Теремок у большой дороги
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1225
Написать этот мемуар меня подвигло копание в архивных фотокарточках. Открываю старый фотодневник, и внимание приковывает фотоснимок 1987 года. На нём - придорожное кафе «Теремок».
Считал, что к этому времени общепитовский пункт питания уже не существовал. Оказывается, ещё действовал. Описать его надо! И не по архивным документам или расспросам очевидцев, а показать таким, каким «Теремок» вошёл в мою жизнь.
Когда конкретно появился нужный сервис у шоссе Минск – Витебск, не знаю. Помню лишь, что его там не было в 1960-х годах, и что в 1975-м я и сосед по семейной общаге Коля Осипенко уже ездили по грибы к «Теремку». Так и называлась автобусная остановка. Машины тогда были, может, лишь у одного процента семей. А вот мотоцикл имел каждый здравомыслящий мужик. У меня был мотороллер «Электрон», а у Осипенки – мотик «Восход». Но их мы применяли лишь для сиюминутных поездок в лес за дарами природы после работы. А для обстоятельного сбора грибов в выходной день утром ехали автобусом до «Теремка», а оттуда пешком возвращались в Лепель, тщательно обшаривая грибные места Черноручско-Забоенского леса. Меняли мотоциклы на автобус исключительно с целью посещения «Теремка» - за рулём ведь не выпьешь. Правда, гораздо проще и дешевле было бы прихватить «чернила» в магазине и выпить под уютной сосной. Но отметиться в «Теремке» считалось чем-то вроде обязательного и традиционного ритуала. Таких посетителей Черноручского леса, а также любителей рыбалки на Эссе и Веребском канале было много. Знакомые случайно встречались в «Теремке», вели обстоятельные беседы, радовались неожиданному общению. Вот и я с мужем сестры, ленинградцем Витькой Серёгиным (на снимке справа) случайно встретили в «Теремке» Саньку Савченко (на снимке слева) из Барсуков, моего троюродного брата. Виделись с ним в годы-ряды, а тут вот пути наши пересеклись. После обильного застолья я их сфотографировал. Друзей уже давно нет в живых, а вот я смотрю на старое фото и с умилением вспоминаю побратимов-забулдыг.
Даже я один часто автобусом ездил по грибы и на рыбалку к «Теремку». Начинал общение с природой за столом в светлом обеденном зале. А уж потом топал собирать грибы под Козлы, Юшки, Забоенье или удить рыбу в облюбованные с детства омуты. Улучшенное «Теремком» настроение помогало грезить о сокровенном в окружении тишины и одиночестве.
Для конца 60-х, когда примерно и возводился «Теремок», архитектурное сооружение было суперсовременным. Из стекла. С мансардой. Просторная веранда. И всё это окружали берёзы и сосны, неустанно приветствуя посетителей зелёным шумом ветвей. Я даже не назову профиль пункта питания – кафе или ресторан это был. Забыл. Зато хорошо запомнил прозрачные стеклянные стены во всю длину, большой обеденный зал, стандартные столы и стулья с железными каркасами. Даже образ буфетчицы прочно застрял в моей памяти: приятная пожилая женщина, которую позже встречал в городских пунктах питания. Конечно, сейчас это древняя старуха, если ещё жива.
Торговал «Теремок» не только алкоголем и холодной снедью. Сзади была пристроена капитальная кухня. Всегда можно было поесть горячих блюд, на приготовление которых дома очень часто не хватало компонентов ввиду их отсутствия в советской торговле.
Наверное, при выборе плацдарма под «Теремок» его основатели учли историчность места. Было это пересечение Минским шоссе древнего Борисовского тракта. Каменка, кою представляла дорога Минск – Витебск, поднималась от Эссы и устремлялась к Черноручью. А Борисовский большак из Забоенья стелился параллельно трассе, построенной в 30-е годы прошлого столетия, перед позднейшим «Теремком» пересекал каменную дорогу и устремлялся к Юшкам, Вилам… и далее на Борисов. Сейчас это дорога Черноручье – Краснолуки.
Доводилось слышать от транзитников, как они специально пропускали всякие придорожные «Встречи», «Сосны», «Ветерки», чтобы поесть именно в «Теремке». Исторической значимости места они, конечно, не знали. Влекла их живописность самого урочища. А ещё - дешевизна питания и экспресс-обслуживание. Один водила восхищался: в «Партизанском бору», что на повороте в Хатынь, еда дорогая и надо долго ждать официанта, приготовления блюд, а здесь всё делается моментально и за копейки…
Как видим, в 1987 году «Теремок» ещё стоял. Когда закрылся, я не запомнил. О причине закрытия могу только предполагать. Обветшать железный каркас и стеклянные стены за два десятка лет не могли. Значит, стало невыгодно торговать. А почему, если тогда был «сухой закон», а в подобных питейных заведениях разрешалось торговать алкоголем? Может, всё-таки это запрещалось в пунктах питания при дорогах? В общем, додумывайте сами.
А «Теремок» долго стоял пустым. Даже стёкла были целы. Я захаживал в замусоренный обеденный зал и с грустью вспоминал времена процветания заведения. Слышал, что его выкупил какой-то столичный предприниматель и собирается возобновить деятельность ресторана. Однако однажды «Теремок» неожиданно сгорел. Долго стоял чёрный остов здания. Потом его убрали, а место так сровняли, что даже определить невозможно, где же всё-таки был фундамент.
Несколько дней назад я попробовал сделать привязку полюбившегося многим места. Понятно, что это напротив ответвления с шоссе М3 дороги Черноручье – Краснолуки. Перед информационными бигбордами зарастает травой неиспользуемая заасфальтированная площадка. Кажется, она и есть эпицентр «Теремка». Во всяком случае, точнее меня это никто не определит.
Однако легендарный «Теремок» не ушёл в небытие бесследно. Он дал название урочищу. Вдобавок «Теремком» называют родник рядом с мостом над Эссой.
А ещё когда в доме напротив «Гостиного двора» жил смотритель шоссе Василь Пшонка, ему одному привозила товар автолавка. Её остановочный пункт, согласно вывеске во дворе, назывался «Теремком». Так писалось и в путёвке водителя. Но старый человек умер, и автолавка заглядывать в его двор перестала.
Я попробовал возле призрака «Теремка» съехать на Борисовский большак слева от витебского направления. Не позволили заросли. Тогда заехал на него напротив Черноручья и направился к «Теремку» по боровому просёлку, в кой превратился тракт. Мотоцикл упёрся в ров. Тупик. Борисовский большак также умер.
Хорошим замыслом было строительство «Теремка» на пересечении двух больших дорог.
Написано в 2018 году.
Свидетельство о публикации №218120900489