Измайлово, Измайловка, Измаил, Ишмаель - этимологи
тебя, и ты исполнишь обеты твои
Иов 22:27
1) Существующая топонимика
Измайлово и производные топонимы - 44 населенных пунктов в центральных областях, в Сибири и в Приморском крае.
* Измайлиха село Красноармейского р-на Приморский края на реке Измайлиха, фиксируется на Топографической карте СССР • 5 км. 1984 г., на более ранних картах не заселенный район. Река Измайлиха обозначена на карте Приморья и Хабаровского края 1939 г.
* Измайлово – дрв., Александровский р-он, Владимирская обл., Карта Шуберта 1832 г. Измайлова.
* Измайлово – деревня, Талдомский р-он, Московская обл., на Карте Шуберта 1832 г. Измайлова.
* Измайлово – деревня, Дмитриевский р-он Московской обл., изв. с 1767 г.
* Измайлово - деревня Переславский район, Ярославская обл., показана на карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (до 1942 Троицкое) – п.г.т, Ленинский р-он Московская обл., на Карте РККА Московской обл. • 1 км., 1942 г. – свхз. Измайлово; на картах 1941 г. - Свхз.; церковь XVII века.
* Измайлово – пгт, Барышский район, Ульяновская обл., на Карте Шуберта 1832 г. – Измайловка.
* Измайлово – дрв., Бавлинский р-он, Татарст., на Карте Самарской губ. 1867 Рихтера, Измайлова.
* Измайлово деревня Троснянский район, Орловская обл., показана на Немецкой военной карте второй мировой войны. Европейская часть СССР. Трехкилометровка. 1941 г., как отделившаяся часть села Обыденки – Обыденки Исмайловк(а).
* Измайлово (а) – дрв., Некрасовский р-он, Ярославская обл., показана на карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово – село, Милославский район, Рязанская обл., показано на Карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (а) – деревня, Селижаровский район, Тверская обл., показана на Карте Менде 1853 г.
* Измайлово – деревня, Торжокский район, Тверская обл., показана на Карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (Полувежи) – село, Новосильский р-он, Орловская обл., на Карте Шуберта 1832 г.
* Измайлово (Филистово) – дрв., Маревский р-он, Новгородская обл., на Карте Шуберта 1832 г., и т.д.
* Исмаилово (а) – деревня, Туймазинский р-он Башкирия, показана на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
*Исмайлово – пгт., Дюртюлинский р-он Башкирия, показан на Карте Стрельбицкого. Восток Европейской части России 1871 г.
2) Топонимика XIX века по Спискам населенных мест Российской Империи
http://maps.litera-ru.ru/spiski.php?filter=&full=1
Измаилов починок – Касимовский уез Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
Измаиловка – деревня Ряжский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
Измаилово – деревня Рязанский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г
Измаилово – деревня Скопинский уезд Рязанской губернии по сведениям 1859 г.
Измаильское – Весьегонский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово – Крапивенский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 г.
Измайлово – Новосильский уезд Тульской губернии по сведениям 1857 г.
Измайлово – Тверской уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово – Калязинский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово – Осташковский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово – Переславский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово – Московский уезд Московской губернии 1862 г.
Измайлово – Вяземский уезд Смоленской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Новоторжский уезд Тверской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Ярославский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Даниловский уезд Ярославская губерния по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Шуйский уезд Владимирской губернии по сведениям 1859 г.
Измайлово (2) - Дмитровский уезд Московской губернии 1862 г.
Покровское Измайлово – Одесский уезд Херсонской губернии 1868г.
3) Существующая этимология
а) Исмаил. Электронная еврейская энциклопедия
Исмаил (ивр. Ишмаэль — `слышит Бог`), первенец Авраама, рожденный египтянкой Агарью, рабыней Сарры, когда отцу было 86 лет. …Согласно Библии, от Исмаила произошла группа кочевых племен ишмеэлим — исмаильтян (ср. Быт. 37:25; Пс. 83:7 и др.). Областью обитания этих племен был, по-видимому, южный Ханаан. Библия описывает исмаильтян как кочевников пустыни, разводящих верблюдов и промышляющих караванной торговлей и разбоем (Быт. 16:12; 37:25; I Хр. 27:30).
б) Источник
* См. стронг иврита 3458 Ишмаель, https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/3458.html
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 199;
4) Применение имени, фамилии и топонима в старорусских актах.
а) Национальный корпус русского языка
* Новгородская Карамзинская летопись. Первая выборка (1400-1450): «И поимши Сарра Агарь, вдасть ю мужу своему; и влезъ Аврамь къ Агаре, зачатъ и роди сына Агарь, и прозва и Аврам Измаиломъ, и Аврам бе лет 86, егда родися Измаил».
* Разрядная книга 1475–1598 гг. Разряды 1512–1598 гг. (1512-1598): «князю из нагаи выбегали полоненики Карп Горлов с товарищи и сказывали, что Исмаил мурза, Ахтотар мурза и иные мурзы Волгу перевезлися со многими людьми, а ждати им, перелезши Волгу, Исупа князя; а Исупу князю с теми со всеми людьми быти на царевы и великого князя украины».
* Посольская книга по связям Московского государства с Ногайской Ордой. Книга 5-я. 1557–1561 гг. (1557-1561): «Прислал ко царю и великому князю с Резани Яков Измаилов нагаиских гонцов: Исмаилева княжово гонца Теньку да Белек Булат мирзина гонца Арслана да Аисы мирзина гонца Кудаша».
* Полюбовная разъезжая Василия Елисеева сына Курапова, человека Михаила Никитича Юрьева, и старца Чудова монастыря Вассиана Торжнева юрьевской земле с. Измайлово и д. Брюхово с чудовской землей с. Черкизово с дд. Соболево и Хоругино в Московском у (1596.06.24)
«1} Лета 7104-го июня в 24 день Михаило Никитич Юрьев велел розъехати свою вотчиную землю села Измаилова да деревни Брюховои с монастырскою вотчиную Олексея чюдотворца Чюдова монастыря у архимарита Пахнутья з братьею межи и грани по старине села Черкизова да деревни Соболевои, да деревни Хоругинои, велел учинить и розъехати полюбовно».
* Г. Александров. Московские храмы. Тихвинская, что в селе Алексеевском, церковь // Журнал Московской Патриархии, № 10, 1945: «Так, в Дворцовых Разрядах за 1674 г. можно прочесть: «Декабря в 7 день ходил великий государь из села Преображенского с государынею царицею и с государи царевичи и с государыни царевны в село Измайлово тешиться и всякого строения смотреть: и кушанье раннее было у великого государя в селе Измайлове»».
* Т. М. Богословский. Московские святыни. Иерусалимская икона Божией Матери. Очерк // Журнал Московской Патриархии, № 03, 1945: «Впервые Измайлово упоминается в «Писцовых книгах» за 1571;1574 годы, а также значится в приходной книге Патриаршего приказа за 1640 год».
* Иван Голиков. Историческое изображеніе жизни и вс;хъ д;лъ знаменитаго генерала Россійскаго Патрика Гордона, изв;стнаго у насъ подъ именемъ Петра Ивановича Гордона (1800): «Съ симъ прошеніемъ по;халъ онъ 29 Ноября въ село Измайлово, въ которомъ им;ли тогда пребываніе старшій Царь съ Царевною».
б) С.Б. Веселовский. Ономастикон…, М., 1974 г.
Измайлов Иван Иванович Инка, воевода рязанских князей, 1493 г.
в) Деятели христианства
* Мануил, Савел и Исмаил (ум. 17 июня 362) — христианские мученики, память в Православной церкви совершается 17 июня (по юлианскому календарю).
* Измаил, епископ сарский или сарайский, в 1296 г. был на съезде князей во Владимире, где, вместе с владимирским владыкой Симеоном, явился примирителем великого князя Андрея, князя московского Даниила Александровича и других, рассорившихся из-за волостей и готовившихся начать вооруженную борьбу. В 1312 г. митрополит Петр, за какое-то преступление, лишил его сана. Полн. собр. рус. лет. I, 228; IV, 45; V, 202; VII, 181, 186; X, 178.
5) Обобщение и вывод
Имя Измаил (Исмаил) зафиксировано в старорусских источниках с конца XV века. Измайлов – распространенная фамилия в среде служивого дворянства и грамотного сословия (дьяки, писцы), редко простые крестьяне. Топонимика Измайлово отмечена в источниках с XVI века.
* Моше бен Маймон (Маймонид 1135-1204) – выдающийся еврейский философ, богослов, врач; в русской литературе – Моисей Египетский. Автор философского трактата «Путеводитель растерянных», 1191 г.; в этом труде он разъясняет смысл ряда терминов и выражений Ветхого Завета.
«Путеводитель…», Глава 45. ШАМА слышать;
http://www.machanaim.org/philosof/more_nev/moref_45.htm
«ШАМА - многозначное выражение. Бывает, оно имеет значение "слышать", бывает - "слушаться". В значении "слышать": "да не слышится () оно из уст ваших"; "И услышали () весть в доме фараона". Таких примеров много.
Подобно этому, широко распространено также употребление слова в смысле послушания: "...но они не послушали Моисея"; "Когда же они послушают и будут служить [Богу]?"; "А вас ли мы будем слушать?"; "...и не послушает слов твоих".
Бывает также, что значение этого слова - знание и ведение: "народ, язык которого ты не воспримешь ()", что означает: "ты не будешь понимать его речи".
И всякий раз, когда используется выражение (слушание) по отношению к Богу, если внешний смысл текста указывает на первое значение, то это [выражение] представляет собой оборот речи, подразумевающий "постижение", то есть третье из перечисленных значений. "И услышал Господь"; "ибо услышал Он ропот ваш", - все это означает постижение и знание.
Если же внешний смысл текста указывает на второе значение, то оно является оборотом речи, в котором говорится либо о том, что Он, Превознесенный, отвечает на зов молящегося, либо о том, что Он не отвечает на его зов: "услышу ( ) вопль его"; "Я услышу, ибо Я милосерден"; "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь"; "но Господь не услышал голоса вашего и не внял вам"; "и сколько бы вы ни молились, Я не слышу"; "Ибо Я не внемлю" - подобные примеры многочисленны».
Вывод
Имя составлено из двух корней библейского иврита ШАМА слышать, слух + ЕЛ Бог (образ - Бог всё слышит), заимствовано христианами и мусульманами из лексикона Ветхого Завета.
6) Терминология иврита и библейский образ
а) Терминология
Составное теофорное имя, христианство - ИЗМАИЛ, ислам - ИСМАИЛ = ивр. ИШМАЕЛ = ИШМА+ЕЛ = форма от корня иврита ШАМА слышать (слух, понимать, быть послушным и т.д.) + ЕЛ Бог; т.е. Бог слышит (всё).
Источник
* см. Синодальный перевод, ивр. стронг 8085, ШАМА слышать; https://manuscript-bible.ru/S/S/h80.htm#8085
* см. Синодальный перевод, ивр. стронг 410, ЕЛ Бог; https://manuscript-bible.ru/S/S/h04.htm#410
б) Библейский образ
* Исход 23:13: «Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится (ЙИШАМА, от ШАМА) оно из уст твоих».
* Притчи 15:29: «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит (ЙИШМА, от ШАМА)».
* Бытие 48:3: «И сказал Иаков Иосифу: Бог (ЕЛ) Всемогущий явился мне в Лузе, в земле Ханаанской, и благословил меня».
Таким образом, русское имя Измаил, тюркское Исмаил, топонимы Измайлово, Исмайлово и их производные, являются транслитерацией еврейского имени ИШМАЕЛ на христианском и исламском религиозном пространстве.
Имя служило предостережением верующему (не богохульствуй) и выражала надежду, на то, что неправедные действия будут «услышаны Богом» и обидчик подвергнется Божественному наказанию – сакральный оберег.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Распространение этих имен и топонимов связано с культурно-религиозной деятельностью деятелей православного и мусульманского духовенства.
30.12. 2018 г.
Свидетельство о публикации №218123000463