Люди иной национальности
Я относился к своим животным, что к ужу, к черепахе, к коту... как к некой эманации людей. Как к людям иной национальности, что ли. И когда я в детском возрасте прочитал об условных и безусловных рефлексах, то у меня возникло агрессивное отношение к нобелевскому лауреату Павлову. Поначалу, хотя я прекрасно понимал, что такое рефлексы и в чём они проявляются не только у животных, но и у людей, не помню по каким причинам у меня к Павлову возникло агрессивное отношение. Я сейчас конечно не помню где и что я читал на эту тему, но, спустя некоторое время, я где-то вычитал, что в процессе своей научной деятельности Павлов замучил 142 собаки, в течение многих лет отрабатывая методику включения фистулы в пищевод собак. Меня самого очень интересовала причина моего агрессивного отношения к Павлову, хотя в те времена исключительно на рефлексах строилось объяснение поведения животных. Никто не сомневался в том, что животные не обладают разумом и ими руководят исключительно рефлексы.
Впоследствие я понял, на чём строилась моя интуитивно вызванная агрессия к Павлову. Дело в том, что Павлов был родом из глубоко религиозной семьи и сам был верующим. По его понятиям животные, которым со всей очевидностью бог был до лампочки, не могли обладать разумом. Именно по этой причине настойчиво продвигалась мысль о том, что только рефлексами можно объяснить поведение животных, которые не обладают психикой, а лишь каким-то эрзацем психики, свойственной людям. У меня было много собак и котов. У меня было и пару тысяч знакомых. Немалое число из этих знакомых обладало психикой, очень похожей на эрзац психики моих собак и кошек.
Свидетельство о публикации №218122801660