Грузия. Мцхет. По запискам С. А. Тучкова

Фото (2014): Собор Светицховели – место коронации
и погребения царей Иверии.


Марина Северчанская: Перевод главы 10 части «Мцхет» из книги «Записки Сергея Алексеевича Тучкова, 1766-1808». Авторы книги: Сергей Алексеевич Тучков, Константин Адамович Военский. Санкт-Петербург. 1908. с.184-186.




                Мцхет


Оставя Ананур, прибыли мы в Душет - местечко, принадлежащее царевичу Вахтангу, сыну покойного царя Ираклия; а оттуда в Мцхет, древнюю, давно оставленную столицу царей грузинских.Он лежит при самом соединении рек Куры и Арагвы. Это селение, как я пред сим сказал, не имеет ничего, кроме нескольких землянок, окруженных большою старинною каменною стеною с башнями, вновь строившегося и еще не оконченного патриаршего дома в два этажа и древней, весьма огромной, церкви в греческом вкусе с готическими украшениями.

Эта церковь построена из тесаного гранита, смешанного в украшениях с разного цвета камнями и мрамором. Другая же подобная ей и древностию превышающая первую, вовсе оставленная, находится вне замка, на другом берегу реки Арагвы, первая служит кладбищем царей грузинских, а последний из них Георгий XIII погребен в оной.

Сия церковь славится хранением самых достопамятных предметов, то есть, хитона, или верхней одежды I.X., о котором грузинская история следующее повествует:
во времена Спасителя Грузия находилась в зависимости от Римлян, которые набирали воинов изо всех подвластных им земель, равно и из Грузии. Один мцхетский уроженец был римским воином, находился при распятии Спасителя и получил по жребiю хитон Его, который привез он потом в свое отечество.

Я не видел сей достопамятности, хотя тогда, и потом несколько раз, были в церкви. Она хранится в пещере или весьма низком своде, устроенном внизу в стене с правой стороны. Вход в нее хотя устлан бархатом, обложенным галуном, но так низок, что в эту темную пещеру непременно должно ползти на коленях на протяжении нескольких сажень. Те, которые там были, сказывали, что там горит лампада, при свете которой видели они небольшой закрытый ковчежец, обитый бархатом; в нем хранится сия святая вещь [1].

Другие же грузинские историки повествуют, что некоторые iудеи во время последнего плена удалились и обитали в Грузии. Один из них, по имени Элiос, находился при распятiи и получил по жребiю сий хитон. Но так как евангелие ясно говорит, что именно воины метали жребiй об одежде I.X., а других воинов там, в Iерусалиме, не было, кроме римских, то следовательно, это не согласно с выше сказанным.

Грузинский царевич Давид Багратион, сын последнего царя Георгия XIII, из исторических записок которого взял я сию статью, выводит, как и все Багратионы, родословную свою от израильского царя Давида [2]. Поэтому имеет он в гербе своем арфу и пращ. Вообще, герб их разделен на пять полей: в средине св. Георгий, герб царства грузинского, сверху с правой стороны арфа, под нею - пращ, слева - хитон, а внизу - одноглавый орел, потому что грузинский царь Вахтанг Гурасланий имел в супружестве дочь греческого императора Макана, что произошло ок. 450 года по Р.Х. Нет никакого противоречия в том, что грузины есть один из древнейших народов в Азии, и что известен он в истории прежде многих европейских родов.

Древнейшая из всех греческая история, начинающаяся с баснословных времен, довольно пространно говорит о походе аргонавтов в Колхиду [3] и о похищении Язоном золотого руна. Между тем видим мы по истории грузинской, что Колхида, нынешняя Мингрелия, в истории с Имеретиею и Грузией не раз составляли одно государство и один народ. Наречие и в некотором отношении нравы их мало один от другого разнятся.

Колхида, названная так греками, получила свое наименование может быть не без причины. Слово «Колхида» не есть греческое, а грузинское. Оно знаменует на их языке, с изменением только одной буквы, то есть «о» в «а», вместо «Колхиды» - «Калхида», или «Кал-хидэ», в переводе «девичий мост».
На границе Мингрелии и Имеретии есть и поныне урочище, известное под именем Калхидээ, на котором находятся древние развалины  каменного моста чрез реку Рион (древний Фазис). Предание наглядно говорит о сих развалинах, что будто одна их царевна, обольщенная греческим путешественником, бросилась с сего моста в реку и там погибла. Поэтому урочище сие получило название Калхидэ или Девичий мост. Это имеет некоторое сходство с баснословною повестию и об аргонавтах.

Основание Мцхета теряется в древности. Грузинская история приписывает оное некоему Мцхетону, происшедшему в седьмом поколении от Ноя и владевшему Грузией. Во время правления грузинского царя Мариана, сына столь известного персидского Шаха Хозроя, Грузия приняла христианский закон, что произошло в начале IV-го века. Царь Мариан крещен был в 312 году, и греческий император Константин Великий послал к нему для утверждения христианства Евстафия, епископа Антиохийского.

В 455 году царь Вахтанг Гургаслан построил при реке Куре город Тифлис, где до того была небольшая крепость, основанная персами. Сын же его Дачи перенес туда столицу царей грузинских.

Грузины имеют свой особенный язык, письмо и книгопечатание, распространяющиеся в Имеретию и Мингрелию. Но он, по словам их историков, состоит из смешения сирийского, персидского, греческого и арабского.

1800г.


ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] После Вознесения Господня апостолы кидали жребий, дарованный Богом, и земля Иверская досталась в первый вечный удел Пресвятой Марии - Богоматери. Апостолы по жребию получают землю, где они должны благовествовать. Но послан был апостол Андрей Первозванный. В Житие Богородицы говорится: Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой». Вторым уделом стал гора Афон и ее предместья, куда Богородица в 48 году прибыла вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, утвержденных царем Иродом в Палестине. 
В 55 году св. апостол Андрей Первозванный через территорию Анатолии отправился с известиями о Иисусе Христе и проповедями о христианстве к народам, населяющим территории Кавказских гор. Он освятил землю и поставил крест на Восточной горе против Мцхета (Верхняя Картлия), освятил землю и поставил крест на горе у города Греми (Верхняя Кахетия), на этом месте стоит Церковь св. Архангела Михаила, поставил крест на «белой горе» - современное название ее Казбек (См. Деяния апостолов и Житие Андрея Первозванного). В связи с генеалогической и исторической связью Иисуса Христа с Кавказом, древняя Имеретия (по имени Иммера, Неем. 7:61) в земле Айя является колыбелью корня царя Иессея (колено Иуды), от которого по пророчеству произошел Спаситель. В Книге Бытие упоминается, что некая принцесса Ризфа (ц.слав. Ресфа, рус. синод. Рицпа), дочь царя Айя (ц.слав. Иоля, груз. Ай), в качестве дани уважения была отдана в наложницы царю Саулу (колено Вениамина), и брат Ризфы, царь Ишбошет (ц.слав. Иевосфей), был оскорблен тем, что двоюродный брат Саула, военачальник, не хотел допускать девушку к царю и решил ее испортить (груз. 2Царств 3:7), что явилось причиной развившегося конфликта. Далее, Ризфа стала матерью двух сыновей от царя Саула, Армона и Мефибошета (ц.слав. Мемфивосфея), но Саул этих своих детей вместе с пятью сыновьями своей дочери Михалы (ц.слав. Мелхолы), бывшей жены царя Давида, сына Иессея, отдал на расправу гавоанитянам, которые «повесили их [на солнце] на горе пред Господом*. И погибли все семь вместе» (2Царств 21:8-9).
Не будет противоречивым, если сам апостол Андрей передал какие-нибудь реликвии земле древних грузинских царей. Забальзамированная голова апостола с памятного 13 декабря 62 года до марта 1461 года хранилась в городе Патры на Пелопоннесе. 7 марта 1461г. деспот греческой Мореи Фома Палеолог, отец будущей Великой Княгини Московской Софии, лично отдал христианскую реликвию Папе Римскому Пию II в обмен на убежище в Италии от турок и надежду сохранить остатки византийского престола Морею, еще, в добавок, сменил православную веру на католическую. Через неделю Пий II, которому Фома Палеолог преподнес святыню, наградил его орденом «Золотой розы».    
*«Повесили их [на солнце]» — распяли на сооружении, символизирующем изображение поклонения Солнцу.

[2] Династия Багратиони является младшей ветвью древней армянской династии Багратидов, известной по крайней мере с I века до н. э.
Стратег царя Армении Тиграна II Великого (95—55 гг. до н. э.) и его наместник в Сирии и Киликии Багадат является наиболее ранним из известных представителей этого рода.
Грузинский историк XI века Сумбат Давитисдзе возводит род к Клеопе, брату Иосифа,  об­руч­ни­ка Пре­свя­той Де­вы Ма­рии. «Клеопа был же­нат на до­че­ри Иоси­фа (чрез пять лет по воз­вра­ще­нии из Егип­та в На­за­рет) Mapии (Ин. 19:25). С этою Mapиею осо­бен­но друж­на бы­ла Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия и они жи­ли как род­ные сест­ры» (Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.). Согласно Сумбату Давитисдзе, один из потомков Клеопы — Соломон — имел семерых сыновей, которые отправились из Палестины в Армению и Акилисену, где приняли крещение. Трое из братьев остались в Армении. Одного из этих братьев звали Багратом, и он явился родоначальником армянских Багратидов. Четверо прибыли в Картли, из них одного избрали эриставом Картли, и его потомками являются Багратионы Картли.

Ованес Драсханакертци (845/850—929), историк и католикос, в «История Армении» утверждает происхождение рода Багратуни от иудейского царя-пророка Давида, отцом которого является праведный Иэсе (Иес­сей, «Древо Иессеево»), также через женскую линию от корней князей Моава (Руфь), Ханаана (Рахав). Та же самая родословная линия выводится византийским императором Константином Багрянородным, принадлежащим к Македонской (Армянской) династии, в трактате «Об управлении империей» (948—952).
 
На более древних источниках основывается также армянский историк V века Мовсес Хоренаци в «История Армении», как и многие другие, что грузинский царский род Багратионов вышел от царей Древней Армении из династии Айкидов (Айказуни). Отсюда название страны Айастан (страна Хай с XXVIв. до н.э.). Эта династия первых царей Древней Армении правила c 2492 года до н. э. до 325 года до н. э. Айк (Хайк) Наапет (в «Картлис цховреба»: Хайос, 2107—2027 до н. э.) — прародитель армянского народа, а также основоположник легендарной династии Айказуни.
 
Хайк является старшим из трех сыновей библейского патриарха Фогарма (ивр. Тогарма, арм. Торгом, груз. Таргамос), от Гамера (груз. Таргима), который был старшим сыном Иафета. От Гамера произошел род киммерийцев, которые заселили Краснодарский край, Крым, Тамань. Они стали предками кельтов, от которых, в свою очередь, произошли ветвь галлов (скандинавы, викинги, франки) и скифов (греко-германские народы от Аскеназа). Предком грузин был Тубал (Фувал) - другой сын Иафета, жителей Тбилиси называют народом Тубала, или тубалийцами. Их земля - Кавказская Иберия. Другие потомки Тувала ушли на Запад, в Испанию, и там их Земля называется Иберией испанской, а народ - басками.

Летом 2492 года до нашей эры лидер общины Айк перешел из Месопотамии на побережье Вана, во главе с 300 мужами с их семьями. Айк основал армянское государство и начертил его границы вокруг трех озер: Ван (ю-в совр. Турция), Урмия (с-з совр. Ирана) и Севан (совр. Армения), а все вместе — вокруг горы Арарат. А среди сыновей его выделялось восемь человек, герои сильные и славные.
Восемь сыновей Тогарма заселили следующие территории: Хайк — Армения, Картлос —Картли (Грузия), Эгрос — Мегрелия, Бардос — Азербайджан, Мовакан — Грузия, Южная Осетия, Абхазия (с груз. Гергара Малхбалехь, часть Турции и Азербайджана) и Эрос (с груз. Eiro, с арм. Наири) — античная Кавказская Албания (перс. Арран, сир. Аран), Кавкас — Северный Кавказ (вайнахи - Чечня, Ингушетия), и Лекос — Дагестан. Эти восемь братьев были герои.

В «Картлис цховреба»: «Хайос же был героем более других, ибо такого никогда не было ни до потопа, ни после, ни телом, ни силой, ни мужеством.
После разделения языков, когда построили в Вавилоне башню и разделились там языки, и оттуда рассеялись во все страны, обосновался этот Таргамос со своими родичами между тех двух недоступных гор, между Араратом (Армянские альпы) и Масисом (Армянское нагорье, совр. б. Арарат)... границы его страны, доставшейся ему в удел, таковы: на востоке — море Гургенское (Гирканское: Дербентское, совр. Каспийское), на западе — море Понтийское (совр. Черное), на юге — гора Оретская (совр. Эльбрус), а на севере — гора Кавказ (горная цепь простирается более чем на 1100 км с северо-запада на юго-восток от Черного моря (район Анапы) до Каспийского моря)...Но больше не вмещала страна Араратская и Масисская, разделил Таргамос страну и роды свои между этими восьмью героями: половину рода своего и лучшую половину страны своей дал
Хайосу, а семерым этим дал долю их согласно старшинству. Повел этих семерых к северу и разделил страны согласно их достоинству... и был Хайос правителем и господином над всеми этими семью героями, которые все были покорны Хайосу. А все восемь братьев вместе подчинялись Неброту (рус. Нимроду), герою, который был первым царем всей земли» (в начале царство Нимрода составляли «Вавилон, Эрех (греч. Орех, груз. Е"рех), Аккад (греч. Архад) и Халне (греч. Халлани, груз. kalne), в земле Сеннаар (груз. страна Шинар, арм. Шинкар, ср. тур. shinar - чинар)» — (Быт.10:10; 11:2).
   
Хайк II (606—570 до н. э.) был союзником Навуходоносора II (634—562 до н. э.), сына Набопаласара. При нем захвачен Иерусалим и уничтожен Первый Храм (Соломона) в 586 году до н. э.. Во время правления Кира II Великого монархии Ахеменидов в Мцхет переселилось много евреев.

От Гамера (Тогармы) произошел царский род Юсуфов по имени последнего царя Хазарского каганата Иосифа («царь Тогармский» Юсуф, Х век, Дом Буланиды), который заключил династический брак с яско-аланской (осетинской) принцессой, о чем рассказано в «Джагфар тарихы», своде древнебулгарских летописей, и был побежден 22-летним князем Святославом Игоревичем в 965 году. Царь Тогармский Юсуф в переписке с реб. Хасдаем, главой сефардийской диаспоры, писал, что от Тогармы происходят 10 родов. Сам царь Юсуф вел свою родословную от седьмого сына Тогармы по имени Хазариг (Хазар), в честь которого называлась его империя Хазария (Хазарский каганат). Прежде чем перенести великокняжеский престол в Киев после победы Олега Вещего над хазарами, для Рюриковичей Киев служил укрепленным пунктом для сбора дани для лейданга на пути к трем морям, на скандинавский манер называемый Сарматас. Когда еще не было Киева, на начало 1 века эти территории многие столетия принадлежали Скифии.
Здесь около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого образовался третий удел Девы Марии из четырех, который дан ей в вечное пользование по жребию, метавшемуся апостолами после Вознесения Господа Иисуса Христа. В честь  этого создалась великая Киево-Печерская лавра. Четвертый удел Богородицы в современном Дивеево.   

В Византийских, армянских и грузинских древних летописях содержатся сведения о династических браках монарших особ, аристократов с осетинскими принцессами. Грузинский царь Георгий I (998/1002— 1027) был женат на принцессе Альде Аланской, и его старший сын Баграт IV Куропалат (1018—1072) также был женат на принцессе Борене, дочери аланского царя Урдуре, от которой имел сына княжича Деметрия. И потомки Деметрия стали высшей аристократией не только в Алании, но и в Византии, как члены императорской семьи.
И советский (СССР) вождь из аланского рода Иосиф Джугашвили (1878/79—53) и его потомки заключали браки с грузинскими дворянами (Дом Сванидзе).    

В 1008 - 1010 г.г. царский дом Багратионов (Баграт III), происходивших из турецкой об­лас­ти Спе­ри (совр. Ис­пир), и от ца­ря Вахтан­га I Гор­га­са­ла, с VI века занявшего высокое положение в Закавказье, в союзе с Византией сумел консолидированно объединить враждующие народы и территории в сильное, самостоятельное государство - Единое Грузинское царство с присоединением Кахети и Эрети. При правлении Давида IV — Строителя (род.1073г.— ум.1125г.), объединившего грузинские княжества, в состав Грузинского царства входили Армения и Ширван.
Под натиском исламских государств Грузия распалась (1490г.) на княжество Самцхе-Саатабаго (династия Джакели), Картлийское царство, Кахетинское царство, Имеретинское царство. Самцхе-Саатабаго не устояло под экспансией Османской империи и окончательно прекратило свое существование в 1628 году. В 1762 году образовано восточно-грузинское Картли-Кахетинское царство (царь Теймураз II и его сын царь Ираклий II). В это время царь Ираклий неадекватно взвесил свое политическое положение и расчет на будущие свои силы между Османами и Романовыми, находясь между ними, как между молотом и наковальней. И пытался выторговать у Екатерины II за спокойствие России своих границ у грузинской территории «странные и совсем не по времени учинённые предложения». На условия царя Ея Императорское Величество Екатерина II сообщила своей грамотой, что военная помощь Грузии в настоящее время для России невыгодна.

В конце 1782 года царь Ираклий II просил Е. И. В. Екатерину II принять Грузию под покровительство Российской империи. И 24 июля 1783 года «Во имя Бога всемогущего единого в Троице святой славимого» в крепости Святого Георгия Победоносца был подписан Трактат о покровительстве и верховной власти Российской империи над Картлийско-Кахетинским царством: «Сей договор делается на вечные времена» (См. Георгиевский трактат).

В январе 1801 года по ходатайству Ираклия II император Павел I включил Картли-Кахети в состав Российской империи. А в сентябре сын Павла I император АлександрI объявил Восточную Грузию российской губернией.

[3] Колхида — историческое название Мингрелии (совр. рус. Мегрелия), выделившейся из Имеретинского царства династии Багратионов, которое по ира­но-турецкому Амасийско­му мир­но­му до­го­во­ру 1555г. стало вассалом Османской империи. Мингрельские владетельные князья — род Дадиани, потомки которых живут в настоящее время, в сопротивлении Османам в 1649г. пытались получить поддержку Москвы, однако посольство от царя Алек­сан­д­ра III ожидаемой помощи не получило, дабы не вступать в конфликт с турками, и лучшим вариантом обретения независимости был военный союз с ца­рем Карт­ли-Ка­хе­тинского княжества Ирак­ли­ем II (1758). Полностью притязания Турции были прекращены после победы России в войне с турками 1768—1774 годов. А 24 июля (4 августа) 1783 года Ираклий II подписал договор с императрицей Екатериной II о переходе Грузии под протекторат России, так как только Россия могла защитить Грузию и от притязаний Персии (см. Георгиевский трактат).
Имеретинское царство перешло под покровительство Российской империи только в 1810г. и бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Име­ре­тин­скую об­ласть. В это же время князь Гри­гол Да­диа­ни (1788—1804) кон­флик­товал с име­ре­тин­ским ца­рем Со­ло­мо­ном II и за покровительством также об­ра­тил­ся к Рос­сийской империи через посольство в лице грузинского наместника Павла Цицианова из рода влиятельных князей Цицишвили. 20 марта 1804 года Мингрелия приняла российское подданство. При слабости политического положения князья не могли оградить свои владения от турецкого нашествия (Крым­ская вой­на 1853—1856) и внутренних конфликтов (восстание фермеров и крестьян 1856—1857). Княжество было упразднено в 1867 году после отказа от своих владетельных прав князя Ни­ко Да­диа­ни и стало частью Кутаисской губернии Российской империи.
Герб рода князей Дадиановых (князья имеретинские) внесен в Часть 6 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 2.

Под покровительство Российской империи так же вошло Гурийское княжество. В ходе турецкого военного нашествия Российской империей было подчинено Гянд­жин­ское ханст­во (1804г.), в войне с персами (1805г.) - Ка­ра­бах­ское, Ше­кин­ско­е и Шир­ван­ско­е хан­ст­ва, Шу­ра­гель­ский сул­та­на­т и Бакинское княжество.   


 


Рецензии
Я восхищён вами!

Юрий Казаков   20.07.2019 21:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за такой высокий отзыв.)) Это очень приятно, когда собственный труд оценивается людьми выше, чем рассчитываешь.
С признательностью,М.

Марина Северчанская   20.07.2019 22:12   Заявить о нарушении
ПРОСТО НАПИСАЛА ИСТОРИЮ - ВЫБОРКОЙ И Я БЛАГОДАРЕН ЕЙ ,ЧТО НЕ НАДО РАЗЫСКИВАТЬ - ПРОСТО ПАДАЮ ЕЙ В НОГИ!!!!!!!!!!!!!!!!

СПАСИБО!!!!!!!!!!!

Сергей Токарев -Маринин   10.11.2020 16:26   Заявить о нарушении