Туалет работает, а Деньги не пахнут

©


Pecunia non olet (также Aes non olet лат. — «деньги не пахнут») – латинское крылатое выражение. Слова, приписываются императору Веспасиану. В произведении Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати Цезарей» рассказано, как Тит упрекал отца, что даже туалеты он обложил налогом. Тот взял монету из первой прибыли, поднёс её к носу сына и спросил, воняет ли она? «Нет», – ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», – сказал Веспасиан. (Википедия)

Ну, это Древний Рим, который погряз в разврате, и развалился вскоре. А вот вам  ещё одна цитата, поближе к современности: «Если бы вы знали, князь, как трудно найти сегодня денег!» – так сказал Келлер князю Мышкину, чтобы, в конце концов, занять у князя 50 рублей.

Вот и поговорим на эту животрепещущую тему. Самую насущную, и, по сути, единственно не решённую ни в той (с цезарями и князьями), ни в этой жизни. Это – реальность на все времена! КАК найти денег? Уточню вопрос в тему этого исследования: как найти денег художнику? И ещё одно уточнение: как найти денег художнику в России?

Хочу напомнить в этой связи одно популярнейшее (в творческой среде) изречение: художник в России должен жить долго. То есть настолько долго, что все подумали, что его уже нет… и стали, наконец, покупать его творения.

Короче, познакомился я тут с одной милой женщиной, которая всю жизнь занималась этой нелёгкой работой – участвовала и способствовала продаже творений нашего брата художника. Говорю это без намёка на иронию, потому что знаю – работа эта действительно нелёгкая. Она требует чутья, вкуса, и прочих специфических навыков, потому что искусство вообще вещь непредсказуемая, а уж о нашем брате лучше промолчать, потому что (скажу по секрету) никто НИЧЕГО не понимает.

Да, да, да – я настаиваю на этом: НИКТО НИЧЕГО. Наша дорогая интеллигенция… которой сегодня, кажется, и нет вовсе, а есть некое образование под названием либерал, от которого давно уже никто ничего путного не ждёт. Так вот, наша советская интеллигенция в недавнем прошлом худо-бедно разбиралась в классической музыке; знатоков литературы в России всегда было как грязи. Плюнь – обязательно попадёшь в большого знатока поэзии. Но живопись… – это недосягаемые высоты! Я даже не говорю о своих коллегах – эти, ясен перец, дальше своего носа не видят. Но где, где вы – беспристрастные утончённые ценители живописи? Ау! Их просто нет.

Но есть великие тайны и великое же непонимание на все времена! Есть ещё кое-что. Салонное искусство, которое всем понятно, надёжно и  вечно. В нём нет никаких тайн, а есть только желание ублажить вкусы обывателя. Есть всякие там «Измайловы» и «Арбаты», (впрочем, не знаю, существуют ещё эти порождения 90-х?) где делают деньги всё на тех же непритязательных потребностях населения.

Но где же формируется вкус, мода, где продаются произведения сегодняшних гениев? Где проверенные, бесценные Имена? Где новейшее искусство? И куда, наконец, можно вложить деньги в наше время ненадёжных ценностей? Это, конечно же – Christie’s энд Sotheby’s! – эталоны надёжности, как бренд Hollywood. Но если Голливуд – фабрика грёз, то здесь – аукцион реальных ценностей.

Только… не спешите радоваться, господа Денежные Мешки! В изобразительном искусстве всё так тонко устроено, что фраза «я так вижу!» стала не только нарицательной, но и открыла гигантские возможности для арт-бизнеса. И сегодня эти возможности уже поставлены на поток.

Здесь вас могут нагреть и развести абсолютно легально, но уже на гигантские деньги, всучив ту же куклу, что и в дешёвом салоне. Но распознать обман не сможет никто, потому что, фраза «я так вижу!» снимает все ограничения. И, как я уже говорил – нет в природе этого бизнеса таких знатоков, как, скажем, в ювелирном деле. Фальшивый бриллиант или настоящий здесь вам не скажет никто. Я не говорю о подделках. Я говорю о работах первоначальных и уникальных. Здесь всё «как бы», и даже те немногие истинные ценители, которые порой попадаются, сегодня в недоумении и растерянности…

Вот вам, пожалуйста – наш знаменитый соотечественник – Михаил Шемякин, который, будучи сам замечательным художником – оказался ещё и тонким понимающим ценителем искусства. Он состоялся во всех смыслах, имеет в Америке мастерскую, что уже – показатель успеха. Так вот, эта мастерская окнами выходит на музей современного искусства, и наш замечательный художник и знаток искусства, заглядывая в те окна накануне вернисажа, видел кучу мусора в центре зала. И он не мог определить, что это – куча мусора, оставленная рабочими, или… очередной шедевр концептуального искусства.

Поэтому всё, даже у редких знатоков – запуталось. И что это значит? А то, что, как же не воспользоваться, и не начать делать деньги из  НИЧЕГО. И вот вам аукцион Sotheby’s – надежнейший банк вложения капитала! Здесь (я перехожу на шёпот) – виртуозы жулья, здесь – мировая элита. Больше скажу – этот рынок вообще самый непредсказуемый и непостижимый, потому что здесь идёт фальсификация на уровне метафизическом. Проще говоря – здесь зарождаются сами идеи великих фальсификаций.

Чтобы не быть голословным раскрою некоторые их «прихваты»,– как делают бабки эти виртуозы. Вот один из классических примеров: Рокфеллер (под крышей ЦРУ) собирал абстракционистов, то есть скупал за бесценок никому неизвестных авторов никому тогда неизвестного искусства. После «разогрева», сделанного ЦРУ, картины взлетели в цене настолько, что считаются одними из самых дорогих работ в мире. Работа Поллока «Номер 5» стала самой дорогой картиной того времени – 140 миллионов долларов.

В чём здесь подвох? А в том, что Поллок художник всё-таки яркий и уникальный. Может, он и не тянет на 140 миллионов, но в истории искусства он прозвучал. Не это важно! Важен был прецедент. Тогда же появляется Марк Ротко, вошедший в мировой бренд, как автор огромных трёх или двухцветных полотен. Тоже нехилый результат – 80 миллионов. Дальше – больше. Энди Уорхол, со своей Мэрилин Монро, сделанной как по трафарету, и банками из-под Пепси Колы. Дальше ещё изящнее – Рой Лихтенштейн, рисовал и продавал комиксы (!) и копии с картин Пикассо и Матисса, сделанные в духе комиксов.

А сколько скандалов, о которых не принято у них вспоминать. Вложил некий богатей, по совету больших знатоков из того же Sotheby’s, в некоего абстракциониста кучу бабла, а через пару лет – какая, блин, неприятность, господа! – абстракционист «сдулся» и работы его оказались копеечными. То есть происходят некие тайные процессы, которые опять же никому не понятны: лотерея это или… банальное кидалово неких тайных кукловодов?

И если с реализмом как бы всё понятно – похоже на натуру – и ладушки. Кубизм, сюрреализм и прочие «измы» – это, хоть и непонятно, но уже отмечено великими именами. Хотя сам Пикассо и задал нам загадку в конце жизни, что дурил богатеев, и даже переживал за это. Но это Пикассо! У него за одну подпись платили огромные деньги.

А как быть, если на холсте – просто цветные пятна. Это в лучшем случае. А если дырка? «Концепция пространства, ожидание» художника Лючио Фонтана ушла с аукциона в Лондоне за полтора миллиона долларов. Это произведение представляет собой одноцветный холст, с продольными прорезями. Или как недавний случай с художником Бэнкси и его «Девочкой с воздушным шаром». Примитивнейшая картинка девочки с шариком в виде сердечка, (которую нарисует вам любой обормот) – ушла за баснословные деньги!

Самого Бэнкси никто не видел. Он умудрялся делать свои граффити, не попадаясь никому на глаза. (Быть может его и нет вовсе, а есть проект под крышей того же ЦРУ). Но тут, блин, – фокус-покус! Проданная картина самоуничтожилась – её разрезал в лоскуты тайный механизм, вмонтированный в раму. И что? скандал? Что вы, что вы – лохмотья, свисающие из-под рамы, тут же возросли в цене в два раза!

То есть происходит подмена ценностей. Стало ценным не само произведение, а обёртка. Вся эта мишура ВОКРУГ: неуловимость автора, цирковой номер самоуничтожения, наконец, бренд самого аукциона Sotheby’s! То есть воплотилась мечта любого торгаша – продавать фу-фу, нечто неосязаемое, воздух, продавать скандал!

А вот вам исчерпывающий рассказ, который нашёл я на одном из форумов в интернете. Он об этом же – о нынешних фокусниках.

«Я был в Нью-Йорке в музее Гуггенхайма. Пятый этаж – «Современное искусство». Захожу... Смотрю, висит картина – «Желтый параллелепипед». Подпись: «Желтый параллелепипед». Я думаю, ну, вообще-то сто лет назад, Малевич что-то в этом роде уже нарисовал, тема закрыта. Ладно, иду дальше. Два треугольника красный и синий. Подпись: «Два треугольника – красный и синий». А я-то думаю, что это? А это, оказывается, два треугольника. Иду дальше, смотрю – куча мусора (вспомните рассказ Шемякина!), обнесена веревочкой, и подпись: «Куча мусора». Ну, иду дальше, смотрю... туалет... ровно такая же веревочка и подпись: «Туалет не работает». Я стал думать, это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»? Так... и что оказалось? – Не знаю. А я подумал, туда же все равно писать нельзя, потому что... либо туалет не работает  –  закрыто, нельзя, либо, ты нассышь в произведение искусства... прямо художнику в душу. И пошел искать произведение искусства под названием «Туалет работает»

На любом другом рынке, ТАКОЕ бы не прокатило.  Да, там тоже могут надуть, всучив подделку, но вариантов мало. Там изначально должен быть бренд. Пусть китайский, но КАЛАШНИКОВ, пусть, сделанные в Подольске, но ШВЕЙЦАРСКИЕ часы. И все фокусы здесь рано или поздно будут разоблачены. А вот как быть с «Кучей мусора»? Что это, кому, зачем, КАК такое вообще возможно? Но кость кинута! Рассуждайте, господа, делая умное лицо, и оплачивая этот трюк, хотя бы купленным билетом в музей. Так кто мне скажет, что это? – шедевр, достойный музея Гуггенхайма или банальнейшая афера? Мысль или полный абсурд.

В общем, всем всё понятно – что ничегошеньки здесь НЕПОНЯТНО. То есть настолько всё непонятно, что за это платят гигантские деньги и не ропщут. Даже радуются, что вложились в надёжный проект. У меня, правда подозрение, что вот все эти фокусы, все эти новые направления – и есть один гигантский проект. Одна гигантская финансовая пирамида. И где тот мальчик из сказки Андерсена, который крикнет, наконец, «А король-то – голый!».

Но помните господа, нельзя трогать святое. Нельзя в Храме Искусства устраивать базар-вокзал и делать деньги из воздуха. Это плохо кончится. Когда нет высоких ориентиров – Мир утыкается в тупик, и наступает безвременье и деградация.

Впрочем, это моё частное мнение…


©

Моя МАСТЕРСКАЯ, выставка живописи – новый фильм на You Tube.
Моя последняя ВЫСТАВКА живописи – фильм на You Tube.
(адреса внизу моей страницы)


Рецензии
Давний прием,когда живопись стала рыночной. Пока всем заправляли монархи и другие высокопоставленные ценители, они поддерживали настоящую живопись
Когда этим занялись воротилы, художников морили голодом до смерти, а потом раздували ажиотаж вокруг их работ, когда они умирали. А теперь наступила очередная стадия. Очень хорошо написали

Гарри Аквир   26.08.2019 17:32     Заявить о нарушении
А теперь наступила очередная стадия -
теперь искусством занялись менеджеры, а произведения назвали "продуктом"
так что, всё теперь зависит от менеджера: на какой полочке поставит "продукт" - того и купят)))

Гарри Цыганов   27.08.2019 08:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.