Семён Семёнович

    
   На тренажерной площадке  ещё первой весной я познакомилась с одним интересным человеком. Он был явно старше меня, с глубокими морщинами на лице, но с красивой, густой, серебристо- чёрной шевелюрой, невысокий, подвижный. Он  оказался очень общительным, весёлым. Анекдоты и шутки сыпались из него, как из рога изобилия.
 Бывало, придёт на тренажёрную площадку и жалуется:
- Так ноги болят! Я ведь вчера до поздней ночи танцевал на танцульках у друзей! – говорит и улыбается. Понятно, что он так шутит, а ноги действительно болят.

    Чуть позже я узнала, что ему за девяносто. Узнала также, почему у него такое необычное для еврея имя. Он рассказал, что в 17 лет его призвали в армию и отправили на фронт.  Полковой писарь никак не мог правильно записать его сложное отчество и предложил: «Запишу тебя Семён Семёнович».  Так он и прожил всю жизнь Семёном Семёновичем.Воевал, был ранен, имеет награды.  А когда война закончилась, еще два года служил в армии на Дальнем Востоке.

 - Знаешь почему мои сыновья высокие и внук вымахал в 185 см, а я такой низенький? У меня было очень голодное детство. Я ведь родился в Украине, помню голодные годы. Мы с моим старшим братом (Он  в войну погиб на фронте) бродили по помойкам, чтобы отыскать что-нибудь съедобное.Насобираем картофельные очистки, дома вымоем и печем на "буржуйке".  А потом мы в школе хором пели : «Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство».
 
   Семён Семёнович постоянно поражал меня своей начитанностью.
- Ты читала Стефана Цвейга? Наверное, не всё. Возьми в библиотеке его роман « Нетерпение сердца».   А Моэма ты читала? У него есть потрясающая вещь «Театр». Я тебе принесу, можешь читать хоть целый год – это моя книга. А Кронина ты читала?  Например, «Замок Броуди»? Нет? Возьми, почитай, не то я очень обижусь. 
     Он открыл для меня потрясающую книгу Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» о сталинских застенках, которую я буквально проглотила за сутки – оторваться было невозможно.
   
   Я по его совету брала книги в библиотеке, читала и восхищалась его эрудицией, грамотностью и памятью.
Когда я его спросила о грамотности, он рассказал, что окончил десятилетку и ещё высшую партийную школу. Эту школу он окончил в 1952 году, как раз тогда начались гонения на евреев, незабываемое «дело врачей». Поэтому на работу после вуза он пошёл простым механиком. Зато он был очень образованным механиком и руками умел всё отремонтировать – от примуса и чемодана до люстры и других электроприборов.
Все эти умения он не забыл и в свои 94 года. Сам сделал в своей комнате шкафчик и полки для книг. Сейчас молодежь книги не читает, хорошие книги просто выбрасывают около мусорных баков. А Семен Семенович собрал хорошую библиотеку.
 
   Вскоре после нашего знакомства я узнала, что Семён Семёнович не только любит читать, но и сам пишет юмористические рассказы и стихи.  Его много печатали в местных газетах. Он приносил и мне почитать своё творчество. Очень понравились его новеллы, а особенно рассказ о герое войны Бумагине, повторившем подвиг Александра Матросова. Этот легендарный герой был его земляком, и в Витебске одна из улиц носит его имя.
   
   С Витебском, с Белоруссией связаны лучшие воспоминания и смешные истории.   
- Когда я однажды в Витебске тяжело заболел, меня после больницы направили в санаторий под Витебском. Там в холле стоял огромный зубр, конечно, чучело.  Мы часто  играли там в шашки. Проигравший должен был подойти к зубру, поднять хвост и поцеловать в зад. Победитель и все многочисленные болельщики хлопали и весело смеялись.
- Вы, наверное, никогда не проигрывали?
- Почему же, проигрывал не раз, но делал вид, что не хочу идти целовать зубра. Тогда меня тащили, а я в шутку сопротивлялся. Смеху было ещё больше.   
 
    Во время мирового чемпионата по футболу Семён Семёнович смотрел по телевизору все матчи  иногда до глубокой ночи.  Как-то я его спросила:
- Вы играли в футбол?
-  А как же, с раннего детства! Мы играли на пустыре за домами, причем играли босиком. Специальной обуви у нас не было, а если у кого и были ботинки, то их жалели – их берегли для школы.
   
    Почти два месяца Семён Семёнович не появлялся на тренажёрной площадке. Оказалось, что он болел, потом переезжал с семьёй на новую квартиру. А через три дня после переезда улетел в Белоруссию, где месяц отдыхал в санатории.  Вернувшись, сразу же пришёл на тренажёры. Рядом с его новым домом такой хорошей площадки нет, кроме того, здесь все знакомые. Он меня спрашивает:
- Ты знаешь такого Игоря Губермана?
- Знаю, но не люблю!
А я люблю! У него есть очень едкие стихи! Но, правда, некоторые полны нецензурщины и мата.
 Как-то я спросила:
- Семён Семёнович, что Вы делаете целыми днями, кроме чтения книг.
- Я работаю, всегда что-нибудь мастерю. у меня есть полный набор слесарных и столярных инструментов. Вот вчера закончил делать шкафчик в моей комнате. Там у меня была пустая ниша, а теперь стоит удобный шкафчик.Хочешь, я и тебе что-нибудь сделаю, возьму недорого по знакомству.
Я понимаю, что это он так шутит, и отказываюсь.
 
    Вот прошла неделя после этого разговора. Семён Семёнович снова пришёл на тренажёры. Я его поздравляю с новым годом по еврейскому календарю. А он мне говорит:
- Спасибо, но такого ужасного праздника у меня не было никогда. Я провел его в полном одиночестве. Накануне я поругался с внучкой из-за того, что она расставляла вещи в моей комнате без спросу.  Она мне нагрубила, а я не сдержался и нахамил ей. В результате, со мной не разговаривает ни она, ни её мать. И хуже всего то, что меня впервые за все годы  не пригласили  на праздник к родителям моей невестки. Если бы я знал, что меня не позовут, то позвонил бы старшему сыну или друзьям.
- Семен Семёнович, Вы должны извиниться!
- Но она ведь первая мне нагрубила!
- Ну, и что же! Вы же старше, умнее и мудрее – попросите прощения первым!
- Попробую!
   Через неделю при встрече я спросила:
- Ну, как, попросили извинения?
- Я сказал, что погорячился, что был неправ!
- А Ваши родные?
- Они ничего не сказали, ушли в гостиную смотреть телевизор.
- Я уверенна, что они ждали Вашего извинения! Теперь всё будет хорошо! – сказала я и подумала, как легко одним необдуманным словом внести раздор в семью и как трудно сохранять в семье спокойствие и дружеские отношения.

   Молодые  люди не понимают стариков. У них впереди вся жизнь, а старикам дорог каждый прожитый день.
 Захотелось сказать этим молодым:
 
Наслаждайтесь вы каждой минутой общения.
Время быстро летит, не вернуть его вспять,
Проявляйте заботу, любовь и терпение,
Ведь не вечны они – ваш отец, ваша мать.
Были  радости в жизни у них и невзгоды,
Вас учили добру, вас учили, как жить.
Ваше детство вплелось в ваши зрелые годы.
Только в собственных детях
              Можно всё повторить 


Рецензии
Дорогая Рита, с какой теплотой и уважением вы рассказали об Семёне Семёновиче - жизнь любящим, увлекающимся. эрудированном, спортивном и общительном человеке.
Очень понравился рассказ и трогательное стихотворение вы конце.
Всё так и есть!!!
Дорогая Рита. светлых Вам дней и радости творчества!!!
С сердечным теплом,-
Женя

Евгения Козачок   06.07.2023 07:59     Заявить о нарушении
Большое спасибо за прочтение и добрый отзыв, Женя!
Берите пример с ветерана!
С теплом души, Рита

Рита Аксельруд   06.07.2023 10:11   Заявить о нарушении