Немного о Боге и его настоящей жизни

         
    Немного  о  Боге  и  его  «настоящей» жизни. 
       
    Как  обычно  бывает,  накануне  Нового года  и Рождества душа настраивается  на что-то  божественное. Читаю книгу – подарок посетителя Чеховского музея  из Почаева  - Алексея  Сущенко,  библиотекаря   духовной семинарии. Это   второй  том сочинений    святителя Иннокентия  Херсонского, человека весьма  ученого.  Он  жил в первой половине века 19-го. Рассуждая  о  сущностях Бога (в частности,  об  уме  Бога), он пишет:  «Наш  рассудок <…>  заключается в  пространстве и времени <…>  у Бога  нет ни прошлого,  ни  будущего,  для  Него существует  одно настоящее» (39).
    Интересная  идея,  над которой я  размышлял весь вечер.  В  сущности,   дело  идет  не  только о сфере  человеческого  и Божественного ума,  -  о сфера   бытия  человека и  Бога,  об  их  возможных  пересечениях  или  кардинальной  несовместности. Вопрос  о  рассудке. Это мысль -  или способность мыслить,  рассуждать? Имеет  ли мысль  временную  и пространственную протяженность?  Является  ли  она  материальной  субстанцией?  Наша способность  мыслить, вероятно,   материальна, поскольку  является,  вероятно,   функцией   биологической материи. Если представить  бытие человека  и мира материального  как некую пространственную  плоскость,  то  временная    составляющая  может  быть представлена в  виде  прямой линии, протянутой,  для наглядности,  слева направо, где   расположена  некая  точка,  называемая  «сейчас» (или  «настоящее»),  а  лево и право по линии окажутся   то,  что можно определить  как «Прошлое» и «Будущее».  Традиционно время  течет как  бы  слева направо. Если  уподобить  бытие  Бога  в  измерениях времени  и пространства,  то  его  бытие будет представлено как точка (или отрезок ?) на линии.
     Но   Иннокентий  пишет о   вневременном,  внепространственном  бытии  Бога. Это  не может  быть  ни  линия,  ни  плоскость,  ибо тут  естественно возникают отношения  типа  «дальше-ближе»,  «раньше – позже», «сначала – потом». Стало  быть,  сущность  Бога  принципиально  иная.   Ее,  вероятно,  действительно можно представить  как  тотальное настоящее:  тут  мысль или иные процессы (события) одновременны  везде,  всюду, всегда, во всем. Стало  быть,   субстанцию  Бога  нельзя представить себе как  некое вещество  или  материю  вообще,  ибо  в  веществе   процессы  имеют протяженность во времени,  локальность  или глобальность  в пространстве. Это воистину  безбрежный  Космос,  Божественная  пустота, или,  если  хотите,  Мысль, которая, тем не менее,  чревата   способностью порождать  временные  и  пространственные формы.
     Рождение   нашего мира  можно представить как  появление некоего зародыша  в  этой  мыслимо-немыслимой  среде. Сбой?  Мутация?  Большой  взрыв, породивший Вселенную – это процесс  деления  одной  клетки,  которая   сначала  делится  на двое,  а потом  стремительно  растет:– 4 – 16 – 256 ……. В одно мгновенье. Это  и есть  Большой  взрыв.  К  чему  это ведет?  К тому  ли,  что  вся  невидимая  субстанция  Бога  превращается в  вещество,  в  тело мира,  как   субстанция    куриного яйца превращается в  тело   цыпленка,  и  Бог  обретает  время  и пространство,  то есть, становится смертным?  В  свою  очередь, материальный мир порождает   человека мыслящего, который,  в свою очередь, порождает  вневременную,  внепространственную субстанцию -  мысль,  которая,  в свою очередь,  снова порождает пространственно-временные формы… И так без  конца.  Бог порождает материальную  жизнь,  жизнь порождает   Мысль,  то есть,  Бога.
    Так  ли  это?  Надо  определить отношения  Мысли  и  Логоса,  то есть,  Мысли и  Слова.
                29  декабря  2006.


Рецензии
Здравствуйте уважаемый Геннадий !

Мы живет в трехмерном мире и все познаём в сравнении.
Представить себе четвёртое измерение мы не можем,
потому, что не с чем сравнивать.
Однажды я услышал о том, что древний человек не увидит
самолёт в небе.
Возможно такое, подобно тому, как мы относимся к НЛО.

Ваша идея о том, что мысль порождает пространственно- временные
формы, материальный мир и в итоге Бога... чрезвычайно интересна.
Это тема для анализа и глубокого исследования.

С уважением

Валерий Олейник   22.01.2019 09:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.