Летит, летит ракета

Ванька Скарнович, сейчас  - летчик-космонавт, а  тогда, во времена нашей милой и бесшабашной юности -  пилот АН-2, частенько, когда согласно плану полетов  летали из Жулян  в Пирново -  после обеда забегал к своей невесте, работавшей в детском саду воспитательницей.

Невеста была рада Ивану, но ей  необходимо было срочно – ну просто неотложно- отлучиться, чтобы  помочь своей подруге, которая…. А на кого же оставить детей, если лето, а садик – маленький?..

Словом, пятнадцать пятилетних летчиков, сталеваров, токарей и воспитательниц детских садов были на полчаса внезапно, едино и неизбывно возложены на крепкие, но отчаянно и безусловно  юные плечи Ивана.

С  юными же сталеварами оказалось непросто. Иван почувствовал себя вначале, словно в крепкой болтанке…вернее, нет. Сначала, в полном соответствии с метеорологией, было «око циклона» - то есть две секунды тишины, пока дети, раскрыв глазенки, вовсю таращились на небесного дядю с крылышками в петлицах. Иван в ответ ободряюще и несколько легкомысленно  улыбнулся – и этого оказалось достаточно, чтобы лавина детской энергии, прорвав дамбу, заплескалась вокруг, заходила ходуном вокруг пилота.

Потрогав погончики с двумя полосками на кителе, серьезный мальчик в круглых очках, спросил – «А вы настоящий летчик?»
-Да..тебя как зовут? – Сережа..  - Да, Сережа. Самый настоящий.
«А как летает самолет»?
«А вы далеко летаете?»
«А у нас тут есть девочка, она все время плачет»

Скарновичу не понравилось вот это «все время плачет», словно неверная нота в привычном рокоте мотора, и он, решив,  что о самолете расскажет после,  спросил -

-А почему она все время плачет?
-А мы не знаем. Она второй день всего в группе.И с ней никто не дружит.
Вчера курсант, сегодня второй пилот. И вот - сижу с детьми. В отряде узнают – смеяться начнут… А ну и что… А не узнают..И вообще.

Ване вдруг вспомнилось, казалось бы, уже навсегда позабытое. Ему шесть лет, и «скорая» вдруг, вечером, увозит его из дома, от сестры и мамы.  Холодные  стены, выкрашенные масляной краской.  Холодный свет ртутных ламп вдоль дороги. Непонятное и неизбывное одиночество больничной палаты.
И все, что оставалось, это плакать.

Потом, конечно, был дом, школа, друзья,  первая сигарета, первый поцелуй...училище, первый полет...и еще тысяча побед и сколько-то неудач. Но после неудач, обид ты научился вставать, и пробовать снова - и мир, не всегда добрый и гостеприимный - понемногу уступал тебе место под солнцем.Тренировками в спортивной секции, ночными корпениями над конспектами.  И, конечно, то  чувство из больничной палаты-  тревожное, пронзительное, безнадежное  ушло и забылось, казалось, навсегда. Осталось даже не в детстве,а где-то между страницами ненужных, серых строк.
А тут почему-то вспомнилось.


Иван сжал кулаки.Он отлично понимал маленькую девочку. И почему-то знал, что так быть не должно. Ни в коем случае. Ни за что на свете.

И вдруг понял, о чем будет говорить с будущими сталеварами, токарями  и воспитателями. Летчик поднялся.Голос обрел вдруг твердость. 
Как будто в училище, когда вызвался первым сдавать сложный экзамен.

-Дети! Кто из вас хочет стать летчиком?.. А космонавтом?..

Ребята волнуются, галдеж стоит.  Все, все хотят быть космонавтом. Все видели карточку Гагарина с надписью на шлеме «СССР».

А с чего начинается настоящий космонавт?..

Маленький очкастый мальчик кричит – «надо есть больше каши!»

Правильно – отвечает Иван. Космонавт должен быть крепким.

Нужно заниматься спортом! – вторит ему другой
Да – отвечает Иван. Космонавт должен быть сильным. И еще умным. Ну а что самое главное? Самое-самое главное?..

Молчат, сопят,  переминаются с ноги на ногу. «Должен знать , куда лететь!» - вдруг кричит смуглый мальчик. «Это самое главное».

Крикнул, и сразу же смутился. Видно, что не в книжках родители прочли, а сам только что придумал. И имел в виду, конечно же, не о том, что хотел рассказать сейчас  детям пилот.  Но летчик улыбнулся, кивнул.

-Правильно. Самое главное – космонавт должен быть космонавтом в душе. Стремиться ввысь! Настоящий космонавт не обидит нового члена экипажа, а поможет ему адаптироваться. Адаптироваться – значит, дружить. Он подойдет и скажет – не плачь! Протянет руку!


Вот куда летит ракета?.. Правильно – вверх. А почему? Потому что ее туда НАПРАВИЛИ. Какими бы мощными ни были двигатели, каким бы прочным ни был металл. Какой бы совершенной ни была конструкция – тут Скарнович возвысил голос, он вдруг понял, что происходящее несколько выходит за рамки «посидеть с детьми», но остановиться уже не мог, да и не хотел.Дети, сами того не желая, заставили его осознать одну из истин, тех, которые составляют основу человеческого бытия.

-Если ракета не стремится вверх, если ее не направляет туда воля космонавта,  она летит... Куда? – правильно, в землю. И что с ней будет ?...

Повисла пауза.

-Ну же, смелее! Что же случится с ракетой, если она летит не вверх, а вниз?.... Разобьется… раздался неуверенный и робкий голос- …правильно. Разобьется.

И вот потому, чтобы стать космонавтом, нужно быть космонавтом в душе. А это значит – быть отзывчивым и добрым! Стремиться  вверх!..

-Вот девочка! Почему она плачет? Потому что она о-д-на.
Молчат, не верят, не понимают – но слушают.

Я мысленно улыбаюсь, представляя себе эту сцену. С детками, наверное, ещё никто так в жизни не говорил.
 А Скарнович рубил им правду-матку со всем жаром горячего двадцатидвухлетнего сердца.

-И ваш долг, как будущих космонавтов – принять нового члена экипажа…
Скарнович вдруг почувствовал, что главное – сказано. 

..но мы не хотим с ней лететь…
-Нет. Если она с вами в группе – она уже летит с вами. Ваша группа – это ваш экипаж космического корабля…Как будет называться космический корабль?...тут Иван  вспомнил, что на двери группы была табличка с надписью «Метелик»*. Давайте назовем его «Метелик»!..

Открылась дверь. Невеста забежала, запыхавшаяся, смущенная, раскрасневшаяся от быстрого бега -  «ну как вы»?..

«А мы, Светлана Валерьевна, решили лететь в космос» – очень серьезно сказал мальчик в круглых очках. «И Аню возьмем».

И так это было сказано, что Скарнович, чтобы скрыть смущение,  посмотрел в окно, где разлилась невероятная синь над зубчатой кромкой верб. А час спустя, как раз когда детки  шли на пляж,  нарочно пролетел над рекой, чтобы помахать им крыльями.

Вань, ты чего?-спросил КВС.
Да так..ход элеронов проверяю - ответил Скарнович и улыбнулся.

*Метелик (укр) - Бабочка

**Заголовок взят из детского стишка. Автор неизвестен, по-видимому, народное творчество.
«Летит, летит ракета
Вокруг большого света
А в ней сидит Гагарин
Простой советский парень
Ему четыре годика, он ходит в детский сад»


Рецензии
Люблю все светлое,чистое, прозрачное, поднимающее человека. Вот и этот рассказ о том же. Так много разговоров о добре и так мало его в жизни. Давайте работать на добро. С уважением Яцук И. М.

Яцук Иван   21.01.2019 23:21     Заявить о нарушении
Спасибо!! будем стараться

Евгений Гридько   27.11.2019 00:18   Заявить о нарушении