Новогодний рассказ

Сколько себя помню, не любил я новогодние детские ёлки. Сейчас объяснить-то трудно, почему не любил, но точно помню, что старался всеми возможными способами избежать присутствия на этом празднике. Меня туда, ещё дошкольника, силой тащили. Я упирался, отнекивался, в зал, где стояла ёлка, никак не шёл: шумно там, полно народу, толчея хуже, чем на рынке, какие-то ряженые подбегают, с которыми надо плясать, хороводы водить, но я от них убегал и прочее.
С мамой однажды пришли на ёлку. Затолкала она меня в хоровод этот. Ходил я в этом хороводе туда-сюда, да думал, как бы скорее уйти домой. Мама говорила, что обязательно надо на ёлку идти, иначе Дед Мороз подарка не принесёт или не отдаст. «И пусть, - думал я, - лишь бы на ёлку не ходить!» В тот раз, сел Дед Мороз под ёлкой, а детишки, сияющие радостью, к нему проталкивались, стишки рассказывали, конфетку из мешка получали. Я встал в сторонке, не обнаруживая ни малейшего намерения добраться до Деда Мороза, конфеткой не прельстившись. Мама подошла и сказала, что надо обязательно прочитать стишок, мною разученный. Полез я в толпу просьбу мамину выполнять. Ребят растолкал, к Деду Морозу пробрался и только он мне микрофон протянул, как девочка подбежала очаровательная. Я девочку пропустил, совершив, пожалуй, первый и единственный галантный поступок в своей жизни по отношению к девочкам, женщинам! Девочка с выражением стишок рассказала, конфетку получила, да на ней и кончились конфетки в волшебном мешке Деда Мороза. А, может, не кончились, только встал он со своего стула, и праздник продолжился дальше. (С тех пор, если стою за чем-нибудь в очереди, то предо мною оно и кончается!)
Мама пожурила меня добродушно:
- Тюфяк ты у меня, Алёшка!
Я нисколько не обиделся, но подумал: «Неужели же, я без конфетки не обойдусь?! Зато девочка была необыкновенно нарядной!» Дети часто не способны выразить мысль словами, ответить взрослым, но думают всегда правильно и запоминают свои мысли навсегда. Правда, иногда нужен катализатор в виде какого-нибудь яркого события, чтобы всплыла из глубоких недр памяти та или иная детская мысль.
В другой раз, кажется, я уже в первом классе учился, старшая сестра потащила меня на ёлку в заводской клуб. Я отбрыкивался руками и ногами, но она сказала, что только за подарком сходим. Уныло, нога за ногу, поплёлся я в клуб. Сестра крепко держала меня за руку. В просторном вестибюле клуба вселенское столпотворение. Плотная толпа хаотично движется во все стороны: кто-то куда-то бежит, кричит, толкается. Ужас! Ольга говорит, что обязательно надо раздеваться. Я упорствую, отвечаю, что подарок и так отдадут. Она и слышать не хочет, настаивает, особо не церемонится со мной - не мама. Мы сдаём-таки верхнюю одежду в гардероб, получаем жетончик, идём в сторону зала, где стоит ёлка. Ольга старается запихнуть меня в зал, но не тут-то было! Я уже первоклассник, а не дошкольник, ничего у вас не выйдет!
Ольге надоедает бороться со мной. Она сдается, я получаю подзатыльник, и мы идём туда, где выдают подарки. Там тоже полно народа, но меньше, чем в вестибюле клуба. Ведь подарки начнут разбирать после окончания новогоднего представления. Пакеты с подарками валом навалены на полу какой-то кладовой комнаты, что без окон, и с грязным бетонным полом. Ольга называет фамилию. Тётенька не празднично одетая, находит её в длинном списке своём лохматом листами бумаги, поднимает с пола подарок, валявшийся отдельно от общего гурта, и отдаёт нам. Мне противно брать его в руки. Я прячу руки за спину. Подарок принимает Ольга, замахивается им на меня и шипит:
- Иди уже, противный!
Я и иду, бегу к выходу. Я же не просил меня тащить в этот Содом, чего же теперь на меня злиться?!
Конечно, города с названием Содом я тогда не знал. Может, слышал это слово, не ведая его первоначального значения, но понимая смысл его.
Всё, после этого я на ёлки не ходил никогда, хоть режь меня, за исключением школьных праздников. Я бы и в школьных ёлках не участвовал, но нельзя отказаться, так как всем классом готовили инсценировку какой-нибудь сказки, где у каждого была своя роль. Готовиться начинали сразу после празднования 7 ноября.
В актовом зале школы ставили  огромную ёлку, под самый высоченный потолок. Мы любили смотреть, как срубленное дерево несколько мужчин заносили через парадный вход, поднимали её по лестнице, с трудом разворачивая на лестничной клетке. А она источала ароматный запах хвои, смолы, от неё веяло морозцем, падал снег и немного колючих иголок. Потом волокли её по школьному коридору за комель, она пыталась цепляться за батареи отопления, двери, вершинка её моталась из стороны в сторону, как голова привязанного к лошади пленника. Сюжет этот я видел в каком-то фильме.
Я не испытывал радости от того, что нам в школу привезли ёлку. Жалко дерево. Запах хвои и смолы –  то последнее, что отдавало стройное дерево, уже погибшее, погубленное и постепенно засыхающее. Почему срубленную ёлку называют живой? Какая же она живая?! Живой она была в лесу, среди подруг своих, с которыми росла не один десяток лет.
Наступает день праздника. Что он оставляет в воспоминаниях? Да всё ту же толчею, суматоху, суету. Хоровод и сказочное представление сливаются в одну общую шумную бесформенную массу. Особняком стоят две страшные песенки: «В лесу родилась ёлочка» и «Маленькой ёлочке холодно зимой». Зачем мужичок срубил ёлку под самый корешок? Родилась она в лесу, пусть бы там и росла! Зачем маленькую ёлочку взяли из лесу домой? В лесу её дом, в лесу ей хорошо было. Теперь нарядили древесный обрубок, оторванный от корня, и радуемся. Да, красиво украсили ёлку на несколько дней. Потом ёлку выбросят, сброшенные ею иголки сметут с пола, дети к этому времени объедятся сладостями. Вот и весь праздник.
Для старшеклассников в школе проводился так называемый новогодний бал. Это было интереснее, а то ходи на ёлку до седьмого класса, как дурак! Став старшеклассником, я, таясь, чтоб никто не видел, подходил к ёлке, брал её за веточку, а она тихо роняла иголки на паркетный пол, будто слёзы. Как бы говорила: «Вам хорошо, вы остаётесь жить, а я медленно погибаю…»
Грустный получился новогодний рассказ, будто и не новогодний вовсе. Кто-то возразит, будучи уверенным, что так не бывает, что маленький ребёнок всегда радуется новогоднему празднику и ёлке в нём. Не все и не всегда, дорогие друзья, дети радуются этому празднику. Присмотритесь к ним хорошенько, и станет многое понятно.
Воспоминания о детстве, об отношении к новогодней ёлке нахлынули на меня валом мощного цунами. Случилось это под конец сегодняшней прогулки в заброшенные сады. Оные не далеко от моего дома. Воскликнет читатель (если таковой найдётся): «Чего там делать в последний день уходящего года?!» О, друзья, там остались необозримые заросли чудесной облепихи. Она сияет ярким оранжевым пламенем неопалимой купины среди снегов белых! Некому собирать урожай. Природный холодильник прекрасно сохраняет ягоды. Набрал я пол-литровую банку. Мороженую ягоду легко собирать, если бы руки не мёрзли.
Там же, в заброшенных садах выросло много елей. Откуда они там взялись? У одной из них я срезал ножом несколько самых нижних веток. Получился зелёный еловый букет. Поставлю его дома для запаха, который будет окутывать скромненький новогодний стол для троих человек: меня и моих любимых родителей. Хорошо бы и следующий год в их кругу встретить, и за ним идущий, и дальше…
Вот этот-то еловый букет взболтал застоявшееся вещество памяти, подняв со дна её события давно минувшие.

31.12.2018.


Рецензии
Благодаря Вашему рассказу, погрузилась и я в свои новогодние воспоминания из детства. Кстати, недавно начала писать рассказ "Десять лет детства" и как раз остановилась на зимних забавах. А ёлку, сосну ли я уже последние три не наряжаю, даже искусственную. Не хочется, потеряла интерес к этому празднику.
С уважением,

Людмила Комарова Сабирова   04.01.2019 12:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.