Как я люблю себя

                Цитаты из К.С. Льюиса. "Просто христианство".

Затем нам надо понять, что значит «любить ближнего, как самого себя».
А как я люблю себя?
Считаю ли я себя приятным человеком? Что ж, боюсь, что минутами – да (и это, несомненно, худшие мои минуты).
Но люблю я себя не поэтому; не потому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно: любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень.
Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи.
Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступки моих врагов.
И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: «Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его». Или иначе: «Ненавидеть грех, но не грешника». Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого?

Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою трусость или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно.
Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя.

Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которые мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.
Попытаемся продвинуться еще на шаг вперед. Означает ли «Возлюби врага своего», что мы не должны его наказывать? Нет: ведь и то, что я люблю самого себя, не значит, что я всячески должен спасать себя от заслуженного наказания, вплоть до смертной казни. Если вы совершили убийство, то по христианскому принципу надо сдаться в руки властям и испить чашу даже до смерти.
Известное «Не убий» приводится в неточном переводе. Дело в том, что в греческом языке есть два слова, которые переводятся как глагол «убивать». Но одно из них значит действительно просто «убить», тогда как другое – «совершить убийство». И во всех трех Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки,- где цитируется эта заповедь Христа, употребляется именно то слово, которое означает «не совершай убийства». Мне сказали, что такое же различие существует и в древнееврейском языке. «Убивать» – далеко не всегда означает «совершать убийство», так же как половой акт не всегда означает прелюбодеяния. Когда воины спросили у Иоанна Крестителя, как им поступать, он и намека не сделал на то, что им следует оставить армию. Ничего такого не требовал и Сам Иисус, когда, например, встретился с римским сотником. Образ рыцаря-христианина, готового во всеоружии защищать доброе дело, – один из великих образов христианства. Война – вещь отвратительная, и я уважаю искреннего пацифиста, хотя считаю, что он полностью заблуждается. Кого я не могу понять, так это полупацифистов, встречающихся в наши дни, которые пробуют внушить людям, что если уж они вынуждены сражаться, то пусть сражаются, как бы стыдясь, не скрывая, что делают это по принуждению. Подобный стыд нередко лишает прекрасных молодых военных из христиан того, что принадлежит им по праву и является естественным спутником мужества, а именно – бодрости, радости и сердечности.
Я могу себе представить, что кто-нибудь скажет: «Если человеку дозволено осуждать поступки врага и наказывать и даже убивать его, то в чем же разница между христианской моралью и обычной человеческой точкой зрения?» Разница есть, и колоссальная. Помните: мы, христиане, верим, что человек живет вечно. Поэтому значение имеют только те маленькие отметины на нашем внутреннем «я», которые в конечном счете обращают душу человеческую либо в небесное, либо в адское существо.
Мы можем убивать, если это необходимо, но не должны ненавидеть и упиваться ненавистью. Мы можем наказывать, если надо, но не должны испытывать при этом удовольствия. Иными словами, мы должны убить глубоко гнездящуюся в нас враждебность, стремление отомстить за обиды.
Я не хочу сказать, что любой человек может прямо сейчас покончить с этими чувствами. Так не бывает. Я имею в виду следующее: всякий раз, когда это чувство шевелится в глубине нашей души, заявляя о себе, день за днем, год за годом, на протяжении всей нашей жизни, мы должны давать ему отпор. Это тяжелая работа, но не безнадежная.

Даже когда мы убиваем или наказываем, мы должны так относиться к врагу, как относились бы к себе, то есть желать, чтобы он не был таким скверным, надеяться, что он сумеет исправиться. Короче, мы должны желать ему добра. Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, чтобы мы возлюбили своих врагов: мы должны желать им добра, не питая к ним особой нежности и не говоря, что они – славные ребята, если они не таковы. Да, это значит любить и таких людей, в которых нет ничего вызывающего любовь.

Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь так уж достойное любви и обожания? Нет, мы любим себя только потому, что это мы сами.
Бог же предназначил нам любить внутреннее «я» каждого человека точно так же и по той же причине, по которой мы любим свое «я». В нашем собственном случае Он дал нам готовый образец (которому мы должны следовать), чтобы показать, как эта любовь работает. И, воспользовавшись собственным примером, мы должны перенести правило любви на внутреннее «я» других людей. Возможно, нам легче будет его усвоить, если мы вспомним, что именно так любит нас Бог: не за приятные, привлекательные качества, которыми, по нашему мнению, мы обладаем, но просто потому, что мы – люди. Помимо этого нас, право же, не за что любить. Ибо мы способны так упиваться ненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить или курить.


Я перехожу сейчас к той части христианской морали, в которой она особенно резко отличается от всех других норм нравственности. Существует порок, от которого не свободен ни один человек в мире. Но каждый ненавидит его в ком-то другом, и едва ли кто-нибудь, кроме христиан, замечает его в себе.
Согласно христианскому учению, самый главный порок, самое страшное зло – гордость. Распущенность, раздражительность, пьянство, жадность и тому подобное – все это мелочь по сравнению с ней.

Именно гордость сделала дьявола тем, чем он стал. Гордость ведет ко всем другим порокам: это абсолютно враждебное Богу состояние духа.

Дело в том, что гордость каждого человека соперничает с гордостью всякого другого. Именно потому, что я хотел быть самым заметным на вечеринке, меня так раздражает, что кто-то другой привлекает к себе всеобщее внимание.
Нам следует ясно понять, что гордости органически присущ дух соперничества, в этом сама ее природа. Другие пороки вступают в соперничество, так сказать, случайно. Гордость не довольствуется частичным обладанием. Она удовлетворяется только тогда, когда больше, чем у соседа. Мы говорим, что люди гордятся богатством, или умом, или красотой. Но это не совсем так. Они гордятся тем, что они богаче, умнее или красивее других. Если бы все стали одинаково богатыми, или умными, или красивыми, людям нечем было бы гордиться. Только сравнение возбуждает в нас гордость: сознание, что мы выше остальных, приносит нам удовлетворение. Там, где не с чем соперничать, гордости нет места. Вот почему я сказал, что гордости дух соперничества присущ органически, тогда как о других пороках этого не скажешь.
Жадность может толкнуть людей на соперничество, если они испытывают недостаток в тех или иных вещах. Но гордый человек, даже если у него этих вещей больше, чем ему хотелось бы, будет стараться приобрести их еще больше просто для того, чтобы утвердиться в силе и власти. Почти все зло в мире, которое люди приписывают жадности и эгоизму, на самом деле – результат гордости.
Это гордость вызывает желание стать богаче других и желание еще более сильное – обрести власть, ибо именно власть доставляет гордости особое удовольствие. Ничто не дает человеку такого чувства превосходства, как возможность играть другими людьми будто оловянными солдатиками.
Что заставляет политического лидера или целую нацию постоянно стремиться к новым успехам и достижениям, не довольствуясь прежними? Опять-таки гордость. Гордости присущ дух соперничества. Вот почему ее невозможно удовлетворить. Если я страдаю гордостью, то пока хоть один человек обладает большей властью, богатством или умом, чем я, он будет мне соперником и врагом.
Христианство право: именно гордость порождала главные несчастья в каждом народе и в каждой семье с начала мира. Другие пороки могут иногда сплачивать людей; так, среди тех, кто охоч до выпивки и чужд целомудрия, вы можете обрести веселых приятелей. Но гордость всегда означает враждебность – она и есть сама враждебность. И не только враждебность человека к человеку, но и человека к Богу.
В лице Бога вы встречаетесь с чем-то таким, что во всех отношениях неизмеримо превосходит вас. Пока вы не осознали этого, а следовательно, и того, что в сравнении с Ним вы – ничто, вы вообще не в состоянии познать Бога. Вы не можете познать Его, не отрешившись от своей гордости.

Ведь гордый человек всегда смотрит свысока на все и на всех, то есть сверху вниз: как же увидеть ему то, что над ним!

Любой из нас в любой момент может попасть в эту ловушку. К счастью, у нас есть возможность испытать себя. Всякий раз, когда возникает ощущение, что наша религиозная жизнь делает нас лучше других, мы можем быть уверены, что ощущение это не от Бога, а от дьявола.
Вы можете быть уверены, что Бог действительно присутствует в вашей жизни только тогда, когда-либо совсем забываете о себе, либо видите себя незначительным и нечистым.
Лучше совсем забыть о себе. (=кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною=. -прим В.С.)
Это ужасно, что самый страшный из всех пороков способен проникнуть в самую сердцевину нашей религиозной жизни. Но это и вполне понятно. Другие, менее вредоносные пороки исходят от дьявола, воздействующего на нас через нашу животную природу. А этот порок проникает в нас иным путем: он приходит непосредственно из ада. Ведь природа его – чисто духовная, а следовательно, и действие его гораздо более утонченно и смертоносно.
По этой причине гордость часто может служить для исправления других пороков. Учителя, к примеру, нередко взывают к гордости учеников или к их самоуважению, как они это называют, чтобы заставить их вести себя прилично. Многим людям удается преодолеть трусость, приверженность к дурным страстям или исправить скверный характер, убеждая себя, что пороки эти ниже их достоинства; они достигают победы, разжигая в себе гордость.
И, глядя на это, дьявол смеется. Его вполне устраивает, что вы становитесь целомудренными, храбрыми, владеющими собой, если при этом ему удается подчинить вашу душу диктату гордости, – точно так же он бы не возражал, чтобы вы излечились от озноба, если взамен ему позволено передать вам рак.
Ведь гордость – это духовный рак: она пожирает самую возможность любви, удовлетворения и даже здравого смысла.
В подобном случае настоящая, достигшая предела гордость может выступать противницей тщеславия. Как я сказал выше, дьявол любит лечить мелкие недостатки, подменяя их крупными. Стараясь излечиться от тщеславия, мы не должны звать на помощь нашу гордость.
Не думайте, что настоящее смирение – вкрадчивость и елейность, нарочитое подчеркивание собственного ничтожества. Встретив действительно смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что он веселый, умный парень, который проявил неподдельный интерес к тому, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутите укол зависти к человеку, который способен так легко и радостно воспринимать жизнь. Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе.
Если кто-то желает стать смиренным, я могу подсказать ему первый шаг: осознайте свою гордость.
Этот шаг будет и самым значительным. По крайней мере, ничего нельзя предпринять, пока он не сделан. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете.


/////////////////////////////////////
Посмотрите ещё -
"Анатомические особенности позвоночника гордости" http://www.proza.ru/2019/06/13/605


Рецензии
"Мы можем убивать, если это необходимо, но не должны ненавидеть и упиваться ненавистью." - война не бывает праведной. Как бы в некоторых случаях "благочестиво" она не начиналась, закончится она всегда демонскими плясками.

Убивать с любовью?)Льюис пробовал это? Не как-то на расстоянии с помощью винтовки, а ножом в рукопашном бою. Когда ты его или он тебя - и нельзя оставить в живых. Когда самое маленькое сочувствие будет стоить тебе жизни.

Чепуха)

Я не верю в романтичного воина-христианина.

Хрисанф   11.11.2019 19:43     Заявить о нарушении
Речь о другом. Какая тут "романтика". Он же пишет про пацифиста и полупацифиста.

Вы вот убил врага, когда самое маленькое сочувствие будет стоить вам жизни. Но Вы не убьете его за то, что он плюнул Вам в лицо. И Вы не развяжете войну из-за того, что враг разбивает яйца с тупого конца... Если Вы обладаете Достоинством.
А я подошёл и сделал контрольный выстрел ему в голову. Всю обойму всадил! Потом ещё попинал его сапогами, потом отрезал голову, нанизал на палку и выставил всем на обозрение. Я ненавижу его, я покажу ему задницу, руку в локте через руку, я плюну ему в морду и спину... Я люблю убивать, отрезать яйца, резать на пятаки ему член, пена у рта, безумные глаза, пальба по малейшему поводу... Я упиваюсь смертью врага.

Ну это как барашка съесть, чтоб не сдохнуть самому с голоду или снять видик, как я убиваю барашка, свежую его, режу на куски, притащить голову домой и повесить на ковёр. И видео показывать гордясь собою, на похвалы зардевшись щёщками...

Ваня Сталкер   11.11.2019 20:02   Заявить о нарушении
Ну, почему же..
Вот он говорит: "Образ рыцаря-христианина, готового во всеоружии защищать доброе дело, – один из великих образов христианства.".

Можете привести пример вот такой войны?

Хрисанф   11.11.2019 20:28   Заявить о нарушении
Нет. Потому что такой войны быть не может. Как только на войну выйдут христиане, "готовые во всеоружии защищать доброе дело" - войны прекратятся.
Тут "процесс" формирования Лицом общественного сознания, без обратной связи, которая в мире сём очень сильна. Сейчас социум формирует сознание "личности", а личность вносит слабые колебания в сознание социума, а должно быть наоборот. Но для этого личности станут Лицами, ипостасями.
Можно уподобить состоянию организма, в котором здоровые клетки превышают критическую массу раковых (ныне наоборот) и рак не диагностируется.
Иисус "запустил" процесс обновления крови и плоти - сознания и дела - назад дороги нет.
Мне трудно найти слова, которые бы были Вам понятны, так как нашёл Вашу фразу, когда-то поразившую меня своей образностью: "Но Церковь Христова растворяется в каскадах Божьей Любви, ловит дуновения Святого Духа и парит в их потоках подобно небесной птице."
Нашедший такие слова настолько выше меня, что я теряюсь... как на рентгене... 😊

Благословений нам.

Ваня Сталкер   11.11.2019 22:23   Заявить о нарушении
Напрасно Вы так, Иван..
Я не выше Вас. Скорее всего, наоборот.
"Нет. Потому что такой войны быть не может. Как только на войну выйдут христиане, "готовые во всеоружии защищать доброе дело" - войны прекратятся."

Нет, к сожалению.. Если христианин выходит на войну(под любым, даже самым благим, предлогом, он теряет Благодать. И становится, как все - убийцей.

Но если бы все христиане(те, кто так называет себя)откажутся убивать друг друга - тогда войны прекратятся. Я в это верю. Я верю в то, что тогда сам Бог во всемогуществе выступил бы за христианский мир.

Но пока(пример - Украина) православные христиане убивают друг друга. И обе стороны - "за правое дело". Одних поддерживает христианский запад, других - не менее христианская Россия. Нонсенс. Не кажется ли Вам, Иван?

А если бы сказали солдаты с крестиками на шеях: не будем убивать и калечить ближних своих.. В какой бы заднице оказались государства?

Понимаете, в мире нет добрых государств. Одни лучше, другие хуже, но все они есть институтами насилия. И в конечном результате, маленький человек, тем более, христианин, не есть вектором их беспокойства. Они блюдут свои, государственные интересы: для одних это язык, для других - влияние за пределами своих границ, скажем, в Сирии.
И если "рыцарь-христианин" стаёт в ряды армии какого-то бы ни было государства - он теряет свободу выбора, он должен выполнять чужую, чуждую Богу, волю. Таким образом, он перестаёт быть не только рыцарем, но и христианином.

Но в повседневности, мне кажется, это не так. Скажем, был на Красном море случай: купались люди, славяне, недалеко от берега, по пояс где-то. Муж, жена и дочка, украинцы.. Ну и другие люди. Приплыла акула, прошла мимо мужчины и устремилась за женщиной. Ну что было делать ему? Какой у него был выход? Чтобы остаться мужчиной, мужем, отцом, христианином, в конце концов?

Он бросился на акулу с пустыми руками. И спас семью. Сам отделался царапинами.
Но там же акула сожрала немку, отгрызла ноги русской женщине..

К чему я веду. Уже к человекам. Был другой случай. В дом пришли бандюки, как потом оказалось, кавказкого происхождения. Жена была на первом этаже, муж на третьем. Они напали на жену, дочь что-то услышала и побежала к отцу. Тот спустился к жене с помповым ружьём. Человек в маске и с пистолетом в руке терзал его жену.. Их глаза встретились, говорит хозяин, и я чётко понял, что они не пощадят никого. Ну, что ему оставалось делать, чтобы остаться мужчиной, мужем, отцом, христианином? Он выстрелил на опережение и ухлопал одного, другие смылись.

Здесь я прост высказал своё мнение, свою позицию, не для спора.

Спасибо)

Хрисанф   12.11.2019 18:55   Заявить о нарушении
Чтобы быть христианином, крестика на шее недостаточно.
Посмотрите подборку: "Легко ли быть христианином?" http://proza.ru/2018/11/13/1683

Благословений нам.

Ваня Сталкер   12.11.2019 19:34   Заявить о нарушении
Нигде не встретила фразу: Возлюби врага своего. Есть: Возлюби БЛИЖНЕГО своего.
Так кто такой ближний? Это явно не враг.

Галина Санорова   18.10.2021 22:59   Заявить о нарушении
Убивать нельзя. Но бывают безвыходные ситуации , но человек всё равно ответит за это убийство. Убийство - страшный грех. Самый страшный грех наравне с колдовством

Руслан Царгасов 15   18.10.2021 23:05   Заявить о нарушении
Галине.
Так кто такой ближний? Это явно не враг.
-----------------------------------------
В едином организме-человечестве, мы разные клетки-ближние и зависимые друг от друга.
Апостол Павел говорит:=Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение. ...дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.==
У Луки:=И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут=
"Враги"-больные клетки в организме, возникающие из-за лукавого взаимодействия клеток-думаем одно, говорим другое, делаем третье. Отторгать их-это и приводит к "болезням", "операциям" - увечью организма.
Исус говорит нам:=А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.=

Здоровья нам.

Ваня Сталкер   19.10.2021 00:51   Заявить о нарушении
Ванька, ты молодец и бери слово "СТОИТ"-два значения в двух ударениях.
СТОит древо, а стоИТ дерево. Я поняла, в наших словах дан яд не случайно.
Ствол имеет так же два значения как древо стало ружьём от дерева-дуло и дупло.
Лук-лукавство и стрела, а не пуля стреляет. Циферблат и стрелки идут, здесь время превращается в веру-это свободное виденье, а религия-страх.
Лук разрезали и слёзы, ведь обычно они от лжи-эти лыжи, что заморозили любовь.
Хруст и хрусталь дали вазу как визу туда, простуда-просто. КО раб ЛЬ Израиль собирал рабов веры от страха, давая страховку как ту морковку. ЛЬ-семя, Семён Семёныч, бриллиантовая рука вместо ружья, ИСПУГ-ГИПС=У, что Украина начинает-чёрт, она жадней евреев. ВОЙНА-ВОЁНА у воина как военная тема, Хрисанф.
Хохол как хохот того, смех и мех, селёдка под шубой-шутка. Русский язык-язык мозга, не морга. Посмотри как строятся слова: ШУТКА-ШТУКА-ШУБКА сшили.
Любовь как вобла стала селёдкой-её лодкой. На Руси буквами считали, не читали.
ПИТЕР стал Пётр, а "ё" придумала Дашкова и моё имя созвучно с ней. Даша-душа-ау, ёлка лечение её, а мы уже были на высоте этого понимания. Творцов превращают в тварей как сыром рае, покупая души-сыр мыши как мышлению тому.
КАТЕР-АКТЕР, мотор кто заводит у человека бес или бога? ИОАНН стал Ваней как игрушка неваляшка, вставай и на ёлку их так же вешали, чтоб детство просыпалось.
Душа у всех зашита, что Ваня пишет-не убивай, защита ей не нужна. ЗАЩИТА-ЗАШИТА, буква Щ стало Ш, щука и ты начинаешь как щенок в понятом котёнке "гав".
ЛУК-три, ЧЕСНОК-шесть и это ЧЕЛНОК мысли, сшивай её. Путаница для этого и дана.

Даша Новая   20.11.2021 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.