403 Осназ и Атлантик 13 августа 1973

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

403. ОСНАЗ и "Атлантик". 13 августа 1973 года.

Сводка погоды: Атлантический океан. Северо-Восточная Атлантика. Понедельник 13 августа 1973 года. БПК "Свирепый" в открытом океане. Дневная температура: мин.: 4.0°C, средняя: плюс 5.4°C тепла, макс.: плюс 8.0°C тепла, 6 мм осадков, на ветру температура воздуха плюс 1.9°C. Восход солнца – 05:12, заход солнца – 21:51 (GMT+1), район наблюдений метеостанции Рейкьявик (Исландия). В районе пребывания БПК "Свирепый" в Атлантическом океане ("Фареро-Исландский рубеж", англ. GIUK gap) ветер слабый (3 балла), скорость ветра 4 м/с (14,4 км/ч). Волнение моря лёгкое (3 балла), гребни волн опрокидываются и образуют стекловидную пену. Изредка на гребнях волн возникают "белые барашки". Волны высотой 0,6-1 м, длина волн до 6 метров.

В ночь с 12-го на 13-е августа 1973 года наша таинственная советская атомная подводная лодка (ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228) всплыла рядом с танкером-судном снабжения СМТ "Шексна" и получила всё что ей полагалось перед переходом в заданный район океана. БПК "Свирепый" в эту воскресную ночь дежурил, охраняя от нежданных гостей и свидетелей нашу АПЛ и наш танкер. Небо было облачным, море относительно спокойным, а к утру понедельника океан успокоился, образовался штиль и только океанская зыбь напоминала, что наш "батюшка Океан" живой и дышит.

Утром в понедельник 13 августа 1973 года, отлично выспавшись и отдохнув, я записал в своей дневник-ежедневник:
13 августа 1973 пн
С утра прекрасная погода. Штиль. Если не обращать внимания на океанскую зыбь, от которой корабль шатается, как пьяный.

Действительно, ходить по кораблю, который в течение нескольких суток непрерывно качался, кидался, швырялся, толкался, пихался, крутился и вообще, вертелся на волне, как пёрышко, было несколько трудно, потому что тело автоматически само шарахалось из стороны в сторону и мы приседали, как герои будущего кинофильма "Кин-дза-дза", приветствуя друг друга и смеясь над моторной памятью наших мышц и организмов. Штилевая погода и равномерное пологое качание, как на детских качелях, смешило, веселило и настраивало на шаловливый лад. Также весело и шаловливо мы встретили внезапное появление над мачтами БПК "Свирепый" натовского патрульного противолодочного самолёта "Атлантик" (ВВС ФРГ). Пронюхали, гады!

По боевой тревоге я быстро собрал свои вещички визуального разведчика и выскочил сразу же на открытый сигнальный мостик правового борта, потому что натовский самолёт Breguet Atlantic Br.1150 ВМС ФРГ ("Атлантик"), трубно ревя двигателями на низкой высоте, раз за разом "нарезал" круги над нашим кораблём. В горячке желания сфотографировать опознавательные знаки и бортовые номера этого натовского самолёта (б/н 61+14), я случайно захватил в кадр палатку группы ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР.

Противолодочный самолёт Breguet Br.1150 Atlantic нам был хорошо известен, его полные данные и характеристики находились в справочнике самолётов и кораблей США-НАТО, поэтому особого интереса не вызывал, кроме факта его появления после того, как утром наша новейшая советская АПЛ (ПЛАРБ пр.667АУ типа "Налим" К-228) что-то "пискнула" в радиоэфир и ушла под воду. Этот натовский самолёт был специально предназначен для "поиска и уничтожения кораблей и подводных лодок на значительных удалениях от береговой черты, для решения задач в поисково-спасательных операциях на море, эскорта кораблей, постановки мин, транспортировки людей и грузов". Самолёт Breguet Br.1150 Atlantic был разработан и создан совместно фирмами: «Дассо-Бреге» (Франция), «Дорнье» и МВВ (ФРГ), «Фоккер» (Нидерланды), «Аэриталиа» (Италия) и фирмой «Дассо-Бреге». Для выполнения различных задач экипаж самолёта "Атлантик" имеет численность от 6 до 12 человек.

Существует множество источников точной и подробной информации о самолёте Breguet Br.1150 Atlantic, поэтому кратко напомню, что из себя представлял тот западногерманский "Атлантик" с бортовым номером "61+14", который назойливо кружил и кружил вокруг нашего корабля, БПК "Свирепый" (далее цитаты и данные из разных открытых источников - автор). Первый раз опытный экземпляр этого самолёта взлетел 21 октября 1961 года, на вооружение ВМС Франции Atlantic поступил в 1965 году, затем 20 самолётов появились в ВМС ФРГ. До 1974 года 9 серийных самолетов Atlantic поступили в ВМС Нидерландов, а ещё 18 самолётов - в ВВС Италии.

Для нас (БПК "Свирепый") важным было то, что самолёт Breguet Br.1150 Atlantic имел на нижней палубе 9-метровый отсек вооружения, в котором могли размещаться бомбы, самонаводящиеся торпеды, глубинные бомбы. Кроме того, на подкрыльевых узлах подвески могли быть установлены ракеты «воздух-поверхность». В хвостовой части самолёта Atlantic была выступающая назад балка с магнитным обнаружителем подводных лодок MAD, кроме этого, начальник РТС БПК "Свирепый" капитан-лейтенант К.Д. Васильев сообщил, что на этом самолёте имеется контейнер со средствами РЭБ (радиоэлектронной борьбы), размещённый на конце киля, что самолёт оснащен поисковой РЛС и гидроакустическими буями с аппаратурой засекречивания, способными обнаруживать подводную лодку в радиусе до 75 км. Вот почему мне важно было как можно тщательнее сфотографировать этот "Атлантик".

Самолёт Breguet Br.1150 Atlantic б/н 61+14 ВМС ФРГ был точно разведывательным самолётом, потому что на нём не видно было никакого вооружения, а средства радиолокационного обнаружения, РЭБ и иные средства разведки были в полном комплекте (смотрите фотоиллюстрацию). Поэтому с большой вероятностью можно утверждать, что сейчас над нами летали кругами 12 человек экипажа самолёта "Атлантик": два лётчика (командир или первый пилот, второй пилот), координатор тактической обстановки (главный оператор), штурман, два оператора системы РГБ, бортмеханик, радист, оператор РЛС, оператор средств РТР и два наблюдателя.

В этот раз советские моряки БПК "Свирепый" на палубу не выбегали и неприличные жесты лётчикам и наблюдателям не показывали, как это было в первые дни начала БС (боевой службы) на якорной стоянке у мыса Скаген (Дания). Здесь, в Атлантическом океане, мы были на боевой "работе" и эти лётчики и наблюдатели тоже были на боевой работе, поэтому мы вели себя достояно, корректно и профессионально... Чего без толку грозить натовским воякам руками по локоть или по плечо? Лучше точнее определить тактико-технические данные цели и надёжнее навести на них свои зенитные ракеты и артиллерийские орудия. Конечно, наши оба ЗРК "Оса-М" были в артпогребах, а орудия АК-726 были в походном положении и не двигались, но РЛС поиска и наведения корабельного противоздушного оружия работали как надо.

ТТХ самолёта Breguet Br.1150 Atlantic:
Экипаж — 12 человек
Длина — 31,75 м
Размах крыльев — 36,3 м
Высота — 11,33 м
Масса пустого — 18 500 кг
Масса с полной загрузкой — 24 000 кг
Максимальная взлётная масса — 43 500 кг
Двигатели — 2 турбовинтовых Rolls-Royce Tyne
Мощность — 2 5,730 л. с. (4270 кВт)
Максимальная скорость — 650 км/ч
Дальность — 8000 км
Тяговооружённость — 360 Вт/кг (0,485 л. с./кг)
Вооружение — до 3500 кг, включая торпеды, глубинные бомбы, морские мины, бомбы и буи различного назначения.

Только когда я сделал снимок (на фотоиллюстрации), я похолодел и по спине у меня пробежал ознобный холодок - в кадр попала палатка группы ОСНАЗ и их небольшой локатор, из вида которых можно было сделать анализ и выводы о параметрах оборудования и условиях работы тех моряков, которые скрывались в этой палатке без окон и дверей, расположенной на открытом месте на крыше ходовой рубки БПК "Свирепый". На снимке хорошо видна голова корабельного бинокулярного перископического визира ВБП-451М правого борта, который являлся моим инструментом для осуществления визуальной разведки на дальних расстояниях и неблагоприятных погодных условиях. Честно признаюсь, я испугался, что случайно в азарте сфотографировал объект ГРУ ГШ ВС СССР (Главного Разведывательного Управления Генерального Штаба Вооружённых Сил Советского Союза)...

Аббревиатуру "ГРУ ГШ ВС СССР" всегда произносили и до сих пор произносят почти шёпотом - настолько этот орган управления вооружёнными силами СССР и России авторитетен и значим. В 70-е годы XX века даже произносить вслух это букво- и звукосочетание было не принято, хотя многие знали и понимали, что скрывается за этом буквенным сокращением "грозных" слов. Разведка... Военная разведка... Глаза и уши, может быть и руки советских вооружённых сил. В данное время (70-80 е годы XX века) имена легендарных военных разведчиков времён Великой Отечественной войны 1941-1945 годов были у всех на слуху: Рихард Зорге (1895-1944), Николай Иванович Кузнецов (1911-1944), Рудольф Иванович Абель (Вильям Генрихович Фишер, 1903-1971) полковник, советский разведчик-нелегал в США. Не все, но многие знали имена и фамилии других выдающихся советских разведчиков-нелегалов, героев прошедшей войны, антифашистов, коммунистов-интернационалистов.

В нашей "крейсерской" корабельной библиотеке БПК "Свирепый" была тоненькая книжица В.Розина и Л. Сидорова "Хризантемы у тюремной стены" (М., "Молодая гвардия", 1971, 208 с.), в которой документально раскрывалась подрывная деятельность английской, американской, западногерманской разведок, а также международного сионизма. Эта книга рассказывала о советских разведчиках Блейке, Абеле и Филби. Знал я о Гордоне Лонсдейле, на самом деле это был кадровый советский разведчик-нелегал полковник Конон Трофимович Молодый (1922-1970). Моряки БПК "Свирепый" несколько раз внимательно, затаив дыхание и с настроением смотрели отличный фильм "Мёртвый сезон", в котором Лонсдейла (Конона Молодого) играл Донатас Банионис, они были похожи друг на друга не только внешне, но и по поведению.

Группа из шести моряков в синих матросских робах, которые молча, не вступая ни с кем в разговоры, завтракала, обедала и ужинала в столовой личного состава БПК "Свирепый" всегда в определённое время и за отдельным столом, конечно, не были такими, как эти прославленные разведчики, они, вероятнее всего, представляли техническую, вернее, радиотехническую разведку, то есть были "слухачами" - слушали и перехватывали радиосообщения иностранных судов и кораблей, самолётов, вертолётов и подводных лодок.

Тогда, в июле-октябре 1973 года, практически никто на БПК "Свирепый" не знал, да и особо не интересовался, чем же занимаются в своей старенькой брезентовой палатке эти моряки группы ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР. У каждого из нас были свои дела, свои обязанности, свой статус, своя служба. У этих ребят из группы ОСНАЗ была своя боевая работа, она требовала секретности, строгой секретности, а мы все обязаны были по данной присяге хранить и оберегать военную и государственную тайну, военные секреты. Особый статус группы ОСНАЗ на БПК "Свирепый" подчёркивался ещё и тем, что моряки этой группы были как бы отдельно от нас, то есть не участвовали ни в каких корабельных работах, нарядах, вахтах и дежурствах, они были сами по себе и подчинялись только старшему группы ОСНАЗ - крепкотелому, солидному, строгому, немногословному и усатому старшине 1 статьи. Они даже кино и телевизор вместе с нами не смотрели! Они всё время были на бессрочной вахте в своей палатке на крыше ходовой рубки нашего корабля и как они там выживали во время сильных штормовых ветров, качки и волнения на море - это одному богу и им известно...

Прошло время... 45 лет... Теперь, в век свободного Интернета многое стало открытым и известным, поэтому можно с некоторой вероятностью считать, что наша группа ОСНАЗ на БПК "Свирепый" в июле-октябре 1973 года находилась в подчинении и ведении руководства частями ради- и радиотехнической разведки ОСНАЗ ГРУ ГШ ВС СССР (с мая 1955 года - 6-е Управление ГРУ). С того времени в военных округах и группах войск действовали отдельные радио- и радиотехнические полки ОСНАЗ, в составе армий – батальоны ОСНАЗ. С 1976 года полки ОСНАЗ попарно объединят в отдельные радиотехнические бригады (ортбр), а армейские батальоны – в отдельные радиотехнические полки (ортп). Всего было сформировано 11 бригад ОСНАЗ.

Интересно, что история ОСНАЗ ГРУ начинается 13 ноября 1918 года, когда в составе Регистрационного управления было создано первое подразделение радиоразведки - приёмно-контрольная станция в Серпухове, его начальником являлся Х. Иванов. Радиоразведку вывели из частей связи и передали в 30-е годы XX века в отдел радиоразведки (Разведупр Штаба РККА), здесь подразделения ОСобого НАЗначения (ОСНАЗ) начали выполнять задачи радио- и радиотехнической разведки.

В 1941 году "перед самым началом войны поступил приказ комплектовать кадрами 16 радиодивизионов ОСНАЗ", а в ноябре 1942 года "в состав внутренних войск были приняты от Главного разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии полевые управления специальной службы и радиостанции ОСНАЗ", тогда же были "переформированы в отдельные дивизионы спецслужбы, центральная и отдельная радиостанции войск НКВД, на которые возлагались задачи разведки эфира, осуществления радиоперехвата, шифрованной радиопереписки, предварительной обработки этих данных с радиосетей и отдельных радиоточек". После второй Мировой войны (1939-1945) радиоразведку начали вести не только с суши но с моря и воздуха, проводились "активные научно-исследовательские работы по поиску путей доступа к источникам, пользующимся УКВ и СВЧ диапазонами, в ГРУ появилась служба разведки ядерных взрывов". В 1954 году было создано "отделение спецнаблюдения 2 отдела ГРУ, а в мае 1955 года отдел радиоразведки ГРУ реорганизован в 6 управление ГРУ". В 1957 году отдел спецнаблюдения ГРУ с 4 подчиненными радиотехническими отрядами перевели в 6 управление Министерства обороны СССР. Особенно активно радиоразведка стала использоваться с начала 60-х годов XX века, были реализованы комплексные программы развития перспективных направлений радиоразведки - наземной, морской, воздушной и космической.

Что делалось в брезентовой палатке группы ОСНАЗ на крыше ходовой рубки БПК "Свирепый" во время нашей первой БС (боевой службы)? Не знаю, но могу теперь догадываться, потому что появились мемуары и воспоминания бывших рядовых "осназовцев" и их командиров, начальников ОСНАЗ ГРУ... В палатке находился боевой пост ОСНАЗ: комплект приёмо-передающей радиоаппаратуры комплексного (всеволнового и всечастотного) прослушивания, фиксации координат и записи сигналов (переговоров) из радиоэфира, комплект аппаратуры радио- и космической связи, а также средства обеспечения скрытности и безопасности (ликвидации) аппаратуры ОСНАЗ.

Мощные радиоприёмники ОСНАЗ подключались к сети электропитания корабля и к корабельным антеннам, небольшой локатор над палаткой ОСНАЗ обеспечивал работу приёмо-передающей аппаратуры УКВ и СВЧ связи, магнитофоны записывали сигналы и голосовые переговоры. В палатке одновременно находилось 2-3 моряка из группы ОСНАЗ, их вахта была бессрочной. Вероятно, был кто-то из офицеров в группе ОСНАЗ на нашем корабле, но он был до такой степени незаметным, что я до сих пор не знаю, были ли он и кто это был или мог быть...

Чем занимались моряки группы ОСНАЗ? Прослушивали определённые частоты, на которых вели переговоры экипажи патрульных натовских самолётов и вертолётов, их диспетчеры на земле, слушали и записывали на магнитофон разные данные, приказы, сообщения и переговоры натовских штабов с командирами кораблей и подводных лодок, фиксировали параметры смены частот радиосвязи, перехватывали сверх- высокочастотные сообщения АПЛ, когда они выбрасывали сигнальные буи или отчитывались перед своим командованием и т.д. Кстати, эти сверх- высокочастотные сообщения могли за 5-7 секунд выдать в эфир "упакованные в комариный писк" многословные сообщения...

Конечно, объектом внимания группы ОСНАЗ были подрывные радиостанции типа: «Голос Америки», Радио «Свобода», «Deutsche Welle - Немецкая волна», «Русская служба Би-би-си», «Радио Ватикана», «Голос Израиля», «Международное канадское радио», «Международное французское радио», «Шведское радио» и т.д., но их можно было слушать на БПК "Свирепый" и без аппаратуры группы ОСНАЗ. Личному составу экипажа корабля было строжайше запрещено слушать западную музыку, а тем более «вражеские голоса», всё запретное и тщательно скрываемое, наоборот, манит и притягивает, как тот самолёт "Атлантик", который раз за разом крутил и накручивал над нашим кораблём круги, каждый раз пролетая всё ниже и ниже над океаном...

Моряки группы ОСНАЗ на корабле не общались ни с кем, кроме самих себя и некоторых офицеров БПК "Свирепый" (командир БЧ-4 лейтенант А.С. Дробот, начальник РТС капитан-лейтенант К.Д. Васильев, старпом капитан-лейтенант Н.В. Протопопов и командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Назаров). Они не вели себя напоказ, вольготно, значительно, наоборот, моряки группы ОСНАЗ были по-настоящему образцовыми моряками, никогда ни на что не жаловались, скромно ожидали своей очереди и мы все, весь экипаж БПК "Свирепый", молчаливо приняли к ним самое уважительное отношение. Более того, как-то само собой повелось, что наших радистов, сидящих на приёме "морзянки", тоже начали называть "слухачами", "музыкантами" и учиться принимать радиосообщения по азбуке Морзе на основе мелодийного и ассоциативного звукового восприятия, доводя скорость приёма и передачи до "умопомрачительных пределов".

"Микрофоны" или "микрофонщики" также почти автоматически принимали на слух в шуме и гаме радиоэфира звуковые сообщения и переговоры на английском, немецком, французском и испанском языках, ухитряясь переводить тут же, как самые лучшие переводчики в ООН. Те, кто мог так "читать и переводить" специфические краткие и "скомканные" голосовые радиосообщения, были на особом почёте и внимании, им прощалось и позволялось все, ну, почти всё. "Микрофоны", "микрофонщики" или "наушники" были в постоянной боевой готовности и слушали эфир, как "сонные роботы", то есть постоянно, всё время, настороженно. Они мгновенно "просыпались", когда слышали хоть малейшее знаковое или знакомое слово или словосочетания и их действия при этом были автоматические, практически мгновенные: включение магнитофона, точная настройка "на волну", краткая запись подслушанного сообщения или разговора...

Сегодня средства и аппаратура радиоперехвата и радиоразведки в большей степени работают автоматически, мгновенно перехватывая и записывая сообщения, распознав в эфире любое "кодовое" или знаковой слово, даже если оно зашифровано типа: "Пришлите столько-то огурцов, а картошки у нас полный боекомплект". В 70-е годы XX века, вероятнее всего, работал "человеческий фактор", распознавая и угадывая в массе сообщений и переговоров важные сведения, например, запрос на проведение ракетной или бомбовой атаки на наш корабль или запрос на установку вокруг нашего корабля гидроакустических буёв.

Кроме "слухачей" и "микрофонщиков" в группе ОСНАЗ были "бэпэшники" (слухачи общего радиоэфира) и "пеленгаторщики", то есть те, кто запеленговывал источники радиосообщений, радиосигналов и радиопереговоров. "Пеленгаторщики" определяли место, координаты, частоты, время сообщений, практически занимались целеуказанием, поэтому также были почитаемы и уважаемы всеми. Вероятно, "пеленгаторщики" в силу специфики своей работы-службы считались "важняками" даже в структуре ОСНАЗ ГРУ.

Теперь уже можно сообщить, что в 70-е годы XX века 6-е управление ГРУ (электронная, космическая и радиотехническая разведка) имело в своём составе 4 отдела: 1-й (радиоразведки), 2-й (радиотехнической разведки), 3-й (технического обеспечения) и 4-й (слежения). Главными объектами 6-го управления были:
- Центр космической разведки на Волоколамском шоссе («К-500»);
- Центр радио- и спутниковой связи (п. Ватутинки, Московская область);
- Центральная станция радиоразведки (Климовск, Московская область);
- 11 центров радиоперехвата и электронной разведки на территории СССР;
- 4 зарубежных Центра радиоперехвата и электронной разведки: Радиоэлектронный центр в Лурдесе (пригород Гаваны, Куба), г. Камрань (Вьетнам), Рангун (Бирма) и Улан-Батор (Монголия).

Для обеспечения радиоразведки в интересах ВМФ СССР, в подчинении 6-го управления ГРУ находилось 10 морских радиоотрядов ОСНАЗ и от 48 до 60 кораблей радиоперехвата и электронной разведки, сведённых в бригады разведывательных кораблей. День военной разведки, или "День военного разведчика" отмечается  5 ноября (эти данные из Википедии).

Всё, что относилось к разведке и военно-морской разведке было мне чрезвычайно интересно, потому что в процессе подготовки абордажной группы БПК "Свирепый", в которую я входил по причине моего боевого поста (румпельное отделение) и боевого номера рулевого "1-5-11", хотя был самым худым и маломощным среди наших "дуболомов", я "вскользь" услышал во время теоретических занятий прямые и косвенные задачи нашей группы (кстати, не только абордажной, но разведывательной и диверсионной). Задачей нашего корабля (БПК "Свирепый") и нашей абордажной группы (в части разведки) было:
- разведка баз, портов и других объектов противника;
- уничтожение или вывод из строя боевых кораблей, транспортных кораблей обеспечения, гидротехнических сооружений, радиотехнических средств на побережье и других объектов;
- наведение авиации и ракетных средств ВМФ на объекты противника;
- ведение разведки в интересах сил флота при высадке морской пехоты;
- захват судов и кораблей, упавших самолётов, вертолётов, космических аппаратов, гидроакустических буёв, вещественных и документальных данных противника, а также пленных.

Кстати, на полигоне морской пехоты в Хмелевке под Калининградом нашу корабельную абордажную группу для чего-то обучали водолазному делу (без погружения, только теория) и тренировали прыгать с парашютом (имитация прыжка)... Было очень необычно и интересно.

13 августа 1973 года в 18:20, плотно поужинав вместе с молчаливыми моряками группы ОСНАЗ, я записал в свой дневник-ежедневник:
13 августа 1973 пн
В 16:00 делал облёт «Атлантик», Нидерланды. Как поразительно быстро меняется погода! Вечер. Качает ужасно, но красиво. Я уже совсем привык. Умудряюсь работать при такой качке.

Действительно, в этот вечер я, используя качку, как механическое перемешивание раствора в бачках, проявлял отснятые фотоплёнки и развешивал их на стальной проволоке, прищипывая обычными бельевыми прищепками. Эти прищепки, как правило, умиляли всех моряков (матросов, старшин, мичманов и офицеров), которые заходили ко мне в библиотеку или в ленкаюту, они, как правило, молча и задумчиво долго смотрели на эти прищепки...

Фотоиллюстрация: 13 августа 1973 года. Атлантический океан. Морской район Атлантического океана под названием "Фареро-Исландский рубеж" (англ. GIUK gap). Патрульный разведывательный противолодочный самолёт Breguet Br.1150 Atlantic б/н 61+14 ВМС ФРГ совершает облёт БПК "Свирепый". на этом фотоснимке зафиксированы несколько важных свидетельств: первое - конкретно немецкий патрульный самолёт "Атлантик" бортовой номер 64+14; второе - палатка и локатор группы ОСНАЗ ГРУ на крыше ходовой рубки нашего корабля; третье - спасательный круг с раскраской белый верх, красный низ, но без названия корабля. Несмотря на то, что наш корабль одним из первых получил на свой борт буквенное название "СВИРЕПЫЙ", мы всё же были на БС в режиме полной секретности, то есть без указания имени корабля на спасательных кругах. Вместе со спасательным кругом типа КСС с выкидным линем закреплён "баллон", вероятно, светящий или светодымящий буй типа БСД-М...


Рецензии