Индустриализация СССР и Альберт Кан

Альберт Кан родился в Германии в 1869 году. Он был старшим сыном раввина в городе Раунене. Эмигрировал с родителями в США в 1880 году. Семья была большая, жили трудно. В 12 лет он бросает школу и  устраивается "мальчиком на побегушках" в архитектурную фирму Масона в Дейтройте. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. А, возвратившись в Детройт, он в 1902 году создает собственную проектно-архитектурную компанию "Albert Kahn Associates Incorporated" (АЛА), которая успешно просуществует более ста лет.
 
В мировой истории промышленного производства ХХ века имя Альберта Кана не просто широко известно.
Оно находится на недосягаемой для многих корифеев-архитекторов высоте, так как неразрывно связано с поистине эпохальным изобретением индустриальной эры – методикой скоростного поточно-конвейерного производства архитектурно-строительной проектной документации. Эта методика произвела подлинную революцию в архитектурной проектной деятельности, так как превратила проектирование из «художественного творчества» в «индустриальное производство».

Изобретенная и практически внедренная А. Каном в деятельности возглавляемой им фирмы, она, фактически, представляла собой особую технологию проектного дела, которая позволяла создавать комплекты чертежей крупных промышленных предприятий в немыслимо короткие сроки. И потом также стремительно реализовать их, так как проектные решения изначально увязывались с сортаментом конструкций и монтажно-техническими возможностями строительных подрядных фирм, производящих работы.

РАБОТА В СССР

В 1928 году был приглашён в СССР для участия в индустриализации. Приехал в Москву с 25-ю инженерами, и в течение двух лет подготовил более 4000 специалистов, между 1929 и 1932 годами спроектировал и организовал строительство 571 объекта. Это в первую очередь тракторные (то есть танковые) заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; прокатный стан в Москве; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Люберцах, Магнитогорске, Сормово, Сталинграде; механические цеха в Челябинске, Люберцах, Подольске, Сталинграде, Свердловске; сталелитейные цеха и прокатные станы в Каменском[8], Коломне, Кузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Верхнем Тагиле, Сормово; подшипниковый завод в Москве, Волховский алюминиевый завод; Уральскую асбестовую фабрику и многие другие. В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев.

Сталинградский тракторный завод проектировали в США , там его построили  из материалов и оборудования США, потом разобрали, перевезли на 100 судах и за 6 месяцев собрали.

В индустриализации СССР принимали участие и другие зарубежные фирмы. С 1930 по 1940 гг в СССР иностранными фирмами было спроектировано и организовано строительство 1500 заводов и фабрик с жильём для рабочих.

Многие стройки в СССР стали «интернациональными». Так, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой Arthur McKee на проектирование Магнитогорского металлургического комбината, а с германской компанией Demag – на проектирование его прокатного цеха, еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. Объединение «Всехимпром» имело 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии.

Всего же за предвоенные годы было построено около 9 тыс. только крупных объектов промышленности, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-45 гг.


Рецензии
Прочел статью с большим интересом, хотя конечно же знал об этом в общих чертах. Я пришел на работу в Высоковольтные Сети в 1951 году и попал на перифирию в область, т.е в высоковольтный район охватывающий восточную часть Ленинградской области. все наши рабочие были из деревень. И я не согласен с пренебрежительным отношением к селянам. Они воспитаны в деревне все уметь и крышу отремонтирвать, и валенок починить, и печку сложить и т.д. Так они и на нашем производстве (а я работал по релейной защите и автоматике) старались все освоить, ко всему приглядеться. Потом я перешел на рвботу в район, обслуживающий центр Ленинграда. Другие люди. Они кичились своим неумением. Просишь дежурного папку подклеить, а тебе в ответ - а я не перплетчик.
Теперь по делу. В области после войны уже почти все оборудование было отечественным. Прищло время 1976 год, я был переведен в высоковольный район в центре Ленинграда. Там большинство оборудования было поставлено импортное во времена строительства Волховской ГЭС. Однажды я выразил недоумение старому работнику - зачем под основание синхронного компенсатора уложена стальная плита, привезенная из Швеции. Можно было такую и в СССР отлить или сделать из железобетона. Он объяснил, что шведы старалисть побольше и потяжелее привезти всего, так как все оплачивалось золотом. Во всяком случае можно сказать, что энергетика после войны полностью обеспечивалась отечественным оборудованием.

Артем Кресин   06.04.2019 14:31     Заявить о нарушении
Волховская ГЭС была построена в 1926 году. Тогда СССР вряд ли мог чего-то делать самостоятельно, поэтому и плита была импортная. Спасибо за прочтение и отзыв. С уважением.

Валентин Курмышов   06.04.2019 15:08   Заявить о нарушении
Но думаю, что страна может гордиться. В послевонные годы на отечественном оборудовании строилсь вся энергетика, ничего не закупалось за рубежом.А если и закупалось, то не потому, что не могли, а потому что требовалось больше, чем производилось. И дефицита специалистов тоже не было. Когда я начинал работать, вокруг меня были классные инженеры.

Артем Кресин   06.04.2019 18:26   Заявить о нарушении
Да, потом были отечественные разработки, но задел сделал Альберт Кан. Ведь его заводы до сих пор в строю.

Валентин Курмышов   17.07.2019 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.