддержку, но, мать гордо отвергала помощь, считая это унижением.

Теперь мы бы нищенствовали и я вряд ли получил бы даже среднее образование.

                    Учёба, увлечения, жизнь

В пять лет я читал, считал и писал печатными буквами.
В шесть и читал, и считал, и писал прописью уже свободно.

К чтению книг пристрастился рано. Сначала я читал всё подряд, много и взахлёб.
 
Я настолько увлекался книгой, что читал тайком от матери даже при лунном свете, поскольку она запрещала мне длительное чтение, беспокоясь за моё зрение.

Жили мы недалеко от железной дороги, в просторном частном доме построенным отцом.

Учились мы с Вовкой в одном классе, сидели за одной партой, но нас быстро рассадили, так как мы часто отвлекались от уроков.

Моими любимыми предметами в младших классах были:
Родная речь, Природоведение, География,
История,
Рисование.
Вовка был склонен к математике.

С юных лет я полюбил книги о природе и животном мире.

С интересом читал историческую, приключенческую, научно-популярную литературу, книги писателей натуралистов, но, книги о лётчиках всегда были на первом месте.

Я прочитал многих русских и зарубежных классиков ещё до того, когда их необходимо было читать и изучать по школьной программе.

Любимыми предметами в старших классах были:
История и география; Астрономия, физика и химия;
Ботаника и зоология;
Литература и черчение.

Алгебру, геометрию и тригонометрию, планиметрию, ряды Фурье, понимал и знал, конечно на твёрдую тройку, но не любил из-за неуравновешенного  преподавателя.

Но, к выпускным подтянул и сдал на "отлично", но, Иван Ильич, преподаватель, заявил мне, что оценку "отлично" мне поставить не может из-за того, что я не уважал его, а значит и его предмет.

Это была глупая, несправедливая и обидная фраза.
 
Рисовать я любил.

В девятом классе начал писать стихи о любви, подражая своему любимому поэту Сергею Есенину, которые успешно расходились среди девчонок. 

Однажды, ещё в девятилетнем возрасте, мне попалась книга об обрядах славян -  русичей и хорватов.

Меня особенно поразил обряд кровного братания.

                 Обряд кровного братания у древних русичей.

«И мужи возрезают руки левые себе (вены), каждый сам и ножом одним, калёным в огне или каждый своим.

В чашу с хмелем сливают струи кровяные и смешивают во единое питие, а раны подносят одна к другой крепко накрепко.

Затем Волхв, вершащий обряд начинает речение своё.
 
После чего Волхв даёт испить чашу по половине каждому брату речённому, после чего братья кровные обняться крепко должны, тем самым своё братство кровное скрепив».

Обряд кровного братания - очень серьёзное языческое обрядовое действие, таящее в себе глубокую сакральную суть и значение.

Смысл его в духовном единении двух воинов при помощи клятвы верности на крови, а кровь издавна почиталась носительницей души!

Нарушив клятву верности, человек духовно умирал!

Воины клялись ни за что не предавать, быть верными до смерти, и стоять друга за друга в бою до конца!

                    Наш обряд

Встретившись с Вовкой, я ему изложил суть обряда и предложил побрататься.
Он одобрил.

Мы не решились взрезать вены, как того требовал обряд у древних русичей, а решили сделать так, как это делали хорваты - менее травматичным образом.

И, вот, мы достали свои остро заточенные перочинные ножички, накалили их на огне, взрезали себе по указательному пальцу.

Было больно, раны получились глубокие, но, мы были привыкшие, поскольку ушибались, царапались и резались чуть ли не каждый божий день.

Крепко прижали ранки одну к другой, смешали кровь, накапали в маленькую стопочку и выпили, каждый половину.

Мы обнялись, дали клятву верности и дружбы, скрепив, таким образом, кровное родство.

               
Мы изменились   

Надо сказать, что после братания мы с Вовкой сильно изменились.
Наша дружба стала глубже, серьёзнее и крепче.

Мы практически перестали ссориться, а если иногда и доходило до этого, то быстро мирились, сознавая, что мы стали выше дрязг и обид. 

               
Магистраль

Железнодорожная магистраль, рядом с которой мы жили, состояла из трёх веток и являлась для нас местом игр, созерцания, и мечтаний.

По двум первым веткам проходили грузовые и пассажирские составы, а по крайней сновали местные электрички.

Мы с интересом наблюдали за движением грузовых эшелонов с техникой, в том числе и военной.

По надписям на вагонах пассажирских составов изучали географию нашей обширной страны.

Беседуя с путевыми обходчиками, которые регулярно выполняли контрольные обходы путей, мы узнали тактико-технические характеристики тепловозов, электровозов и электричек, их скоростях передвижения и тормозном пути, в случае экстренного торможения.

Например, у тяжёлого грузового состава, движущегося со скоростью шестьдесят километров в час, тормозной путь до полной остановки составляет около двух километров.

                    Наше самовоспитание

К девяти годам мечтой о лётной работе я увлёк и своего друга.

Мы уже знали, что работа лётчика не только увлекательна, романтична и почётна, но и опасна, и трудна, поэтому решили воспитывать в себе смелось, бесстрашие  и храбрость.

У нас созрела идея ложиться под движущиеся поезда и электрички.

Из сверстников мы никого не посвятили в эту идею.
Неприлично было хвастаться.

В нас воспитывали скромность и в школе, и дома.

"Таперича, не то, что давеча", - как говорили раньше в народе.
Теперь этого нет и в помине.

                    Испытание

Однажды, тёплым солнечным летним утром, мы решили испытать себя на смелость, бесстрашие и храбрость.

За километр-полтора увидели грузовой состав.

В среднем количество вагонов и платформ, входящих в грузовой состав, могло доходить до ста, а могло быть и до ста пятидесяти - всё зависело мощности локомотива.

Мы немного подождали, а когда поезд приблизился на двести-триста метров, чтобы машинист не успел применить экстренное торможение, легли между рельсами,

Вовка впереди, я на несколько метров сзади.

Машинист увидел, включил оглушительный сигнал.
Я вжался в шпалы и закрыл глаза.

Под тяжестью приближающего состава, земля тряслась, шпалы вибрировали, рельсы гудели.
Было очень страшно.

               
Победа

Поезд загрохотал над нами.
Плотные струи набегающего потока воздуха буквально срывали с меня рубашку, я сильнее прижимался к шпалам.

Состав всё шёл и шёл.
Я открыл глаза, увидел колёсные пары, с грохотом проносящиеся мимо.

С днищ некоторых вагонов опасно свисали длинные крюки.

Мне показалось, что прошла целая вечность.

Наконец, поезд прошёл.
Мы молча поднялись и переполненные эмоциями расположились на пригорке.

Помолчав некоторое время, стали делиться пережитыми впечатлениями.

Нас никак нельзя сравнивать с современными "зацепщиками", паркурщиками и руферами, выполняющими свои трюки только ради лайков в интернете и щекотания нервов.

Нас переполняло ощущение необычайной лёгкости и счастья.

Свершилась победа над собственным животным страхом!

Это очень приятное и восторженное чувство.

Гордясь своим поступком, в этот же день, легли и под пассажирский состав, и под электричку.

Лежать под ними было не так страшно, поскольку количество вагонов было гораздо меньше.
 
В пассажирском поезде обычно пятнадцать вагонов,
в электричке четыре или шесть и расстояние от нижних частей вагонов до шпал было больше, значит безопаснее.

Для нас стало обыденным делом ложиться под поезда.

Из соседских пацанов, вскоре узнавших о наших уроках воспитания в себе, мужества, бесстрашия и смелости, так никто и не решился
повторить подобное.

Мы ещё больше возгордились собой.

Смелость наша возросла до таких пределов, что мы даже стали проскакивать под вагонами ещё до полной остановки поезда, когда он замедлял ход на красный сигнал семафора.

Было очень рискованно и страшно.

Мы забирались на тормозные площадки вагонов и спрыгивали с них, когда поезд набирал скорость, рискуя расшибиться или попасть под колёса.

А когда узнали, что содержимое гальюнов пассажирских вагонов сливается через фаны на шпалы за городской чертой, а мы жили как раз на границе - были неприятно удивлены и прекратили испытывать себя под пассажирскими поездами.

                    Окончание испытаний

Но, наконец, произошло то, что неминуемо должно было произойти - о наших испытаниях на смелость узнала моя мать и родители Вовки.

Для начала нас нещадно выпороли. Затем провели воспитательную беседу.

В глубине души мы, конечно, понимали, что слишком рискуем.

Но, после наказания и воспитательеой беседы, наконец, осознали и прекратили рискованные испытания. 

Наказание и воспитательная беседа пришли своевременно, иначе произошла бы трагедия.

Но, наши эксперименты не прошли даром.
 
Они имели колоссальное воспитательное значение, оказали положительное воздействие на нашу психику, изменили наше мировоззрение!

Мы стали смелее, мужественнее, справедливее и добрее!

                    Эпилог

Полученные уроки смелости, мужества и бесстрашия не раз помогали мне
не трусить и не терять самообладания ни при каких обстоятельствах:
- ни при отказах двигателей и пожарах на них;
- ни при разгерметизации кабины на большом эшелоне (высоте полёта);
- ни при попадании в пыльную бурю, ливневой дождь или снег.

Быстро принимать единственно правильное решение при попадании в сложные метеоусловия:
- и на посадке и на взлёте,
- в условия мощной грозовой деятельности и такой сильной турбулентности, что возникали сомнения в прочности планера самолёта и многие, многие другие ситуации, связанные с различными отказами авиационной техники.

В этой жизни я мало чего боюсь,
не паникую и не теряюсь - всё это благодаря полученным в детстве урокам смелости, бесстрашия и мужества! 
 
Моя проза: http://www.proza.ru/avtor/z89371889507z1

Мои стихи:
http://www.stihi.ru/avtor/z89371889507z1            


Рецензии
Сейчас я с содроганием вспоминаю тот случай, а в те - мальчишеские годы, это не казалось таким страшным. Однажды зимой решили мы с соседскими мальчишками с крыши нашего дома в палисадник прыгать. Снегу в Башкирии наваливает с метр, ну и почему бы не попрыгать. Прыгаем, себе и не заметили, как отец с работы пришел. Разогнал он нас, мне пониже спины попало, а весной он завел меня в палисадник и показал, что кусты смородины и крыжовника аккуратно подвязаны к стальным пруткам, высотой с полметра от земли. Аккурат в том месте, где мы приземлялись.
Много было подобных развлечений)))

Владимир Лыгин   26.09.2023 16:52     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение.

Владимир, для нас описанное в рассказе было не развлечением, а являлось сознательным, пусть и по детски наивным воспитатанием в себе храбрости, смелости и мужества.

И, в конечном итоге, это помогло мне при попадании в критические ситуации в воздухе и на земле.

С уважением Сергей.

Сергей Разживин   02.10.2023 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.