Переход во времени

      
         
   Затерянная в глубине Крымских гор и Мировой истории, между реками Бельбек и Черная, возвышаясь над окрестными долинами, стоит древняя крепость Мангуп. Место это люди облюбовали очень давно 5-6 тысяч лет назад. Вода, еда, жилье в виде теплых пещер всегда привлекали сюда людей. Крепостью создала Мангуп сама природа. Высота около 600 м. над уровнем моря, обрывы до 70 м., источники воды, плодородная земля на плоской вершине горы, площадью почти 90 га.

   В древности здесь были поселения древних народов Крыма Тавров и Скифов.Римляне и Византийцы организуют на этой горе вооруженные отряды для защиты подступов к древнему городу Херсонесу. В 3-4 веках возник город  Дорос, как столица крымской Готии. Затем Хазары захватили эту крепость. Потом начались монгола-татарские нашествия, и образовалось большое княжество Феодоро, куда спасаясь от кочевников, перешло население городов. В 1475 году после 6 месяцев осады, крепость была захвачена турками и до присоединения Крыма к России, 300 лет являлась центром турецкого района (кадылык). Последние жители Мангупа, иудеи покинули крепость в конце 18 века.

   С тех пор в крепости бывают только археологи да туристы. Случаются здесь разные странности, например иногда ночью на древних оборонительных стенах появляются большие светящиеся круги, в пещерах появляются мистические знаки и люди приходят сюда странные, колдуны и ведьмы.

   Монастыри и храмы, кладбища с могилами и надгробьями, руины цитадели и многочисленные пещеры, дикие звери, экзотические птицы, ароматы трав и густая растительность все это древняя крепость Мангуп. Как в любой старой крепости здесь существуют легенды и небылицы, которые рассказывают ночью у костра для большего эффекта.

   Легенда о  Мангупском мальчике, который был убит при захвате крепости турками и теперь по ночам бродит по мёртвому городу пугает туристов, а иногда заманивает людей в обрывы. А в реальности здесь действительно гибнут люди.

   Случай этот произошел во время археологической экспедиции в средине 80-х годов 20 века. Однажды меня отправили за продуктами в соседнее село на машине. Закупив продукты, мы поехали в обратный путь по единственной для проезда автомобиля, древней дороге, по Капу-дере (воротный овраг).

   Машина сломалась на половине пути, и дальше мне одному пришлось идти пешком.Я Всегда поднимался на Мангуп по тропам, а по главной дороге только на машине ездил и идти пришлось долго. Нашел сначала родник и затем по тропе пошел к лагерю, который был перед оборонительной стеной.

   При подходе к башне перед лагерем, удивился, что ни кого не встретил, не у родника, не по дороге. На самом входе, подумал, что сейчас увижу знакомую картину: 50 человек археологов, палатки, старую дикую вишню и стол под ней, большой котёл над костром.

   На башне перед входом сидел большой седой старый ворон, говорят, они живут по 300 лет. Ворон каркнул, как будто хотел о чем то предупредить и улетел, а я зашел в лагерь и оцепенел. Поляна была совершенно пустой, не было ни людей, ни палаток, не котла и вообще ничего.

   Соседние горы тоже изменились казаться, даже воздух стал другим. Оборонительная стена, с этой стороны, стала новой и намного выше. В первый момент подумалось, что меня разыгрывают, но уж больно, похоже, что я оказался в прошлом, на 500 лет назад.

   В довершении всего этого увидел метрах в 30 от себя мальчика в белой длинной рубахе покрытой красными пятнами. Тут же вспомнил легенду о Мангупском мальчике. Тут я понял, что медленно иду к выходу. Повернулся и прошел за стену, мимо башни.

   Все тот же ворон сидел на том же месте, и так же каркнул, и так же улетел. Стало тихо. Стараясь не думать о случившемся, вернулся к роднику. Уже темнело. Бывают здесь такие ночи, когда луна прячется за соседними горами, такая стоит темень, что и фонарик с трудом пробивает тьму узким лучом. Оставаться одному в крепости не хотелось, особенно после увиденного.

   От родника по откосу пошел к тропе на выход. Поднявшись на пригорок, посмотрел на лагерную поляну, её отсюда было хорошо видно, и о чудо, там был лагерь, палатки и археологи. Почти бегом вернулся в лагерь и обнаружил всё на своих местах. Пошёл к тому месту, где стоял мальчик и обнаружил там ёлочку. На ней сушилась простыня с разлитым на ней борщом.

   Археологи подошли ко мне и спросили:
   - Ты где пропал? Как уехал вчера и исчез, машина пришла, а тебя нет, мы тебя ночью искали.
   - Какая ночь? - Я рассказал о том, что на поляне никого не было, но никто мне не поверил, только посмеялись. Я повернулся и увидел на башне всё того же ворона, казалось он смотрит точно на меня.

   - Вот мой свидетель, показал я на ворона. И он снова каркнул и снова улетел, больше его ни кто не видел. Подумалось, у страха глаза велики, а может жара, а может аномалия, а может действительно произошел переход во времени в прошлое. Куда то же я пропал на сутки.


Рецензии
Как мне знакомо это чувство ПЕРЕПУТЫВАНИЯ времени и места. Два раза в жизни на короткое время (минуту или две) я оказывалась совсем в незнакомых местах. Вы очень интересно описали этот случай. Удачных вам новых работ!

Галина Кадетова 2   27.05.2020 15:08     Заявить о нарушении
Опять я преисполнен благодарности. Вы наверно любите читать, что теперь редкость. Эти события произошли со мной реально. Конечно немного художественно приукрасил, но в целом всё так и было. Мистика мне нравится, хотя иногда она становится реальностью. Я инженер и пытаюсь всё объяснить, но происходят события никак не объяснимые. Удачи Вам, и всего самого хорошего. Ваши случаи переходов могут превратится в интересные произведения.

Алексей Исаков 5   27.05.2020 18:34   Заявить о нарушении
Время у меня сейчас трудноватое - читаю, чтоб не думать о своих проблемах. Иногда на ПРОЗЕ очень интересные вещи встречаются. А мои переходы думаю не имеют интереса для других - личностной вариант. Жизнь моя гораздо интересней и была и даже сейчас остается. Но писать о ней - значит погружаться в её атмосферу. Сейчас это очень тяжело для души. Я могу писать когда спокойна и одинока.
Будьте счастливы - ваше творчество развлекает, затягивает. Встреча с ним приятна.
Благополучия вам!

Галина Кадетова 2   28.05.2020 04:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.