Немного о Боге и его настоящей жизни
Немного о Боге и его «настоящей» жизни.
Как обычно бывает, накануне Нового года и Рождества душа настраивается на что-то божественное. Читаю книгу – подарок посетителя Чеховского музея из Почаева - Алексея Сущенко, библиотекаря духовной семинарии. Это второй том сочинений святителя Иннокентия Херсонского, человека весьма ученого. Он жил в первой половине века 19-го. Рассуждая о сущностях Бога (в частности, об уме Бога), он пишет: «Наш рассудок <…> заключается в пространстве и времени <…> у Бога нет ни прошлого, ни будущего, для Него существует одно настоящее» (39).
Интересная идея, над которой я размышлял весь вечер. В сущности, дело идет не только о сфере человеческого и Божественного ума, - о сфера бытия человека и Бога, об их возможных пересечениях или кардинальной несовместности. Вопрос о рассудке. Это мысль - или способность мыслить, рассуждать? Имеет ли мысль временную и пространственную протяженность? Является ли она материальной субстанцией? Наша способность мыслить, вероятно, материальна, поскольку является, вероятно, функцией биологической материи. Если представить бытие человека и мира материального как некую пространственную плоскость, то временная составляющая может быть представлена в виде прямой линии, протянутой, для наглядности, слева направо, где расположена некая точка, называемая «сейчас» (или «настоящее»), а лево и право по линии окажутся то, что можно определить как «Прошлое» и «Будущее». Традиционно время течет как бы слева направо. Если уподобить бытие Бога в измерениях времени и пространства, то его бытие будет представлено как точка (или отрезок ?) на линии.
Но Иннокентий пишет о вневременном, внепространственном бытии Бога. Это не может быть ни линия, ни плоскость, ибо тут естественно возникают отношения типа «дальше-ближе», «раньше – позже», «сначала – потом». Стало быть, сущность Бога принципиально иная. Ее, вероятно, действительно можно представить как тотальное настоящее: тут мысль или иные процессы (события) одновременны везде, всюду, всегда, во всем. Стало быть, субстанцию Бога нельзя представить себе как некое вещество или материю вообще, ибо в веществе процессы имеют протяженность во времени, локальность или глобальность в пространстве. Это воистину безбрежный Космос, Божественная пустота, или, если хотите, Мысль, которая, тем не менее, чревата способностью порождать временные и пространственные формы.
Рождение нашего мира можно представить как появление некоего зародыша в этой мыслимо-немыслимой среде. Сбой? Мутация? Большой взрыв, породивший Вселенную – это процесс деления одной клетки, которая сначала делится на двое, а потом стремительно растет:– 4 – 16 – 256 ……. В одно мгновенье. Это и есть Большой взрыв. К чему это ведет? К тому ли, что вся невидимая субстанция Бога превращается в вещество, в тело мира, как субстанция куриного яйца превращается в тело цыпленка, и Бог обретает время и пространство, то есть, становится смертным? В свою очередь, материальный мир порождает человека мыслящего, который, в свою очередь, порождает вневременную, внепространственную субстанцию - мысль, которая, в свою очередь, снова порождает пространственно-временные формы… И так без конца. Бог порождает материальную жизнь, жизнь порождает Мысль, то есть, Бога.
Так ли это? Надо определить отношения Мысли и Логоса, то есть, Мысли и Слова.
29 декабря 2006.
Свидетельство о публикации №218120900522
Мы живет в трехмерном мире и все познаём в сравнении.
Представить себе четвёртое измерение мы не можем,
потому, что не с чем сравнивать.
Однажды я услышал о том, что древний человек не увидит
самолёт в небе.
Возможно такое, подобно тому, как мы относимся к НЛО.
Ваша идея о том, что мысль порождает пространственно- временные
формы, материальный мир и в итоге Бога... чрезвычайно интересна.
Это тема для анализа и глубокого исследования.
С уважением
Валерий Олейник 22.01.2019 09:52 Заявить о нарушении