Густав Климт симфония золота
Возмутителем буржуазной общественности, как когда-то Мане с Олимпией и Завтраком на траве, стал Анри Тулуз-Лотрек, посвятивший серии картин посетителям борделей, ресторанов и цирка. Ирония, сарказм, едкая насмешка сквозят в его работах.
Для импрессионистов и их последователей был крайне важен цвет, а не только форма и сюжет картины. Учась у Констебла, Тернера, Делакруа, Коро, «независимые» создавали тончайшие градации света, расширяя палитру, вводя новые приемы в технику рисунка. Каждый художник имел любимые цвета. Ренуар и Моне отдавали предпочтение красному, розовому, синему, Ван Гог – желтому и оранжевому, Дега и Сезанн – голубому, черному и коричневому.
В палитре «Независимых», как звали себя импрессионисты, не хватало двух цветов – серебряного и золотого. Если первый цвет использовался ювелирами, то второй завоевал место в живописи. Великие итальянские художники – Джотто, Рафаэль, Да Винчи, Тициан – писали вельмож в роскошных одеждах, блистающих золотыми украшениями.
Другая художественная школа – нидерландская – может быть, под влиянием суровой природы и религии – практически не использовала цвет золота, предпочитая темные цвета. Исключением стали картины Стефана Лохнера, кельнского живописца. В течение долго времени золотой цвет пребывал в забвении…
Вероятно, именно на этот факт обратил внимание талантливый австрийский художник Густав Климт. Ребенок из многодетной семьи ювелира, он рано проявил способности к живописи. Закончив с братом художественную школу, Климт стал работать, открыв мастерскую. Он прошел школу, типичную для начинающих художников: сначала учился гравированию, ювелирному мастерству, оформлению декораций, как Ренуар.
Климт с интересом изучал техники художников, а также искусство Древней Греции и Рима, восхищаясь красотой античных скульптур и внимание к Человеку. Тема личности и красоты станет определяющей в его творчестве.
Специалисты говорят о разных периодах творчества Климта, его ипостасях пейзажиста и портретиста. На мой взгляд, главное в произведениях художника – красота человека и загадка его души.
Дань вкладу Античности в мировую культуру Густав Климт воздал, написав серию картин «Музыка». В них видно влияние импрессионизма (плотные мазки, «размытость» цвета, плавные переходы между цветами), реализма и символизма. На античной арфе играет прекрасная рыжеволосая женщина. Присутствуют сфинкс и маска какого-то божества, написанных золотым цветом.
В первых работах Мастер использует золотой как один из цветов, подчеркивая красоту и силу жизни людей. Конечно, он не был первооткрывателем золотого цвета в живописи – мы знаем о полотнах упомянутого Стефана Лохнера, кельнского художника, работах итальянских мастеров (Джотто, Каналетто, Тициан, Рафаэль), использующих этот цвет. Но Климт совместил достижения импрессионистов в изображении переливов цвета и движения световоздушной массы с собственным подходом применения золотого и желтого цвета. В картине «Шуберт за клавиром» фигура женщины, одетой в пестрое платье, заливается светом от свечи. Отблеск желтого виден на лице композитора, и кистях рук дам, стоящих за его спиной.
Кто знает, что повлияло на выбор Климтом золотого цвета…Может быть, полотна Ван Гога и Тулуз-Лотрека, активно использующего желтый цвет ? Или произведения великого Рафаэля с его Мадонной, освещенной мягким светом солнца, проникающего через узкое окно ? В отличие от Василия Кандинского, Климт не оставил письменных размышлений о своем творчестве…
Его мысли, жизнь, отношение к искусству – в полотнах. Они воспевают женскую красоту. Загадку и силу Женщины.
Густав Климт много и плодотворно работал. Росписи залов театров, частных домов, создание портретов. В 1890-х годах художник обратился к жанру пейзажа. Примечательно, что в пейзажах нет места человеку. Природа драгоценна сама по себе. Может быть, человек не венец природы, а чужеродный элемент ? Смотря на Сад, Фруктовые деревья, Сельский дом с березами, приходит такая мысль…
На некоторых работах художника отчетливо проступает идея бога и тайн мироздания. С точки зрения религии, человек – слабое и греховное существо. Климт, судя по образам людей, созданных на полотнах, так не считает. Конечно, человек сомневается, страдает, мечется в поисках ответов на вечные вопросы. Но в нем видна сила и воля к жизни! Портрет «Дамы в шляпе и боа из перьев» выражает недовольство, внутреннюю закрытость, желание быть незаметной. И одновременно – силу, уверенность, грусть. В этой картине усматривают сходство с работами Тулуз-Лотрека.
На других полотнах Климт создает образы красивых дам, открытых миру, радующихся жизни. Цветовая палитра, переходы между цветами отсылают нас к Ван Гогу, Моне и…пуантилистам. Присмотритесь к Домам в Унтербахе. Мелкий мазок, застывшая река, разделение на зоны – признаки дивизионизма и клуазонизма, широко используемых Эмилем Бернаром, Полем Синьяком и лидером пуантилистов – Жоржем Сера.
Так кто же Густав Климт: ученик постимпрессионистов, или мастер, синтезирующих достижения разных художественных направлений XIX века ? Когда оцениваешь масштаб талантливого художника, музыканта, писателя, скульптора, то трудно сделать однозначный вывод.
Художник, вернувший значение золотому цвету, продолживший традиции символизма и гигантов живописи, особняком стоявших от школ живописи – Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Жоржа Сера…
Он Мастер, подаривший миру шедевры живописи, соединивший звучание Античности и Современности.
29.11.2018 г.
Свидетельство о публикации №218112900520
Очень интересно.
Удачи!
С уважением,
Мила
Мила Суркова 13.03.2020 20:55 Заявить о нарушении
Олег Аркадьевич Александров 14.03.2020 23:40 Заявить о нарушении