Совесть. Из книги Мир твой, главы 5

Что есть совесть? Отправная точка  нравственной оценки? Высшая нравственная инстанция? Отчего она у нас внутри?
*
Приведу некоторые яркие высказывания. В. Даль: внутреннее сознание добра и зла. Советский философ. словарь: способность личности к самоконтролю, самооценка совершённых действий. Современный философ. словарь: способность человеческого духа познавать этические ценности; в более узком смысле: нравственное сознание. Религиозная этика: окно, через которое проникает божественная воля. Ф.Искандер: совесть – это пульсация Бога в нас.(Вставка от 2018 г. Ф.Искандер: говорят об искусственном разуме. Но ни один учёный даже не заикнулся об искусственной совести. Он же: как часто умные люди не понимают совестливых. Аппарат совести тоньше.От января 2024 г: Новалис называет совесть "небесным праобразом человека").
 М. Мамардашвили: совесть непричинна. Человек возникает как нравственное существо, и он есть усилие быть человеком. И. Кант: нравственный закон во мне.
См также Рим 2.15
*
Внутри – это значит, что «составные элементы» человека Разумного формировались изначально независимо друг от друга (и несопоставимо задолго до человека!), и, согласно научным воззрениям, в последние этапы (антропогенеза) они органично «вписывались» (укоренялись) в социальные отношения высокоорганизованных гоминид…
Внутри! Во мне! Это означает, что как и сознание в целом (а оно без совести немыслимо), совесть «зажигалась». По прекрасным выражениям Тейяр де Шардена,  мысль – это вспыхнувшее пламя, но «человек вошёл в мир бесшумно». Вот как органично «вошла» мгновенная и совершенная мысль в живое существо!
Совесть – это мысль.
Совесть – это  оценка всего (!) внешнего, включая  собственные поступки (во внешнем). Мораль в данном случае – часть в общем целом; мораль – не самоцель, а предельная оценка действительности вместе с человеком…
Совесть невозможно «отделить»  от свободы, которую человек «несёт» в себе, т.к., имея выбор (в том числе из теоретически возможных решений), человек свободен сам его сделать… И, поскольку мысль соотносит в предельной ситуации «своего носителя», т.е. человека со  всем остальным (и другими людьми),
то она – «проявляется» (как говорят некоторые, в нашем «плотном» мире). … Совершенна мысль! Она имеет причину в самой себе!
*
Да, совесть – это «всего-навсего» мысль, но мысль, на которой держится уровень человека; «вообще» мысль – это индикатор разумного существа, невидимый и неслышимый никому, кроме своего носителя…
(вставка от 2021 г):"Замарать" совесть - означает заслонить её, "закрыть" от себя, так же как "иметь нечистую" совесть..., т.е. уже не иметь
*
И тысячу раз прав богослов и палеонтолог П. Тейяр де Шарден в том, что «человек – не статический центр мира,… а ось и вершина эволюции». Человек – и  фокус бесчисленных сил Вселенной, и уже сам, имея причину в самом себе (мысль!), Творец… И сколько он создал Богов – высшее собственное творение!
Вселенная, одухотворённая мыслью, создала человека, «вложив» в него мысль, и теперь уже человек создаёт себя…
Создаст ли?
(как же нам трудно…)

а) сознание – подсознание

Уже сто лет прошло с тех пор, как знаменитые европейские  психологи представили нам своё видение структуры сознания; но как на «самом деле»?
Да, подсознание указует на связь с животным прошлым, на целые (самостоятельные) «архетипы» бессознательного,  да, бездна информации сокрыта в подсознательном, но  как прочесть его?
 (Вставка от января 22г: из рецензии А.А. Любищева на книгу Л.Л.Васильева «Таинственные явления человеческой психики", 1963 г:Любищев считает, что мозг человека выполняет функцию своеобразного тормоза чувствительности, также думает и Бергсон. Истинная психическая работа наступает при какой-то патологии мозга! Ссылки на Мечникова, примеры сомнабулизма, ясновидения. Любищев не считает, что подсознание есть только наследство от звероподобных предков, Фрейд прав частично. Украинский язык сумасшедших обозначает как «божевильных». Любищев не согласен с Мечниковым, это не атавизм.
Подсознание связано с двумя уровнями – человеческим  и сверхчеловеческим. При предвидениях и предчувствиях есть фрагменты индетерминизма.) 
…ты сориентирован в каждый момент бодрствования по отношению к своему недавнему прошлому, твоё Я «охватывает» ближние и дальние цели твоего поведения, ты помнишь о долге, и постоянно и последовательно все блоки памяти словно освещаются «со стороны» твоим Я: весь внутренний мир твой открыт течению жизни! это сознание твоё…
Сознание – это мгновенная  и постоянная связь с «проверенным» тысячи раз окружающим тебя внешним миром, это мысли, которые ты считаешь своими (ибо «рядом» всегда твоё Я), это «всё» выстраивающееся за твоим Я знание – упорядоченная и бесконечная потому информация…
А подсознание (бессознательное)?
… «всё» спрессовано «там» (в целое?): там ли рождаются мотивы поступков, анализируемые постфактум?  Там наши инстинкты, так упакованные в «конфетные» обёртки воспитания? Там ли наши предчувствия и «оттуда» ли наши интуитивные прозрения? …и осознание иногда оказывается словно смешным, ненужным, потому что оно – не сколько мгновенный охват и оценка ситуации, сколько только взгляд вперёд…, оно уже запаздывает! Оно как на волне, оно послушно сопровождает
И мы знаем,…что за «спиной» сознания, Я – что-то мощное, подстраховывающее нас! словно Я заодно и с другими людьми, и со всей природой Земли… Словно Я – выразитель не только себя лично, но чего-то необыкновенно многого
Но  в твоём внутреннем мире ясно и понятно тебе только «там», где ты вербально охватываешь смысл «вещей и явлений», где ты словно освещаешь их  словами, а «всё» что за пределами света – подсознание?
Я проявляется в раннем детстве, и оно для нас неуловимо пространственно, ибо оно «рядом» (где?) с отражением мира, с ощущением каждой вещи и каждого явления… Я – неуловимая пульсация, словно Я – гигантская копия атома: оно есть следствия и причины, но – где?
Твоё Я свободно и в настоящем, и в будущем, и в прошлом: и «всё», что в его фокусе – «оживает», наполняется смыслом… Можем мы командовать собственным Я? Нет, только обратные связи «убеждают» Я менять «точку зрения». Обратные смысловые связи.
Можем мы сказать, что наше личностное – это «всё», и бессознательное и сознательное? Нет, наше личностное – в пределах осознания, в пределах доступности выразить словами, иными знаками то, что мы чувствуем; однако, и понятное одному разумному человеку часто остаётся недоступно другому (разумному) человеку, т.е. и сознательное (для одних людей) остаётся за пределами (других)…
Но если одна личность «больше» другой, можем ли мы сделать вывод о том, что «меньшая» не обладает сознанием?  Нет,  сознание или есть или его нет
…всё сознательное твоё может обладать неимоверной силой: в мгновенья озарения, в минуты любви, и может перестроить всю оставшуюся твою жизнь!
и всё бессознательное твоё может подпитывать тебя неиссякаемой энергией – природным,  жизнеутверждающим!
Замечательное создание – человек!
 чело века

б) справедливость и авторитеты

…несвободны мы…
С какого детства в нас живёт требование справедливости? Оно естественно, потому что мы наделяем других – своим, своими чувствами, мы с детства сопереживаем другим; чувство справедливости роднит нас всех, требование справедливости естественно, но его оттенки, словно спонтанное деление атомного ядра, порождает непрерывное непонимание друг друга. И в этих оттенках – слепая сила заблуждений, и получается так, что постоянно желая справедливости, мы порождаем несправедливость…
И уже давно требование справедливости – устойчивая наша характеристика – лишь требование!
И кто-то требование твоё выражает или выражал ясно – словом и делом, становится для тебя авторитетом; и таких людей всегда единицы. Авторитет –   человек с такими чертами характера и с  такими знаниями, которые ты бы хотел иметь сам. И ты доверяешься такому человеку…
Авторитетные люди есть «по жизни», есть в определённых областях человеческой деятельности, но есть, несмотря на открытую ангажированность идеологически настроенных людей,  и в политике! Есть в преступном мире!
Как люди подвержены чужим мнениям!
…когда свободен человек, понятия «справедливость», тем более, «авторитет» приобретают совсем иное значение:  прежде всего, справедливо и авторитетно иметь знания! Иметь высокую культуру! (Поэтому-то в современных обществах гипертрофированное значение приобретают средства массовой информации (под патронажем соответствующих органов), которые навязывают  обществу  ту или иную точку зрения.)
Мир людей во все времена порождал таких людей, которые глубже и полнее других выражали смысл собственной жизни, собственной профессии, собственных взглядов: честь и хвала им! И мир людей во все времена для каждого человека обнажал жизненные ситуации, когда человек затруднялся с поиском ответов: ведь справедливость – это право и для себя!
Требование справедливости (пусть и через отдельных людей, через «авторитеты», одним словом, через приспособление!), выражает непрерываемую связь времён: оно в любом случае, должно быть…
И всё – просто!
И как же в подобной «простоте» усложняются наши отношения, ведь (до сих пор!) есть в обществе (любом) «подрумяненные» авторитеты, отлакированные так, что, кажется, выхолощена сама жизнь из них: настоящие идолы! И люди, как в пещерные времена, поклоняются им…
Как забываются люди!
Требование справедливости – наша самозащита: как бы в подобном требовании не забывать «оглядываться» и на себя, чувствовать  собственную ответственность?
…..
Но несвободны мы

в) границы нашего Я

Родина нам – микромир (Вселенной) и макромир живых Земных ландшафтов
Родина нам – Мир весь…
Мысли – «подсказка», руководство; мышление, т.е. процесс управления подсказками человеку, невозможно по определению (оно не "наше"): наше «мышление» – внутреннее  («про себя») говорение – тяжеловесно, вербально: «В начале (человека) было Слово….»
Остаётся Я
Какой оптический эффект («карманное зеркальце» по выражению философа?) заманил свет в мозг высокоорганизованного существа? какая (прочная!) иллюзия (и иллюзия ли?) воссоздаёт человеческое Я?
И поглощает Я – информацию, и не может насытиться ею, словно Мир весь бесшумно (незаметно) перекачивается на неизвестный носитель (исчезает в нас?)
Кто мы ?
*
и есть ли  границы нашему Я?
Они в неповторимом и неповторяемом присутствии нашего Я в любом (любом!) уголке Вселенной… Лишь иногда ты никак не можешь «сориентироваться», оказываешься в хаосе
Нет границ?
А наше Я «при этом» существует «само по себе» – независимо от всего внешнего (!): от всего на свете?
Границы нашего Я естественны, как естественно его рождение: но как? как рождается ещё один внутренний мир?
Границы нашего Я – само движение, безостановочное; как выглядит это движение (как выглядит атом?)? даже забывшись, мы ловим себя на том, что вдруг оказываемся «далеко-далеко». Где?
Может быть: границы нашего Я – от животного, от немыслимого разнообразия жизни до запретов (впечатанных (!) словами), т.е. – до человеческого?
Как – Вселенная, когда-то имеющая бесконечную плотность и бесконечно малые размеры, теперь – бесконечные пространства…
Нет границ: и, может быть, человеку «правильно подсказали» о системе запретов в «своё» время?
Тогда мысли нам – спасение
*
Что есть человек?


Рецензии
Здравствуйте, Анатолий. О чувстве совести я размышлял немало и даже написал о нём целый ряд афоризмов. Два десятилетия назад мне тоже удалось ознакомиться с трудами, как я понял, одного из авторитетнейших для Вас философов, теолога прошлого века, Пьером Тейяром де Шарденом, в частности, с его книгой "Феномен человека". Конечно, многие его тонкие и глубокие мысли мне импонируют до сих пор. Например "Человеку надо встать надо всем, что существует в мире" или "Наравне с полнотой жизни, следует дорожить и её пустотами", что "Человек - ось и вершина эволюции..." и т. д. Но, что касается тех выводов из его прозрений, в которых совесть рассматривается лишь как "всего-навсего" мысль, то мне кажется, они требуют более детального рассмотрения. Итак, на мой взгляд, совесть - это ещё не мысль, как мысль ограбить банк - это уже не совесть. Совесть - это прежде всего чувство дискомфорта в душе от того, что какой-то наш поступок,(если произвольный, то превышающий его меру), наносит физический или моральный ущерб другому человеку или урон физический живому существу, которые не сделали нам ничего плохого. (Не делай другому того, чего не желаешь себе. Конфуций). Если этот урон велик, то дискомфорт переходит в душевную боль, из-за которой порядочному человеку хочется удавиться. Именно этот дискомфорт, только уже на следующем этапе вызывает мысль о свойстве и степени этого урона, и всё это происходит в мановение ока так быстро, что мы даже не в состоянии определить порядок очерёдности этих процессов. Но даже наличие этих процессов не позволяет нам дать им определение совести. Помимо того, что чувство совести планетарное и Божественное, оно включает в себя целый ряд других чувств, скажем, чувство жалости, благодарности и вины, страха некого наказания и стыда. Когда моя собака куснула меня за палец, то я притворился, что мне очень больно и понарошку начал выть и стонать... И она сразу лизнула меня в ухо, потом в щеку и стала лизать укушенный палец - значит, ей стало стыдно и жалко меня... и в ней пробудилось нечто такое, что походит на совесть. Но стоило мне отвернуться - и она сразу ушла по своим делам, больше об этом не вспоминая. Человек же, совершивший недобрый поступок, может помнить об этом всю жизнь. Итак, совесть есть то и дело всплывающая скорбная память в душе человека при мысли о своём недостойном поступке. Говорят: "Бог есть любовь!" Но любить беззаветно и преданно может обычный пёс, а испытывать муки совести - лишь человек.
С уважением и теплом, Виктор Мот


Виктор Мот   19.05.2022 20:18     Заявить о нарушении
Благодарю за сердечный ответ. О совести написано немало, но мне бы самому хотелось это понятие...отрефлексировать... Но, чувствую, что не удалось, так как, перечитывая, вижу, что запинаюсь. Между тем, например, сейчас, "твёрдо убеждён" в том, что вообще мысли, в том числе, именно о нравственности (т.е., в конечном счёт, о совести), заслуга не "наша"... Мышление как проблема в науке даже не поставлена, а "мышление" словами - это не мышление, а внутреннее (про себя) говорение. Что есть мысль - люди давно хотели бы знать; мысль как таковая нам даётся готовой, как и всё мышление, а Слово - средство для выражение мысли, не более. Обо всём об этом я много (очень много) пытался рассуждать в разных работах, с привлечением мнения специалистов. Так, чья же заслуга мышления? Моё мнение: вовсе не разумного существа, который сформировался как Человек на нашей Земле. Наша Земля пестует жизнь "всего лишь" 3,5 млрд лет, ДНК, как программа живого (ещё не разумного!) существа имеет возраст далеко за 15 млрд лет. А Разумное существо, к которым мы "тщимся" себя причислять, имеет совершеннейшую программу считывания информации, объём которой, как физики уверяют, равномощна информации о Вселенной. Как она могла "возникнуть" на нашей планете? Все эти исчисления делают специалисты, я лишь стараюсь разобраться, что к чему... Ещё раз спасибо за отклик!

Анатолий Марасов   19.05.2022 21:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.