Густав Климт симфония золота

На стыке двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – Искусство претерпевало изменения, ничуть не меньшие, чем во времена Коро и Мане. Импрессионисты Клод Моне и Огюст Ренуар, их неформальный лидер Эдуар Мане, сумрачный Поль Сезанн, неистовые в вере в силу искусства Винсент Ван Гог и Поль Гоген, расчистили дорогу новым течениям – символизму, модернизму, экспрессионизму. Впрочем, сами художники не цеплялись за термины, кончавшиеся на «измы». Для них было важно донести до публики и критиков свои идеи: художник не только может отображать реальность, он преображает ее, наполняет новыми смыслами. Ван Гог продемонстрировал неоднородность поверхности природных вещей, искаженность Природы. Взяв за основу теоретические взгляды японских художников, он создал экспрессивные, динамичные полотна на остросоциальные темы. Поль Гоген совместил символизм и реализм, отражая красоту первозданной природы, жизнь островитян, не отравленных плодами цивилизации.
Возмутителем буржуазной общественности, как когда-то Мане с Олимпией и Завтраком на траве, стал Анри Тулуз-Лотрек, посвятивший серии картин посетителям борделей, ресторанов и цирка. Ирония, сарказм, едкая насмешка сквозят в его работах.
Для импрессионистов и их последователей был крайне важен цвет, а не только форма и сюжет картины. Учась у Констебла, Тернера, Делакруа, Коро, «независимые» создавали тончайшие градации света, расширяя палитру, вводя новые приемы в технику рисунка. Каждый художник имел любимые цвета. Ренуар и Моне отдавали предпочтение красному, розовому, синему, Ван Гог – желтому и оранжевому, Дега и Сезанн – голубому, черному и коричневому.

В палитре «Независимых», как звали себя импрессионисты, не хватало двух цветов – серебряного и золотого. Если первый цвет использовался ювелирами, то второй завоевал место в живописи. Великие итальянские художники – Джотто, Рафаэль, Да Винчи, Тициан – писали вельмож в роскошных одеждах, блистающих золотыми украшениями.
Другая художественная школа – нидерландская – может быть, под влиянием суровой природы и религии – практически не использовала цвет золота, предпочитая темные цвета. Исключением стали картины Стефана Лохнера, кельнского живописца. В течение долго времени золотой цвет пребывал в забвении…
Вероятно, именно на этот факт обратил внимание талантливый австрийский художник Густав Климт. Ребенок из многодетной семьи ювелира, он рано проявил способности к живописи. Закончив с братом художественную школу, Климт стал работать, открыв мастерскую. Он прошел школу, типичную для начинающих художников: сначала учился гравированию, ювелирному мастерству, оформлению декораций, как Ренуар.
Климт с интересом изучал техники художников, а также искусство Древней Греции и Рима, восхищаясь красотой античных скульптур и внимание к Человеку. Тема личности и красоты станет определяющей в его творчестве.
Специалисты говорят о разных периодах творчества Климта, его ипостасях пейзажиста и портретиста. На мой взгляд, главное в произведениях художника – красота человека и загадка его души.
Дань вкладу Античности в мировую культуру Густав Климт воздал, написав серию картин «Музыка». В них видно влияние импрессионизма (плотные мазки, «размытость» цвета, плавные переходы между цветами), реализма и символизма. На античной арфе играет прекрасная рыжеволосая женщина. Присутствуют сфинкс и маска какого-то божества, написанных золотым цветом.
В первых работах Мастер использует золотой как один из цветов, подчеркивая красоту и силу жизни людей. Конечно, он не был первооткрывателем золотого цвета в живописи – мы знаем о полотнах упомянутого Стефана Лохнера, кельнского художника, работах итальянских мастеров (Джотто, Каналетто, Тициан, Рафаэль), использующих этот цвет. Но Климт совместил достижения импрессионистов в изображении переливов цвета и движения световоздушной массы с собственным подходом применения золотого и желтого цвета. В картине «Шуберт за клавиром» фигура женщины, одетой в пестрое платье, заливается светом от свечи. Отблеск желтого виден на лице композитора, и кистях рук дам, стоящих за его спиной.
Кто знает, что повлияло на выбор Климтом золотого цвета…Может быть, полотна Ван Гога и Тулуз-Лотрека, активно использующего желтый цвет ? Или произведения великого Рафаэля с его Мадонной, освещенной мягким светом солнца, проникающего через узкое окно ? В отличие от Василия Кандинского, Климт не оставил письменных размышлений о своем творчестве…
Его мысли, жизнь, отношение к искусству – в полотнах. Они воспевают женскую красоту. Загадку и силу Женщины.
Густав Климт много и плодотворно работал. Росписи залов театров, частных домов, создание портретов. В 1890-х годах художник обратился к жанру пейзажа. Примечательно, что в пейзажах нет места человеку. Природа драгоценна сама по себе. Может быть, человек не венец природы, а чужеродный элемент ? Смотря на Сад, Фруктовые деревья, Сельский дом с березами, приходит такая мысль…

На некоторых работах художника отчетливо проступает идея бога и тайн мироздания. С точки зрения религии, человек – слабое и греховное существо. Климт, судя по образам людей, созданных на полотнах, так не считает. Конечно, человек сомневается, страдает, мечется в поисках ответов на вечные вопросы. Но в нем видна сила и воля к жизни! Портрет «Дамы в шляпе и боа из перьев» выражает недовольство, внутреннюю закрытость, желание быть незаметной. И одновременно – силу, уверенность, грусть. В этой картине усматривают сходство с работами Тулуз-Лотрека.
На других полотнах Климт создает образы красивых дам, открытых миру, радующихся жизни. Цветовая палитра, переходы между цветами отсылают нас к Ван Гогу, Моне и…пуантилистам. Присмотритесь к Домам в Унтербахе. Мелкий мазок, застывшая река, разделение на зоны – признаки дивизионизма и клуазонизма, широко используемых Эмилем Бернаром, Полем Синьяком и лидером пуантилистов – Жоржем Сера.

Так кто же Густав Климт: ученик постимпрессионистов, или мастер, синтезирующих достижения разных художественных направлений XIX века ? Когда оцениваешь масштаб талантливого художника, музыканта, писателя, скульптора, то трудно сделать однозначный вывод.
Художник, вернувший значение золотому цвету, продолживший традиции символизма и гигантов живописи, особняком стоявших от школ живописи – Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Жоржа Сера…
Он Мастер, подаривший миру шедевры живописи, соединивший звучание Античности и  Современности.

29.11.2018 г.


Рецензии
Спасибо!
Очень интересно.
Удачи!
С уважением,
Мила

Мила Суркова   13.03.2020 20:55     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Мила. Благодарю за теплые слова. Творческих успехов!

Олег Аркадьевич Александров   14.03.2020 23:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.