Праведен ли был Иов перед Богом?

Введение

"Иов и проблема страдания.  Ее главный персонаж, Иов, человек очень богатый и богобоязненный, за несколько часов лишился всего своего имущества, потерял своих детей и здоровье. Даже жена не поддержала его в бедах, обрушившихся на него, и посоветовала ему умереть, произнесши перед тем хулу на Бога. А затем, словно желая усугубить страдания Иова, явились его друзья, от которых, вместо слов утешения, несчастный услышал слова осуждения. Но хуже всего было то, что и Бог как будто бы отвернулся от Иова и долгое время не отвечал ему и не приходил ему на помощь.

Книгу Иова называют не имеющей себе равных в мировой литературе. По своему содержанию она достигает вершин религиозной мысли, а по форме относится к лучшим образцам поэзии, когда-либо создававшейся человеком. Известны нередко цитируемые слова Томаса Карлейля об этой книге: "Я думаю, что ни на страницах самой Библии, ни вне ее не написано ничего, что звучало бы с такой же силой и могло быть сопоставлено по своему литературному достоинству с книгой Иова".

Уникально само построение книги: это удивительное сочетание прозы и поэзии, монолога и диалога. Пролог (главы 1-2) и эпилог (42:7-17) составляют её прозаическую часть. Но все, что "между ними" (за исключением вводных стихов, которые в большинстве глав начинают очередной монолог), является поэтической частью (в еврейском оригинале). В принципе, такое сочетание прозы и поэзии встречается и в других древних литературных памятниках Ближнего Востока, но ни одной из других книг Библии оно не присуще" ( http://otveti.org/tolkovanie-biblii/iov/ )
----------------------------------------------

"ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне" (Иов 3:25)

    Как я помню, в большинстве времени своей прошедшей жизни, я думал о себе, что жил правильно и хорошо, а что такое правильно и хорошо понимал исключительно по человеческим стандартам. Люди создают стандарты не только на изготовление той или иной продукции, но и на идеологию, культуру, правила общения и так далее. И только позже я узнал, что существует и другой стандарт и он во многом, даже сказать более правильно в главном, не соответствует стандарту людей, а поэтому, читая в начале своей христианской жизни, описание жизни Иова, я не понимал: за что Бог допустил для него наказание? Утешить сатану? Нет, конечно, не для этого. Проверить искренность сердца его? Но мы знаем, что Бог знает сердце каждого человека и Слово Божье есть иной стандарт, отличающийся от стандарта людей.

   Неужели ни в чём не виноват был Иов перед Богом? Неужели ни с того ни с сего Бог допустил сатане сделать величайшее горе для Иова? Давайте поймём истинную причину, которая кроется в грехах Иова и очень не безобидных! И что это были за грехи ? Может быть их и у нас много? Дело здесь не только в друзьях-обвинителях. Ведь Елиуй стал не столько обвинять друзей сколько намного больше обвинил Иова!
 
   Согласно стиха 4-го 1-ой главы сыновья Иова пиршествовали каждый день, что означает не просто покушать, а поесть и напиться по-горло. Иов допускал, что сыновья его могут хулить Бога (стих 5): "Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их [и одного тельца за грех о душах их]. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни." Наверное, у Иова были для этого причины говорить так. Из текста можно понять, что Иов не препятствовал сыновьям вести такую разгульную жизнь, то-есть он соглашался с этим.
 
   Что же делал Иов? Когда очередное пьянство заканчивалось, Иов "возносил всесожжения". Здесь мы видим чистейшее фарисейство Иова. В Библии есть описание подобной ситуации в семье Илии, 1-я книга Царств, гл. 3:13,14, когда Господь сказал о наказании, которое получит глава семьи: "Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек". Покаяния, конечно, у Иова никакого не было, а значит и не было истинной праведности: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии." Лука 15:7
 
   Какая же праведность была у Иова? Согласно стихов из Библии так говорит об этом Господь: "если бы Я послал на ту землю моровую язву и излил на нее ярость Мою в кровопролитии, чтобы истребить на ней людей и скот: то Ной, Даниил и Иов среди нее,- живу Я, говорит Господь Бог, - не спасли бы ни сыновей, ни дочерей; праведностью своею они спасли бы только свои души." (Иезекииль 14:19,20) Ной, Даниил и Иов взяты как три праведника, сохранившие свою чистоту среди всеобщего нечестия окружающих и благодаря этому спасшиеся от общей гибели. Странный на первый взгляд порядок (Даниил не последний) объясняют тем, что Ной своею праведностью спас всю семью - 8 человек, Даниил только подобных ему по праведности друзей - 3 человек, а Иов не мог спасти и детей. Слишком малая праведность у Иова!
 
   Как велико отличие Давида от Иова в его покаянии перед Богом: "Ибо жертвы Ты не желаешь,- я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже". Пс.18-19.
 
   Но разве только в этом был виноват Иов и его дети ? Иов признаёт себя грешным человеком (7:21), но, несмотря на это, старается доказать свою праведность перед Богом. При этом он в 29-й и 31-й главах перечисляет все свои добрые поступки, подчёркивая своё величие. В 1-м стихе говорится о непорочности Иова. Непорочность-это слово более употребляемое среди людей, связанное с их нравственностью. Непорочность- это не значит безгреховность. Делал ли Иов зло? Сказано,что он удалялся от зла, то-есть старался его не делать, но это не значит, что он не делал зла.
 
   Иов говорит Богу, что будет судиться с Богом, заявляя о своей правоте перед Богом (самоправедность Иова): "Вот, я завёл судебное дело; знаю, что буду прав" (13:18). Елиуй, обращаясь к Иову, говорит: "Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение-близки. Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочёл страданию"(36: 17 и 21). Чтобы избежать наказания, люди также часто склоняются к нечестию. Иов был уверен в превосходстве своём над другими людьми, называя их "отребием земли" (30:1,8). Иов много помогал людям, но исходя из (30:1:8) можно сказать, что это делал он без любви к ним.
 
   Иов был верующим человеком и его объединяет с нами то, что в нашей текущей суетной жизни мы часто забываем о Боге. Наша эта жизнь-вот, что у нас главное, а Бог как бы прилагается к этому. Вот это является также причиной из-за чего Богу пришлось наказать так сильно Иова.Урок для нас этот является важным. Праведность Иова является не чем иным как самоправедностью, которая присуща и сегодняшним христианам. Также как и у Иова, у нас много самоуверенности, что мы всё понимаем и делаем правильно. Тогда как, желательно, нам лучше спросить в молитве об этом Бога, чтобы Он вразумил нас перед нашим решением что-то понять или что-то сделать.
 
   Защитники Иова ссылаются на слова (Иов 2:3): "И сказал Господь сатане:...а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его БЕЗВИННО". Что же можно сказать на это? Никто не отрицает, что Иов был верующим человеком, хорошим заботливым семьянином, что остался до конца в своих страданиях преданным Богу. Бог поэтому вначале сказал сатане, что погубить (причинить смерть) Иова Бог не разрешает (1:12). То-есть для этого нет вины. Но Бог допускает наказания (страшные для каждого человека) Иову не ради шутки, а на основании грехов Иова, о которых сообщается в тексте. А каждый грех есть вина перед Богом. То-есть Иов не имеет вины для погибели, но имеет вину для наказаний при проверке посредством сатаны.
 
   Поэтичность описания начала книги "ИОВ" не должна вводить в заблуждение христиан о лёгкости повседневной греховной жизни. Эта книга очень серьёзная на самом деле. Иов может рассматриваться прообразом тех христиан, которые хотят прожить налегке, откупаясь подачками для нуждающихся и другими делами в наше время. Друзья Иова тоже похожи на многих современных людей. В них есть и хорошее, но есть и фарисейство. Друзья Иова стали прообразом фарисеев в Израиле. В конце этой истории с Иовом сообщается нам самое важное, что Иов покаялся перед Богом. Иов сделал в конце то, что он должен был сделать в самом начале повествования о нём. Книга эта интересна и полезна будет всем, кто желает понять: почему мы имеем страдания в нашей жизни.
   
Примечание: Мне был задан вопрос: Допускаете ли Вы Божий произвол? Вот мой ответ:
 
   1)Отвечаю словами из Библии: "Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих" (Иов 33:12,13).
ПРОИЗВОЛ- неограниченное своеволие, отсутствие законности, справедливости; самовластие: а поэтому все слова, за исключением ОТСУТСТВИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ должны принадлежать понятию слова БОГ. Но "Кто укажет Ему путь Его; кто может сказать: Ты поступаешь несправедливо?" (Иов 36:23)
   
   2)Мне нелегко отвечать на этот вопрос, так как он связан с моей жизнью, и я во многом похож на Иова. Невозможно мне понять и объяснить многие страдания людей на земле, в том числе и в своей жизни. Мне непонятны убийства детей Иова. Казалось бы наказание Иова и его детей не должно было бы таким ужасным, но всё это есть только наше понятие. Остаётся только одно то, что ответы на все наши вопросы мы можем узнать только в нашем будущем. Рассматривая свою прошлую жизнь, я прихожу к выводу, что я подлежу к наказанию больше, чем Иов и дети Иова. А как Вы?


Рецензии
Здравствуйте. Мне кажется, главная "фишка" книги Иова такова: Иов всю книгу ведёт себя по отношению к Богу крайне вызывающе, и друзья пытаются его образумить. В конце концов является Сам Бог и ставит Иова на место. До этого момента в книге Иова всё кажется более-менее логичным, но на этом книга не заканчивается.

Далее Бог упрекает друзей за то, что они "говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (хотя речи Иова граничили с богохульством) и одним из условий их прощения ставит молитву Иова. Парадокс.

Но попытка найти убедительный ответ на этот вопрос есть. Мне очень понравилась книга "Искушение и победа святого Иова" Фёдора Николаевича Козырева. Ваша точка зрения на грешность Иова там тоже рассматривается. Правда, там будет много того, с чем Вам захочется поспорить :-)
Спасибо.

Алексей Троицкий   23.12.2018 15:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей! Иов есть отражение мнений всех тех людей, которые считают, что они в своей жизни всё делают и живут правильно, а если и было в их жизни что-то, так ведь всякое бывает в жизни- говорят они. Люди всегда своё плохое стараются умалить до незначительного события. Вот и Иов отказывается принимать свою вину перед Богом, вину за мерзость в поведении своих детей, за которых он несёт ответственность, как отец. Иов признаёт, что они могли похулить (обругать) Бога во время своих пиршеств, а это, значит, что у Иова были для этого основания. И чтобы как-то смягчить их и свои грехи, Иов совершает простую формальность, делая жертвоприношения, как бы этим стараясь искупить ими свою вину. Всё это знал Бог, а поэтому Бог решил его проверить.

К своей молитве (покаянию) Иов приходит только через множество страданий. Всё это очень жизненно для нас. Свои грехи в конце своей жизни (мне идёт 84-й год) я понял также только через страдания. Страдания очищают человека и он начинает понимать многое то, что не мог понять раньше. «Страдание является источником огромных нравственных ценностей и положительных духовных приобретений. Оно приводит к вере, любви, духовной силе. Мы живём на земле, чтобы поработать над красотой своей души. Жизнь- это огромная мастерская, в которой души людей становятся чище и готовятся к переходу в иной, лучший мир. Страдания учат быть снисходительным к другим людям, воспитывают чуткость к горю другого человека. Трудно бывает человеку, но и другому трудно. На страдания надо отвечать состраданием. Ведь слово счастье – от слова соучастие, то есть, каждый должен соучаствовать в жизни с другим человеком, сострадать ему, сотрудничать с ним, соучаствовать. И в этом находить счастье» (Архимандрит Елеазар)

"Многие люди, глубоко верующие, испытали в своей жизни много страданий. И это говорит об их духовном совершенстве, о наличии глубокой любви у них. Прекрасно утверждение: «Но те глаза, что слез не льют- не могут излучать сияние». В Библии в книге Иов, гл.5–7, говорится: «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх». (Что такое ЛЮБОВЬ http://www.proza.ru/2017/12/19/1675 )
Книгу "Искушение и победа святого Иова" Фёдора Николаевича Козырева обязательно прочту. Спасибо Вам за неё! С благодарностью к Вам, Геннадий

Геннадий Гумилевский   25.12.2018 03:16   Заявить о нарушении