1923г. Лубянка - Ленину. Церковь и секты

Из цикла «Совершенно секретно»: Лубянка-Сталину о положении в стране

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РСФСР за февраль – октябрь 1922 г. (По данным Государственного политического управления) – http://www.proza.ru/2019/01/02/1470
2. СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля 1923г. № 35/238 –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1476
3. ОБЗОР ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль – ноябрь 1924 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1484
4. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1498
5. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ОТДЕЛОВ ОГПУ [О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ СССР] от 17 февраля 1925 г. - http://www.proza.ru/2019/01/02/1493
6. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за февраль - июнь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1505
7. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль - декабрь 1925 г. –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1513
8. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1926 г. (по данным Объединенного государственного политического управления) –
http://www.proza.ru/2019/01/02/1520
9. ОБЗОР ПОЛИТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за январь – декабрь 1927 г.
http://www.proza.ru/2019/01/02/1571



1923 год

Совершенно секретно

СПЕЦПОЛИТСВОДКА за 12 февраля № 35/238

Вятская губ. (Госинфсводка №5,3 февраля)

8. Раскол среди духовенства с каждым днем все усиливается. Группа «ЖЦ» ведет активную работу с реакционным духовенством, но симпатиями среди населения не пользуется. Монашками Вятского женского монастыря среди рабочих и крестьян распространяются слухи о происшедшем якобы в Вятке чуде в день Нового года. В день Нового года на спичечной ф-ке «Красная Звезда» толпа граждан во главе с председателем спичтреста хотела взорвать Бога Саваофа, для чего под сделанное чучело подкатили бомбу, а когда бомба взорвалась, то оказалось, что убито 28 коммунистов, а Бог остался целым. В это время небо разверзлось, снег заалел. В действительности же председатель треста с другим членом правления во время встречи Нового года среди рабочих фабрики хотел взорвать фугас, но сделал это так неосторожно, что был убит сам и пять человек ранено.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за апрель - май 1923 г.

Православные церковники.

Часть православного духовенства, не присоединившегося к обновленческому течению, в ряде мест развивает антисоветскую агитацию. В Донбассе арестованы священники, объединявшиеся в подпольную организацию и хранившие оружие в одной из церквей. В Прибайкальской губ. по подписным листам собирались деньги якобы на епархиальные нужды. Инициатором явилась местная монархистка. В Красноярской губ. агитация духовенства привела к тому, что во время продналоговой кампании был выселен сельсовет из занимаемого им помещения. В Чечне и Черкесско-Адыгейской обл. духовенство стремится привлечь на свою сторону молодежь. Отмечено также стремление проникнуть в ячейки КСМ Украины со стороны киевского духовенства. Антисоветская деятельность имеет место также в губерниях Екатеринославской, Иваново-Вознесенской, Череповецкой, Саратовской, Черниговской и некоторых других. Однако работа реакционной части духовенства подрывается в сильной степени с двух сторон: успешной антирелигиозной кампанией, а также и тем процессом, какой происходит в среде самого духовенства - процессом гниения и развала. Пьянство (Саратов), выделка самогона (Татреспублика) роняют авторитет попа в деревне. С другой стороны, учащаются случаи добровольного снятия с себя духовного звания. От этого шага многих удерживает только боязнь остаться без средств к жизни.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июнь 1923 г.

Православные церковники

Непосредственно после 2-го Всероссийского поместного собора деятельность обновленцев усиливается, а тихоновцы, лишенные собором почвы, ведут лишь скрытую агитацию среди верующих, распространяя разные провокационные слухи. Массовое закрытие церквей, имевшее место в прошлые месяцы, обложение церквей налогами и обязанность духовенства брать патент-все это относилось ими к деятельности обновленцев. Одновременно сильно распространялись слухи о смерти в тюрьме Тихона, а в раде церквей Москвы по нем даже отслужены панихиды.

Освобождение Тихона внесло в жизнь церкви большое оживление. Оно заставило обновленцев с ВЦС во главе усилить свою деятельность ввиду опасения возвращения Тихона к власти. Факт освобождения Тихона и раскаяние его перед Советской властью привел в тупик черносотенное духовенство и монархические круги как в России, так и за границей. Начинают распространяться слухи, что Тихона заставили подписать раскаяние силой, что он сошел с ума. В силу этого «патриаршая» деятельность дальше Донского монастыря пока не распространяется.

Со стороны отдельных групп тихоновцев наблюдается стремление использовать инструкцию ВЦИК об организации религиозных групп в 50 человек для автокефалии церкви, дабы таким образом сохранить свое влияние. Последние политические события вызвали рост активности реакционного духовенства, выразившегося в распространении провокационных слухов. В Грузии в Ахалцихском у. и Чхереульском теми на почве агитации духовенства имели место даже эксцессы, сопровождавшиеся избиением коммунистов. В Вотской обл., Актюбинской губ. духовенство собирает подписи верующих для возвращения закрытых церквей. На съезде духовенством в Перми распространялись контрреволюционные брошюры.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за июль, август и половину сентября 1923 г.

Православное духовенство

Усилившаяся активность тихоновцев вынудила обновленцев пойти на объединение своих рядов, что и вылилось в организацию взамен ВЦУ-Синода и введение в него ряда авторитетных и старых епископов, против каноничности которых ни миряне, ни тихоновцы спорить не могут. Авторитет Синода укрепился, и число его сторонников среди духовенства растет, ввиду чего раскол в церкви можно теперь считать совершившимся актом. Совещание тихоновских и обновленческих епископов постановило, для единства церкви считать необходимым уход Тихона от управления, но он об этом и слышать не хочет. Синодцы намерены послать делегацию в Турцию для получения признания Вселенского патриарха. Оба направления конкурируют между собой в заявлениях лояльности по отношению к Советской власти, и обновленцы боятся, что Тихон перещеголяет их своим «новосоветизмом».

На местах растерявшиеся после освобождения Тихона обновленцы вновь укрепляют свои ряды для религиозной борьбы с тихоновщиной. Последняя имеет сильную поддержку у крестьянства, которое настроено против введения новшества (в частности, нового стиля) в церквах, в Москве поддерживается значительным числом реакционных попов и антисоветскими элементами из мирян.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за период с 15 сентября до 1 ноября 1923 г.

Православное духовенство

Борьба между обновленцами и тихоновцами как в Москве, так и на местах продолжает развиваться. Тихоновцы, пользуясь своим влиянием на массы верующих, ведут скрытую борьбу против обновленцев. Наиболее активным из тихоновцев является архиепископ Илларион, который за последнее время начинает проявлять себя и как антисоветский элемент. На местах наблюдается появление назначенцев Тихона, которые ведут ожесточенную борьбу с обновленцами. Обновленческая работа в таких случаях быстро сходит на нет и ее приходится восстанавливать с большими усилиями.

 

ОБЗОР ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СССР за ноябрь - декабрь 1923 г.

Православное духовенство

Борьба среди групп православного духовенства продолжает развиваться. Основным вопросом в отчетном периоде являлось проведение нового стиля в церковную жизнь. Тихон, санкционировавший его, натолкнулся на отрицательное отношение верующих и вынужден был отказаться от проведения его в жизнь. Однако в декабре Тихон вновь подтвердил необходимость перехода на новый стиль. Вообще в последнее время наблюдается, что Тихон под давлением своих епископов всячески старается добиться доверия у Советской власти. Так, им увольняется на покой североамериканский епископ Платон за контрреволюционную деятельность. Этот акт, несомненно, увеличит число недовольных Тихоном консервативных церковников и усилит оппозицию. Это же содействует усилению позиции обновленцев.

Источник: Сайт исторических материалов, http://istmat.info


Рецензии
О НОВОГОДНЕМ ЧУДЕ В ВЯТКЕ в своё время довелось прочесть ,практически всё,что имелось на тот момент, в архивах.Исследовалась тема контрреволюционной деятельности Церкви.Чисто теоретически,разумеется.Как и этот момент с фугасом-пример образца работы абсолютных дилетантов.Рассматривались и другие моменты .И материалы.Целью исследования являлась,логически обоснованное определение, что "...услужливый дурак опаснее врага." Или доказательство обратного.А именно-многие дикие "ляпусы" активных сторонников Советской власти являлись не ошибками,а продуманными подставами скрытых, но убеждённых, грамотных врагов Республики,квалифицированно компроментирующих,новых управленцев.
У Вас интереснейшие темы!Много фактического материала.Но требуется время,для осмысливания этого материала.А времени мало!И всё меньше...И "вершки" хватать не хочется.Ибо темы эти достойны серьёзного осмысливания.Но постараюсь...
С уважением...

Павел Козырев   01.07.2020 14:46     Заявить о нарушении
Я рада, Павел, что вы, как всегда, умеете разглядеть более глубокий смысл из информации. Из истории, тем не менее, не получится переписать страницы "контрреволюционной деятельности Церкви". Было? Да! Уже в 17 веке Церковь не была единой, в ней было несколько партий, так называемых сект. Партия большевиков РСДРП во главе с Троцким и Лениным не больше виноваты в свержении государственного строя вместе с религией, чем двадцать с лишним остальных политических партий, в том числе и епископство, входивших в государственную Думу до февральской революции, а Временное правительство, как стая коршунов, стало делить Престол, чем фактически обеспечило все условия гибели императора с семьей, только руками большевиков.

Церковь была государственным идеологом, вмешивалась во внешнюю политику, влияла на элиту, армию и глав государств, от Церкви исходила всегда инициатива войны или мира. Церковь вскормила революционеров и, как мы знаем, инициировала и возглавляла революционные выступления.

Тем "церковникам" и после пролитой крови в Первой мировой и развязавшихся гражданских войн было наплевать на судьбы народов, они действовали за интересы наследников, образовавшихся после Романовых, и между собой дрались, так как церковные группировки - сектанты, в том числе масонские ложи (кстати, масоны захватили тот, первоначальный Храм Христа Спасителя в Москве) поддерживали своего из многочисленных претендентов. Это же те патриархи создали военизированную партию "черносотенцев", из которой образован военизированный же РОВС. Поэтому, Церковь на самом деле была контрреволюционной. А ведь сама заварила кашу, чтобы чужими руками свергнуть Дом Романовых, самой ее пришлось хлебать.

Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)- ВКП(б) по сути заменила Церковь по всем сферам деятельности. Вот за Трон и сферы влияния и была борьба между политическими партиями прежней знати, сектантами и ВКП(б).

С уважением, М.

Марина Северчанская   05.07.2020 07:08   Заявить о нарушении