Великие люди творчество и жизнь

Великие люди: творчество и «человеческое, слишком человеческое»

„Интересоваться жизнью писателя, потому что вам нравится его книга — все
равно что интересоваться жизнью уток, потому что вам нравится фуа-гра.“
Маргарет Этвуд


"Я читаю про Великих Людей —
Кто был циник, кто тиран, кто злодей.
И обидно слышать мне от родни,
Что не великий я, как «те"вон, как «они»...

Тимур Шаов, "И На Солнце Бывают Пятна"

Нередко приходится слышать рассуждения и споры на тему: надо ли разделять личность писателя (поэта, художника) на творчество и на его человеческое поведение?
Приводятся разные примеры, особенно часто фигурирует А. С. Пушкин: великий поэт, – но игрок, бретер и соблазнитель чужих жен. Как мы можем им восхищаться, возмущаются некоторые, при таких его несовершенствах? Наш кумир-то как человек просто ужасен.
На эти упреки А. С. сам ответил в стихотворении «Поэт»:
 «Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он».
И далее по тексту…

Могу только заметить, что игроков, бретеров, донжуанов во все времена пруд пруди, а автор «Евгения Онегина» и сотни гениальных стихов – один-единственный.
Людей, способных на хулиганские поступки в пьяном состоянии, не счесть, а вот только Сергей Есенин оставил нам свои волшебные стихи, которые сложились в песни, близкие каждому русскому человеку.
О хулителях Высоцкого, буквально сжигавшего себя на костре уникального творчества, и говорить не приходится.
Примеры можно приводить бесконечно…
При этом в обыденной жизни к бездарным и пустым людям с подобными же недостатками строгие порицатели нравственности талантов относятся вполне снисходительно, даже сочувственно. Любое безобразие и даже преступное деяние они готовы оправдать: «Так ведь он не со зла, а по пьяни. Он уже ничего не помнит. Что с него взять?»

Возможно, повышенные требования к талантам вызваны завистью, которая, как известно, есть проявление ненависти. «Чем он лучше меня? Вон ведь сколько недостатков. И за что ему этот творческий дар пожалован?  Почему я должен им восхищаться? Ведь это меня принижает»
Недаром Джонатан Свифт писал: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».
А его соотечественник критик и эссеист Макс Бирбом заметил: «Я не знал ни одного гениального человека, которому бы не приходилось платить –  физическим недугом или духовной травмой - за то, чем наградили его боги».
И еще:  «Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений все-таки плохо кончит».
К несчастью, нередко эта надежда сбывается.

Хочется спросить обличителей пороков великих людей: а Вы лично что такое ценное внесли в культурную копилку человечества, чтобы иметь право судить людей, более одаренных, если не гениальных?
Ведь им жилось куда трудней, чем вам и всем прочим людям.

Выдающийся немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» писал: «Психически здоровый человек…находясь в сносных условиях, не станет творить ни безобразий, ни стихов; однако чем менее устойчиво внутреннее равновесие человека, тем легче внешние толчки могут довести его до этих крайностей»…

«То необыкновенное, что совершают эти люди, предполагает весьма тонкую душевную организацию, способную к редкостным восприятиям и уловлению небесных голосов. Ну, а такая организация с миром в ссоре, и элементы ее легко нарушаемы, и ранимы, и продолжительным недомоганиям легко подвержены». (Эккерман. Разговор с Гете).

 Учитывая все это, мы должны быть бесконечно благодарны творческим людям, обогатившим и украсившим нашу трудную и скудную жизнь.

Что же касается упреков относительно их небезупречной нравственности, то, как заметил один умный человек, «если бы ваша жена была ангелом, вы бы не встретили ее на земле».


Рецензии
Вы пишете, что Пушкин, хотя он и гений, но мы знаем его послужной список и я вот только от Вас узнала, что он любил соблазнять чужих жён. Может, он делал это невольно, как поэт, который не может без музы. Но как интересно сыграла судьба с ним злую шутку, словно оправдывая пословицу: "Не поступай с ближним так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой", и вот его жену тоже пытаются соблазнить, и он гибнет на дуэли, защищая её и СВОЮ честь.

Что самое противное в мещанстве, так это то, что гениев мы оцениваем по достоинству только после их смерти, а при жизни гнобим до невозможности. И Высоцкий об этом писал в стихах, что в Росии любят чествовать мертвецов, которых сами и довели до могилы. Вспомним Лермонтова "Смерть поэта". Много тому примеров. А при жизни Высоцкого алкашом да уркой называли, хотя он ни разу не сидел. Он сам об этом пел часто. И хотя его вторая жена и говорит, что ему было плевать, что его не взяли в союз композиторов или что у них там ещё есть, где все бездарности пасутся в основном, но это неправда. Ему было обидно, как и любому живому человеку, а живее и страстнее, чем Высоцкий, никого и не найдёшь.

Но здесь всё таки речь о том, что писатель и поэт - это в некотором роде врачеватель душ, который несёт в мир свет, а ведь мы знаем, что лучше это делать на собственном примере. Возможно, что мы не верим таланту тогда, когда вдруг застаём пятно на его биографии. Ведь тот же Пушкин писал "Гений и злодейство не совместимы", а получается, что гениальность и пороки вполне уживаются друг с другом. Это всё равно, как если прочитал стих о долге и чести, а потом узнал, что его автор - негодяй, и это полное разочарование. Больше и стихов его читать не хочешь. Но негодяй негодяю рознь. Про Высоцкого я не могу сказать, что он - негодяй, потому что он разрушал себя, но этим причинял боль другим. Но можно ли его винить в этом? Невольный грех. Вместе с ним можно обвинить и его близких и всё общество, которое мирилось и до сих пор мириться с этим пороком. Да и порок ли это теперь?

Мы стали терпимы не к людям, а к их порокам. И теперь готовы простить любую подлость и нечестность просто потому и для того, чтобы потом простили это нам.

Любовь Коваленко   17.03.2019 10:41     Заявить о нарушении
"Мы стали терпимы не к людям, а к их порокам. И теперь готовы простить любую подлость и нечестность просто потому и для того, чтобы потом простили это нам".

Не знаю, Любовь, кого Вы имеете в виду, но я отнюдь не готова прощать подлость и прочие проявления непорядочности, да и от грубых людей стараюсь держаться подальше.
И прощения от негодяев уж точно не жду.

А вообще, интересно, как читающий видит в тексте то, о чем автор вовсе не писал. Значит, какая-то фраза вызвала цепь его личных мыслей и ассоциаций.
Это интересно.

Елена Пацкина   30.01.2019 23:55   Заявить о нарушении
всё верно, от ваших мыслей и мне хочется думать, и иногда цепь размышлений заводит меня далеко в другую сторону от того, с чего начинала... от грубых людей хотелось бы держаться подальше, но ведь они везде, их так много, что сталкиваешься с ними кажый день и по нескольку раз, потому что мы живём в обществе, но слова Аристотеля, что человек становится зверем вне общества как-то странным образом перевернулись, и человек становится зверем, то есть грубым существом среди себе подобных, опровергая слова мудреца

Любовь Коваленко   31.01.2019 11:14   Заявить о нарушении
Я не стучусь в открытую дверь, как вы выразились, а просто пытаюсь до всего дойти своей головой, а не ссылаться на мнение авторитетов. Гораздо интереснее, когда сначала сам делаешь вывод,а уже потом находишь подтверждение у великих людей, а не наоборот, как было в детстве. Теперь это находит отклик в сердце, а тогда принималось чисто на веру. В том разница...

Мнение Зощенко о том, что двойственность и противоречивость губительны для организма. Например, Пушкин не смог побороть в себе своё двойственное отношение ко двору, и стал искать смерти. "Настроение ищет объект". А Гёте был мудрее, и стал министром.
Вообще, звериная жестокость говорит о том, что у человека железные нервы. Но хорошо ли то, что у зверя железные нервы? Спорный вопрос.

Любовь Коваленко   17.03.2019 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.