Блок. Весна в реке ломает льдины... Прочтение

28. «Весна в реке ломает льдины…»






                Весна в реке ломает льдины
                И милых мертвых мне не жаль:
                Преодолев мои вершины,
                Забыл я зимние теснины
                И вижу голубую даль.

                Что сожалеть в дыму пожара,
                Что сокрушаться у креста,
                Когда всечасно жду удара
                Или божественного дара
                Из Моисеева куста!
                Март 1902






     «Моисеев куст» – это неопалимая купина, конечно же…  Когда Моисей тихо-мирно пас своих овец, а у него из этого «куста»  потребовали: «Иди к фараону, и выведи из Египта народ Мой». И пастух изумился: «Я?! Пастух? К фараону?!» А после – пошёл.
     Мальчику тоже напомнили… Те, которые диктуют стихи.

     (Но…

                И милых мертвых мне не жаль

     Страшненькие, всё-таки,  люди эти гении… «Милая» – так он всю жизнь будет звать свою Л.Д. Например:

Блок. Из Дневников 1912-ого года:
     «Люба — влюблена ли? Колеблется ли? (думает мама). Или — тяжело без дела, без людей... Прибавляют тяготы эти вечные грязные денежные дела — брата. Родных у нее нет. Может быть, только я один люблю мою милую, но не умею любить и не умею помочь ей. — Милая вернулась около 3-х часов ночи»
 
     Да чего так далеко ходить: вот из предыдущего стихотворения:

                " Я медленно сходил с ума,
                Я думал холодно о милой. "

)

     С точки зрения сюжета СПД данное стихотворение, конечно, – продолжение предыдущего: в том – «поэта и человека» отодрали от мыслей о  «милой», от тоски по «милой», от любви к «милой», в этом – «провидцу и обладателю тайны» наполнили о миссии.

*
*

вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.

                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
   
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
      VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

       Данное стихотворение относится ко восьмой сцене ЧЕТВЁРТОГО раздела. Всего сцен в нем – десять:


                IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года

         Сцена 1.  Моисей.
         Сцена 2. Храм.
         Сцена 3. Мастерская.
         Сцена 4. Солнечный день.
         Сцена 5. Мир у разлива рек.
         Сцена 6. С Ним.
         Сцена 7. Снова гадалка.
                Сцена 8. Призыв к поэту.
         Сцена 9. Ответ из лиловых миров.
         Сцена 10.Блуждание по мирам.


    Сцена восьмая. Призыв к поэту.

                28. «Весна в реке ломает льдины…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/23/978 )
                Видение «моисеева куста».
29. «Кто плачет здесь? На мирные ступени…»           ( http://www.proza.ru/2017/12/23/985 )   
Видение «Рождества».
30. «Утомленный, я терял надежды…»                ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2108 )               
«Ты»  – освобождает.
31. «Странных и новых ищу на страницах…»              ( http://www.proza.ru/2017/12/24/2116 )               
«Ты» – «Дева, Заря, Купина».
*
*
 


Рецензии