Великие люди творчество и жизнь
„Интересоваться жизнью писателя, потому что вам нравится его книга — все
равно что интересоваться жизнью уток, потому что вам нравится фуа-гра.“
Маргарет Этвуд
"Я читаю про Великих Людей —
Кто был циник, кто тиран, кто злодей.
И обидно слышать мне от родни,
Что не великий я, как «те"вон, как «они»...
Тимур Шаов, "И На Солнце Бывают Пятна"
Нередко приходится слышать рассуждения и споры на тему: надо ли разделять личность писателя (поэта, художника) на творчество и на его человеческое поведение?
Приводятся разные примеры, особенно часто фигурирует А. С. Пушкин: великий поэт, – но игрок, бретер и соблазнитель чужих жен. Как мы можем им восхищаться, возмущаются некоторые, при таких его несовершенствах? Наш кумир-то как человек просто ужасен.
На эти упреки А. С. сам ответил в стихотворении «Поэт»:
«Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он».
И далее по тексту…
Могу только заметить, что игроков, бретеров, донжуанов во все времена пруд пруди, а автор «Евгения Онегина» и сотни гениальных стихов – один-единственный.
Людей, способных на хулиганские поступки в пьяном состоянии, не счесть, а вот только Сергей Есенин оставил нам свои волшебные стихи, которые сложились в песни, близкие каждому русскому человеку.
О хулителях Высоцкого, буквально сжигавшего себя на костре уникального творчества, и говорить не приходится.
Примеры можно приводить бесконечно…
При этом в обыденной жизни к бездарным и пустым людям с подобными же недостатками строгие порицатели нравственности талантов относятся вполне снисходительно, даже сочувственно. Любое безобразие и даже преступное деяние они готовы оправдать: «Так ведь он не со зла, а по пьяни. Он уже ничего не помнит. Что с него взять?»
Возможно, повышенные требования к талантам вызваны завистью, которая, как известно, есть проявление ненависти. «Чем он лучше меня? Вон ведь сколько недостатков. И за что ему этот творческий дар пожалован? Почему я должен им восхищаться? Ведь это меня принижает»
Недаром Джонатан Свифт писал: «Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него».
А его соотечественник критик и эссеист Макс Бирбом заметил: «Я не знал ни одного гениального человека, которому бы не приходилось платить – физическим недугом или духовной травмой - за то, чем наградили его боги».
И еще: «Завидуя гению, бездарь тешит себя надеждой, что гений все-таки плохо кончит».
К несчастью, нередко эта надежда сбывается.
Хочется спросить обличителей пороков великих людей: а Вы лично что такое ценное внесли в культурную копилку человечества, чтобы иметь право судить людей, более одаренных, если не гениальных?
Ведь им жилось куда трудней, чем вам и всем прочим людям.
Выдающийся немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер в своей книге «Гениальные люди» писал: «Психически здоровый человек…находясь в сносных условиях, не станет творить ни безобразий, ни стихов; однако чем менее устойчиво внутреннее равновесие человека, тем легче внешние толчки могут довести его до этих крайностей»…
«То необыкновенное, что совершают эти люди, предполагает весьма тонкую душевную организацию, способную к редкостным восприятиям и уловлению небесных голосов. Ну, а такая организация с миром в ссоре, и элементы ее легко нарушаемы, и ранимы, и продолжительным недомоганиям легко подвержены». (Эккерман. Разговор с Гете).
Учитывая все это, мы должны быть бесконечно благодарны творческим людям, обогатившим и украсившим нашу трудную и скудную жизнь.
Что же касается упреков относительно их небезупречной нравственности, то, как заметил один умный человек, «если бы ваша жена была ангелом, вы бы не встретили ее на земле».
Свидетельство о публикации №218122901651
Что самое противное в мещанстве, так это то, что гениев мы оцениваем по достоинству только после их смерти, а при жизни гнобим до невозможности. И Высоцкий об этом писал в стихах, что в Росии любят чествовать мертвецов, которых сами и довели до могилы. Вспомним Лермонтова "Смерть поэта". Много тому примеров. А при жизни Высоцкого алкашом да уркой называли, хотя он ни разу не сидел. Он сам об этом пел часто. И хотя его вторая жена и говорит, что ему было плевать, что его не взяли в союз композиторов или что у них там ещё есть, где все бездарности пасутся в основном, но это неправда. Ему было обидно, как и любому живому человеку, а живее и страстнее, чем Высоцкий, никого и не найдёшь.
Но здесь всё таки речь о том, что писатель и поэт - это в некотором роде врачеватель душ, который несёт в мир свет, а ведь мы знаем, что лучше это делать на собственном примере. Возможно, что мы не верим таланту тогда, когда вдруг застаём пятно на его биографии. Ведь тот же Пушкин писал "Гений и злодейство не совместимы", а получается, что гениальность и пороки вполне уживаются друг с другом. Это всё равно, как если прочитал стих о долге и чести, а потом узнал, что его автор - негодяй, и это полное разочарование. Больше и стихов его читать не хочешь. Но негодяй негодяю рознь. Про Высоцкого я не могу сказать, что он - негодяй, потому что он разрушал себя, но этим причинял боль другим. Но можно ли его винить в этом? Невольный грех. Вместе с ним можно обвинить и его близких и всё общество, которое мирилось и до сих пор мириться с этим пороком. Да и порок ли это теперь?
Мы стали терпимы не к людям, а к их порокам. И теперь готовы простить любую подлость и нечестность просто потому и для того, чтобы потом простили это нам.
Любовь Коваленко 17.03.2019 10:41 Заявить о нарушении
Не знаю, Любовь, кого Вы имеете в виду, но я отнюдь не готова прощать подлость и прочие проявления непорядочности, да и от грубых людей стараюсь держаться подальше.
И прощения от негодяев уж точно не жду.
А вообще, интересно, как читающий видит в тексте то, о чем автор вовсе не писал. Значит, какая-то фраза вызвала цепь его личных мыслей и ассоциаций.
Это интересно.
Елена Пацкина 30.01.2019 23:55 Заявить о нарушении
Любовь Коваленко 31.01.2019 11:14 Заявить о нарушении
Мнение Зощенко о том, что двойственность и противоречивость губительны для организма. Например, Пушкин не смог побороть в себе своё двойственное отношение ко двору, и стал искать смерти. "Настроение ищет объект". А Гёте был мудрее, и стал министром.
Вообще, звериная жестокость говорит о том, что у человека железные нервы. Но хорошо ли то, что у зверя железные нервы? Спорный вопрос.
Любовь Коваленко 17.03.2019 10:43 Заявить о нарушении