400 Сезон штормов в Атлантике 11 августа 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

400. Сезон штормов в Атлантике. 11 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Суббота 11 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане. Дневная температура: мин.: 4.0°C, средняя: плюс 8.5°C тепла, макс.: плюс 11.0°C тепла, 2 мм осадков, на ветру температура воздуха плюс 6.0°C. Восход солнца – 05:06, заход солнца – 21:58 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Рейкьявик (Исландия). В районе пребывания БПК "Свирепый" в Атлантическом океане ветер крепкий (7 баллов), скорость ветра 13-17 м/с (50-60 км/ч). Волнение моря - 6 баллов (сильное волнение).

Конечно я понимал, что капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, командир БПК "Свирепый", потребовал от меня данные по штормам в Атлантическом океане не для того, чтобы что-то узнать новое для себя (он знал о штормах практически всё), а для того, чтобы занять меня чем-то интересным и полезным. Сильное штормовое волнение прошлой ночью вымотало всех на корабле и даже опытные моряки не могли справиться с приступами тошноты и недомоганием, порождёнными хаотичными ударами волн в корпус корабля. Увы, нам надо было срочно идти на встречу с танкером-заправщиком, чтобы пополнить запасы топлива и пресной воды, поэтому приходилось лавировать, маневрировать курсом корабля, идти иногда лагом, то есть бортом к волне, испытывать корабль на максимальный крен, раскачивание и остойчивость.

Командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров и замполит капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин, конечно, знали, что я нахожусь в ленкаюте, то есть в самом носу корабля, там, где попеременно ощущается либо перегрузка, либо невесомость оттого, что нос корабля либо взлетает вверх на гребень штормового вала, либо стремительно падает вниз в ложбину между валами и сходу врезается в водяную стену. Они оба не раз недоумевали и удивлялись, как я могу выдерживать такие "качели" и терпеть такое изменение состояния организма.

Я не терпел, я просто привык и даже играл с килевой и бортовой качкой, удерживаясь стоя на ногах без поддержки рук. Мне просто было интересно пружинить на ногах, ловить своим вестибулярным аппаратом изменения положения в пространстве, сохранять равновесие, предугадывать удары, толчки, крен и наклоны корпуса корабля. Я даже иногда хохотал вслух и громко смеялся, когда представлял себя с видом со стороны, как стою, постоянно то приседая, то подпрыгивая, отскакивая и наклоняясь в разные стороны. При этом умудрялся ещё что-то делать руками, прицелившись вставлять в стопы книг выпавшие книги, по одной букве писать в дневнике-ежедневнике, листать страницы книг и журналов.

Конечно, внутри моей груди и живота во время качки что-то двигалось, менялось местами, булькало, бурлило, перемещалось, но вскоре (ещё на Балтике) я привык к этим изменениям и даже научился машинально, то есть совершенно независимо от сознания, напрягать живот, мускулы, пресс, "зажимать" и поддерживать двигающиеся внутренности. Тоже этот процесс управления своими внутренностями был интересным, увлекательным. Особенно спортивным и игровым был процесс удержания равновесия и передвижения по кораблю во время сильной хаотичной качки и я даже нарочно "танцевал" по ленкаюте, прыгая между банками (скамейками) в зале ленкаюту или плюхаясь на них. Сколько синяков я набил себе на голенях, прежде чем научился ходить по ленкаюте и библиотеке в стиле "танцующей обезьяны"!

Вот в таком режиме, постоянно приседая от нахлынувшей тяжести тела при перегрузке или хватаясь руками за подлокотники рабочего кресла, чтобы не взлететь под подволок от невесомости, урывая мгновения почти ровного положения, по-буковке, по-буковке я записал в своём дневнике-ежедневнике первую запись утра субботы:
11 августа 1973 сб
Сегодня всё хорошо, если не считать волнение в 6 баллов. Но после вчерашнего – это нормально.

Действительно, за бортом БПК "Свирепый", в нарушение всех прогнозов и метеосводок, ярился Атлантический океан и шквальный крепкий ветер на 7 баллов порывами дул со скоростью 14-17 м/с или 50-60 км/ч. Такой ветер обычно качает стволы деревьев, гнёт большие ветки и ломает сухие, против такого ветра трудно идти, а его порывы могут сбить человека с ног. Проверяя плотность закрытия и герметичность стальных бронированных дверей носового тамбура, я всё же не выдержал и "раздраил" (открыл) левую дверь, чтобы хоть глазком увидеть яростный океан. То, что я увидел, не просто поразило меня, а заворожило... Волны громоздились пенистыми валами одна за другой, причём эти валы, в свою очередь, тоже были покрыты горбатыми волнами с острыми гранями. Пена полосами покрывала все эти валы и волны, вытягивалась по ветру, срывалась с гребней, неслась по воздуху. Высота гребней была (на взгляд) небольшой, 3-5 метров, но их вид был очень грозным, потому что они двигались неотвратимо и на всём протяжении морского пространства, - это был Океан.

БПК "Свирепый" шёл курсом наперерез водяным волнам под небольшим углом к их гребням, поэтому не только "кивал" носом, зарываясь в очередную водяную стену вала, но и раскачиваясь на их склонах. Я заметил, что рулевой, стоящий сейчас в ходовой рубке за штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11", не упреждает навал волны, не направляет форштевень корабля на волну, чтобы упредить удар волны и неизбежный снос с курса. Так делал я, когда стоял на руле, но этот рулевой старался держать заданный курс, поэтому постоянно вынужден был подправлять его в ложбине между водяными валами, когда очередной удар гребня сносил корабль в сторону. "Салага!" - буркнул я мысленно в адрес рулевого и задраил дверь носового тамбура...

Только на минуту я открыл дверь на верхнюю палубу (на бак), но уже полностью был мокрый от нахлынувшей взвеси брызг, водяной пыли и сырости воздуха. Сразу стало мокро, неуютно, холодно, мерзко и я поспешил в свою уютную библиотеку и ленкаюту, в которой всё было на своих местах и было светло, тепло и никаких мух...

Корабль упорно преодолевал сопротивление ветра и удары волн, врезался в волны, разрезал их, немного задержавшись, и снова устремлялся вперёд к своей цели и с каждой минутой мне казалось, что ветер и волны стихают, потому что мы выходим из зоны шторма, приближаемся к тихим водам, где нас поджидал спасительный танкер, судно снабжения ДКБФ СМТ "Шексна". Может быть они нам и почту привезут? Я разволновался и с удвоенной энергией принялся за выполнением приказа командира корабля...

Выполнение боевого приказа боевым кораблём на военно-морском флоте во многом зависит от гидрометеорологических условий на море, потому что погода, особенно, неблагоприятная погода влияет не только на безопасность мореплавания, но и на возможность применения корабельных боевых средств и оружия. "Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт" - так учит нас народная пословица и это правильно, потому что неоднократно врезаться в водяную горы, например, жестокого 11-балльного шторма или 12-балльного урагана - это потеря времени, непредвиденные затраты топлива, износ и поломка машин и механизмов, порча оборудования и оружия, а нередко и практически 90-процентная вероятность гибели корабля. Вот почему нужно знать закономерности физических процессов ветров и волнения моря, уметь пользоваться базами данных о погоде и штормовыми предупреждениями, хорошо разбираться в фактических и прогностических гидрометеорологических картах.

Вчера ночью (10-11 августа 1973 года) БПК "Свирепый" проходил через район атлантического циклона, который является традиционным, регулярным и обычным для Северо-Восточной Атлантики. Циклон - это "воздушный вихрь с вращательным движением воздуха в северном полушарии против часовой стрелки, в южном — по часовой стрелке". Размер (диаметр) циклона бывает в пределах от 100 до 1700 миль (в среднем 600 миль). Самые обширные циклоны (циклонические вихри) бывают на севере Атлантического океана, в районе Девисова пролива, Исландии и на севере Великобритании, то есть в районе GIUK gap, в котором сейчас находился БПК "Свирепый".

Давление в центре циклона (глубина циклона) зависит от стадии его развития и изменяется от 1010 до 970 мбар (757,6 - 727,6 мм рт.ст.). Бар - внесистемная единица измерения давления, примерно равна 1 атмосфере (1 атм = 101325 Па, 1,01325 бар или 133,322 мм рт. ст.). В северном полушарии ветер в циклоне у поверхности океана дует в направлении против движения часовой стрелки, отклоняясь в сторону низкого давления в среднем на 10-15°, при этом скорость ветра в циклоне меняется в широких пределах. В самом центре циклона ветер слабый, нередко здесь даже тихо (штиль), а в южной и западной четвертях циклонического вихря ветер сильный. Только на периферии циклона скорость ветра ослабевает и именно сюда стремятся суда и корабли.

Как правило, по мере развития циклона, температура воздуха в северной половине циклона ниже, чем в южной и через центральную его часть проходит фронт, разделяющий холодную массу воздуха от тёплой. Затем холодный воздух вытесняет тёплый из южной половины циклона и заполняет всю область циклона. Циклон - это обычно пасмурная, дождливая погода со шквалистым ветром (вихрями, порывами, смерчем). 

Перемещение циклонов над Северо-Восточной Атлантикой происходит с юго-запада и запада на северо-восток и восток, то есть из тропической зоны, из Карибского бассейна над Гольфстримом в район GIUK gap. Осенью и зимой циклонов больше, чем летом. Основные пути атлантических циклонов (ураганов) за всю историю метеонаблюдений показаны на прилагаемой фотоиллюстрации. Сезон циклонов, штормов и ураганов в Атлантике обычно длится с 1 июня по 30 ноября. Циклоны, как правило, сопровождаются грозами, ливневыми осадками и сильным ветром. Слабые циклоны - это тропические депрессии, в которых скорость ветра не превышает 17,5 м/с (63 км/ч). Однако циклон превращается в тропический шторм или ураган, если скорость ветра в нём превышает 32,78 м/с (118 км/ч).

В лоции Атлантического океана я прочитал, что наблюдение за сезонными и внесезонными циклонами, сильными штормами и ураганами над Северной Атлантикой ведётся с 1851 года, что "в среднем за сезон в Атлантике происходит 18-19 штормов и ураганов, но в отдельные годы их число превышало 20". Первый ураган пятой категории мощности (скорость ветра превышала 252 км/ч) был зафиксирован в 1924 году. По данным Национального управления по исследованию океана и атмосферы США, с 1924 года 35 ураганов достигли пятой категории мощности и это около 4% от всех атлантических ураганов. Большая часть атлантических ураганов приходится на период с августа по сентябрь (пик сезона штормов в Атлантике). Я поёжился и постарался унять противную морозную дрожь на коже по всему телу... Вот уж действительно: "Во многие знания - многие печали"...

Самые мощные циклоны, шторма и ураганы возникают в Атлантике из зоны Карибского бассейна, где течение Гольфстрим набирает свою мощь, запас теплоты и движется на северо-восток к Северному Ледовитому океану, а тропические циклоны, шторма и ураганы следуют над Гольфстримом в Северо-Восточной Атлантике. Тропические циклоны, как правило, меньше по размерам, чем циклоны умеренных широт, имеют хорошо выраженную облачную структуру и отличаются сильными ураганными ветрами. Характерная особенность тропического циклона - это "глаз бури", то есть зона тихой, безоблачной погоды в самом центре воздушного вихря (не более 30 км в диаметре). Однако в этом "глазе бури", как правило, возникает "толчея мощных волн", высота которых достигает 20 м. Кроме этого, тропический циклон - это, как правило, тропический дождь, масса дождевой воды (200-400 мм осадков в сутки). Разница давления в центре и периферии тропического циклона вызывает ураганный ветер, в сентябре 1958 года в тайфуне "Ида" зафиксирована скорость ветра 113 км/ч или 226 узлов...

Естественно, постоянный и шквалистый ветер в тропических циклонах порождает гигантские ветровые волны, которые формируются в волновые гряды, валы, холмы и даже горы высотой 14-16 м. Одновременно с ветровыми волнами формируются гигантские по протяжённости океанские волны зыби, которая расходятся во все стороны от центра тропического циклона.

В Атлантическом океане тропические циклоны или Вест-Индские циклоны зарождаются в зоне острово Зелёного Мыса, Антильских островов (у побережья Северо-Западной Африки, Сахары) и в Карибском море. Отсюда нужно ждать прихода в Северную Атлантику тропических штормов и ураганов. Кроме этого сама Северо-Восточная Атлантика порождает свои собственные "умеренные" циклоны, шторма и сильные шторма (9-10 за сезон).

Циклоны - это движущиеся воздушные вихри. Тропические циклоны Атлантики, как правило, перемещаются от центров зарождения сначала с востока на запад (на северо-запад) со скоростью 5-10 узл, затем набирают силу в Карибском бассейне и поворачивают на север или северо-восток, при этом их скорость перемещения увеличивается в среднем до 20 узл (37,04 км/ч), иногда до 50 узл (92,6 км/ч). Срок "жизни" циклонов от момента зарождения до угасания на суше - от 6 до 9 суток.

Признаки приближения циклонов (штормов, ураганов):
- барометр начинает "падать" (атмосферное давление снижается) более чем на 3 мбар в сутки (2,25 мм рт. ст.);
- на море появляется "мёртвая зыбь", то есть отголоски дальних штормов (за 1-2 дня до циклона);
- в небе появляются вытянутые полосы перистых облаков и они не исчезают ни с восходом, ни с заходом солнца;
- погода вокруг становится знойной, душной, безветренной, с безоблачным небом (кроме перистых облаков), с отличной видимостью на море (горизонта).

Кстати, есть простые, естественные и логичные правила расхождения с циклонами (зонами штормов): циклон движется, поэтому нужно так направить курс движения корабля, чтобы идти (по возможности) навстречу и вбок от циклона, то есть не во фронт циклону, а сбоку от него, но в целом навстречу непогоде, тогда она быстрее мимо корабля "проскочит". Важно избежать попадания в центральную часть циклона, то есть в зону за 50 миль от его центра, поэтому важно рассчитать и применить маневр "отворачивать навстречу". Правда, если циклон (шторм) догоняет корабль сзади, то лучшее средство - "убегать" от циклона по кратчайшей прямой, чтобы он за время "бегства" погас, "сдохся", потерял свою силу.

Я знал, что у нашего штурмана командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова есть специальные климатические специальные  гидрометеорологические пособия, например, "Океанские пути мира", в которых собраны разные режимные сведения, параметры, значения, случаи и события в гидрометеорологической обстановки на морях и океанах. У Геннадия Фёдоровича были специальные атласы, расчётные пособия, справочники, по которым можно было определить вероятные условия погоды и состояния моря в любой точке Мирового океана в любое сезонное время года. Я сам участвовал в подборе карт состояния моря и пособий на переход морем, делал закладки в таких пособиях, помогал Геннадию Фёдоровичу составлять пояснительные записки-доклады командиру корабля по маршрутам как учебных, так и реальных морских переходов БПК "Свирепый" в море.

Кроме карт состояния моря и специальных пособий у командира БЧ-1 старшего лейтенанта Г.Ф. Печкурова были обязательные метеорологические и морские бюллетени, в которых сообщается важная информация для безопасного плавания судов и кораблей в определённых районах морей и океанов. Эту информацию страны-члены ВМО регулярно передают по радио в виде сообщений (метеосводок, штормовых предупреждений) и радиофаксимильных карт погоды и состояния моря, таблиц и схем. У меня таких карт и данных не было, поэтому я ограничился только тем, что было написано в лоциях, бюллетенях и журналах "Морской сборник" за разные годы.

Увы, я практически ничего не мог найти, потому что в советской энциклопедии, в лоциях и в журналах (судя по содержанию номеров) почти ничего не было об атлантических штормах и ураганов, кроме общих сведений и упоминания о самых разрушительных циклонах прошлого. Так, например, в 1780 году был самый смертоносный ураган в истории Вест-Индии - "Великий ураган 1780 года"; в 1900 году - "Галвестонский ураган", который уничтожил город Галвестон (штат Техас, США); в 1933 году в Атлантике был самый активный сезон штормов (21 шторм), в 1950 году были самые разрушительные шторма, а в 1969 году было самое большее число ураганов в Атлантике за сезон - 12 ураганов. "Великий ураган 1780 года" в период с 10 по 16 октября 1780 года убил более 27 500 человек на Малых Антильских островах (Карибское море). Считается, что когда этот циклон-ураган "обрушился" на Барбадос, скорость ветра, вероятно, превышала 320 км/ч (по силе разрушений). Затем ураган "прошёлся" через Мартинику, Сент-Люсию и Синт-Эстатиус, оставляя после себя тысячи погибших и покалеченных людей, тотальные разрушения. Сильно пострадали флоты Франции и Великобритании, которые участвовали в это время в Американской революции. После этого Великий ураган 1780 года "прошёл рядом с Пуэрто-Рико и над восточной частью острова Гаити, где нанёс сильный ущерб в прибрежных районах.., повернул на северо-восток и 20 октября 1780 года наблюдался к юго-востоку от острова Ньюфаундленд". После этого урагана в октябре было ещё два подобные ему по силе, а весь сезон атлантических ураганов и штормов 1780 года был наиболее бедственным.

В 1775 году на Ньюфаундленде ураган отнял жизнь у 4163 человек. В 1776 году очередной атлантический ураган погубил более 6000 человек, в 1899 году (Сан Сириако) - 3433 погибших, в 1928 году (Окичоби) - 4075 погибших. В 1930 году в Атлантике был ураган, погубивший от 2000 до 8000 человек ("Доминиканская республика"). В 1963 году - ураган "Флора" погубил от 7186 до 8000 человек. Только в 1914 году в Атлантике был наименее активный сезон штормов и ураганов - всего один тропический циклон. Фиксировать ураганы над Северной Атлантикой начали с 1851 года. В среднем за сезон в Атлантике происходит 18-19 штормов и ураганов. С начала 1950 годов XX века Всемирная метеорологическая организация (ВМО) начала присваивать тропическим штормам и ураганам имена собственные, причём, женские, английские, испанские и французские. Начиная с 1973 года потенциальный ущерб от ураганов измеряется по шкале Саффира - Симпсона, которая "включает в себя пять категорий: первая обозначает минимальный ущерб, а пятая - катастрофический" (здесь и далее данные из Википедии).

1-я категория по шкале Саффира - Симпсона - "Минимальный ущерб": повреждены деревья и кустарники, небольшие повреждения пирсов, некоторые небольшие суда на стоянке сорваны с якорей.
2-я категория по шкале Саффира - Симпсона - "Умеренный ущерб": значительные повреждения деревьев и кустарников; некоторые деревья повалены, сильно повреждены сборные домики; значительные повреждения пирсов и пристаней для яхт, небольшие суда на стоянке сорваны с якорей.
3-я категория по шкале Саффира - Симпсона - "Значительный ущерб": повалены большие деревья; сборные домики разрушены; у отдельных небольших зданий повреждены окна, двери и крыши; сильные наводнения вдоль береговой линии; небольшие здания на берегу разрушены.
4-я категория по шкале Саффира - Симпсона - "Огромный ущерб": деревья, кустарники и рекламные щиты повалены; сборные домики разрушены до основания; сильно повреждены окна, двери и крыши; затоплены участки, находящиеся на высоте до 3 м над уровнем моря; наводнения распространяются на 10 км вглубь суши; ущерб от волн и переносимых ими обломков.
5-я категория по шкале Саффира - Симпсона - "Катастрофический ущерб": все деревья, кустарники и рекламные щиты повалены; многие здания серьёзно повреждены; некоторые здания разрушены полностью; сборные домики снесены; сильный ущерб причинён нижним этажам зданий на высоте до 4,6 м над уровнем моря в зоне, простирающейся на 45,7 км вглубь суши;  необходимы массовые эвакуации населения с прибрежных территорий.

Характеристики катеогрий шкалы Саффира - Симпсона:
1-я категория: скорость ветра 33-42 м/с (120-150 км/ч), высота ветровых волн  - 1-2 м;
2-я категория: скорость ветра 42-50 м/с (150-180 км/ч), высота ветровых волн  - 2-2,5 м;
3-я категория: скорость ветра 50-58 м/с (180-210 км/ч), высота ветровых волн  - 2,5-4 м;
4-я категория: скорость ветра 58-70 м/с (210-250 км/ч), высота ветровых волн  - 4-5,5 м;
5-я категория: скорость ветра 70 м/с и более (250 км/ч и более), высота ветровых волн  - более 5,5 м.

Первый ураган 5-й категории по шкале Саффира - Симпсона (скорость ветра превышает 252 км/ч) был зафиксирован в 1924 году. Ураганы пятой категории мощности - редкое явление (около 4% от всех атлантических ураганов). Большая часть сильных штормов и ураганов происходит в период с августа по сентябрь (пик сезона этого природного явления). Современной наукой причина возникновения ураганов до конца не выяснена...

Крайняя запись в моём конспекте состояла из перечня атлантических штормов и ураганов из базы данных Отдела исследования ураганов (HRD) Атлантической Океанографической и метеорологической лаборатории (AOML) за 1971-1972 годы. В 1971 году в Атлантике были следующие штормы:

ARLENE - с 4 по 8 июля, скорость ветра 55 км/ч;
(без имени) - с 3 по 7 августа, скорость ветра 75 км/ч;
BETH - с 10 по 17 августа, скорость ветра 75 км/ч;
CHLONE - с 18 по 25 августа, скорость ветра 55 км/ч;
DORIA - с 20 по 29 августа, скорость ветра 55 км/ч;
EDITH - с 5 по 18 сентября, скорость ветра 140 км/ч;
FERN - с 3 по 13 сентября, скорость ветра 80 км/ч;
GINGER - с 6 сентября по 5 октября, скорость ветра 95 км/ч;
HEIDI - с 11 по 15 сентября, скорость ветра 55 км/ч;
IRENE - с 11 по 20 сентября, скорость ветра 70 км/ч;
JANICE - с 21 по 24 сентября, скорость ветра 55 км/ч;
KRISTY - с 18 по 21 октября, скорость ветра 45 км/ч;
LAURF - с 12 по 22 ноября, скорость ветра 60 км/ч.

В 1972 году в Атлантике были следующие штормы:

ALFA - с 23 по 29 мая, скорость ветра 60 км/ч;
AGNES - с 14 по 23 июня, скорость ветра 75 км/ч;
BETTY - с 22 августа по 1 сентября, скорость ветра 90 км/ч;
CARRIE - с 29 августа по 5 сентября, скорость ветра 60 км/ч;
DAWN - с 5 по 14 сентября, скорость ветра 70 км/ч;
CHARLIE - с 19 по 22 сентября, скорость ветра 60 км/ч;
DELTA - с 1 по 7 ноября, скорость ветра 40 км/ч.

В 1973 году в Атлантическом океане до прихода БПК "Свирепый" первый циклон возник 18 апреля и был только один сильный шторм со скоростью ветра до 80 км/ч - ALICE (с 1 по 7 июля 1973 года). Он возник в виде тропической депрессии в Бермудском треугольнике на излучине течения Гольфстрим, набрался силы и скорости, перемещаясь вдоль восточного побережья США, пересёк с юга на север остров Ньюфаундленд (Канада) и завершил свой путь над островами Батл, Кроу и Галл на юге Лабрадорского моря. Таким образом, все сильные шторма и ураганы в Северо-Восточной Атлантике были нашими... Всего циклонов в 1973 году было 24, штормов - 8, ураганов - 4, в том числе сильнейший шторм и ураган Эллен (762 мбар или 721,56 мм рт. ст., скорость ветра 100 км/ч), который БПК "Свирепый" предстояло ещё преодолеть 14-23 сентября 1973 года.

Работая над данными о штормах и ураганах в Атлантическом океане, я увлёкся, заинтересовался и начал читать всё, что мог найти в энциклопедии, книгах, пособиях и журналах. Как водится, что-то другое меня отвлекло и заинтересовало, поэтому звонок вахтенного офицера в ленкаюту был как "гром среди ясного неба".

- Вы не доложили о состоянии дверей в тамбуре! - "грозно" рявкнул из наушника недовольный голос вахтенного офицера. - Командир корабля спрашивает, как выполняется его приказ?!
- Приказ выполнен! - бодро заявил я. - Запечатываю двери ленкаюты и отправляюсь к вам на ходовой мостик. Двери в тамбуре закрыты по штормовому, не текут, в тамбуре сухо, в вентиляционной камере сухо, на трапе и люке в коридор личного состава дежурит и выполняет работы ППО и ППР вахта матросов РТС и БЧ-5.
- Поспешите!

На ходовом мостике командиру корабля капитану 3 ранга Е.П. Назарову уже докладывал данные метеосводки, показывал и расшифровывал карту погоды и карту ветров штурман командир БЧ-1 старший лейтенант Г.Ф. Печкуров. Они были заняты и я встал слева от рулевого, чтобы не мешать вахтенному офицеру, штурману и командиру корабля. Через 10 минут командир корабля взмахом руки позвал меня к себе.

- Показывайте, что вы там накопали? - сказал настороженно Евгений Петрович Назаров. Геннадий Фёдорович Печкуров привычно брезгливо и презрительно взглянул на меня и шмыгнул носом, он никак не мог избавиться от этой своей порочной привычки...
- Вот, товарищ командир, - как бы озабоченно и торопясь, показал я командиру корабля свои неровные от качки записи, лоцию Атлантического океана, штормовые извещения и факсимильную сводку данных американской метеостанции - Отдела исследования ураганов (HRD) Атлантической Океанографической и метеорологической лаборатории (AOML) за 1971-1972 годы (как они ком не попали - это отдельный разговор, "секрет фирмы" - автор).
- Негусто, - недовольно сказал Евгений Петрович и углубился в чтение моих каракуль в справке-отчёте.
- Так, - сказал он через минуту и передал мои записи Геннадию Фёдоровичу Печкурову. Тот с брезгливым видом, кося глазами начал их быстро читать и я заметил, что он особо не кривился от несогласия...

- Значит, - сказал командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, - все тропические депрессии, как правило, зарождаются и идут с северо-западной Африки, из Сахары, в Карибское море, здесь набирают силу и заворачивают к нам, в Северо-Восточную Атлантику?
- Так точно! - ответил штурман командир БЧ-1 БПК "Свирепый" старший лейтенант Г.Ф. Печкуров, а я только машинально кивнул головой. - В Карибском бассейне они достигают силы ураганов и гаснут, в открытом океане не подходе к нашему району.
- Тогда почему вчера ночью было такое сильное волнение? Где тот циклон, который это волнение породил? Куда он идёт? В какую сторону? Как нам маневрировать от него? Какой он силы? Затухает или набирает силу? Что ответите, штурмана?

- Штормового предупреждения пока не было, - немного растерянным тоном ответил Геннадий Фёдорович Печкуров. - Вероятно, это наш "доморощенный", то есть местный шквал, который образовался в виде резонанса на какие-то изменения в Гольфстриме, в потоках воздушных масс...
- Может быть, может быть, - согласился командир корабля. - Два года назад в это время было два сильных шторма в Центральной Атлантике - без названия, с 3 по 7 августа и ураган BETH - с 10 по 17 августа, оба имели скорость ветра 75 км/ч, а это значит, очень сильное волнение не менее 8 баллов или даже девятибалльный шторм.
- В 1972 году в это время (август - автор) никаких ураганов в Атлантике не было, штормило - да, но не так сильно, как вчера ночью, - продолжил рассуждать Евгений Петрович Назаров. - Нам сейчас шторм не нужен, топлива маловато...

- Вот что, - после некоторого раздумья заявил командир БПК "Свирепый" капитан 3 ранга Е.П. Назаров. - Составьте оба сводку-отчёт, каждый по своей линии, вы, Геннадий Фёдорович, как штурман, вы, матрос Суворов, как визуальный разведчик. Соотнесите ваши отчёты-справки с вахтенным журналом, картой погоды и картой состояния моря, с координатами места корабля во вчерашнем шторме. Вам, Геннадий Фёдорович, поручаю составить сообщение об этом явлении в главный штаб ВМФ, а вам, Суворов, составить справку-отчёт о ночном шторме, его характере и метеорологических характеристиках с приложением вашей исторической справки о штормах и ураганах в Атлантике.
- Есть составить справку-отчёт и сообщение в главный штаб ВМФ, - нестройно, каждый по своему заданию, но практически одновременно ответили мы командиру корабля.

- Ну что, матрос Суворов, - обратился вполголоса Евгений Петрович Назаров. - Может быть, вашу справку о смертоносных ураганах вывесить в виде боевого листка или стенгазеты? Отвечайте!
- Никак нет, товарищ командир! - почти твёрдо и убеждённо ответил я. - Об этом не надо всем сообщать...
- Почему же? - наигранно "удивился" командир корабля. - Не вы ли являетесь поборником информирования моряков экипажа БПК "Свирепый" обо всём, что происходит вокруг корабля?
- Точно так, являюсь, - "храбро" ответил я Евгению Петровичу Назарову. - Только моряки БПК "Свирепый" на слово не поверят, пока сами не испытают силу шторма или урагана, потому что мы вопросов не задаём, мы отвечаем.
- Да? И за что же вы отвечаете?
- За всё. За корабль. За нас. За всех. За экипаж. За Родину. За наш страх и за нашу способность этот страх преодолеть, - сказал я командиру корабля и краем глаза заметил, что ему, вахтенному офицеру и даже старшему лейтенанту Г.Ф. Печкурову мой ответ понравился.

- А что, вчера ночью страшно было? - спросил с любопытством Евгений Петрович Назаров.
- Не знаю, - честно и откровенно ответил я. - Я спал и боролся с желудком, который катался во мне то к горлу, то к гузке и я его старался не выплеснуть ни сверху, ни снизу...

Хохотали все: командир корабля капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, командир БЧ-1 старший лейтенант Геннадий Фёдорович Печкуров, вахтенный офицер и матрос за штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11". Смеялся, вернее, усмехнулся и я, и с разрешения командира корабля пошёл обедать...

Фотоиллюстрация: 11 августа 1973 года. Атлантический океан. Морской район Атлантического океана под названием "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Маршруты всех ураганов в Атлантическом океане, зафиксированных с 1851 по 2005 годы. Получается, что "кузницей" тропических ураганов в Атлантическом океане является жаркая пустыня Сахара на северо-западе Африки, затем знаменитый Бермудский треугольник в бассейне Карибского моря, потом трасса тёплого течения Гольфстрим, который встречается в Северо-Восточной Атлантике с холодными течениями из Северного Ледовитого океана. Иногда эти ураганы в виде страшных 10-11 балльных штормов достигают широт морского района ПЛО GIUK gap ВМС США-НАТО и районов несения БС (боевой службы) и боевого патрулирования советских и российских надводных кораблей и атомных подводных ракетоносцев ВМФ СССР и России.


Рецензии