C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

День 14. Париж и возвращение в Екатеринбург

День 14, 5 октября, пятница

УВИДЕТЬ ПАРИЖ И... ВЕРНУТЬСЯ

И вот он наступил, последний день нашего путешествия.

Утром вдумчиво собрались, выбросили без жалости все кусочки мыла, шампуни, баночки, бутылочки, лишние бумаги, даже из буклетов оставили только самое необходимое, вклеенное в путевой дневник. Упаковали два наших рюкзака, огромный походный и обычный городской. Огромный, как выяснилось уже в аэропорту, весил 26  килограммов. Обычный был не такой тяжелый, мы его потом и в багаж не сдавали, но сейчас мы все это оставили на ресепшн в комнате за стойкой. Нас попросили обязательно прийти за багажом до 7 вечера, потому что в 8 служащие уходят, и дальше в отель можно попасть только по карте гостя – а карты у нас уже не будет. Мы так и думали, что дольше нам загуливаться сегодня не стоит. Наш самолет вылетал в 23.30, но ведь и аэропорт Руасси Шарль де Голль – это вам не Орли, он далеко.

Мы еще вчера решили, что в аэропорт поедем на обычном рейсовом автобусе № 351, который отправляется с площади Нации, не очень далеко от нашей станции Порт де Монтрей. Почему мы не сделали так, как делают все нормальные люди, и не поехали подземной электричкой RER? Не спрашивайте. Соблазнились тем, что автобусная остановка близко, что по вечерним парижским улицам ехать приятнее, чем по грохочущему подземелью. Немного устали от метро, которым приходилось пользоваться каждый день. На другую альтернативу, комфортабельный автобус Roissy-Bus, который отправлялся со станции Опера, было попросту жалко денег (там билет, если не ошибаюсь, стоил 12 евро, а наш автобус или RER по тарифам городского транспорта получался всего за 4,5 евро). В общем, выбор был сделан, как уже можно по моему тону догадаться, - потом выяснилось, что не самый лучший. Но с утра мы себе усердно подстелили соломы – когда, избавившись от рюкзаков, поехали в город, то первым делом специально вышли на станции Nation, нашли остановку, убедились, что автобусы ходят, сфотографировали расписание…

Уже третью заметку подряд собираюсь написать о парижском метро, и никак не соберусь. Теперь, наконец, пора. Оно большое, шумное, по внутреннему оформлению простое и без претензий, довольно грязное (спящие на скамейках и прямо на полу бездомные – обычное дело и никого не смущает), в любой час полное, порой неприятно удивляющее закрытым переходом с ветки на ветку, хотя на плане он значился как открытый, – но очень удобное. Сеть станций густая, сложно найти такую точку, особенно в центре города, откуда пришлось бы идти больше 500 метров до ближайшей станции метро. Поезда ходят по расписанию. В час пик – практически один за другим. На первых порах смущает полный разнобой, царящий в метро. Все вагоны разные, где-то объявляют станции метро, где-то не объявляют, где-то есть электронная карта, где-то нет, где-то двери открываются автоматически, а где-то надо жать на кнопку. Даже «наверху» нет единой системы для обозначения входа в метро, какой-то общепринятой буквы М узнаваемого дизайна: входы на станции оформлены так, как исторически сложилось (вывески в стиле модерн на Монмартре) или как захотел местный муниципалитет. Но к этому быстро привыкаешь. Так же, как и к тому, что в метро мало эскалаторов (успокаиваешь себя тем, что беготня по этим лестницам вверх и вниз в какой-то степени заменяет спортзал).

Метро забито в любой день и час, кроме очень раннего утра и очень позднего вечера. Но парижская толпа оказывается при близком знакомстве гораздо менее напрягающей, чем это можно предположить «на берегу». Там умеют набиваться в вагоны очень плотно, и при этом друг к друга не задевать, лавировать и маневрировать, оставляя между собой и чужими телами слой воздуха по крайней мере двух-трехсантиметровой толщины. Там я этому быстро научилась – это легко, если все вокруг стремятся к тому же самому. А вот в наших маршрутках в час пик не задеть никого и не дать задеть себя – нереальная задача.

Еще чуть-чуть о метро. Там, где станции объявляют, объявления озвучены невероятно сексуальным мужским голосом. Вопреки стереотипам о том, что в Европе не уступают места пожилым и слабым, я лично видела, что уступают – и не только специально для них отведенные передние места. Парижане в метро – неисчерпаемая тема для диванного социолога и антрополога. Там можно встретить все расы, все типажи, все социальные слои, от попрошаек, которые, заходя, тут же громко возглашают, что не ели несколько дней, до интеллигентных мужчин и женщин, уткнувшихся в толстые, может быть, научные книги (очень интересно было, какие, но надевать очки и открыто пялиться в чужую книгу было все-таки неудобно). В метро довольно много читают, причем бумажной литературы, с ридерами никого не видела. Это как раз оттуда я вынесла новое для себя имя – Катрин Панколь.

Диванный антрополог, специализирующийся на уличной моде, вынес бы наблюдения и о том, как одеваются парижане в разных частях города, но это не моя епархия, могу сказать только, что бросилось в глаза. Одеваются очень по-разному, часто – оригинально и экстравагантно, но в основном в темное. Мы в Париже по одежде выглядели явными иностранцами: Юра – со своим корректным кэжуалом, я – со своими светлыми брюками и ветровкой цвета мяты. В Германии мы вполне сходили за своих, а здесь не хватало в одежде какой-то изюминки, капельки непринужденности, что ли. Но это не имеет никакого значения, сливаешься ты в Париже с толпой или выделяешься из нее. Это город настолько разнообразный и толерантный к разнообразию, что в любом случае ты чувствуешь себя комфортно.

Толерантный – до определенный пределов, конечно. Географических. Я очень сильно подозреваю, что именно моя светлая одежда, светлые волосы и откровенно туристский вид могли навлечь на нас ту неприятность, о которой я расскажу позднее.

В наш последний день в Париже мы решили познакомиться с Монмартром. После скрупулезного выяснения, что там с нашим автобусом № 351 на площади Нации, мы поехали на север Парижа, вышли на станции Анвер и вместе с толпой туристов стали подниматься по склону Монмартрского холма вверх, к белой базилике Сакре-Кер.

По дороге видели, по выражению Юры, «настоящий Шанхай»: там торговали дешевыми сувенирами, побрякушками и тряпками, играли в наперстки, куда-то зазывали. Там и правда дешево – 5 эйфелевых башенок «цыганского золота» за 1 евро, 3 шарфика за 10 евро. Позднее в дьюти фри мы с изумлением увидели точно такие, но уже 15 евро за штуку. Нам ничего не надо было, мы только купили пару магнитов на память, но потом и уже в другом месте. А пока мы только пробирались в этой толпе, придерживая карманы.

Подъем достаточно крутой, и виды открываются чем выше, тем роскошнее. Со смотровой площадки у подножия Сакре-Кер виден весь Париж. Можно подняться еще выше – на смотровую площадку самой церкви, но я этот «храм-на-крови», воздвигнутый при президенте Третьей республики Мак-Магоне, терпеть не могу. У кого нет таких предубеждений – имейте в виду, в Сакре-Кер, по словам одного известного видеоблогера, очень хороший вай-фай. Может пригодиться. Пока во всех французских общественных местах, где я была, вай-фай или отсутствовал, или был сплошным издевательством.

Мы постояли, посмотрели, стали спускаться – по другой улице, не мимо «шанхая». Пока спускались, обсуждали, куда теперь. В музей Делакруа? В Латинский квартал, где нам понравилось? Осмотреть Нотр-Дам при дневном свете? Или пойти в Центр Помпиду?

Победил Помпиду. Пошли туда пешком, мимо огромных ворот Сен-Дени, с остановкой на обед в маленькой булочной. Взяли по кофе и по куску «киш лорен» с лососем и шпинатом, а от пирожных нас хозяйка сама (!) отговорила (!). Если, говорит, поймете, что они вам нужны, подходите потом. Я восхищаюсь французами :)

Потом сели отдохнуть и справиться с картой не помню уже в каком скверике, тоже у ворот Сен-Дени. Не сразу почувствовали, что сквер пропах мочой. Потом увидели ее, так сказать, источник. Двое клошаров по очереди явились откуда-то и помочились на дерево, совершенно не стесняясь прохожих. Не первая подобная сцена, которую мы видели, а главное, обоняли во Франции (даже в Ла-Рошели из некоторых переулков ощутимо несло мочой).

Пока дошли до Центра Жоржа Помпиду с музеем современного искусства и купили билеты (12 евро), времени у нас осталось уже не так много. Мы совершили ошибку, начав осматривать музей сверху, с зала, отведенного под временные выставки. В то время там выставлялся какой-то безумный австрийский художник по имени Франц Вест (1947–2012), работавший в жанрах скульптуры и инсталляции. Нас его произведения оставили равнодушными, но в одном из залов я зачиталась книгой, положенной там для реквизита. Это был ученый-медиевист Vito Fumagalli, а книга называлась «Paysages de la peur» - «Пейзажи страха», человек и природа в эпоху Средневековья. На инсталляции с диванами и коврами мы с удовольствием прилегли (да, именно так!) отдохнуть, они там для этого и поставлены.

Основной зал с постимпрессионистами, фовистами, кубистами, дадаистами и проч. и проч., конечно, великолепный. Приходилось перемещаться по нему очень быстро, не забывая о времени, но понравилось очень многое, и наверное, если Париж в нашей жизни случится снова, мы сюда опять придем. Я мысленно поблагодарила свою подругу Вику, которая порекомендовала сходить в этот музей, его в наших изначальных планах тоже не было. Какая там коллекция Кандинского! (почему-то сильнее всего запомнилась именно она).

Само здание тоже необычное, о нем говорят, что оно как бы вывернуто наизнанку – все трубы, лестницы и прочие коммуникации проложены снаружи. Наверное, оно нравится детям. Нашему сыну бы точно понравилось. С галерей и эскалатора, по которому поднимаешься в прозрачной "трубе", открываются роскошные виды.

После музея времени осталось уже только сбегать в «монопольку» (магазин Monop’), купить сэндвичей в дорогу и ехать сначала в отель за рюкзаками, а потом на площадь Нации, к автобусу.

Пока ехали на метро, «дорогое Мироздание» подало нам знак. Наш поезд неожиданно остановился в туннеле и довольно долго так стоял. Потом остановился еще раз. Это было первый раз за три дня и немного нас напугало. 

Но мы все успели, приехали на Nation, немного постояли на площади, еще немного почувствовали под ногами парижскую землю. Вот ведь и хочется уже домой, и по сыну соскучились, и дела ждут, а все равно грустно, что завтра у нас уже не будет этой красоты, этой свободы идти куда хочется и делать что хочется … Автобус подъехал вовремя, мы оплатили дорогу до аэропорта, прокомпостировав сразу 3 разовых билетика, заняли места позади, пристроили рюкзаки и приготовились ехать.

Собственно парижские кварталы преодолели достаточно бодро. Автобус постепенно наполнялся людьми. Только местными, туристов, кроме нас, не было (ну правильно! все, кроме нас, знают, что надо не выделываться, а ездить RER). На выезде из города начались пробки. В одной мы встали намертво, и я впервые подумала о том, что сегодня вообще-то пятница и все потянулись из города провести теплый уик-энд на природе. Да, не лучший мы выбрали день и час для перемещения «по земле».

Потом мы въехали в по-настоящему бедные и неблагополучные кварталы. Обочины дороги были усеяны мусором – бумажками, пластиковыми бутылками. Прямо на тротуар кто-то вывалил мешок с тряпьем, и темнокожие женщины в нем рылись, громко крича.

Мы то стояли в пробке, наблюдая такие пейзажи, то перемещались черепашьим шагом. Наконец подъехали к «Ашану», почти весь автобус вышел там. Дальше поехали почти пустые, вместе с нами там было человек трое-пятеро. Почти все темнокожие, за исключением нас и водителя (это важно для понимания того, что случилось дальше).

Так мы довольно долго то ехали, то стояли, и я уже начала немного нервничать. На улице темнело. Мы окончательно покинули Париж и ехали через небольшие города северо-востока. Не помню точно, где случился инцидент, то ли это был Обервилье, то ли Ле Блан Мениль. Мы медленно проезжали по неширокой, скудно освещенной улице. Возле одного дома стояла стайка чернокожих подростков. Они смотрели прямо на наш автобус и переговаривались между собой, фонарь светил им в лица, и эти лица – абсолютно точно! – не обещали ничего хорошего.

Едва мы их миновали, слышим – хрррясь! И заднее стекло, возле которого как раз мы сидели, вдруг покрывается паутиной трещин, эта паутина расходится все дальше, и осколки с характерным сухим звоном начинают сыпаться… Стекло нас спасло, если бы не оно, камень мультикультурных подростков попал бы кому-то из нас в голову. И боюсь, что взбесила их именно я, «белая цыпочка» – все остальные в автобусе не так сильно выделялись, меня к тому же им было лучше всех видно. Может, конечно, они специально поджидали какой-нибудь автобус с туристами. Но что им сделал обычный рейсовый автобус, который катается по окраинам, и где сидят такие же люди, как их родители, как они сами?..

Водитель выбрался из этого Гарлема, остановился, осмотрел стекло. Покачал головой. Пассажиры рассказали, что произошло, не скупясь на экспрессивные выражения в адрес хулиганов.

Мы снова поехали, внутри затеплилась надежда, что до аэропорта нас все-таки довезут. Увы. Едва мы проехали этот городок, водитель остановился и объявил, что едет ремонтироваться. Нам сказал, что очень сожалеет, но увы. И добавил, что через 15–20 минут приедет следующий автобус.

Я забеспокоилась, что если мы еще не выбрались из городков с их пробками и уличными бандами и еще нескоро выедем на шоссе, то можем и не успеть к нашему самолету. И автобус этот неизвестно когда придет... Юра меня успокаивал, но я чем дальше, тем больше нервничала. Мы заметили свободное такси и решили, что ладно, спокойствие дороже. Доехали теперь уже по счетчику, заплатили 25 евро.
Не только сейчас, но и раньше наши попытки сэкономить несколько раз приводили к таким ситуациям, которые требовали для исправления денежных вливаний, которые сводили на нет всю экономию. На будущее мы это учтем.

Дальше уже все шло без приключений, если не считать того, что очередь на регистрацию тянулась очень медленно, а магазин дьюти фри оказался бесстыдно дорогим. Не то чтобы мы на него надеялись, но пару бутылок вина бы купили. Но не за 15-20 евро же! Во Франции мы еще не пили ничего дороже 8 евро. Про шарфики, тот же хлам, что на Монмартре, но не в втридорога, а раз в пять дороже, я уже говорила.

В Москву вылетели вовремя. На борту нас внезапно кормили ужином, была даже баранина с кускусом. Что это случилось с Аэрофлотом? В Берлине таких роскошеств не было. Или это потому, что Париж немного дальше, чем Берлин?..
В Шереметьево в ожидании рейса на Екатеринбург я дописывала дневник - понимала, что потом не будет времени. Два часа пролетели незаметно. Потом был последний в этом путешествии перелет, и о-ла-ла! около 11 часов дня мы приземлились в Екатеринбурге. Нас встречали мои родители и Стас. После 24 градусов, которые были в Париже, когда мы улетали, домашние +10 с дождем показались даже довольно приятными и освежающими.

Наше путешествие закончилось. Последние слова, которые я написала в дневнике: «Все хорошо!»

А в заключение добавлю, что за 14 дней каждый из нас прошел пешком почти по 170  км – это только то, что учел шагомер. И мы получили огромное удовольствие от близкого знакомства с двумя прекрасными европейскими странами, несколькими впечатляющими, каждый по-своему, городами. Увидели Балтийское море и Атлантический океан, что позволило назвать эти заметки "От моря до океана". Мы несколько раз влюблялись в новые места и переживали печаль расставания. Мы потратили больше денег, чем собирались, в том числе для устранения собственных косяков. Мы устали физически и умственно, потому что путешествовать, не вовлекаясь головой, мы не умеем. Временами в потоке информации, в море эмоций я чувствовала себя тонким проводком, по которому пустили слишком сильный электрический ток. Но все-таки это было прекрасно! Исполнилась моя многолетняя мечта о Ла-Рошели. Мы попробовали на деле, чего стоит наше владение языками, и получили стимул изучать их дальше (как же все-таки хорошо, пусть и на очень среднем уровне, знать язык страны, в которую едешь! Английский вывозит далеко не везде и не всегда, особенно во Франции). И то, что мы пережили, мы бы повторили с радостью.

В самом деле, обо всех счастливых событиях можно сказать: «Лучше поздно, чем никогда».


Рецензии
Поразила Ваша историческая осведомленность, знание литературы, искусства Франции. Хорошая подготовка к путешествию делает его чрезвычайно интересным. Но даже поверхностные знания страны пребывания приводят в восторг от прогулки по Парижу. Разделяю Вашу страсть к путешествиям и жду их с нетерпением! Скорей бы конец пандемии!

Виктор Кутуркин   24.04.2021 00:05     Заявить о нарушении
Рекомендую книги "Париж,Берег левый ,берег правый" автор Носик.

Виктор Кутуркин   24.04.2021 09:55   Заявить о нарушении