О предметности публичного выступления

(Развёрнутый план лекции для слушателей школы молодого коммуниста)

       Здравствуйте, дорогие товарищи! Поздравляю вас с наступающим Новым, 2019-м, Годом! Желаю вам в этом году, и все последующие годы тоже, прекрасного здоровья, отличного настроения, готовности к борьбе за наши светлые социальные идеалы, мудрости, выдержки, мужества и терпения!
 
       Тема моего сегодняшнего выступления является естественным продолжением предыдущей беседы. Публичное выступление должно быть предметным, иначе говоря, содержательным, то есть конкретным. Великий Гегель утверждал, что всё конкретное - истинно, а всё истинное – конкретно. Правильное, научное, диалектическое мышление предполагает, в известной мере, культ понятий и определений, которые дисциплинируют сознание и придают Высокий Смысл публичному мероприятию.
 
       Учитывая то важное обстоятельство, что моя аудитория идеологически ангажирована, я хочу объединить приятное с полезным. Я постараюсь совместить продолжение разговора о мастерстве публичного общения с разъяснением некоторых сложных понятий и чрезвычайно значимых философских категорий.       Что такое – «сложное понятие»? Это такое понятие, которое сложено из понятий (определений) простых. Категория «конкретного» - это простое или сложное понятие? – Конечно, сложное, поскольку всякое «конкретное» – понятие истинное, а истина синтезируется из множества определений.

       Если конкретное понятие содержит в себе более двух определений, то есть множество, то оно непременно должно включать в себя объективное противоречие. К примеру, разъясняя сложное понятие, мы вынуждены производить одновременно противоположные действия: анализ и синтез понятия.  Какое понятие противоположно «конкретному»? – разумеется, понятие «абстрактное». По этой причине, говоря о конкретном, нельзя не говорить об абстрактном, и наоборот. Противоположные понятия всегда связаны существенной диалектической связью и невозможны одно без другого.

       Какие для нас с вами самые важные понятия? – счастье, любовь, смысл жизни, социальный идеал. Эти понятия простые или сложные, конкретные или абстрактные? Не владея диалектическим мышлением, невозможно ответить на этот вопрос. Начнём с того, что все, без исключения, понятия – понятия абстрактные. Абстрактные, значит, отвлечённые от конкретной действительности. Однако же, само отвлечение имеет две формы. Оно может быть формально-логическим и диалектическим.
 
       Я сейчас отвлекусь от всех товарищей, сидящих в аудитории в двух вариантах. В одном случае, уйду в коридор и буду продолжать беседу там, с самим собой, разорвав с вами существенную связь, или вообще уеду домой. До свидания, товарищи! Это какое отвлечение? – правильно, формально-логическое, отвлечение с разрушением существенной связи. В другом случае, я подойду к каждому человеку, сидящему в зале, попрошу у него извинения за то, что далее буду общаться не с ним, по отдельности, а со всем коллективом сразу, поглажу попеременно всех присутствующих, заверю, что помнить буду о конкретном слушателе. Понятно, наверное, что я, таким образом, отвлекаюсь диалектически, с удержанием и созиданием той существенной связи, которая образовалась между мной и вами.
   
       Абстрагируясь, мы отвлекаемся от менее существенных признаков предмета и сосредотачиваемся на самом главном, то есть занимаем господствующую высоту, которая обеспечит победу. Продолжим дальше диалектическое отвлечение. У каждого из вас в отдельности я уже прощения за отвлечение попросил, теперь порошу прощения у всех людей в целом и у бездомных собак, которых в городе так много. Людей и животных обобщим в животный мир, который, в свою очередь объединим с растительным миром, в результате чего получим более простое обобщение –
органический мир планеты Земля. Затем обобщим всё, что осталось необобщённым: материю, движение, сознание, мышление. Всё обобщим до такой степени, чтобы всё, что осталось отвечало на вопрос «что есть?» единственно возможным словосочетанием – ОНО ЕСТЬ.
 
       Всё, что есть, обозначим понятием с максимально возможным отвлечением и назовём его БЫТИЕМ. Бытие – это материя и то, что материей в бытии не является, а является в бытие её материальной сущностью. Материальная сущность – материя в движении. Мы с вами подошли к определению всеобщего понятия. «ВСЕОБЩЕЕ» - общее для всего. Всеобщие понятия – абстрактные понятия с максимально возможным обобщением (упрощением). К ним относятся философские категории: ЕДИНОЕ, БЫТИЕ, СУЩНОСТЬ, МАТЕРИЯ, ДВИЖЕНИЕ, ПОНЯТИЕ. Всеобщие понятия. Они простые или сложные? С точки зрения формально-логической – максимально простые. С точки зрения диалектической – максимально сложные, поскольку ЕДИНОЕ – вообще начало всего, в том числе БЫТИЯ, а БЫТИЕ содержит в себе всё, что существует, всё, что ЕСТЬ. Так что это понятия сложные, хотя, одновременно, и самые простые.
 
       Всеобщие философские категории образуют ОБЪЕКТИВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ. ЕДИНОМУ противостоит МНОЖЕСТВО, БЫТИЮ – СУЩНОСТЬ, МАТЕРИИ – ДВИЖЕНИЕ (в том числе, ДУХ или АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ), ВСЕОБЩЕМУ – ЕДИНИЧНОЕ, АБСТРАКТНОМУ – КОНКРЕТНОЕ, в том числе ОСОБЕННОЕ). Полезно иметь в виду и другие философские категории, которые могут быть использованы в анализе и синтезе всякого сложного и конкретного понятия. К примеру, ВОЗНИКНОВЕНИЕ и ПРЕХОЖДЕНИЕ, БОРЬБА и ЕДИНСТВО, ПОКОЙ и ДВИЖЕНИЕ, ДОЛЖЕСТВОВАНИЕ и ПРЕДЕЛ, ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ, КОНЕЧНОЕ и БЕСКОНЕЧНОЕ, ВРЕМЯ и ВЕЧНОСТЬ, ТЕОРИЯ и ПРАКТИКА, РЕВОЛЮЦИЯ и КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ, общественное и индивидуальное, социальное и биологическое.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ

(Осуществить анализ и синтез сложного понятия по произвольному выбору, к примеру, счастье, смысл жизни, социальный идеал, любовь, революция, толерантность, тоталитаризм и прочее.)

Рекомендации для анализа и синтеза сложного понятия.

1. Надо иметь в виду, что противоположные моменты, порождающие объективное противоречие никогда не уничтожаются, как и само объективное противоречие. Они существуют вечно.

2. Противоречивые моменты (в СТАНОВЛЕНИИ) проникают один в другой, переходят друг в друга, их различие в процессе взаимодействия (борьбы) исчезает, но, при этом остаётся навсегда. Они находятся в вечной борьбе и единстве.

3. Противоречивые моменты (понятия) существуют вместе (одновременно) и никогда не проявляют себя по отдельности. Существование одного противоречивого момента является непременным условием сохранения другого противоречивого момента.

4. Чем больше противоречивых определений имеет сложное понятие, тем оно содержательнее и конкретнее. Конкретное понятие содержит в себе истинные, противоречивые суждения, поскольку истина противоречива.
 
5. Новое качество конкретного понятия возникает в процессе его синтеза. Таким образом, понятие развивается из простого в сложное в сознании исследователя. Готовый синтез понятия невозможно прочесть ни в одном философском или толковом словаре, хотя абстрактные определения, содержащиеся в них очень нужны и полезны для их самостоятельного синтеза.

6. Развитие понятий конкретных невозможно без понятий абстрактных и всеобщих, поскольку познание мира осуществляется в движении от созерцания действительной жизни к абстрактному мышлению и от него к конкретной жизненной практике.

7. Синтез сложного (конкретного) понятия есть ПРИНЦИП ВОСХОЖДЕНИЯ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, то есть СНЯТИЕ – отрицание с удержанием и созиданием, что, в сущности, и называется РАЗВИТИЕМ.

                АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОЖНОГО ПОНЯТИЯ

       В толковых словарях, энциклопедиях и справочниках мы находим определения, разъяснения различных слов, понятий и терминов. Изучая такие книги, мы приобщаемся к бесконечно большому объёму информации, содержащемуся в развитых языках, к знаниям и мудрости людей, живущих ныне и ранее ушедших поколений. Перечитать их все не сможет ни один человек в мире. Впрочем, в том и нет необходимости, поскольку толкование слов и понятий предполагает не только анализ понятий простых и сложных, но и их одновременный синтез, осуществляемый субъектом.

       Всякое понятие в той или иной мере является абстрактным понятием. Оно отражает какой-то фрагмент, феномен или определённое качество окружающего нас мира. Однако же и самое хорошее отражение никогда не бывает абсолютно точным, научным, если не сопровождается категориальным синтезом. Для осуществления последнего недостаточно сведений, полученных из различных словарей. Зачем человеку понятия, отвлечённые от конкретной жизни? Следовательно, необходим универсальный механизм, способ или метод перевода понятия абстрактного в понятие конкретное. В словарях этого нет.

       В «Науке логики» Г, Гегель определяет метод как «осознание формы внутреннего самодвижения содержания». Причиной «внутреннего самодвижения» вообще всякого содержания является объективное противоречие. Таким образом, для плодотворной работы с толковыми словарями необходима изначальная установка на осознание формы содержащегося в понятиях противоречия. Казалось бы, в самых простых понятиях, соответствующих одному определению (определение – это всё то, что не изменяется в изменениях), никак невозможно обнаружить какое-нибудь противоречие, но это не так.

            Синтез понятия в категориях «абстрактное» и «конкретное».

        Даже самое простое понятие отражает хотя бы один из моментов истины и через него имеет существенную связь с конкретной действительностью. В марксистско-ленинской философии выявление такой существенной связи называется «восхождением от абстрактного к конкретному». Это «восхождение» нужно понимать диалектически, то есть не так, как движение из пункта А в пункт Б, а так, как движение с переносом самого пункта А в пункт Б, в результате чего А и Б сливаются в единое целое. При этом понятие абстрактное становится моментом понятия конкретного.   Другими словами, в познавательном процессе знание о мире не только усложняется, будучи конкретным, но и упрощается, оставаясь абстрактным. Развитие общества происходит не потому, что оно бесконечно усложняется, а потому, что жизнь в нём одновременно упрощается.
 
                Синтез понятия в категориях «простое» и «сложное».

       Понятие «сложное» потому и сложное, что сложено из понятий простых. Это сложение не механическое, арифметическое или формально-логическое, а диалектическое, то есть порождающее новое качество. Самый верный признак сложного понятия, обнаруженного в словарях, выражается его пространным разъяснением, иногда по объёму занимающим несколько страниц энциклопедического издания. Такая интерпретация понятия читается и воспринимается сознанием нетерпеливого читателя с большим трудом, тем более, что разъяснение часто вступает в противоречие с определением понятия. Возьмём, к примеру, понятие «толерантность», которому уделяется большое внимание при обучении в рамках школьных программ.

              Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

«Толера;нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям (У этого термина существуют и другие значения). Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

       Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».

       Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям».

       По правде говоря, я не представляю, как можно объяснить понятие   «толерантность»  ученикам 5-6-х классов, если у него существует, кроме терпения, терпеливости и принятия, множество других значений. Стоит ли вообще употреблять его в русском языке при том, что в нём уже есть соответствующие слова, конкретизирующие неоднозначный смысл этого нерусского слова. Кроме того, противоречивость внутреннего содержания понятия «толерантность», зависит от индивидуальной мировоззренческой концепции и философской позиции, обусловленной способом логического мышления. По-видимому, слово «толерантность» в политике применяется, чаще всего, в качестве наукообразно-популистского воздействия на доверчивых и легко внушаемых людей.

                Толерантность как терпимость.

Синтез понятия «толерантность» в категориях «абсолютное» и «относительное».

       Если придать понятию «толерантность» значение терпимости, абсолютизируя его (терпимость без границ), то оно переходит в свою противоположность –абсолютную нетерпимость (нетерпимость без границ), поскольку включает в себя и терпимость к насилию в отношении личности, к насилию вообще. Так, например, в Германии политика госпожи Меркель в отношении мигрантов очень сильно раздражает коренное население немецкой национальности в связи с ухудшением криминогенной ситуации в обществе. Это обстоятельство порождает националистические тенденции в этом государстве, которые имеют объективные причины. Усиливается нетерпимость (неприятие) к людям эмигрировавшим в Германию с Ближнего Востока и готовность к насилию по отношению к ним.

        Если же терпимость с самого начала признать относительной, то нужно рассматривать в рамках этого понятия и варианты исключения, на которые принцип терпимости не распространяется, к примеру, принуждение к миру или сопротивляемость отдельного субъекта и всего общества внешней агрессии. И в том, и в другом случае указанное понятие неизбежно будет заключать в себе самом объективное противоречие, в связи с чем при каждом его использовании придётся иметь в виду его конкретное (истинное) значение и применение. Таким образом, толерантность может быть выражена как в теории, так и в практике, двумя формами, противоречащими одна другой – терпимостью (принятием) и нетерпимостью (непринятием). Такова участь всякого сложного понятия.

Синтез понятия «толерантность» в категориях «субъективное» и «объективное».

       Как бы кто ни пытался «причесать всех людей под одну гребёнку», навязывая им одно единственное представление о терпимости и его границах, всё равно, каждый человек имеет своё понимание предела его терпению. Между прочим, предел – это граница, которую рано или поздно переступают. «Замороженный» конфликт в Донбассе, созревший до состояния конфронтации настоятельно требует своего разрешения принуждением к миру со стороны народа Новороссии и России. Однако для применения силы в рамках толерантности должны быть и объективные предпосылки, которых, по-видимому, ещё нет. Разъяснение «социологического» термина «толерантность» учителем в школе и средствами массовой информации в обществе всегда имеет субъективный характер.


      


Рецензии